Научная статья на тему 'М. В. Ломоносов о знании'

М. В. Ломоносов о знании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
684
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVIII В. / ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРУДЫ М.В. ЛОМОНОСОВА / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / M.V. LOMONOSOV'S SOCIO-ECONOMIC PAPERS / KNOWLEDGE / SCIENCE / EDUCATION / ECONOMIC PROGRESS / ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA IN THE EIGHTEENTH CENTURY / MOSCOW UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антипина Ольга Николаевна

На основе анализа общественно-экономических трудов М.В. Ломоносова и его просветительской деятельности в целом в статье представлено отношение великого российского ученого к знанию как источнику экономического процветания государства и отдельного человека, которое поражает своей современностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.V. Lomonosov about Knowledge

Based on the analysis of M.V. Lomonosov's socio-economic papers and role of his enlightening mission activity, this article examines the great Russian scientist's attitude to knowledge as a source of economic prosperity of a state and a human being, very actual in the present-day sense.

Текст научной работы на тему «М. В. Ломоносов о знании»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 2

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

О.Н. Антипина1,

докт. экон. наук, профессор кафедры политической экономии экономического

ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

М.В. ЛОМОНОСОВ О ЗНАНИИ

На основе анализа общественно-экономических трудов М.В. Ломоносова и его просветительской деятельности в целом в статье представлено отношение великого российского ученого к знанию как источнику экономического процветания государства и отдельного человека, которое поражает своей современностью.

Ключевые слова: знание, наука, образование, экономический прогресс, экономическое развитие России в XVIII в., общественно-экономические труды М.В. Ломоносова, Московский университет.

Based on the analysis of M.V Lomonosov's socio-economic papers and role of his enlightening mission activity, this article examines the great Russian scientist's attitude to knowledge as a source of economic prosperity of a state and a human being, very actual in the present-day sense.

Kew words: knowledge, science, education, economic progress, economic development of Russia in the eighteenth century, M.V Lomonosov's socioeconomic papers, Moscow University.

Нет ни единого места в просвещенной Петром России, где бы плодов своих не могли принести науки; нет ни единого человека, который бы не мог себе ожидать от них пользы.

М.В. Ломоносов

(Цит. по: Павлова Г.Е., Федорова А.С. Михаил Васильевич Ломоносов 1711—1765. М., 1988. С. 404)

В петровские времена в России резко возросло признание науки и знаний как источников экономического процветания, культурного влияния и военного могущества страны. Поощряя развитие науки, Петр I рассматривал ее как «знание, руководимое и охраняемое государством»2. Именно поэтому Санкт-Петербургская академия наук и художеств, «научное детище Петрово», начавшая свою деятельность в 1725 г., считалась научным отделом правительства, который обязан работать на благо государства. Главными направлениями этой работы стали научно-исследовательское, технико-прикладное, культурно-просветительское и педагогическое3.

1 Антипина Ольга Николаевна, тел.: +7 (495) 939-33-03; e-mail: antipina@econ.msu.ru

2 Уткина Н.Ф. Ломоносов: к 275-летию со дня рождения. М., 1986. C. 80.

3 Шкуринов П.С. Философия России XVIII века: учеб. пособие для вузов. М., 1992. C. 108.

Основы просветительской политики, заложенные Петром I, определили жизненный путь выдающегося российского ученого — Михаила Васильевича Ломоносова. Многие вехи в его биографии напрямую связаны с именем Петра. Так, первое знакомство М.В. Ломоносова с арифметикой произошло благодаря книге Л. Магницкого, изданной по повелению Петра I в 1703 г. Академический университет Академии наук в 1735 г. направил его за границу для обучения химии и металлургии по пути, «проторенному Петром», а его главным учителем в Марбургском университете стал Христиан Вольф, который был советчиком и агентом Петра I при учреждении Академии наук4. Сформировавшись в качестве ученого в культурной атмосфере, созданной Петром I, М.В. Ломоносов всю жизнь выражал свое восхищение монархом, который «предусмотрел за необходимо нужное дело, чтобы всякого рода знания распространить в отечестве, и людей искусных в высоких науках, также художников и ремесленников размножать»5. «Земным Божеством» и «отцом отечества» назвал М.В. Ломоносов Петра I в небольшом стихотворении «К статуе Петра Великого».

