УДК 372.854
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Виктория Викторовна Мелехина
студент
vika.melexina. 001 @mail .ru Любовь Петровна Петрищева
кандидат химических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития креативности на уроках биологии в 8 классе посредством внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения.
Ключевые слова: развитие креативности, нетрадиционные формы обучения, подростковый возраст, опросник креативности Д. Джонсона.
В современном обществе ставится задача воспитания творческой личности, способной креативно мыслить. Креативность или творческие способности - это умение нешаблонно мыслить, генерировать идеи, создавать что-то новое, ранее не существующее [4]. С целью реализации данной задачи в современной педагогической науке и практике идёт интенсивный поиск нестандартных форм обучения, которые побудили бы ученика на глубокое познание и творчество.
Подростковый возраст - один из самых продуктивных в развитии творческого потенциала [2, 3]. Кризисный период дает возможность для самовыражения: стихи, музыка, картины и прочее.
Изучив методики и приемы развития творческих способностей подростков, нами был создан конструктор нетрадиционных заданий по биологии для 8 класса, которые можно включать в урок. Они способны побудить познавательный интерес, направить процесс мышления в русло инициативности, самостоятельности, оригинальности и креативности [1, 5].
Модуль 1: Введение
Задание № 1
Из подручных материалов выполните 3-0 модель клетки человека. По окончанию работы сделайте вывод об особенностях животной клетки.
Подручные материалы на 1 модель: шар из пенопласта, пластилин (1 маленькая упаковка, 6 цветов), краски (2 любых цвета), зубочистки (10 шт.), цветная бумага (1 пачка), бусины (10 шт.), пряжа (10 см.), крышка от питьевой воды «непроливайка» (1 шт.).
Задание № 2
Подготовьте презентацию по одному из этапов эволюционного пути: («Предшественники человека», «Древнейшие люди», «Древние люди», «Люди современного типа»). В выступлении можно использовать танец, жесты и иные элементы проявлений эволюционного этапа.
Рекомендации: Напишите логичный связанный текст, подберите аудио- и видео сопровождение, распределите роли.
Задание № 3
Рассмотреть в микроскоп образцы тканей и с помощью специальных материалов сделать их модель. Заполнить таблицу №1 «Ткани человека», используя материал учебника.
Специальные материалы на 1 модель, включающую 4 вида тканей: стекло из полистирола 50х60 см., 1 набор витражных красок (6 цветов), кисти, при необходимости рисунки фрагментов каждой из видов ткани и деревянную рамку.
Таблица № 1 « Ткани человека»
Ткань Особенности строения Функции
Эпителиальная ткань
Соединительная ткань
Мышечная ткань
Нервная ткань
Модуль 2: Опора и движение
Задание № 4
Подготовьте кроссворд по темам: «Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей», «Скелет головы и туловища», «Скелет конечностей».
Задание № 5
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Режим дня - залог успеха».
Задание № 6
Подготовьте памятки: «Профилактика плоскостопия»; «Гимнастика при неправильной осанке».
Модуль 3: Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа
Задание № 7
Подготовьте скетч-карту по теме: «Заболевания сердечно - сосудистой системы».
Задание № 8
Подготовьте презентацию по теме: «Строение сердца».
Модуль 4: Дыхание. Питание. Обмен веществ и энергией
Задание № 9
Создайте модель механизма работы лёгких, используя заготовленные подручные материалы (пластиковая бутылка, трубка от шариковой ручки, бечёвка, резинка, 2 воздушных шарика, пластилин).
Задание № 10
Подготовьте мини - сценку на тему: «Суд над табаком».
Задание № 11
Сделать проект на тему: «Пищеварительная система человека».
Задание № 12
Подготовьте синквейн по теме: «Витамины».
Модуль 5: Выделение. Покровы тела. Нейрогуморальная регуляция
Задание № 13
Подготовить модель мочевыделительной системы, используя подручные материалы (2 фасоли, нитки, пластилин), которые будут имитировать 2 почки, два мочеточника, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.
Задание № 14
Создать памятку: «Уход за кожей, волосами и ногтями».
Задание № 15
Подготовьте видео - ролик длительностью не более 2 мин. на тему: «Нервная система».
Задание № 16
Придумайте научную сказку на тему: «Как же важно беречь свои нервы!».
Выполнение заданий конструктора можно организовать как на уроке, так и в качестве домашнего задания с последующей демонстрацией в классе.
Педагогический эксперимент проводился в 8 классе МБОУ СОШ №17 «Юнармеец», г. Мичуринска. Средний возраст учащихся 8 класса 14 -15 лет.
Личные наблюдения за поведением учащихся на уроке, индивидуальные и групповые занятия, беседы с ребятами, с классным руководителем позволили
составить характеристику класса. По своему развитию класс условно можно разделить на 3 группы.
1 группа. Ученики с высокими учебными возможностями. С большим интересом ребята относятся к творческим заданиям, настойчивы в достижении цели, с удовольствием слушают учителя, вникая в любую информацию. Таких учащихся в данном классе 3 человека. Эти дети учатся по биологии на «отлично», всегда готовы к уроку.
