Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ Д. ДЖОНСОНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина Виктория Викторовна, Петрищева Любовь Петровна

В статье рассматривается вопрос развития креативности на уроках биологии в 8 классе посредством внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехина Виктория Викторовна, Петрищева Любовь Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN BIOLOGY LESSONS THROUGH NON-TRADITIONAL TEACHING

The article deals with the issue of developing creativity in biology lessons in the 8th grade, through the introduction of non-traditional forms of learning into the educational process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 372.854

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Виктория Викторовна Мелехина

студент

vika.melexina. 001 @mail .ru Любовь Петровна Петрищева

кандидат химических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития креативности на уроках биологии в 8 классе посредством внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения.

Ключевые слова: развитие креативности, нетрадиционные формы обучения, подростковый возраст, опросник креативности Д. Джонсона.

В современном обществе ставится задача воспитания творческой личности, способной креативно мыслить. Креативность или творческие способности - это умение нешаблонно мыслить, генерировать идеи, создавать что-то новое, ранее не существующее [4]. С целью реализации данной задачи в современной педагогической науке и практике идёт интенсивный поиск нестандартных форм обучения, которые побудили бы ученика на глубокое познание и творчество.

Подростковый возраст - один из самых продуктивных в развитии творческого потенциала [2, 3]. Кризисный период дает возможность для самовыражения: стихи, музыка, картины и прочее.

Изучив методики и приемы развития творческих способностей подростков, нами был создан конструктор нетрадиционных заданий по биологии для 8 класса, которые можно включать в урок. Они способны побудить познавательный интерес, направить процесс мышления в русло инициативности, самостоятельности, оригинальности и креативности [1, 5].

Модуль 1: Введение

Задание № 1

Из подручных материалов выполните 3-0 модель клетки человека. По окончанию работы сделайте вывод об особенностях животной клетки.

Подручные материалы на 1 модель: шар из пенопласта, пластилин (1 маленькая упаковка, 6 цветов), краски (2 любых цвета), зубочистки (10 шт.), цветная бумага (1 пачка), бусины (10 шт.), пряжа (10 см.), крышка от питьевой воды «непроливайка» (1 шт.).

Задание № 2

Подготовьте презентацию по одному из этапов эволюционного пути: («Предшественники человека», «Древнейшие люди», «Древние люди», «Люди современного типа»). В выступлении можно использовать танец, жесты и иные элементы проявлений эволюционного этапа.

Рекомендации: Напишите логичный связанный текст, подберите аудио- и видео сопровождение, распределите роли.

Задание № 3

Рассмотреть в микроскоп образцы тканей и с помощью специальных материалов сделать их модель. Заполнить таблицу №1 «Ткани человека», используя материал учебника.

Специальные материалы на 1 модель, включающую 4 вида тканей: стекло из полистирола 50х60 см., 1 набор витражных красок (6 цветов), кисти, при необходимости рисунки фрагментов каждой из видов ткани и деревянную рамку.

Таблица № 1 « Ткани человека»

Ткань Особенности строения Функции

Эпителиальная ткань

Соединительная ткань

Мышечная ткань

Нервная ткань

Модуль 2: Опора и движение

Задание № 4

Подготовьте кроссворд по темам: «Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей», «Скелет головы и туловища», «Скелет конечностей».

Задание № 5

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Режим дня - залог успеха».

Задание № 6

Подготовьте памятки: «Профилактика плоскостопия»; «Гимнастика при неправильной осанке».

Модуль 3: Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа

Задание № 7

Подготовьте скетч-карту по теме: «Заболевания сердечно - сосудистой системы».

Задание № 8

Подготовьте презентацию по теме: «Строение сердца».

Модуль 4: Дыхание. Питание. Обмен веществ и энергией

Задание № 9

Создайте модель механизма работы лёгких, используя заготовленные подручные материалы (пластиковая бутылка, трубка от шариковой ручки, бечёвка, резинка, 2 воздушных шарика, пластилин).

Задание № 10

Подготовьте мини - сценку на тему: «Суд над табаком».

Задание № 11

Сделать проект на тему: «Пищеварительная система человека».

Задание № 12

Подготовьте синквейн по теме: «Витамины».

Модуль 5: Выделение. Покровы тела. Нейрогуморальная регуляция

Задание № 13

Подготовить модель мочевыделительной системы, используя подручные материалы (2 фасоли, нитки, пластилин), которые будут имитировать 2 почки, два мочеточника, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

Задание № 14

Создать памятку: «Уход за кожей, волосами и ногтями».

Задание № 15

Подготовьте видео - ролик длительностью не более 2 мин. на тему: «Нервная система».

Задание № 16

Придумайте научную сказку на тему: «Как же важно беречь свои нервы!».

Выполнение заданий конструктора можно организовать как на уроке, так и в качестве домашнего задания с последующей демонстрацией в классе.

Педагогический эксперимент проводился в 8 классе МБОУ СОШ №17 «Юнармеец», г. Мичуринска. Средний возраст учащихся 8 класса 14 -15 лет.

Личные наблюдения за поведением учащихся на уроке, индивидуальные и групповые занятия, беседы с ребятами, с классным руководителем позволили

составить характеристику класса. По своему развитию класс условно можно разделить на 3 группы.

