Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА М.И. ЦВЕТАЕВОЙ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА М.И. ЦВЕТАЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
40
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ТВОРЧЕСТВО М. ЦВЕТАЕВОЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна

Выпущено множество воспоминаний, сборников стихов и прозы Марины Цветаевой, которые дают представление о творчестве этого замечательного поэта «серебряного века». Знакомясь с письмами, дневниками, автобиографической прозой, мы имеем возможность уточнить отдельные моменты ее жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Баудер Галина Анатольевна, Полунина Людмила Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF M.I. TSVETAEVA

A lot of memoirs, collections of poems and prose by Marina Tsvetaeva have been released, which give an idea of the work of this wonderful poet of the "silver age". Getting acquainted with letters, diaries, autobiographical prose, we have the opportunity to clarify individual moments of her life.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА М.И. ЦВЕТАЕВОЙ»

УДК 159.99

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex.ru Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Выпущено множество воспоминаний, сборников стихов и прозы Марины Цветаевой, которые дают представление о творчестве этого замечательного поэта «серебряного века». Знакомясь с письмами, дневниками, автобиографической прозой, мы имеем возможность уточнить отдельные моменты ее жизни.

Ключевые слова: воспитательные возможности, социально-психологический портрет, творчество М. Цветаевой.

26 сентября 2022 года исполнится 130 лет со дня рождения Марины Цветаевой. Великий поэт России, мать, женщина, жена, друг. Какой она была? Ее дочь Ариадна Сергеевна Эфрон вспоминает: «...невелика ростом - 163 см, широкоплеча, узкобедра, тонка в талии.», легка и быстра походка, легки и стремительны движения. Строгая, стройная осанка была у неё: даже хранила «стальную выправку хребта». Украшали М. Цветаеву необыкновенно светло-зеленые глаза, вьющиеся каштановые волосы, запоминающиеся выразительное лицо... И тяжёлая судьба. Жизнь, полная тревог и испытаний. Однако она находила в себе силы не только жить, но и писать.

Выпущено множество воспоминаний, сборников стихов и прозы Марины Цветаевой, которые дают представление о творчестве этого замечательного поэта «серебряного века». Знакомясь с письмами, дневниками, автобиографической прозой, мы имеем возможность уточнить отдельные моменты ее жизни.

Цветаева хорошо владела французским и немецким языками, имела музыкальные способности, с шести лет писала стихи и вела дневник. Родители М. Цветаевой дали ей великолепное образование, т.к. сами были образованными и талантливыми людьми. И.В. Цветаев - основатель нынешнего музея им. А.С. Пушкина, М.А. Мейн (мама М. Цветаевой) - талантливая пианистка, любившая писать стихи.

Марина в 16 лет уехала в Париж, а затем в Сорбонну изучать старо -французскую литературу. В 18 лет она уже автор своего сборника стихов «Вечерний альбом», который получил одобрение светил в области поэзии - В. Брюсова, Н. Гумилева, М. Волошина.

Она писала стихи и целые циклы, посвященные А. Ахматовой, А. Блоку, Б. Пастернаку, О. Мандельштаму, С. Эфрону, Т. Чурилину и др. Нас заинтересовала в плане литературного творчества фамилия Тихона Чурилина. Поэт из тамбовской Лебедяни. Как он знаком с великой поэтессой? Оказывается, их знакомство произошло в марте 1916 года. Судьбы обоих поэтов тяжелы и чудовищны. В 1915 году Т. Чурилин выпустил сборник стихов

«Весна после смерти». Цветаева высоко оценила стихи, и поэты начали творческое общение. Чурилин был беззащитен и одинок, в стихах звучали мотивы смерти. Заметим, стихи, вошедшие в данный сборник, написаны им после выхода их психиатрической лечебницы, где он провел два года...

Стихи, полные любви, жалости, нежности и сострадания М. Цветаева посвящает Тихону Чурилину:

Небесным странником - мне - страннице

Предстал - ты.

И речи странные - мне - страннице

Шептал - ты.

