том 5
2023
8 5
О
Рч
С
о рр
ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 2-14, 2-184, 2-23, 2-34, 2-42, 2-43, 2-72
О Любовь как ключевой богословский принцип Р следования за Христом в главе 21 Евангелия нн от Иоанна
Диакон Андрей Викулов
Рязанская православная духовная семинария, Российская Федерация, 390000, Рязань, ул. Кремль, 1 Московская духовная академия,
Российская Федерация, 141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра
Для цитирования: Викулов А. С. Любовь как ключевой богословский принцип следования за Христом в главе 21 Евангелия от Иоанна // Вопросы теологии. 2023. Т. 5, № 3. С. 388-407. https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.303
Статья посвящена раскрытию учения апостола Иоанна Богослова о следовании за Христом на основании заключительной главы Евангелия от Иоанна. Автор приходит к выводам, что любовь — главная тема двадцать первой главы Евангелия. Любовь Спасителя к ученикам — основной мотив рассказа евангелиста Иоанна о трапезе Господа с учениками после чудесной рыбной ловли. Центральной темой беседы между апостолом Петром и Господом Иисусом Христом также является любовь. Она же представляет необходимую основу дальнейших отношений между ними, а также и всеми последователями Спасителя. В статье раскрываются вопросы необходимости страданий и смерти для ученика Христова, корреляции любви и скорбей, смысла страданий. На основании святоотеческого богословия делаются выводы о том, что любовь ко Христу дает возможность преодолеть естественный страх смерти и все скорби на жизненном пути. Страдания и смерть за своего Учителя и Господа становятся для Его ученика честью, славой и желаемой наградой. Мученическая смерть не является обязательным условием жизни последователя Христова, но предстает как наиболее полное выражение любви к Спасителю. Ключевые слова: следование за Христом, любовь, ученичество, Евангелие от Иоанна, смерть, скорби, нарративный анализ.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 © Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2023
388 https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.303
Введение
Двадцать первая глава Евангелия от Иоанна является важной составляющей при раскрытии концепции ученичества в этом Евангелии. Первые исследования по ученичеству, как указывают Ф. Сеговия1 и А. Калпеппер2, относятся к 1970-м годам. Те авторы, которые занимались темой ученичества в Евангелии от Иоанна, уделяли внимание различным аспектам. Ученичество рассматривалось сквозь призму дружбы3, семьи4, завета5, вечной жизни6, христологии7, миссионерства8 и др. В предлагаемой статье акцент делается на ученичестве как пути шествия за Христом, следования за Спасителем.
Первым, кто обратил внимание на путь Христа и следующих за Ним учеников, был Э. Швейцер9, однако он не фокусировался на Евангелии от Иоанна, а исследовал его в контексте всего Нового Завета. Продолжил эту тему Д. ван дер Мерве в статье10, основанной на своей докторской диссертации11. Он выразил путь Спасителя и Его последователей в схеме «нисхождение — восхождение», где соединил христологию и ученичество, акцентируя внимание на теме миссионерства.
В настоящей статье будет применен инструментарий нарративного анализа12, т. е. Евангелие рассматривается как рассказ. В тексте имеются богословские акценты, отличающие автора этого Евангелия от других
S
2 Culpepper R. A. Anatomy of the Fourth Gospel: A study in literary design. Philadelphia: Fortress, 1983. P. 115.
3 Culy M. M. Echoes of friendship in the Gospel of John. Sheffield, England: Sheffield Press,
1 Segovia F. F. Introduction: Call and discipleship toward a re-examination of the shape and character of Christian existence in the New Testament // Discipleship in the New Testament / ed. by F. F. Segovia. Philadelphia: Fortress, 1985. Р. 9.
2 гк^ллпо«. d л а „1+ашт7 af c^nrfl, r^i^ol. л оь.лг in litat-inr ^apiirn db. \ 1 о a c.1 ,-.1-. \ о .
о
2010; Ford J. M. Redeemer-friend and mother: Salvation in Antiquity and in the Gospel of John. ^H
Minneapolis: Fortress, 1997; Ringe S. H. Wisdom's friends: Community and Christology in the Fourth Gospel. Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press, 1999.
4 Van der Watt J. G. Family of the King: Dynamics of metaphor in the Gospel According to
John. Leiden: Brill, 2000. ^
5 Chennattu R. M. Johannine discipleship as a covenant relationship. Peabody: Hendrickson, 2006.
6 Ihenacho D. A. The community of eternal life: The study of the meaning of life for the Johannine Community. Lanham, MD: University Press of America, 2001.
