Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С. ЕСЕНИНА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С. ЕСЕНИНА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / ДУХОВНОСТЬ / ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ТВОРЧЕСТВО С.ЕСЕНИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полунина Людмила Игоревна, Баудер Галина Анатольевна

Изучение творчества С. Есенина особенно актуально для знакомства с поэзией. Работая над формированием духовности человека, мы осознаем значимость решения этого вопроса с помощью литературы. Работы педагогов и психологов XXI века активно анализируют проблему восприятия поэзии учениками. Поэтическое слово знакомо детям с детства: песни, частушки, прибаутки и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полунина Людмила Игоревна, Баудер Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE CREATIVE HERITAGE OF S. YESENIN IN THE CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

The study of creativity S. Yesenin is especially relevant for acquaintance with poetry. Working on the formation of human spirituality, we realize the importance of solving this issue with the help of literature. The works of teachers and psychologists of the XXI century actively analyze the problem of students' perception of poetry. The poetic word is familiar to children from childhood: songs, ditties, jokes, etc.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С. ЕСЕНИНА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 159.99

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С. ЕСЕНИНА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Изучение творчества С. Есенина особенно актуально для знакомства с поэзией. Работая над формированием духовности человека, мы осознаем значимость решения этого вопроса с помощью литературы. Работы педагогов и психологов XXI века активно анализируют проблему восприятия поэзии учениками. Поэтическое слово знакомо детям с детства: песни, частушки, прибаутки и т.д.

Ключевые слова: национальное богатство, духовность, традиции народной художественной культуры, творчество С.Есенина.

Изучение творчества С. Есенина особенно актуально для знакомства с поэзией. Работая над формированием духовности человека, мы осознаем значимость решения этого вопроса с помощью литературы. Работы педагогов и психологов XXI века активно анализируют проблему восприятия поэзии учениками. Поэтическое слово знакомо детям с детства: песни, частушки, прибаутки и т.д.

В широком понимании поэзия не всегда значительно и детально изучена. Для существующей действительности это актуально. Реальностью нашего времени является потеря интереса к чтению. Средства массовой информации (телевидение и новомодные гаджеты) уверенно и безжалостно вытесняют классическое поэтическое слово. Пробелы в обозначенном направлении не могут не беспокоить педагогов. Уместный профессиональный педагогический подход способен представить поэзию С.А. Есенина одим из ценнейших источников для развития образной речи учащихся. Его произведения помогают заимствовать языковые формы, словесные характеристики образов, раскрывать смысл образных выражении, эмоционально украшать речь. Поэт формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, эстетическое осознание. Особое значение творчество поэта оказывает на возможность знакомств с историями и традициями родного края.

Лексику детей необходимо пополнять устаревшими и редко встречающимися словами, например: зыбка, взрыкает, мохотка, ухват...

Признание и любовь к великому поэту были доказаны великими людьми России. Ю. А. Гагарин в апреле 1961 года писал: «Люблю стихи Сергея Есенина и уважаю его, как человека, любящего Россию-мать».

Любящая его всю жизнь Г. А. Бениславская, застрелившаяся на его могиле через год после смерти поэта, вспоминала при жизни, что стихией он был озорной и непокорной не только в творчестве, но и в жизни. По ее мнению он был бурным, как ветер, но, подумав, добавляла, что ветру надо было бы удали призанять у поэта. Зная очень хорошо Есенина, она считала, что в нем

творчество и характер слились в безудержную стремительность, которая захватывает больше, чем стихи.

Его образное мышление, воплотившее в себе русское национальное самосознание, переплетается с культурно-историческими и литературно-фольклорными традициями.

Есенин был безгранично любвеобилен. Имел четыре официальных жены и 5 детей. Нравился огромному числу поклонниц. Естественно, его любовная лирика высока и многопланова, заставляет читателя искренне переживать каждый момент.

Он реалистично передает не только радость жизни, но и боль, и обиду. Величие поэта доказано жизнью, бессмертием подлинного искусства. Хотелось бы, чтобы наши потомки помнили и любили его всегда. Его стихи содержат мощный потенциал эмоциональной нравственной силы.

Студент социально-педагогического института МичГАУ Илюхин Константин пишет:

Поэты просто так не умирают, Они и дальше продолжают жить Встав за спиной, нам по-отцовски помогают, Живя в космических загадочных мирах. Есенин, Гафт, Плещеев, Маяковский, Полонский, Тютчев, Суриков, Толстой, Учителя земли поэтов русских, Оставивших свой голос молодой.

Приходим к выводу, что поэзия С.А.Есенина является значимой, увлекательной, многогранной для учеников, учителей и родителей.

Студентка социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета Юлия Толкачева посвятила поэту свои стихи:

Безупречный художник души

На свет в Константиново появиться решил.

Такой красивый, яркий, светлый и горячий Сергей Александрович Есенин, поэт настоящий.

Заметим, хорошо знающая биографию поэта студентка считает его «безупречным художником души», «красивым, ярким, светлым и горячим».

Каждый россиянин является патриотом своей страны, осознающим и глубоко воспринимающим творческие способности поэта, чья искренность и воодушевленность привлекает читателей безграничной любовью к родному краю.

Продолжим наши рассуждения строчками студентки Ю. Толкачевой:

Я помню все, что было раньше

Из личной жизни тех годов.

И тот поэт любви прекрасный

Нам описал отчизну страстно.

Я помню миг, что прочитав однажды

Я поняла - он проводник.

Опытный педагог-профессионал воспринимает поэзию С. Есенина как инструмент, позволяющий воспринимать чувство прекрасного, любви ко всему живому, бережное отношение к природе и родной земле.

Исследования А. М. Виноградовой аргументированно доказывают, что обучающиеся легко воспринимают поэзию и прозу поэта. Поэзия воспитывает и в моральном плане, повествуя понятным, созвучным народным языком.

В настоящее время воспитание подрастающего поколения нацелено на формирование в личности гуманизма, честности, патриотизма. Творчество С. Есенина утверждает веру в добро, способствует объективному восприятию мира, способности любоваться природой, ценить и любить людей, заботиться о животных. Поэт являлся ярким примером просветителя-гуманиста, стремился показать прелесть бытия.

Список литературы:

1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А. Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.

2. Баудер Г.А., Полунина Л.И. Воспитательный потенциал творческого объединения «Веретье» // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

3. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.

4. Наумов Е.И. С. Есенин. Жизнь и творчество. Л.: Просвещение 1965.

5. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Дуальный аспект формирования мотивационного пространства современного вуза // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

6. Шубникова-Гусеева H.K С.А. Есенин в жизни и творчестве. М.: Русское слово. 2002.

UDC 159.99

STUDYING THE CREATIVE HERITAGE OF S. YESENIN IN THE CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Lyudmila I. Polunina

Candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Galina A. Bauder Candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The study of creativity S. Yesenin is especially relevant for acquaintance with poetry. Working on the formation of human spirituality, we realize

the importance of solving this issue with the help of literature. The works of teachers and psychologists of the XXI century actively analyze the problem of students' perception of poetry. The poetic word is familiar to children from childhood: songs, ditties, jokes, etc.

Key words: national wealth, spirituality, traditions of folk art culture, creativity of S. Yesenin.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.