УДК 159.99
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА С.А. ЕСЕНИНА
Людмила Игоревна Полунина
кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Галина Анатольевна Баудер
кандидат филологических наук, доцент
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Изучение творчества С. Есенина необходимо для настоящего поколения, так как способствует формированию многих нравственных качеств. Необходимость использования в учебном процессе произведений великого поэта не требует доказательств, т.к. позволяет формировать чувство прекрасного, любовь ко всему живому, чувство патриотизма, доверия и уважения, любовь к родному языку и отечественной истории.
Ключевые слова: обучающийся, нравственные качества, творчество С.А. Есенина.
Изучение творчества С. Есенина необходимо для настоящего поколения, так как способствует формированию многих нравственных качеств. Необходимость использования в учебном процессе произведений великого поэта не требует доказательств, т.к. позволяет формировать чувство прекрасного, любовь ко всему живому, чувство патриотизма, доверия и уважения, любовь к родному языку и отечественной истории. Используя данную точку зрения методологи, ученые рассматривают нравственное воспитание как педагогическую деятельность, форсирующую у воспитанников систему нравственных знаний, чувств и ценностей, правильного поведения.
Исследования А.М. Виноградовой, Н. С. Каржинской, Л. Н. Стрелковой аргументировано доказывают, что ученики легко воспринимают поэзию и прозу поэта. Реально описывающие поэтические средства способны производить на обучающихся сильные впечатления, если повествование осуществляется понятным языком. У Есенина язык часто созвучен языку народных сказок. Сила чувств поэзии С. Есенина заставляет детей сравнивать, сопоставлять изображаемое.
Поэзия С. Есенина способствует развитию эстетического отношения к действительности.
Сам С. А. Есенин осознавал влияние на его творчество деревенских частушек, что подтверждается наличием частушечных ритмов в стихах:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
При описании весны наблюдаем свет и радость жизни:
Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе...
В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе...
Творчество поэта отмечается способностью наладить поэтический контекст, диалог с читателем: Поэт воспринимает его как друга, способного
правильно понять рассуждения, мысли и чувства. Поэт использует лирическую интимную интонацию, сопровождаемую глубокими человеческими чувствами.
Стихи С. Есенина афористичны. Народная мудрость выражается с помощью часто употребляемых пословицах и поговорках. Многие поколения русских писателей воспитаны на этом богатом художественном материале. Наблюдаем это начиная от А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова до В.В. Маяковского и А.Т. Твардовского. Есенин с любовью и уважением признает афористичность русской народной речи.
М. Горький утверждает, что С. Есенин «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии». Кто лучше Есенина воссоздал богомольную, странническую, монастырскую, озаренную радужным светом святую Русь? Равных ему нет, не было и не будет. Однако встречаются критические упрёки в сторону поэта за злоупотребление областными словами. В связи с этим его относили к «этнографическому направлению» в литературе.
Творчество этого поэта невозможно не заметить и не оценить. М. Слонимский рассуждал по этому поводу, что Есенин был одним из лучших поэтов, после прочтения творения которого читатель плакал.
Сам же С. Есенин считал своим любимым поэтом А. С. Пушкина, уверенный в том, что Пушкин - гений страны. Есенин был убеждён в том, что постичь Пушкина может только талантливый человек. И это, безусловно, правильные утверждения.
К творчеству А. С. Пушкина С. А. Есенин относился с любовью и глубоким уважением, считал, что для того, чтобы понять Пушкина, нужно самому иметь талант.
Молодежь первой четверти XXI века чтит и помнит великих русских поэтов. Константин Илюхин, студент социально-педагогического института Мичуринского ГАУ, подтверждает это словами своего стихотворения, посвященного А. С. Пушкину:
Ты в памяти у русичей храним, Века идут, но мы не забываем,
Тебя и дальше в наших одах воспеваем, По образу, подобию творим!
Ты создавал и будешь создавать, Потомки пронесут живую память, И языка величия воспрянет В сердцах поэтов молодых!
Думается, что это стихотворение актуально и для всеми любимого С. А. Есенина.
Список литературы:
1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А. Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.
2. Баудер Г.А., Полунина Л.И. Воспитательный потенциал творческого объединения «Веретье» // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
3. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.
4. Наумов Е.И. С. Есенин. Жизнь и творчество. Л.: Просвещение 1965.
5. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Дуальный аспект формирования мотивационного пространства современного вуза // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
6. Шубникова-Гусеева КИ. С.А. Есенин в жизни и творчестве. М.: Русское слово. 2002.
UDC 159.99
ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF MORAL QUALITIES OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF S.A. YESENIN'S CREATIVITY
Lyudmila I. Polunina
Candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Galina A. Bauder Candidate of philological Sciences, associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The study of creativity Yesenin is necessary for the present generation, as it contributes to the formation of many moral qualities. The need to use the works of the great poet in the educational process does not require proof, because it allows you to form a sense of beauty, love for all living things, a sense of patriotism, trust and respect, love for your native language and national history.
Key words: student, moral qualities, creativity of S.A. Yesenin.
Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.