Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотова Ольга Михайловна, Усков Александр Викторович, Ершова Алина Владимировна

В статье рассматривается вопрос организации производственной педагогической практики обучающихся педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотова Ольга Михайловна, Усков Александр Викторович, Ершова Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ORGANIZATION OF INDUSTRIAL PRACTICE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the issues of conducting industrial pedagogical practice of students of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА»

УДК 372.854

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

Ольга Михайловна Золотова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

7о1о1:оуа_о1§а1 @шаИ .ги Александр Викторович Усков

магистрант kafedra.khimii@mai1.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия Алина Владимировна Ершова

студент kafedra.khimii@mai1.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск

Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации производственной педагогической практики обучающихся педагогического образования.

Ключевые слова: образование, производственная практика, практическая направленность, профессиональная компетентность.

Одной из составных частей системы образования России является педагогическое образование. Многообразие образовательных учреждений требует подготовки педагога, способного работать в современных условиях и внедрять педагогические инновации. Модернизация педагогического образования требует соблюдение преемственности уровней образования через практическую направленность. [1; 5]

Формирование компетентности будущего педагога осуществляется не только при изучении дисциплин, но и при прохождении производственной практики. Разновидностью производственной практики является производственная педагогическая практика. Новые требования к бакалаврам по направлению педагогического образования предусматривают увеличение объема часов производственной педагогической практики.

Производственная педагогическая практика является важным этапом подготовки учителя, т.к. именно в процессе данной практики обучающиеся получают необходимые компетенции будущей профессиональной деятельности. От правильной организации практики зависит ее результативность. Деятельность студентов в период педагогической практики должна быть максимально приближена к профессиональной работе учителя, т.к. цель практики - выполнение функций педагога-предметника и выполнение функций классного руководителя, в результате чего происходит закрепление теоретических знаний и совершенствование практического опыта в педагогической сфере деятельности.

Производственная педагогическая практика реализуется в форме практической подготовки. Одной из составных частей ОПОП ВО направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) является производственная педагогическая практика.

В результате освоения программы у обучающихся происходит формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенции.

Процесс организации и проведения производственной педагогической практики предполагает три этапа (раздела)(подготовительный этап, основной этап, заключительный этап).

В период подготовительного этапа производственной педагогической практики разрабатывается рабочий график (план), обучающиеся изучают структуру, направления деятельности профильной организации, проходят инструктаж по технике безопасности.

На основном этапе практики обучающиеся комплексно изучают систему учебной и воспитательной работы школы, опыт работы учителей -предметников, коллектив класса; готовят технологические карты к проведению уроков по биологии и химии, осуществляют их анализ; ведут деятельность в качестве классного руководителя (участвуют в воспитательной работе в соответствии с планом школы и класса, принимают участие в работе с родителями); проводят психолого-педагогическое исследование класса.

На заключительном этапе производственной педагогической практики обучающиеся проводят обработку полученной информации; готовят к сдаче дневник практики и отчет о прохождении производственной практики; защищают отчет о прохождении практики.

Руководство процессом прохождения производственной практики осуществляет руководитель практикой от университета. В его обязанности входит составление рабочего графика (плана) проведения практики; разработка индивидуальных заданий для обучающихся, выполняемых в период прохождения практики; участие в распределении обучающихся по профильным организациям; контроль сроков проведения практики в соответствии с ее содержанием и требованиями, установленным ОПОП ВО; оказание методической помощи обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий; осуществление оценки результатов практики обучающихся; обеспечение безопасных условий прохождения практики обучающимися, отвечающих санитарным правилам и требованиям охраны труда, техники

безопасности, пожарной безопасности, а также правилам внутреннего трудового распорядка.

В процессе прохождения обучающимися практики, практиканты должны выполнять задания, отмеченные программой практики, также индивидуальные задания, которые предложены руководителем практики. Проходя в профильной организации производственную практику, обучающиеся должны строго соблюдать все правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, требования по охране труда, техники пожарной безопасности.

Содержательная часть производственной педагогической практики может иметь некоторое различие. (это зависит от места прохождения практики и должно быть отражено в индивидуальном плане для обучающихся).

В завершении производственной педагогической практики обучающийся сдает руководителю практикой отчетную документацию о прохождении практики. Отчетная документация содержит результаты выполнения индивидуального задания, рабочий график (план) прохождения практики, характеристику обучающегося из профильной организации, дневник практики и письменный отчет о прохождении практики.

Данный подход к организации производственной педагогической практики позволяет обеспечить ее качественное проведение и создает благоприятные условия для взаимодействия высшего учебного заведения и школы. Содержание, формы и методы производственной педагогической практики способствуют более успешной профессиональной деятельности будущего учителя-предметника. После прохождения производственной педагогической практики у студентов ВУЗов накоплен достаточный фонд знаний и сформированы необходимые компетенции, которые будут применяться выпускником в своей педагогической деятельности. [2; 3]

Список литературы:

1. Золотова О.М., Усков А.В. Использование здоровьесбернгающих технологий при изучении химии // Наука и Образование. 2022. Т.5.

2. Золотова О.М., Поветьева Е.В., Кокорев А.В. Формирование экологической компетентности школьников в процессе изучения химии // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 80-5. С. 56-57.

3. Иванова Е.Н., Федулова Ю.А., Кузнецова Н.В. Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе педагогического вуза// Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

4. Кузнецова Н.В., Федулова Ю.А. Самостоятельная работа как важная составляющая образовательного процесса в высшей школе // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. 2019. № 1 (27). С. 91-99.

5. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Эффективность использования нетрадиционных форм и методов контроля результатов обучения //Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2

UDC 372.854

ON THE ISSUE OF THE ORGANIZATION OF INDUSTRIAL PRACTICE OF UNIVERSITY STUDENTS

Olga M. Zolotova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor zolotova_olga1@mail.ru Alexander V. Uskov masters student kafedra. khimii @mail .ru

Alina V. Ershova

student

kafedra. khimii @mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article deals with the issues of conducting industrial pedagogical practice of students of pedagogical education.

Keywords: education, industrial practice, practical orientation, professional competence.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.