Марина Цветаева часто писала письма и адресовала стихи знакомым. Были встречи, которые оставили в ее жизни и творчестве заметный след. Такой след в ее жизни оставила поездка в Тамбовскую губернию.

М. Цветаева в сентябре 1918 года приезжала на станцию Усмань Тамбовской губернии. Едет со случайными знакомыми на Тамбовщину, гонимая голодом и нуждой, ища возможность поменять вещи на продукты.

«... муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля. - весь запас.», - вспоминает М.И. Цветаева. Пишет, пишет стихи. А быт отнимает время, болеют дети, проблемы у мужа, страшный голод и холод.

А в руках тетрадь, куда записываются стихи, разговоры, наброски портретов. Эта тетрадь с ней и на Тамбовщине. Записи из тетради оформились по возвращению в Москву в очерк «Вольный проезд». А дома проблемы только усиливаются. Дочерей вынуждена спасать от голода и холода в Кунцевском приюте. Там есть небольшая надежда на спасение. Обе сильно болеют. Старшую дочь М. Цветаева забирает домой. В феврале 1920 года в приюте умерла Ирина. Цветаева в отчаянье. Верит в то, что муж жив, не имея от него никаких известий. Нужда, горе, любимые стихи.

Обстановка, в которой жила и работала И. Цветаева, была убогой. Ее несбыточными мечтами было: «Себе - отдельной комнаты и письменного

стола, России - того, что она хочет». Цветаева, находясь за границей в силу сложившихся жизненных обстоятельств, тосковала по «настоящему читателю, оставшемуся в России». В стихотворении «Тоска по Родине...», это особенно ощутимо:

«Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё - равно, и всё - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина».

Иногда она произносила простые, но очень тепло и откровенно звучащие

слова:

«Нет, я хочу - туда! Туда, туда, на Оку!»

В 1939 году Цветаева с сыном возвращается на Родину. Судьба мужа и старшей дочери сложилась трагично: Ариадна 15 лет провела в лагере. Сергея Эфрона расстреляли в 1941 году. Россия была жестока к М. Цветаевой. В стихотворении "Пригвождена" она пишет: "В моей руке - лишь горстка пепла".

Разлука и потери близких людей, плохие отношения и непонимание сына, безденежье и "трагический уход из жизни". Все это легло на хрупкие женские плечи великого русского поэта.

Еще совсем юной (20 лет) Марина Цветаева с уверенностью писала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед!» Она не ошиблась.

Права она и в ее следующих строках:

"И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе".

Пророческими для нас стали строки великого русского поэта М. Цветаевой:

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез.

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

В начале XXI века наблюдаем снижение у молодежи интереса к чтению, неглубокое знание истории России, присутствие неконтролируемых потоков информации. Все это негативно влияет на формирование нравственности молодежи, падение нравственных качеств. Знакомство с творчеством М. Цветаевой - прекрасная возможность исправить сложившуюся ситуацию.

Жизнь Марины Цветаевой и её бессмертное творчество способствует воспитанию самых лучших человеческих и профессиональных качеств будущих учителей.

Список литературы:

1. Баудер Г.А., Рыжанова Е.А.Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 197.

2. Баудер Г.А., Полунина Л.И.Воспитательный потенциал творческого объединения "Веретье" // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

3. Корепанова Е.В. О подготовке студентов для работы в системе дополнительного образования детей // Наука и образование. 2019. № 2. С. 139.

4. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Дуальный аспект формирования мотивационного пространства современного вуза // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

5. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М., 1999. С. 232.

6. Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. М. 1997. Т.4. С. 292.

7. Цветаева М. Сочинение: в 2 т. М. 1988. Т. 1. С. 342.

UDC 159.99

EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF M.I.

TSVETAEVA

Galina A. Bauder

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. A lot of memoirs, collections of poems and prose by Marina Tsvetaeva have been released, which give an idea of the work of this wonderful poet of the "silver age". Getting acquainted with letters, diaries, autobiographical prose, we have the opportunity to clarify individual moments of her life.

Key words: educational opportunities, socio-psychological portrait, creativity of M. Tsvetaeva.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.