Научная статья на тему 'ЗНАКОМСТВО БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ С.А. ЕСЕНИНА'

ЗНАКОМСТВО БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ С.А. ЕСЕНИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / С.А. ЕСЕНИН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полунина Людмила Игоревна, Баудер Галина Анатольевна

Мы знаем С.А. Есенина как выдающегося поэта Серебряного века. Как земного человека знаем его недостаточно хорошо, поэтому постараемся воссоздать на сколько возможно его психологический портрет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Полунина Людмила Игоревна, Баудер Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACQUAINTANCE OF FUTURE TEACHERS WITH A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF S.A. YESENIN

We know S.A. Yesenin as an outstanding poet of the Silver Age. As an earthly person, we do not know him well enough, so we will try to recreate his psychological portrait as much as possible.

Текст научной работы на тему «ЗНАКОМСТВО БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ С.А. ЕСЕНИНА»

УДК 159.99

ЗНАКОМСТВО БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ

С.А. ЕСЕНИНА

Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

[email protected] Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

[email protected]

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Мы знаем С.А. Есенина как выдающегося поэта Серебряного века. Как земного человека знаем его недостаточно хорошо, поэтому постараемся воссоздать на сколько возможно его психологический портрет.

Ключевые слова: обучающийся, социально-психологический портрет, С.А. Есенин.

Мы знаем С.А. Есенина как выдающегося поэта Серебряного века. Как земного человека знаем его недостаточно хорошо, поэтому постараемся воссоздать на сколько возможно его психологический портрет. Над данной проблемой работали психолог Е. В. Черносвитов и руководитель отдела личности института социологических исследований Академии наук, профессор А. А. Зворыкин. Е. В. Черносвитов в своих научных работах аргументированно доказывал (персонально и в соавторстве с другими учёными), что С. А. Есенина был величайшим поэтом XX века, выразителем русской духовности в художественных образах и Гением.

Эти рассуждения бесспорны, общепризнаны и не вызывают сомнений. Его гениальность была признана читателем ещё при жизни. Гениальность личности сформирована под воздействием различных факторов. В наше время интерес к личности поэта не пропадает, а возрастает с новой силой. Настоятельно необходимым является аналитическое исследование портрета С. А. Есенина. Хотелось бы представить данный психологический портрет органически целостным, единым и единственным на сколько возможно. Необыкновенный талант поэта сопровождался комментариями о его психологическом диагнозе, попытках суицида, алкоголизме, хулиганстве и т.д.

Изучая этапы жизни поэта, приходим к неожиданным опровержениям некоторых его поступков. Например, С. Есенин однажды, поскользнувшись, поранил руку, и у него остался серьёзный шрам. В дальнейшем этот шрам представили как последствие суицида.

П.Б. Ганнушкин, профессор психиатрии, диагностировали не раз состояние здоровья поэта. Не все знают о том, что доктор постановкой этих диагнозов сознательно спасал поэта от преследования и суда. Находились «добрые» люди, выдающие данный диагноз за реальный. И.Б. Галант написал книгу, посвящённую С.А. Есенину, которая называется «Гений и безумие». И.Б. Галант руководил психиатрическим кружком, где Е. В. Черносвитов выступил с докладом, посвящённым «бредовому» преследованию С. А. Есенина. Докладчик аргументированно доказывал, что поэт «никаким бредом не

страдал». И. Б. Галант был полностью с ним согласен, утверждая, что «психическое здоровье поэта не вызывает сомнений».

Смерть поэта вызывала и до сих пор вызывает множество вопросов. Его гибели были посвящены многие статьи, где анализировались причины трагедии. Но И. Б. Галант был уверен, что авторы этих публикаций «отказались от неблагодарного труда найти «последнюю причину» «самоубийства Есенина». В то же время он уверенно заявлял, что поэма С. Есенина «Чёрный человек» убеждает в наличии у него тяжёлой душевной болезни.

Мысль о самоубийстве поэта кажется нереальной даже поэтому, что поэт родился и вырос в набожной верующей семье, знакомой с христианскими праздниками и народными обрядами. Он сам писал:

«Храня завет родных поверий

Питать к греху стыдливый страх».

Можем предположить, что поэт боялся греха, а уж тем более такого, как самоубийство. Он был знаком с народными гаданиями, которые современные психологи считают продуктом самовнушения человека, т.е отражением процессов, протекающих «в его подсознании».