Многие яркие мыслители петровского времени посвящали свои сочинения и публичные выступления пропаганде роли науки в экономическом и общественном развитии страны. Так, Феофан Прокопович отстаивал точку зрения о том, что сила Российского государства основывается на развитом горнорудном и фабричном производстве, армии и флоте, нуждающихся в образованных людях. Встречаясь с Вольтером, Ш.Л. Монтескьё, Б. Фонтенелем, Антиох Кантемир помогал распространению их идей в России. О пользе «наук и училищ» много писал В.Н. Татищев. Наличие тесной зависимости между экономическим процветанием государства и степенью просвещенности его населения доказывал И.Т. Посошков.

Однако в XVIII в. самым выдающимся пропагандистом высокой роли знаний, науки и просвещения для улучшения материальных условий жизни народа и развития экономики России стал М.В. Ломоносов. Вся его научно-просветительская деятельность и сама его жизнь явились примером огромной преобразующей силы знаний.

О влиянии творческой и общественной деятельности М.В. Ломоносова на социально-экономическое развитие России написано много научных трудов и популярных статей, сняты документальные и художественные фильмы.

В ХХ в. подход к исследованию творчества М.В. Ломоносова был типичным для своего времени. Он отражал вклад просвети-

4 М.В. Ломоносов: к 285-летию со дня рождения // Справочно-информа-ционная серия «Московский университет на пороге третьего тысячелетия». 1997. Вып. 14. С 80.

5 См: Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1950—1983. Т. 4. С. 368.

тельской деятельности русского ученого в развитие российской системы образования как основы прогресса производительных сил страны (развитие мореходства, градостроительства, горнозаводского дела и др.), ее научного и военного потенциала.

В XXI в. человечество, пережившее информационную революцию, приобрело богатый опыт, доказывающий ключевую роль знаний в создании богатства. Современники эпохи глобализации не представляют себе отечественной науки вне мировой. В эпоху Интернета удовлетворение потребности в информации не может быть ограничено парой книг, найденных у соседей, подобно тому, как для М.В. Ломоносова «вратами учености» стали «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого.

Поэтому сегодня, с одной стороны, нам как никогда трудно представить те усилия, которые М.В. Ломоносов прилагал для развития взаимодействия российской и мировой науки, разграничения сферы действия знания и религии, создания доступных для всех желающих учиться образовательных учреждений. С другой стороны, отношение М.В. Ломоносова к знанию как источнику экономического процветания государства и отдельного человека поражает своей современностью.

Непосредственно общественно-экономическим вопросам посвящены лишь некоторые наброски большого труда по экономической политике, написанные М.В. Ломоносовым в 1761—1763 гг. Статья «О размножении и сохранении российского народа», основные положения которой изложены в форме письма И.И. Шувалову в день его рождения, 1 ноября 1761 г., должна была стать началом этого труда. В ней М.В. Ломоносов стремился показать четкую связь между распространением культуры, научных и медицинских знаний и благосостоянием российского народа.

Важнейшую роль просвещения М.В. Ломоносов видел в сохранении и приумножении трудовых ресурсов. Он пишет о том, что «для умаления столь великого зла», как детская смертность и детские болезни, следует «Выбрать хорошие книжки о повивальном искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на российском языке или, сочинив на другом, перевесть на российский... Для излечения прочих детских болезней, положив за основание великого медика Гофмана6. и присовокупив из других лучшее, соединить с вышеописанною книжкою о повивальном искусстве... Одну книжку напечатав в довольном множестве, распродать во все государство по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и других наставлением пользовать»7.

