Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ С.А. ЕСЕНИНА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ С.А. ЕСЕНИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
39
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.А. ЕСЕНИН / ТВОРЧЕСКАЯ ГЕНИАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна

Говоря о психологическом восприятии гениальных людей, мы убеждаемся в том, что диапазон их восприятия существенно отличаются от распространённой в эпоху общественных восприятий. Чтобы создать поэтический образ поэта, необходимо иметь конкретные психологические составляющие, способствующие его творческой гениальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COMPONENTS CONTRIBUTING TO THE CREATIVE GENIUS OF S.A. YESENIN'S PERSONALITY

Speaking about the psychological perception of brilliant people, we are convinced that the range of their perception is significantly different from that common in the era of public perceptions. To create a poetic image of a poet, it is necessary to have specific psychological components that contribute to his creative genius.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ С.А. ЕСЕНИНА»

УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

С.А. ЕСЕНИНА

Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация: Говоря о психологическом восприятии гениальных людей, мы убеждаемся в том, что диапазон их восприятия существенно отличаются от распространённой в эпоху общественных восприятий. Чтобы создать поэтический образ поэта, необходимо иметь конкретные психологические составляющие, способствующие его творческой гениальности.

Ключевые слова: С.А. Есенин, творческая гениальность, личность.

Говоря о психологическом восприятии гениальных людей, мы убеждаемся в том, что диапазон их восприятия существенно отличаются от распространённой в эпоху общественных восприятий. Чтобы создать поэтический образ поэта, необходимо иметь конкретные психологические составляющие, способствующие его творческой гениальности. Заметим, что они же часто осложняют бытовое существование автора. Часто это тревожит и будоражит творческую личность, не способную примириться с действительностью. Аргументированно доказано, что гениальный человек вынужден платить за свою гениальность тем, что окружающие отчуждаются, не принимают сложность существующих у поэта бытовых ситуаций. Черты характера гениальных людей, безусловно, могут быть разными, но мы обязаны в первую очередь помнить о том, что ими оставлено для человечества великое творческое наследие, которое мы обязаны уважать и беречь. Возможно, для того, чтобы понять и оценить их гениальность, у нашего поколения было больше возможностей и времени. В то же время нам трудно понять их современников, способных не очень уважительно обращаться с гениями, имеющими трудные характеры. Мы убеждены, что не существуют ни одной идеально прожитой жизни, так как любой самый одарённый творческий индивид является просто человеком, способным совершить ошибки и находиться в плену своих заблуждений.

Желая узнать человека в его повседневной жизни, мы стремимся заглянуть сквозь время, узнать его черты характера и поведения. Но не дай Бог, мы позволим анализу затмить их великий труд. Важным инструментом создания психологического портрета может играть почерк человека. Достижения в области физиологии помогают приоткрыть перед нами величайшую бездну человеческой души. Попробуем порассуждать обо всём этом, чтобы найти путь к разгадке личности великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, раскрыть истоки его трагической гибели.

При рассмотрении почерка обратимся к книге, написанной Д. М. Зуева-Инсарой «Почерк и личность». В ней автор приводит подробный анализ

данного материала. Почерк поэта при жизни претерпевал изменения, от общепринятой скорописи до самого старательного выведения каждой буквы. Можно предположить, что графологи способны заблуждаться, но при этом они выделяют общие закономерности:

«В период 1913 по 1914 почерк был сильно наклонным, буквы были тесно привязаны друг к другу учитывая, в последующий период эта связь теряется, окончание слов клиновидное, почерк плавный, беглый, подпись также наклонная. На мелком почерке преобладают дугообразные линии, что свидетельствует о непосредственности при внешних раздражителях, доброте, душевности, логичности и расчётливости в отношениях.

В 1916 году почерк приобретает стержень выправляется, проявляется замкнутость, что свидетельствует о скрывании переживаний; количество связанных между собой слов сокращается, каждая буква приобретает свой стиль, отражая развитие и полёт творческой фантазии; практичность постепенно уходит на второй план, желание главенствовать преобладает надо всем.

