Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХИМИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ХИМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотова Ольга Михайловна, Усков Александр Викторович

В статье рассмотрены аспекты использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе изучения химии в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотова Ольга Михайловна, Усков Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES WHEN STUDYING CHEMISTRY

The article discusses aspects of the use of health-saving technologies in the educational process when studying chemistry at school.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ»

УДК 372.854

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Ольга Михайловна Золотова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

zolotova_olga1 @mail .т Александр Викторович Усков

магистрант kafedra.khimii@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе изучения химии в школе.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, педагогические технологии, химия, методика преподавания и воспитания химии.

Одним из важнейших компонентов благополучия человека является его здоровье. В результате этого привитие навыков здорового образа жизни необходимо начинать с раннего детства. В настоящее время многие обучающиеся школ испытывают проблемы со здоровьем, поэтому им трудно учиться. Каждый педагог должен помочь обучающимся справиться с данной проблемой. Образовательные учреждения, в частности школа, должны быть для учеников территорией для здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе очень актуально. [5] Одной из наук, при изучении которой требуется создание безопасных условий обучения и формирование компетенций работы с оборудованием и реактивами, является химия. Современные уроки химии характеризуются высокой степенью интенсивности, высокой информационной нагрузкой, высоким психологическим напряжением. [1] Систематическая актуализация внимания школьников на их здоровье способствует здоровьесберегающему обучению. [4]

Для проведения уроков химии в школе с учетом здоровьесбережения обучающихся, необходим кабинет химии, в котором должен находиться комплект учебного оборудования, мебель и современные технические средства обучения. Кабинет химии должен соответствовать гигиеническим требованиям (чистота, температура, освещение и т.д.).

На уроках химии необходимо проводить смену видов деятельности, т.к. однообразность вызывает у обучающихся утомление. В то же время, частая смена видов деятельности также утомляет школьников. Здоровьесберегающие технологии предполагают использование методов, которые способствуют проявлению инициативы и самовыражению школьников (дискуссии, беседы). На уроках химии у обучающихся формируется мотивация к учебной деятельности, познавательный интерес к предмету. Формирование мотивации к учебной деятельности имеет непосредственное отношение к сохранению здоровья обучающихся, т.к. постоянное принуждение к учебе негативно влияет на здоровье школьников. Уроки химии в расписании могут быть последними (6-7

урок), поэтому многие учителя переносят сложный материал на более оптимальное время, если это возможно.

С позиции здоровьесберегающих технологий учителя-практики рассматривают четыре правила ведения урока:

- правильная организация урока;

- использование каналов восприятия;

- учет зоны работоспособности;

- распределение интенсивности умственной деятельности.

Одним из главных показателей таких уроков является то, что у школьников после окончания урока, есть желание творчески раскрыться и вернуться вновь на урок где интересно и понятно.

Охрана здоровья школьника включает профилактику различных заболеваний и пропаганду здорового образа жизни. Для этого необходимо углублять знания учащихся, осуществляя межпредметные связи; показать, как соотносятся химические знания с жизнедеятельностью человека. [5] При изучении химии практически каждая тема способствует формированию правильного отношения школьников к своему здоровью. Многие ученики трудно запоминают изучаемый материал, поэтому для развития зрительной памяти используется химический эксперимент, который помогает усвоению необходимого материала и повышает интерес к химии. [2] Большое значение для усвоения предмета, а также для повышения познавательного интереса к химии имеет практическая направленность - умение найти связь с жизнедеятельностью. Например, при изучении жиров рассматривается их строение, свойства, действие на организм человека (сухарики, чипсы); рассматриваются вопросы удаления жирных пятен с поверхностей. При изучении темы «Соли» учитель дает сведения о вреде лишнего употребления хлорида натрия (поваренной соли). В результате избыточного употребления соли происходит нарушение солевого баланса организма, появляется мышечная боль, быстрая утомляемость, потеря аппетита и др. При изучении свойств спиртов

одной из задач урока является выявление негативного влияния алкоголя на организм человека.[3;6]

Таким образом, формирование у обучающихся здорового образа жизни тесно связано с изучением химии. Применение здоровьесберегающих технологий в процессе изучения химии позволяет обучающимся более полно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Здоровьесберегающие технологии на уроках химии способствуют раскрытию творческих особенностей школьников, а учитель проводит разъяснительные мероприятия по ведению здорового образа жизни.

Список литературы:

1. Зацепина Д., Золотова О.М. Использование технологии проблемного

обучения в преподавании химии// Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 126.

2. Золотова О.М. Химический эксперимент в школе//В сборнике:

Инновации в образовании. Материалы XII Международной научно-

практической конференции. В 2-х частях. Орёл, 2021. С. 179-182.

3. Золотова О.М., Свотнева А.М. Дифференцированное обучение в курсе химии// В сборнике: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 206-208.

4. Иванова Е.Н., Федулова Ю.А., Кузнецова Н.В. Формирование

ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном

процессе педагогического вуза// Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

5. Карпачёва Т.В., Сабетов Э.Г. Обучение здоровому образу жизни на

основе межпредметной интеграции// Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 97.

6. Попова Е.Е., Петрищева Л.П. Активизация познавательной деятельности школьников средствами игрового обучения// В сборнике: Инновации в образовании. Материалы XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Орел, 2021. С. 150-155.

7. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Современные технологии организации внеаудиторной работы по химии //Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 45.

UDC 372.854

THE USE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES WHEN STUDYING CHEMISTRY

Olga Mikhailovna Zolotova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor zolotova olga1@mail.ru Alexander Viktorovich Uskov masters student kafedra. khimii @mail .ru Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses aspects of the use of health-saving technologies in the educational process when studying chemistry at school.

Keywords: health-saving technologies, pedagogical technologies, chemistry, methods of teaching and educating chemistry.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.