6 Имеется в виду «Собрание медицинских сочинений» Ф. Гофмана, вышедшее в Женеве в 1740 г. См.: Ломоносов М.В. Указ. соч. Т. 6. С. 598.

7 Там же. Т. 6. С. 389—390.

Обращаясь к духовенству не без видимой иронии, М.В. Ломоносов подчеркивает, что необузданная роскошь в период заговенья и разговенья, часто выливающаяся в пьянство, а также пост с его «худыми прошлогодними пищами», только «портит здоровье и жизнь коротит». Он предлагает «перенести» Великий пост на то время года, когда в российском климате «поспевают ранние плоды, в пищу, в прохлаждение и в лекарство крупно служащие». А если сделать этого нельзя, то «...ученьем вкорените всем в мысли, что богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть, нежели в желудке цинготную рыбу, что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержания от излишества, что обманщик, грабитель, неправосудный, мздоимец, вор и другими образы ближнего повредитель прощения не сыщет, хотя бы он вместо обыкновенной постной пищи в семь недель ел щепы, кирпич, мочало, глину и уголье и большую часть того времени простоял на голове вместо земных поклонов»8.

В адресованных И.И. Шувалову заметках «Об обязанностях духовенства», написанных в конце 1761 г., М.В. Ломоносов указывает на важную роль церковников в области просвещения народа: «Святейшего Синода и всего духовенства не одна только должность, чтобы богу молиться за кого они должны, но и обучать страху божию и честным нравам словом и примером, а особливо молодых людей. К слову принадлежит знание истинного красноречия, состоящего в основательном учении, а не в пустых раздобарах. К примерам надлежит честное житие всех служителей алтаря и слова господня»9.

Таким образом, ратуя за разграничение сферы действия науки и религии, М.В. Ломоносов относит к прерогативам науки все то, что касается истины. Обязанности религии он ограничивает преимущественно областью человеческого поведения и этических цен-ностей10. Но не только. В сферу деятельности церкви попадает важная задача — способствовать обучению детей грамоте, открывающему им путь к достойной жизни и наукам. Образцами для подражания в выполнении этой важной миссии М.В. Ломоносов считает немецких священнослужителей. Германские «пасторы в своих духовных детских школах обучавшихся детей грамоте наставляют закону божию со всею строгостию и прилежанием. .и ежели кто неисправен, не допущают до причастия, чего дети так страшатся, что все возможности употребляют, чтобы знать и по возможности употреблять закон божий. Все сие беспрерывно содержится не токмо по городам, но и по селам, где есть села. А у нас по

8 Там же. Т. 6. С. 395—396.

9 Там же. Т. 6. С. 407.

10 См.: Уткина Н.Ф. Указ. соч. С. 70—71.

многим местам и попы сами чуть столько грамоте знают, сколько там мужичий батрак или коровница умеет»11.

«Много есть еще упомянуть. Однако главное дело в том и состоит, что везде, где только есть церковь, должны попы и причетники учить грамоте за общую плату всего прихода и не давать бегать по улицам малым ребятам, кои еще ни в какую работу не годятся. Мне кажется, от пяти до десяти, а иные ж и до двенадцати лет могут сколько-нибудь грамоте научиться и закону»12, — в этих словах М.В. Ломоносова также звучит идея доступности и обязательности начального образования для каждого российского ребенка.