7 Hera M. P. Christology and discipleship in John 17. Tübingen: Mohr Siebeck, 2013.
8 Van der Merve D. G. Towards a theological understanding of Johannine discipleship // Neotestaamentica. 1997. Vol. 31, no. 2. Р. 339-359; Köstenberger A. J. The missions of Jesus and
the disciples according to the Fourth Gospel: With implications for the Fourth Gospel's purpose ^H
and the mission of the contemporary church. Grand Rapids: Eerdmans, 1998.
9 Schweizer E. Erniedrigung und Erhöhung bei Jesus und seinen Nachfolgern. Zürich: Zwingli-Verlag, 1955.
10 Van der Merve D. G. Towards a theological understanding of Johannine discipleship.
11 Van der Merwe D. G. Discipleship in the Fourth Gospel. Unpublished DD dissertation. том 5 Pretoria: University of Pretoria, 1995. 2023
12 Описание метода см.: Powell M. A. What is narrative criticism? Minneapolis: Fortress
Press, 1990; Филофей (Артюшин), иером. Современный метод нарративного анализа №3
О
№ 3 (апостолов Матфея, Марка, Луки); Иоанн выстраивает сюжет повествования и использует различные риторические приемы таким образом, чтобы привлечь внимание читателя.
Мы обратим особое внимание на глагол акоЛоиВеТ'У, который «предназначен для описания ученичества»13 в Евангелии от Иоанна. В поисках особенностей концепции ученичества в Евангелии от Иоанна, о которых говорится в Ин 21:1-19, мы: 1) определим и представим лингвистические \ Г и семантические составляющие (образы, термины и мотивы), соотносимые с акоЛоиВегу, путем анализа дискурса, а также по возможности определим, какими риторическими приемами пользовался евангелист; 2) изучим некоторые уникальные аспекты мотива следования за Христом, которые евангелист намеревается донести до своих читателей. При рассмотрении богословских идей мы будем опираться на святоотеческие комментарии.
В Ин 21 выделяются следующие особенности концепции ученичества: сообщается о центральной роли любви как основы отношений между Христом и Его последователями; большое значение имеет сочетание акоЛоиВегу ч^ с мотивом «куда» (опои ^ВеЛе; и опои ой ВеЛеи;), которое говорит о связи ^^ следования за Христом и предстоящей смерти Петра (Ин 21:18); уникаль-Р I ная особенность мотива следования за Христом подчеркивается благодаря тому, что акоЛоиВе1 цо1 (Ин 21:19) дается воскресшим Господом.
том 5
2023
К
Е
О
о
е
нч
уЦ
с
о
PQ
1. Литературная структура и ключевые мотивы
Мы рассмотрим Ин 21:15-19 вместе с Ин 21:1-14 как одну семантическую перикопу по следующим причинам. Прежде всего, процесс возвращения апостола Петра к ученичеству начинается в стихах Ин 21:114 с того, что Господь открывает Себя в событиях ловли рыбы и трапезы, и заканчивается диалогом между Ним и Петром в стихах Ин 21:15-1914.
и перспективы его использования в православной библеистике // Богословский вестник. 2015. Т. 16-17, № 1-2. С. 23-55.
13 Bultmann R. The Gospel of John: A commentary / transl. G. R. Beasley-Murray, R. W. N. Hoare, J. K. Riches. Philadelphia: Westminster, 1971. Р. 99. См. также: «призыв "следовать" за Христом, является фундаментальным для всей евангельской картины Его служения» (Dodd C. H. Historical tradition in the Fourth Gospel. Cambridge: Cambridge University Press, 1965. Р. 352); «следовать — это термин, по преимуществу, посвященный ученичеству» (Brown R. E. The community of the beloved disciple: The life, loves and hates of an individual church in New Testament times. London: Geoffrey Chapman, 1979. Р. 191); aKoXouGrfv — «термин ученичества» (Lindars B. The Gospel of John. Grand Rapids: Eerdmans, 1981. Р. 315).