1 группа. Ученики с высокими учебными возможностями. С большим интересом ребята относятся к творческим заданиям, настойчивы в достижении цели, с удовольствием слушают учителя, вникая в любую информацию. Таких учащихся в данном классе 3 человека. Эти дети учатся по биологии на «отлично», всегда готовы к уроку.

2 группа. Обучающиеся со средними или чуть ниже среднего учебными возможностями. Они используют дополнительные источники знаний, но нуждаются в корректировочной деятельности учителя и периодическом контроле. Порой им не хватает трудолюбия, силы воли, терпения, настойчивости в достижении глубоких знаний основ науки. Данную группу составляет большинство учащихся данного класса - 17 человек. Эти ученики учатся по биологии на отметку 3-4, не всегда бывают хорошо готовы к уроку, проявляют слабый интерес к заданиям на развитие творческих способностей.

3 группа. Обучающиеся характеризуются низким уровнем развития; леностью мысли. Дети отвлекаются, на уроках недисциплинированные; не умеют контролировать своё поведение; требуется дополнительный контроль со стороны учителя. Данную группу составляют 3-ое учащихся восьмого класса. Данные дети учатся по биологии на 2-3. К творческим заданиям они относятся негативно, зачастую вообще не выполняют.

Для оценки эффективности экспериментального обучения учитывалось развитие творческих способностей восьмиклассников после проведения креативных уроков по биологии.

На начальном и конечном этапе исследования были исследованы творческие способности учащихся при помощи опросника креативности Д. Джонсона. Школьники самостоятельно оценивали свой уровень креативности.

Учащиеся 1 группы оценили свой уровень креативности в пределах 21 -25 баллов, что составляет «средней уровень креативности» - 13,04% (3 человека).

Учащиеся 2 группы набрали 20-15 баллов, что соответствует пороговому значению «среднего уровня» - 8,69 % (2 человека) и «низкого уровня» - 65,21% (15 человек)

Учащиеся 3 группы набрали 0-13 баллов, что составляет «очень низкий уровень креативности»- 13,04 % (3 человека).

В классе отсутствуют ученики, набравшие более 26 баллов, соответствующие «высокому» и «очень высокому» уровню креативности (диаграмма 1).

Результаты исследования после проведения уроков биологии и химии с использованием современных образовательных технологий представлены в диаграмме 2. Конечный уровень креативности учащихся.

Учащиеся 1 группы набрали 30 - 27 баллов, что показывает «высокий уровень» креативности - 8, 69 % (2 человека), а также 34 балла - «очень высокий уровень» креативности - 4, 34% (1 человек).

Участники 2 группы получили 26-20 баллов, что показывает «средний уровень» креативности - 73, 9% (17 человек)

Креативность учащихся 3 группы составила 19-15 баллов, что соответствует «низкому уровню» - 8, 69 (2 человека)

Очень высокий уровень 0%

Уровень креативности

высокий уровень 0%

Рисунок 1- Исходный уровень креативности учащихся

«Очень низкий уровень» креативности имеет 1 ученик из 3 группы, набравший 13 баллов (4.34 %).

Уровень креативности

Низкий Высоки

очень

высокий

4%

9% 4% 9%

Высокий

9%

Средний 74%

Диаграмма 2 - Конечный уровень креативности учащихся

Таким образом, после внедрения в учебный процесс уроков, повышающих уровень креативности, резко повысился средний уровень креативности на 52%, появился «высокий уровень» - 9% и «очень высокий» -4%. Результаты «низкого» и «очень низкого» уровня креативности также изменились.

Наше исследование - лишь один из подходов в разработке сложного и многоэтапного процесса формирования творческих способностей учащихся в условиях сельской школы, путем использования нетрадиционных форм обучения; создания творческого процесса на уроках биологии.

Список литературы:

1. Микляева М.А., Околелов А.Ю., Федотова М.В. Инновационная роль учителя в современной школе // Наука и Образование. 2019. №2. С. 146.

2. Федулова Ю.А., В.В. Мелехина Развитие познавательного интереса средствами персонификации научного наследия // Наука и образование. 2019.

3. Петрищева Л.П., Зацепина Д.В., Мелехина В.В. Формирование готовности будущего педагога к использованию технологии педагогического моделирования //Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент - платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019г.) под общ. ред. Г.Д. Коротковой - Мичуринск: Издательство Мичуринского ГАУ, 2019.

4. Сидорова И.В., Илюхин К.Э., Томонов Д.С. Развитие творческих способностей обучающихся // Наука и образование. 2021. № 1.

5. Медведева О.Р., Петрушина И.А., Попова Е.Е. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках химии // Наука и образование. 2020. № 2.

UDC 372.854

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN BIOLOGY LESSONS THROUGH NON-TRADITIONAL TEACHING

Victoria V. Melekhina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

student

vika. melexina.001 @mail .ru Lyubov P. Petrishcheva

Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor

dekbiol [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article deals with the issue of developing creativity in biology lessons in the 8th grade, through the introduction of non-traditional forms of learning into the educational process.

Keywords: creativity development, non-traditional forms of education, adolescence, creativity questionnaire, etc. Johnson.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.