Особое внимание уделяет М.В. Ломоносов медицинским знаниям. Он справедливо подмечает, что в России «.по большей мере простые, безграмотные мужики и бабы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслят, с вороженьем и шеп-таньями»13. Несмотря на то что многие из них лечат лучше «ученых хирургов», все-таки лучше создать здравоохранение в стране «по правилам, медицинскую науку составляющим». А для этого необходимо не только наладить изготовление доступных лекарств, но и организовать подготовку врачей: «Для изучения докторства послать довольное число российских студентов в иностранные университеты и учрежденным и впредь учреждаемым внутри государства университетам дать между прочими привилегиями власть производить достойных в доктора»14. Кроме того, Медицинской канцелярии15 необходимо следить, чтобы «как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских. Стыдно и досадно слышать, что ученики российского народа, будучи по десяти и более лет в аптеках, почти никаких лекарств составлять не умеют»16. Причиной тому являлась склонность аптекарей и докторов к найму немецких учеников, обучение которых, по мнению М.В. Ломоносова, обходилось слишком дорого из-за недостаточного знания ими русского языка, «разности веры» и «несхожести нравов». К тому же, учениками немецкими «всего государства не наполнить». Таким образом М.В. Ломоносов ратовал за подготовку собственных, российских кадров.

Просвещение народа, согласно М.В. Ломоносову, крайне необходимо для предотвращения урона сельскому хозяйству, наносимого солнечными затмениями, пожарами, наводнениями. Он пи-

11 Ломоносов М.В. Указ. соч. Т. 6. С. 408.

12 Там же.

13 Там же. Т. 6. С. 395—396.

14 Там же. Т. 6. С. 397.

15 Медицинская канцелярия заведовала врачебным делом в России с 1721 до 1763 г., т. е. вплоть до создания Медицинской коллегии. См.: Ломоносов М.В. Указ. соч. Т. 6. С. 598—599.

16 Там же. Т. 6. С. 397.

шет о том, что если причина солнечного затмения известна из астрономии — тень Луны закрывает собой Солнце, то крестьянам следует рассказать, что именно это и вызывает смятение у домашних животных и их падеж, а также приводит к тому, что неполученная растениями солнечная энергия и выпавшая роса отрицательно сказываются на качестве собранных в такое время кормов. «В наши просвещенные веки знают о том в великом свете обращающиеся люди от астрономов и могут предостеречься, не выпуская скота из дому и не давая травы, того дня снятой»17, — подчеркивает М.В. Ломоносов. Поскольку затмения могут быть предсказаны астрономами, о них следует информировать население, а необходимые действия при их наступлении прописать в указах, как это делается в мировой практике: «Затмения во всем государстве не знают, и для того надобно заблаговременно публиковать и что требуется повелеть указами по примеру, как водится в других государ-ствах»18. Знания о «предосторожностях», связанных с наводнениями и пожарами, также необходимы людям, чтобы можно было избежать их разрушительных последствий.

«Где мало грамотных, весьма мало пользы будет»19, — подчеркивает М.В. Ломоносов в небольшой заметке «Мнение о государственной коллегии земского домостройства», написанной в конце 1763 г. В ней ученым изложен замысел создания научно-исследовательского учреждения, которое бы занималось вопросами развития земледелия. Примечательно, что в его составе помимо президента и вице-президента, «весьма знающих в натуральных науках», по мнению М.В. Ломоносова, должны состоять физик, химик, ботаник, медик и специалист по «натуральной истории»20.

Связь знаний и экономического прогресса освещается в трудах М.В. Ломоносова по географии 1763—1765 гг. «Благополучие, слава и цветущее состояние государств от трех источников происходит. Первое — от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, второе — от победоносных действий против неприятеля, с заключением прибыточного и славного мира, третье — от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами через купечество»21. Поэтому, обращаясь к великому князю Павлу Петровичу, М.В. Ломоносов пишет: «Могущество и обширность морей, Российскую империю окружающих, требуют такого рачения и знания»22. Торговые пути по внутренним рекам «по от-

17 Там же. Т. 6. С. 399.

18 Там же.

19 Там же. Т. 6. С. 412.

20 Там же. Т. 6. С. 411.

21 Там же. Т. 6. С. 421.

22 Там же. Т. 6. С. 420.

