Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАПРАВЛЕНИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"'

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАПРАВЛЕНИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Татьяна Ивановна, Попов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются технологические подходы к организации и проведения лабораторных занятий по гражданско-патриотическому воспитанию с обучающимися направления «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Татьяна Ивановна, Попов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF CONDUCTING LABORATORY CLASSES WITH STUDENTS IN THE DIRECTION OF "PEDAGOGICAL EDUCATION"

The article discusses technological approaches to the organization and conduct of laboratory classes on civil and patriotic education with students of the "Pedagogical education" direction.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАПРАВЛЕНИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"»

УДК 159.0

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ»

Татьяна Ивановна Попова

кандидат педагогических наук kro.7@yandex.ru Александр Сергеевич Попов

кандидат философских наук Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются технологические подходы к организации и проведения лабораторных занятий по гражданско-патриотическому воспитанию с обучающимися направления «Педагогическое образование».

Ключевые слова: педагогические находки, личностные качества учителя-воспитателя, взаимодействие педагога с воспитанником.

Традиционно студенты для лаконичности лабораторные занятия называли сокращённо «лабами». Конечно, те, кто обучался на технических, физико-математических, естественнонаучных специальностях, прежде чем увидеть технологический или производственный процесс на предприятии, должны были увидеть его микромодель в условиях лаборатории. Студенты-химики, иногда по несколько часов в день ждали, да и ждут в условиях лабораторий результатов химических реакций, фиксируют их прохождение, аргументируют полученные результаты. Биологи неделями наблюдают за изменениями, проходящими в растительном и животном мире за заложенными опытами в условиях лаборатории.

Другие подходы, в проведении лабораторных работ по психолого -педагогическим дисциплинам. Они предполагают наблюдение, включение инновационных подходов к организации деятельности детей, выявление результатов от проведённой работы. Если в области точных наук результаты можно перепроверить в лабораторных условиях, то результаты работы с детьми не всегда можно повторить на другой, даже одновозрастной группе. Причина ясна - разные условия, разные дети, разные исполнители. Следовательно, организуя лабораторные работы по дисциплинам разных модулей учебного плана, следует обращать на это особое внимание. Все модули: «Методология исследования в образовании», «Профессиональные коммуникации», «Моделирование и проектирование воспитательной системы в образовательных организациях», «Индивидуализация и дифференциация воспитательной работы с детьми разных категорий» наряду с лекционными, практическими занятиями предполагают обширный объём лабораторных работ в рамках института. Тогда перед преподавателями стоит задача, как продуктивно организовать это работу, исходя из имеющихся возможностей [1, с.83].

В рамках одной статьи сложно представить работу по всем модулям, сочли целесообразным остановиться на модуле «Моделирование и проектирование воспитательной системы в образовательных организациях».

Например, при изучении дисциплины «Воспитание как специально-организованная деятельность по достижению целей образования», есть необходимость остановиться, прежде всего на классическом единстве образования и воспитания, что является аксиоматическим понятием в отечественной педагогике с момента создания первых учебных заведений включая церковно-приходские школы и университеты.

В условиях нашего социально-педагогического института Мичуринского ГАУ, мы практикуем такую форму работы по патриотическому воспитанию, как - знакомство с военными подвигами преподавателей Мичуринского педагогического института в годы Великой Отечественной Войны. Для этого на лабораторных занятиях у стенда «Они сражались за Родину», говорим о ратных подвигах, о педагогических находках этих людей, их высоком уровне образованности, культуры, профессиональной воспитанности, душевной щедрости. Обращаем внимание, прежде всего на их личностные качества и то, что они сделали для профессионального становления будущих учителей[3, с.158].

После того, как студенты услышат рассказ о Николае Карловиче Миттове - бывшем ректоре, который служил в Маньчжурии, защищая восточные рубежи СССР, принимал участие в войне с Японией. На фронт он попал после окончания Мичуринского педагогического училища и двух курсов психолого-педагогического факультета педагогического института им. Герцена А.И. в Ленинграде. После войны продолжил своё образование в институте. Он вместе со своими однокурсниками не только изучал педагогику и психологию у современных ему авторов учебников, но и они, бывшие фронтовики стремились познакомиться со всеми достопримечательности города на Неве. Студенты стояли в очереди, целую ночь, чтобы посмотреть произведения Дрезденской картинной галереи. Николай Карлович говорил, что их целью было не только прикоснуться к сокровищам мировой культуры, но и чтобы аргументировано приобщать к ней своих будущих студентов. Об этом мы рассказываем студентам. Надо тому быть, после наших рассказов, сегодняшние

обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры, активно откликаются на предложение посмотреть видео экскурсии по Дрезденской картинной галерее, а после просмотра, отмечают, что обязательно постараются побывать в Петербурге и посетить его достопримечательности и музеи Особый интерес вызывает рассказ о Мечиславе Петровиче Шульце. О тяжелых годах военного лихолетья, когда ему выпускнику (1938г.) исторического факультета Новгородского учительского института и курсов политработников в Москве (1941г.) пришлось стать политруком взвода на Ленинградском фронте. Тяжелораненым он попал в немецкий плен, перенёс ужасы в лагере военнопленных. После войны вернулся к мирной жизни, был директором школы в городе Караганде Казахской ССР, создал огромную копилку педагогических ситуаций, отражающих проблему взаимоотношений «учитель-ученик». От эмпирических представлений сумел сформировать глубокие теоретические основания проблемы взаимоотношения педагога с воспитанником. Это легло в основу разделов теории воспитания, учебников педагогики семидесятых-девяностых годов прошлого века. Надо отметить, что современным студентам не кажутся педагогические ситуации, предлагаемые М.П.Шульцем каким-то ретроградством, напротив - они проявляют интерес к ним, проводя аналогии с современной образовательно-воспитательной системой [2, с.60].

Подобный подход к организации лабораторных занятий, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию, даёт возможность студентам устанавливать связи теории и практики, знакомиться с опытом предшествующих поколений педагогов Мичуринского государственного педагогического института.

Список литературы:

1. Попова Т.И. Индивидуально-творческое развитие будущих учителей начальных классов // Подготовка учителя начальных классов в системе высшего образования в условиях обновления начальной школы:

материалы Всероссийского научно-практического семинара сотрудников кафедр начального образования педагогических вузов (17-18 октября 2007г.). Волгоград. 2008. С. 82-86

2. Попова Т.И. К вопросу ориентации студентов на педагогическую деятельность // Система непрерывного педагогического образования: региональный аспект. Мичуринск. 2008. С. 57-62

3. Попова Т.И. Развитие потребности в профессиональном самообразовании у будущих педагогов для работы в условиях сельской местности //Актуальные проблемы преподавания гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин в школе и вузе: материалы научно-практической конференции по итогам научно-исследовательской работы МГПИ. Вып. 9. Мичуринск: ГОУ ВПО «МШИ». 2012. С. 158-159.

UDC 159.0

FROM THE EXPERIENCE OF CONDUCTING LABORATORY CLASSES WITH STUDENTS IN THE DIRECTION OF "PEDAGOGICAL

EDUCATION"

Tatiana I. Popova

Candidate of Pedagogical Sciences kro .7@yandex.ru Alexander S. Popov Candidate of Philosophical Sciences Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses technological approaches to the organization and conduct of laboratory classes on civil and patriotic education with students of the "Pedagogical education" direction.

Keywords: pedagogical findings, personal qualities of a teacher-educator, interaction of a teacher with a pupil.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.