2 группа. Обучающиеся со средними или чуть ниже среднего учебными возможностями. Они используют дополнительные источники знаний, но нуждаются в корректировочной деятельности учителя и периодическом контроле. Порой им не хватает трудолюбия, силы воли, терпения, настойчивости в достижении глубоких знаний основ науки. Данную группу составляет большинство учащихся данного класса - 17 человек. Эти ученики учатся по биологии на отметку 3-4, не всегда бывают хорошо готовы к уроку, проявляют слабый интерес к заданиям на развитие творческих способностей.
3 группа. Обучающиеся характеризуются низким уровнем развития; леностью мысли. Дети отвлекаются, на уроках недисциплинированные; не умеют контролировать своё поведение; требуется дополнительный контроль со стороны учителя. Данную группу составляют 3-ое учащихся восьмого класса. Данные дети учатся по биологии на 2-3. К творческим заданиям они относятся негативно, зачастую вообще не выполняют.
Для оценки эффективности экспериментального обучения учитывалось развитие творческих способностей восьмиклассников после проведения креативных уроков по биологии.
На начальном и конечном этапе исследования были исследованы творческие способности учащихся при помощи опросника креативности Д. Джонсона. Школьники самостоятельно оценивали свой уровень креативности.
Учащиеся 1 группы оценили свой уровень креативности в пределах 21 -25 баллов, что составляет «средней уровень креативности» - 13,04% (3 человека).
Учащиеся 2 группы набрали 20-15 баллов, что соответствует пороговому значению «среднего уровня» - 8,69 % (2 человека) и «низкого уровня» - 65,21% (15 человек)
Учащиеся 3 группы набрали 0-13 баллов, что составляет «очень низкий уровень креативности»- 13,04 % (3 человека).
В классе отсутствуют ученики, набравшие более 26 баллов, соответствующие «высокому» и «очень высокому» уровню креативности (диаграмма 1).
Результаты исследования после проведения уроков биологии и химии с использованием современных образовательных технологий представлены в диаграмме 2. Конечный уровень креативности учащихся.
Учащиеся 1 группы набрали 30 - 27 баллов, что показывает «высокий уровень» креативности - 8, 69 % (2 человека), а также 34 балла - «очень высокий уровень» креативности - 4, 34% (1 человек).
Участники 2 группы получили 26-20 баллов, что показывает «средний уровень» креативности - 73, 9% (17 человек)
Креативность учащихся 3 группы составила 19-15 баллов, что соответствует «низкому уровню» - 8, 69 (2 человека)
Очень высокий уровень 0%
Уровень креативности
высокий уровень 0%
Рисунок 1- Исходный уровень креативности учащихся
«Очень низкий уровень» креативности имеет 1 ученик из 3 группы, набравший 13 баллов (4.34 %).
Уровень креативности
Низкий Высоки
очень
высокий
4%
9% 4% 9%
Высокий
9%
Средний 74%
Диаграмма 2 - Конечный уровень креативности учащихся
Таким образом, после внедрения в учебный процесс уроков, повышающих уровень креативности, резко повысился средний уровень креативности на 52%, появился «высокий уровень» - 9% и «очень высокий» -4%. Результаты «низкого» и «очень низкого» уровня креативности также изменились.
Наше исследование - лишь один из подходов в разработке сложного и многоэтапного процесса формирования творческих способностей учащихся в условиях сельской школы, путем использования нетрадиционных форм обучения; создания творческого процесса на уроках биологии.
Список литературы:
1. Микляева М.А., Околелов А.Ю., Федотова М.В. Инновационная роль учителя в современной школе // Наука и Образование. 2019. №2. С. 146.
2. Федулова Ю.А., В.В. Мелехина Развитие познавательного интереса средствами персонификации научного наследия // Наука и образование. 2019.
3. Петрищева Л.П., Зацепина Д.В., Мелехина В.В. Формирование готовности будущего педагога к использованию технологии педагогического моделирования //Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент - платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019г.) под общ. ред. Г.Д. Коротковой - Мичуринск: Издательство Мичуринского ГАУ, 2019.
4. Сидорова И.В., Илюхин К.Э., Томонов Д.С. Развитие творческих способностей обучающихся // Наука и образование. 2021. № 1.
5. Медведева О.Р., Петрушина И.А., Попова Е.Е. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках химии // Наука и образование. 2020. № 2.
UDC 372.854
DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN BIOLOGY LESSONS THROUGH NON-TRADITIONAL TEACHING
Victoria V. Melekhina
student
vika. melexina.001 @mail .ru Lyubov P. Petrishcheva
Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor
dekbiol [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article deals with the issue of developing creativity in biology lessons in the 8th grade, through the introduction of non-traditional forms of learning into the educational process.
Keywords: creativity development, non-traditional forms of education, adolescence, creativity questionnaire, etc. Johnson.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.
The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.