крытии Петровою рукою во многие моря пристаней, по введении знания в мореплавании и строении корабельном» должны быть дополнены путешествиями по северным морям, к освоению которых горячо призывает ученый.

Пожалуй, даже ярче, чем открытые высказывания на страницах научных работ, отношение М.В. Ломоносова к знаниям отражает его практическая просветительская деятельность.

Созданный по инициативе М.В. Ломоносова Московский университет был основан на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов23. С подачи большого покровителя российской науки и культуры И.И. Шувалова 25 января (по новому стилю) 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий.

Для проекта устава университета М.В. Ломоносов разработал положение о трех факультетах и их целенаправленности: юридический факультет нужен «для отправления правосудия и для ограждения прав каждого»; медицинский — для «сохранения людского здоровья и для попечения о нем»; философский — «для увеличения общественного благосостояния и для создания разных жизненных благ»24. Примечательно, что, несмотря на ориентацию на западноевропейский опыт, М.В. Ломоносов не включил в число факультетов богословский.

Поскольку система общеобразовательных школ в России в то время отсутствовала, при основании Московского университета М.В. Ломоносов уделил большое внимание гимназиям, полагая, что университет без них, что «пашня без семян». Основную задачу школьного образования он определил так: «.при обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство»25. Иными словами, не следует подавлять юное сознание обилием новых фактов, а требуется дать самое необходимое, чтобы дальнейшее самостоятельное развитие личности шло в соответствии с растущим уровнем развития научных знаний.

М.В. Ломоносов всегда горячо отстаивал права низшего российского сословия на образование в гимназиях и университете. Хорошо известны его слова: «.В университете тот студент почетнее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды»26.

В 1759 г. М.В. Ломоносов занялся устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии наук, по-

23 См.: Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян. М., 2001. С. 406.

24 Белявский М.Т. .Все испытал и все проник. М., 1990. С. 91—92.

25 ЛебедевЕ. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов н/Д, 1997. С. 355.

26 Белявский М.Т. Указ. соч. С. 92.

прежнему всеми силами отстаивая права низших сословий на образование. Ученые люди, доказывал он, нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земле-дельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом»27.

Незадолго до смерти М.В. Ломоносова его посетила императрица Екатерина II, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве»28. В конце жизни ученый был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

Подчеркивая необычайное разнообразие трудов М.В. Ломоносова, А.С. Пушкин сказал о нем: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник.»29.

М.В. Ломоносову одновременно приходилось делать множество дел — и «читать лекции», и «делать опыты новые» (по физике и химии), и «готовить публично речи и диссертации», и «сочинять разные стихи и проекты (надписи) к торжественным изъявлениям радости» (к иллюминациям и фейерверкам), и «составлять правила красноречия», и «историю своего отечества». Личные симпатии М.В. Ломоносова преимущественно склонялись к физике и химии, но его «ученый гений» одинаково блистательно раскрывался и в таких его трактатах, как «Слово о происхождении света» (1756), «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753), «Русская грамматика» (1755) или в трактатах чисто публицистического характера30.

Для любого поколения людей всегда современно будут звучать слова М.В. Ломоносова:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В щастливой жизни украшают. В нещастной случай берегут...

(Ломоносов М.В. Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года // Полн. собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1950—1983. Т. 8. С. 206)

27 Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Указ. соч. С. 407.

28 Там же.

29 Белявский М.Т. Указ. соч. С. 112.

30 Там же.

Список литературы

Белявский М.Т. .Все испытал и все проник. М., 1990. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян. М., 2001. М.В. Ломоносов: к 285-летию со дня рождения // Справочно-инфор-мационная серия «Московский университет на пороге третьего тысячелетия». 1997. Вып. 14.

Лебедев Е. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов н/Д, 1997. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1950—1983. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов 1711—1765. М., 1988.

Уткина Н.Ф. Ломоносов: к 275-летию со дня рождения. М., 1986. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века: учеб. пособие для вузов. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.