УДК 159.99
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ-ФИЛОЛОГАМИ
Людмила Игоревна Полунина
кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Галина Анатольевна Баудер
кандидат филологических наук, доцент
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация: Поэзия Есенина способствует литературному развитию личности. Если человек понял и усвоил, что хотел передать в своей поэзии Есенин, он будет тем, кто полюбит свою Родину всем сердцем, защитит ее. В поэзии великого поэта содержится богатый воспитательный потенциал.
Ключевые слова: национальное богатство, духовность, традиции народной художественной культуры, творчество С. Есенина.
Определенная система ценностей свойственна для людей каждой профессии. Ценности, безусловно, формируются вместе с профессией и в ходе её существования продолжают развиваться. Ценностные ориентации каждой профессии связаны с принятием личностью собственной роли в профессиональной судьбе. Будущий учитель обязан также способствовать формированию профессионально-значимых ценностей. В сфере образования они выражаются в социальной значимости педагогического труда, значимости педагогической деятельности, осознанного восприятия профессии педагога окружающими.
Формирование ценностных ориентаций представляет собой сложный процесс, т.к. одновременно с усвоением существующих ценностей он продолжает выработку ценностей личностных, субъективных.
Формированию ценностных ориентаций будущих учителей способствуют следующие педагогические условия:
1. формирование ценностно-смысловой среды индивида,
2. формирование ценностных ориентаций продолжается на протяжении всего времени обучения профессии,
3. большое значение имеет эмоциональная составляющая при формировании ценностных ориентаций.
Считаем, что будущим учителям необходимо формировать следующие ценностные ориентации: отношения сотрудничества, совместной творческой деятельности, осознание ценности личности, развитие личности индивида, осознание важности профессии, доброту, доброжелательность, гуманность, соблюдение эпических норм, высокий уровень самоконтроля и т.д.
Мы убеждены в том, что ценностные ориентации являются одной из основных характеризующих черт личности человека, которая позволяет ему правильно осознать свою сущность, социальную среду, особенности развития общества.
Правильные ценностные ориентации способствуют проявлению социальной, творческой и умственной активности.
Значение проблемы духовности становится особенно значимым в современную эпоху, наблюдающую значительное обесценивание национальных традиций. Возрождение культурного национального богатства возможно через усиление идеалов духовности. Особое внимание на государственном уровне в настоящее время уделяется возрождению традиций народной художественной культуры. Беспрецедентно мнение, что сохранение духовных традиций является одной из составляющих воспитания подрастающего поколения. Без этого невозможно воспитывать в обществе гуманизм, патриотизм, творчество, профессионализм и т.д.
К сожалению, в начале XXI века мы наблюдаем у молодежи значительную потерю интереса к чтению, недостаточные знания истории своей страны.
Сергей Есенин - один из самых ярких представителей поэзии России 20 века, великий поэт русской земли. Такое утверждение было повторено тысячи раз его поклонниками и исследователями. Оно станет повторяться и в будущем, согласно его же высказыванию «Большое видится на расстоянии». Им же выразилась особая значимость поэзии Есенина для культуры России, для русского духа в целом. Среди его современников - поэтов серебряного века было много талантливых и художественно выразительных поэтов. Важно назвать имена А. Ахматовой, А. Блока, А. Белого... Величие поэта измеряется индивидуальностью, словесной мобильностью, высокой адаптивностью к временным течениям. Виртуозность и возвышенный стиль многих через время становятся манерностью. Подобное случилось со многими поэтами серебряного века. Некоторые поэты не смогли достичь проникновения в сущность текущей рифменной строки и плавного ритма. Поэзия Есенина - это фундамент патриотической русской культуры, душа славянского народа, голос Родины, проявляющийся в строках настоящего русского поэта.
Несмотря на все трудности, что Россия переживала и переживает, она остается величественной и прекрасной. В поэзии Есенин уделил особое
внимание Родине, патриотизму. Любовь к Родине - это и есть патриотизм: готовность защищать, не отдавать врагам, умереть за нее.
Так как же поэзия Сергея Александровича Есенина может влиять на воспитание? С младших классов, изучая Есенина, дети уже имеют представление, что такое Родина, что такое родной край. Поэт развивает в себе определенные чувства к Родине. В средних и старших классах идет более глубокое изучение творчества Есенина. Основываясь на поэзии Есенина, идет нравственное развитие личности, обладающей высокой степенью сознания. В произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, проблемы души и духа отдельного человека и целого народа, его мировоззрения и нравственных основ. Пейзажная лирика поэта воспитывает патриотизм. Поэзия Есенина способствует литературному развитию личности. Если человек понял и усвоил, что хотел передать в своей поэзии Есенин, он будет тем, кто полюбит свою Родину всем сердцем, защитит ее. В поэзии великого поэта содержится богатый воспитательный потенциал.
Список литературы:
1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А. Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.
2. Баудер Г.А., Полунина Л.И. Воспитательный потенциал творческого объединения «Веретье» // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
3. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.
4. Наумов Е.И. С. Есенин. Жизнь и творчество. - Л.: Просвещение 1965.
5. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Дуальный аспект формирования мотивационного пространства современного вуза // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
6. Шубникова-Гусеева Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве. М.: Русское слово. 2002.
UDC 159.99
THE USE OF EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF S. ESENIN'S POETRY IN THE WORK WITH PHILOLOGY STUDENTS
Lyudmila I. Polunina
Candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Galina A. Bauder Candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. Yesenin's poetry contributes to the literary development of personality. If a person understood and assimilated what Yesenin wanted to convey in his poetry, he will be the one who will love his Homeland with all his heart, protect it. The poetry of the great poet contains a rich educational potential.
Key words: national wealth, spirituality, traditions of folk art culture, creativity of S. Yesenin.
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.