В 1918 буквы приняли окончательное вертикальное положение, заглавные буквы увеличились в размерах и приобрели свой стиль; связь между буквами не прослеживается; самовосхваления окрашивают его письмо, завуалирована непредвзятость его работы. Личность постепенно искажается.

В 1923-1924 годы почерк полон неравномерностей и неровностей, между буквами наблюдается дистанция, они расположены обособленно, пунктуация имеет ярко выраженный характер, пропала клинообразность, указывающая на атмосферу недоверия. Имеется выраженный страх одиночества, раздражительность, интуитивная часть преобладает над логической.

В 1925 году рванность и неравномерность почерка стали основными. Почерк демонстрирует скрытые мнимость и отчаяние. Наблюдается распад личности автора.

Неумение дать оценку собственным суждениям с точки зрения логики проводит между ними черту. Доминирование конкретных и действительных

образов над интерактивным абстрактным мышлением. Наблюдаем развитие эстетических ощущений, стремление к выявлению своей индивидуальности, желание производить впечатление, обращать на себя внимание. Люди, которые обладают этим типом почерка, часто несуразны, нелогичны, переживают свою богатую внутренним огнём жизнь. За молодыми разумными рассуждениями поэта сквозит душевное тепло и еще не зажившая душевная боль, ежедневно вынашиваемая им в жизни. Если взглянуть на последние фото поэта, то можно увидеть ярко выраженное доминирование правого глаза, по сравнению с левым. Для его возраста это уже не свойственные черты поражения. Это говорит о явном доминировании правого полушария над левым.

В настоящее время функционирование мозга и его межполушарная асимметрия не так загадочны, как тогда. Связь между желанием развиваться, стремиться к цели и развитием функций головного мозга неразрывны, но неравномерны, так, например, правое полушарие отвечает за пространственно-чувственное восприятие, где содержатся потребности человека, где в основе лежит познавание окружающего мира. Левое полушарие отвечает за вербально-логическое мышление, выбор средств и способов удовлетворения себя. Каждое полушарие по-своему обрабатывает поступающую извне информацию. Левое разбирает детали анализа, правое синтезирует анализируемое в целом. Несмотря на работу двух полушарий, одно из них всегда «доминирует». Есть исключения, где необходимо сотрудничество обоих полушарий, например, для совершения пространственного анализа. Отметим, что классическая русская поэзия всегда представляет собой творчество правополушарных поэтов, имеющих недолгий жизненный путь. Это началось ещё в античности, где продолжительность жизни философов преобладает над поэтами. Каждый поэт осознавал свой ранний уход из-за его сознательного отношения к жизни. Мы наблюдали постепенное изменение характера в угоду обществу и его принятой морали. Ответ над вопросом о смерти поэта ведётся и сегодня. Последние события, заставившие усомниться в поэте (написании своих стихов кровью и разрезания вен, последнее произведение «Чёрный человек»). Можно

предположить, что он был мёртв уже давно, убит своим «талантом». Независимо от обстоятельств, предшествующих трагический конец, Сергей Есенин был обречён стать великим поэтом, а они как известно, не доживают до старости. Это является ценой и данью за гениальность. За это мы должны лелеять память таких людей, каким был русский поэт Сергей Александрович Есенин отдавший себя людям без остатка.

Список литературы:

1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А. Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.

2. Баудер Г.А., Полунина Л.И. Воспитательный потенциал творческого объединения «Веретье» // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

3. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.

4. Наумов Е.И. С. Есенин. Жизнь и творчество. Л.: Просвещение 1965.

5. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Дуальный аспект формирования мотивационного пространства современного вуза // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

6. Шубникова-Гусеева КИ. С.А. Есенин в жизни и творчестве. М.: Русское слово. 2002.

UCD 159.99

PSYCHOLOGICAL COMPONENTS CONTRIBUTING TO THE CREATIVE GENIUS OF S.A. YESENIN'S PERSONALITY

Galina A. Bauder

Candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Lyudmila I. Polunina

Candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. Speaking about the psychological perception of brilliant people, we are convinced that the range of their perception is significantly different from that common in the era of public perceptions. To create a poetic image of a poet, it is necessary to have specific psychological components that contribute to his creative genius.

Key words: S.A. Yesenin, creative genius, personality.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.