УДК 159.99
ВЛИЯНИЕ ПОЭЗИИ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Людмила Игоревна Полунина
кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Галина Анатольевна Баудер
кандидат филологических наук, доцент
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Возрождение культурного национального богатства возможно через усиление идеалов духовности. В настоящее время государство уделяет внимание возрождению традиций народной художественной культуры, чем решает проблему воспитания духовности людей. Невозможно без этого воспитывать в личности гуманизм, патриотизм, профессионализм, творчество и т.д. Именно в наше время наблюдается у молодежи снижение интереса к чтению, недостаточное знание истории России, наличие неконтролируемых потоков информации, негативно влияющих на формирование нравственности молодежи, падение нравственных качеств.
Ключевые слова: национальное богатство, духовность, традиции народной художественной культуры, творчество М. Цветаевой.
Возрождение культурного национального богатства возможно через усиление идеалов духовности. В настоящее время государство уделяет внимание возрождению традиций народной художественной культуры, чем решает проблему воспитания духовности людей. Невозможно без этого воспитывать в личности гуманизм, патриотизм, профессионализм, творчество и т.д. Именно в наше время наблюдается у молодежи снижение интереса к чтению, недостаточное знание истории России, наличие неконтролируемых потоков информации, негативно влияющих на формирование нравственности молодежи, падение нравственных качеств.
Д.С. Лихачев утверждал, что вопрос о нравственной экологии практически не нужен. Через века и тысячелетия несут культуру русского духа, проявляющуюся в лучших качествах русского человека, фольклорные диалектные и художественные слова, литературные произведения русского народа. Образцом русского литературного слова является классическая литература, представляющая собой один из «экологически чистых источников».
Подтверждением этого служит творчество М. Цветаевой.
М.И. Цветаева хорошо владела французским и немецким языками, имела музыкальные способности, с пяти лет писала стихи и вела дневник. Родители дали ей великолепные образование. Марина в 16 лет уехала в Париж, а затем в Сорбоне изучала старо-французкую литературу. В 18 лет она была автор от своего сборника стихов «Вечерний альбом», который получил одобрение светил в области поэзии - В. Брюсова, Б. Гумилева, М. Волошина.
М. Цветаева вошла в наше сознание человеком, имеющим бунтарский характер.
М. Цветаева считала необходимым использование в своем творчестве фольклорной тематики, т.к. считала фольклор источником воспитания и развития человека, способным к передаче культурных богатств из поколения в поколение. Поэтесса много работала с языком.
Во многих ее произведениях встречаются различные языковые формулы, характерные для фольклора. Исследователи ее творчества отличают близость черт её поэзии с жанрами устного народного творчества. Ее стиль содержит фольклорные мотивы, удаль русской песни, частушки, заговора.
Именно в 20 годы ХХ века Марина Цветаева обращается в своем творчестве к народным истокам, к фольклору. Пишет фольклорные поэмы «Царь - Девица», «На красном коне», «Молодец», «Преулочки». Е.Б Коркина считает, что обращение к фольклору - начало преодолении лирической уединенности. Обращение к народными истокам является попытками сохранить все настоящее, ценна. И. Бродский считал, что из всех поэтов ХХ века Марина Цветаева ближе всех стоит к фольклору, особенно в поэтике плача и причитаний. Интересно представлены заклятие и заговоры в ее поэме «Переулочки». Она создает сказочные ситуации, в которых доминирует лирическое сознание.
Любовь к родине у нее передаётся через изображение Москвы, который посвящён целый цикл «Стихи о Москве». Москва изображена у Цветаевой в фольклорных истоках, организованных на воспоминаниях и святых реликвиях народа, традициях, природе. Она считает свою судьбу неразрывной с народной жизнью:
«Красною кистью Рябина зажглась, Падали листья. Я родилась».
Тема народа красной нитью проходит через всё творчество поэта. Особенно сильно эта тема звучит в поэмах «Царь-Девица», «На красном коне», «Молодец»...
Много писала о разлуке с Родиной («Разлука», «Стихи к Блоку», «Мой Пушкин», «Эпос и лирика современной России»).
Цветаева, находясь за границей в силу сложившихся жизненных обстоятельств, тосковала по «настоящему читателю, оставшемуся в России». В стихотворение «Тоска по родине» это чувство звучит особенно ярко:
«Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё - равно, и всё - едино.
Но если по дороге - куст
Встаёт, особенно - рябина».
М. Цветаева была уверена в своем большом поэтическом будущем.
Она хотела увековечить себя в поэзии, осознавая собственное значение в
ней.
В начале XXI века особо ощущается проблема духовного воспитания подрастающего поколения, т.к. в современную эпоху культурные национальные традиции значительно обесценились.
Изучение жизненного пути и творчества великого поэта ХХ века Марины Цветаевой способствует формированию духовных ценностей. Ее жизненный опят и стихи помогают развивать в личности патриотизм, гуманизм, творчество, профессионализм и т.д., поэтому ее предположение о большом поэтическом будущем оправдано в веках. Она смогла увековечить себя в поэзии, реально осознав и доказав свое значение в ней. Это значение оценено многими поколениями. Мы на творчестве М.И. Цветаевой учимся. Живем и воспитываем детей.
Список литературы:
1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А.Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.
2. Баудер Г.А., Полунина Л.И.Воспитательный потенциал творческого объединения "Веретье" // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
3. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.
4. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Дуальный аспект формирования
мотивационного пространства современного вуза // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
5. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М. 1999. С. 232.
6. Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. М. 1997. Т.4. С. 292.
7. Цветаева М. Сочинение: в 2 т. М. 1988. Т. 1. С. 342.
UDC 159.99
THE INFLUENCE OF M.I. TSVETAEVA'S POETRY ON THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF STUDENTS
Lyudmila I. Polunina
candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Galina A. Bauder candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The revival of cultural national wealth is possible through strengthening the ideals of spirituality. Currently, the state pays attention to the revival of the traditions of folk art culture, which solves the problem of educating people's spirituality. It is impossible without this to educate humanism, patriotism, professionalism, creativity, etc. In our time, there is a decrease in interest in reading among young people, insufficient knowledge of the history of Russia, the presence of uncontrolled flows of information that negatively affect the formation of youth morality, a decline in moral qualities.
Key words: national wealth, spirituality, traditions of folk art culture, creativity of M. Tsvetaeva.
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.