14 Существует множество текстовых свидетельств того, что в Ин 21:1-19 основное внимание уделяется восстановлению Петра в качестве ученика: разжигание огня на углях является напоминанием Петру событий, связанных с отречением (Ин 21:9; ср.: Ин 18:18); сцена ловли рыбы напоминает призыв Петра у евангелиста Луки (Лк 5:1-11); действия Петра подчеркнуты деталями (Ин 21:3, 7, 11); диалог ведется между Спасителем и Петром (Ин 21:15-19); призыв «следуй за Мной» обращен к Петру (Ин 21:19, 22). Хотя в стихах Ин 21:1-14 Господь имеет дело с семью учениками, Петр находится в центре как сцены ловли рыбы, так и сцены трапезы.
Как отмечает Р. Браун, стихи Ин 21:1-14 неполны без стихов Ин 21:15-19, поскольку последние завершают то, что начато в первых15. Кроме того, начальная временная фраза стиха Ин 21:15 «Когда же они обедали (арюташ)» (ср.: Ин 21:12, бейте арютг|аате) предлагает прочитать текст Ин 21:15-19 на фоне того, что произошло в Ин 21:1-14, т. е. напрашивается связь двух повествований мотивом «кормления». К. Кинер комментирует: «Как Иисус кормил Своих учеников здесь (Ин 21:9-14), так и Петр должен окормлять Его овец после ухода Иисуса»16.
В представленном ниже дискурсивном анализе указаны ключевые мотивы и лингвистические составляющие Ин 21:
I цеха таста ¿favepwasv eauxov naAiv о 'Inaouc; xotq цабптак;... ¿favspwasv бе оитш;
3 .. .илауш aAieueiv... ка! ¿v ¿Keivq т^ vukxi ¿niaaav ovSsv
4 .. .ou ^vtoi fl6eiaav ol цаВ^та! бт 'Inaouc; ¿aw
5 .. .nai6ia т1 npoa^ayiov ехете dneKpiGnaav аитф ov
6 .ка! ou^i аитб eAKuaai iaxuov and rov nX^Oovq mv ixdvw
7 ...о Kupio; ¿атгу
8 ...aupovтec; Td SiKTvov r&v ixdvw
9 ...avOparnav Ksi.svyv mi ofapiov ¿niKsi.svov mi aprov
II ...Zi^v n^po; ка! eiAKuaev то 6iKtuov ei; ^v y^v .isordv ixdvrn .syaXm ¿кaт6v лevтr|кovтa тр^ ка! roaovmv ovtov ouk ¿axiaQn то 6iKtuov
12 Aeyei auTOi; о 'Inaouc; Ssvrs apiar^aars. е!боте; бт о Kupto; ¿am
13 spxsrai 'Iyaovc; mi Xa.fiavsi rdv aprov mi SiSwaiv avroiq mi rd ofapiov o.oiws
14 ...¿favspwdy 'In<rou; ток; цабптак; ¿yepGek; ¿к veKp^v ^-н
15 оте oiv tfpiaryaav Aeyei тф Zi^vi Штрш о 'Inaouc;, Zi^v 'I^avvou, ^^ ayanaq .s nAiov toutov; Aeyei аитф, vai Kupte av oiSaq ori fiXw as Aeyei аитф, ^H fioaKs та apvia .ov
16 Aeyei аитф naAiv 6eOTepov, Zi^v 'I^avvou, ayanaq .s; Aeyei аитф, vai Kupie, av oiSaq ori fiXw as. Aeyei аитф, noi.aivs та npofiara.ov
17 Aeyei аитф то трпхгу, Zi^v 'I^avvou, (piXsiq .s; ¿Aun|0n о Пëтpo; бт einev аитф то тpíтov, (piXsiq .s; ка! Aeyei аитф, Kupie, navra av oiSaq av yivwaKsiq ori fiXw as. Aeyei аитф о 'Inaouc;, ¡SoaKs та npofiara .ov
18 d^v d^v Aeyw aoi, бтe ve^epoc;, ¿(¿vvuec; aeavrov ка! пepleпaтel; onov tfdsXsq, бтav бе ynpaa^;, ¿Kteveic; та; xeipa; aou, ка! aAAo; ae (6aei ка! ^^ o'iaei onov ov OsXsiq Рц
19 тосто бе einev a^.aivwv noiy Oavam So^aasi rdv dsov. ка! touto etn^v
Aeyei аитф, aKoXovdsi.oi ^^
s s
о
Ы
I—I
h-Q
о
15 Р. Браун приходит к выводу, что между стихами 1-14 и 15-19 существует единство:
Brown R. E. The Gospel According to John: in 2 vols. Vol. 2. New York: Doubleday, 1966-1970, том 5
P. 1082-1084,1110. 2023
16 Keener C. S. The Gospel of John: A commentary: in 2 vols. Vol. 2. Peabody: Hendrickson,
2003. P. 1230. №3
том 5
2023
8 К
о
НЧ
с
