Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна

Будущий педагог, успешно реализуя педагогическую деятельность, обязан иметь необходимые знания, умения, навыки, формировать систему профессиональных ценностей, воспринимать значение профессиональной деятельности и быть готовым к осознанному внедрению в рынок труда, учитывая создавшиеся потребности, приняв и осознав необходимость профессионального самообразования и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS IN THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE TEACHER

A future teacher, successfully implementing pedagogical activity, must have the necessary knowledge, skills, skills, form a system of professional values, be aware of the essence of professional activity and readiness for conscious and competent entry into the labor market, taking into account the formed needs for continuous professional self-education and self-development.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

УДК 159.99

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru Людмила Игоревна Полунина кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Будущий педагог, успешно реализуя педагогическую деятельность, обязан иметь необходимые знания, умения, навыки, формировать систему профессиональных ценностей, воспринимать значение профессиональной деятельности и быть готовым к осознанному внедрению в рынок труда, учитывая создавшиеся потребности, приняв и осознав необходимость профессионального самообразования и саморазвития.

Ключевые слова: профессионально-ценностные ориентации, профессиональная деятельность, учитель, педагог.

Современная система образования РФ формирует педагога, формирующего человеческие ценности, развивающего творческую личность.

Будущий педагог, успешно реализуя педагогическую деятельность, обязан иметь необходимые знания, умения, навыки, формировать систему профессиональных ценностей, воспринимать значение профессиональной деятельности и быть готовым к осознанному внедрению в рынок труда, учитывая создавшиеся потребности, приняв и осознав необходимость профессионального самообразования и саморазвития.

Одним из важнейших объектов ценностей и ценностных ориентаций индивида считаются работы в области философии, социологии, педагогики и психологии.

Иерархия ценностей - сложная многоуровневая система: ценности -предметы; являющиеся критериями оценок; социальные, материальные и духовные ценности; ценности цели, нормы, средства и идеалы; профессиональные, политические и досуговые ценности.

Заметим, данный перечень может быть продолжен, т.к. ценности возможно классифицировать многообразными способами.

В понятие профессиональной деятельности педагога входят четыре функциональные группы: а) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая; б) конструктивная, исследовательская; в) организаторская, коммуникативная; г) самосовершенствование.

Ценностные ориентации личности - это готовность и способность ответственно и эффективно реализовать ряд обязанностей в обществе (основа социального поведения) [1,4].

В системе образования педагог реализует себя как творческая личность, как носитель общепринятых человеческих ценностей. Следуя этой мысли, ценностные ориентации педагога, проявляются как духовная часть существующего образа личности как личность, обеспечивающая саморазвитие.

Можно выделить три компонента ценностных ориентаций: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный (от латинского слова «cognition»)

означает «узнаю». Это компонент, определяющий элемент знания. Эмотивный - это эмоциональный компонент, включающий чувства, эмоции, ощущения (оценки)[2,5,7].

Поведенческий компонент связан с реализацией ценностей в личности, определяющий, какие факторы влияют на человека, на его поведение, на его жизнь. Такие компоненты как эмоциональный и поведенческий появляются почти с рождения человека, а когнитивному компоненту на развитие требуется определенное время. Важная часть когнитивного компонента - самооценка.

Человек оценивает, формирует свою личность, самого себя на протяжении определенного отрезка времени, исходя из опыта, анализа, примера, успеха, поражений, разочарований, побед и т.д.

Данный образ основан на знаниях и причинно-следственных связях. Он отличается устойчивым характером, осуществляет защитную функцию, т.к. защищает от эмоциональных потрясений и необходимых поступков.

Будущему педагогу нужен набор знаний, умений, навыков, приобретенных за время обучения в высшем учебном заведении, а также приобретенный индивидуальный уклад ценностей, понятие особенностей выбранной профессии, готовность компетентно работать в выбранном направлении [8].

Смысл понятия «ценностная ориентация» по мнению советского психолога, доктора педагогических наук, профессора Бориса Герасимовича Ананьева базируется на ориентации индивида на определенные ценности, составляющие ее ценностные ориентации».

Определим функций ценностных ориентаций.

1) восприятие профессионального и человеческого сознания учителя;

2) развитие параметров оценок социальных, нравственных, социально-психологических и педагогических явлений и процессов;

3) возможность ценностных ориентаций реализовывать ценностно-ориентирующую, прогностическую, регулирующую функцию.

Педагогическая деятельность осуществляет также следующие функции:

- обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;

- конструктивная и исследовательская;

- организаторская и коммуникативная;

- самосовершенствование.

В формировании личности педагога необходимо развивать следующие направления:

1. профессиональная направленность - качество личности, определяющее потребность и отношение к профессии;

2. профессиональная компетентность - уровень компетентности педагога, который позволяет решать учебно-воспитательные задачи, способность сформировать личность другого человека;

3. психологическая компетентность - способность и желание усовершенствоваться, постоянно повышать уровень своих знаний, квалификаций.

Педагог - это личность, которая создает другие личности. Для успешной работы учителя необходима поддержка, как общества, так и помощь коллег, детей, родителей.

Ценностная ориентация должна стать свойством личности. Для этого человек должен осмыслить ее сущность, реализовать ее в деятельности и поведении.

Список литературы:

1. Баудер Г.А., Полунина Л.И. Приобщение к народному творчеству как условие патриотического воспитания // Молодежь: свобода и ответственность. Материалы VI Владимирских духовно-образовательных чтений. 2019. С. 97-100.

2. Гусева М.Н. Структура имиджа будущего менеджера в области государственного и муниципального управления // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2009. № 11. С. 108.

3. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной

направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. - С.82-86.

4. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С.3-18.

5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. Пособие. М.: Академия. 2002. 208 с.

6. Коваль Н.А. Учебная деятельность как средство духовного развития будущего специалиста // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. №2 (283). С.264-267.

7. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.

8. Манаенкова М.П. Инновационные технологии формирования речевой компетентности студентов неязыкового вуза // Наука и образование. Мичуринск. 2020. № 1. С. 21.

UDC 159.99

STRUCTURAL COMPONENTS PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS IN THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE

FUTURE TEACHER

Galina A. Bauder

Candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Lyudmila I. Polunina

Candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. A future teacher, successfully implementing pedagogical activity, must have the necessary knowledge, skills, skills, form a system of professional values, be aware of the essence of professional activity and readiness for conscious and competent entry into the labor market, taking into account the formed needs for continuous professional self-education and self-development.

Key words: professional value orientations, professional activity, teacher,

teacher.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.