Некоторые считали, что написание Есениным поэмы «Чёрный человек» предшествовало его суициду и что в ней отразилось его болезненное психическое состояние.

Святослав Медведов, директор института мозга РАН, беспрецедентно доказывает, что странность и неординарность поведения свойственны любой личности, а особенно творчески - гениальной. Он аргументированно заявляет, что это не является выражением каких-либо психических заболеваний.

Е. В. Черносвитов, рассуждая о психологическом портрете С. А. Есенина, пришёл к некоторым предположениям:

1. Возможно, как и в каждом роду, в роду поэта были психически больные родственники.

2. Существует отрицательная и положительная мутация. Отрицательная мутация - вырождение, положительная - гениальность.

Художественный психологический портрет С. Есенина создан на синтезе гениальности, поэтичности и образности.

Заметим, если в личности С.А. Есенина действительно присутствовали элементы мутации, то это элементы его гениальности. Подтверждением этой гениальности является его гениальное творчество, которое невозможно назвать больным или неадекватным.

Есениеведы приводят интересные факты из биографии поэта, которые заставляют удивляться и даже ужасаться.

В час гибели поэта в два - два с половиной часа ночи с 27 на 28 декабря 1925 года компания из 10 человек во главе с актёром с мировым именем В. И. Качаловым поднимали тост за Есенина. В минуту его гибели люди пили за его здоровье. Думается, что это делалось по Божьему проведению. Соотечественники были благодарны великому поэту. А он определял своё служение людям следующими строками: «Быть поэтом - это значит тоже, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души».

Мысль о самоубийстве муссируется и в наше время, основываясь на предполагаемой наследственности, и попытки суицида представляются закономерной ложью.

Он очень хорошо чувствовал людей, их истинное отношение к нему, что помогало ему адекватно реагировать на ситуации. Это живущий одном днем мечтатель, верящий в завтрашний день. Он не любил заглядывать в прошлое, чтобы не расстраиваться. Поэт обладал отличным чувством юмора, не проявлял активности к сближению, люди сами тянулись к нему. Есенин не любил много работать и не любил экономить деньги, поэту их всегда не хватало. Ему был необходим контроль без деспотизма, т.к. он не выносил рамок и ограничений. Он очень любил комплементы и боялся остаться непризнанным.

М.И. Буянов, известный российский врач и писатель, например, считал, что поэт был психически нестабилен, неуравновешен, беззаботен, капризен, слабоволен, эгоцентричен, неустойчив, не способен к кропотливому труду, по-детски беззащитен, что свойственно особому психическому расстройству -психическому инфантилизму, на фоне которого был еще хронический алкоголизм. Он интроверт, по темпераменту - меланхолик, причём ярко выраженный. Все его выходки - это лишь попытки выбраться за пределы ограничения этого темперамента.

Упоминая Сергея Есенина, многие автоматически представляют себе бунтаря, несдержанного человека. Эти черты характера ему были присущи, но люди, которые его хорошо знали, утверждали, что долго сердиться и ругаться поэт не мог. Его тип личности можно описать как «умеющий утешить человека, поднять настроение».

Есенин был иногда бесшабашен и откровенен в любовных отношениях, иногда был жесток в них, кого-то воспринимал «билетом» в высший свет. Не смотря на свои любовные клятвы, считал многие роковой ошибкой. Выше всех женщин и любви ставил искусство.

Некоторые специалисты считают Есенина интуитивно-логическим интровертом.

Список литературы:

1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А. Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.

2. Баудер Г.А., Полунина Л.И. Воспитательный потенциал творческого объединения «Веретье» // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

3. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.

4. Наумов Е.И. С. Есенин. Жизнь и творчество. Л.: Просвещение 1965.

5. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Дуальный аспект формирования мотивационного пространства современного вуза // Наука и Образование. 2021.

Т. 4. № 2.

6. Шубникова-Гусеева Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве. М.: Русское слово. 2002.

UDC 159.99

ACQUAINTANCE OF FUTURE TEACHERS WITH A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF S.A. YESENIN

Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

[email protected] Galina A. Bauder candidate of philological Sciences, associate Professor

[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. We know S.A. Yesenin as an outstanding poet of the Silver Age. As an earthly person, we do not know him well enough, so we will try to recreate his psychological portrait as much as possible.

Key words: student, socio-psychological portrait, S.A. Yesenin.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.