о м
№ 3 Во-первых, внимание читателей акцентируется на мотиве любви, ко-
торый выражается в нескольких эпизодах:
— «от пустоты к изобилию»: рассказ начинается с того, что усилия учеников поймать рыбу были тщетными; это отражено в стихах 3 (¿тааау ойбеу) и 5 (ой); вследствие явления Христа и Его Божественной помощи автором подчеркиваются полнота и изобилие в ловле рыбы, что выражается четырьмя различными фразами (ка! ойкет айто £Лкша1 í'ахuоv апо
^^ той пЛ|Воис т^ Ин 21:6; то бíктшv т^ 1хВйш^ Ин 21:8; цеaт6v
^^ цеYdЛшv... ка! тоаойт^ бvтшv, Ин 21:11);
— трапеза на берегу: мотив трапезы с Господом привлекает внимание читателей тем, как в ней выражается любовь Господа к ученикам; она описывается во многих деталях — огонь на углях; на нем были хлеб и рыба, которые Господь Сам готовит; Он приглашает их на трапезу; Сам дает им хлеб и рыбу (^Врак1&у ке1цеу^ ка! 6ydрюv ¿mкеíцеvоv ка! артоу, Ин 21:9; бейте арютг|аате, Ин 21:12; ерхета1 '1паойс ка! Лацpdvеl T6V артоv ка! б!бшагу айтоТ; ка! то 6ydрюv 6цо!шс, Ин 21:13; оте ош ^ат^аа^ Ин 21:15);
ч^ — исповедание любви и пастырское поручение: три серии диалога
^^ после трапезы между Спасителем и Петром (Ин 21:15-17), в которых ГоР I сподь повторял один и тот же вопрос и одно и то же поручение, находятся в центре перикопы; здесь подчеркиваются важный мотив любви и миссия апостола — пасти овец Христовых; эти мотивы не позволяют вниманию читателей поспешно отвлечься, а, скорее, призывают к серьезному размышлению над ними.
Во-вторых, глагол акоЛоиВегу расположен недалеко от термина «куда» (опои) и от мотива смерти: в предсказании Христа о будущей жизни (и смерти) Петра мотив «где/куда» появляется в контрасте двух противоположных моделей (Ин 21:18): «куда хотел» (опои ^ВеЛес) и «куда не хочешь» (опои ой ВеЛе1с). Здесь мы обращаем внимание на то, что акоЛоиВегу сочетается с мотивом опои.
В-третьих, в конце перикопы Господь дает важный призыв: «следуй за Мной» (акоЛойВе1 цо1, Ин 21:19). Именно это обращение к апостолу Петру резюмирует пастырское поручение (Ин 21:15-17) и завершает всю беседу Христа, когда Он явил Себя ученикам, восстав из мертвых (Ин 21:1-14).
Принимая во внимание мотивы и лингвистические составляющие, изложенные выше, проведем богословское исследование отмеченных моментов и рассмотрим центральную роль любви в следовании за Христом, следование за Христом и мотив смерти, а также следование за Христом воскресшим.
2. Центральная роль любви в следовании за Христом 2.1. Обильная ловля рыбы
В рассказе о рыбной ловле Петра и других учеников евангелист Иоанн подчеркивает контраст между отсутствием (ойбеу) результата и последующим изобилием (пЛ|Воис, цеато'у). Попытки учеников ловить рыбу были
напрасными, пока они ограничивались собственными силами. Они не могли поймать ничего (¿пíаaаv ойбеу, Ин 21:3; ой, Ин 21:5) за всю ночь, несмотря на то что были опытными рыбаками17. Подразумевается, что, если с ними нет Господа, ученики ничего не могут делать сами (х^р!с ¿цой ой бйуааВе пошгу ойбеу, Ин 15:5), и наоборот, присутствие Спасителя обеспечивает то, что ловля принесет обильный плод. Христос же не оставляет их в беде, но являет Себя (¿фavëршaеv шито^ Ин 21:1) и с великой любовью обращается к ним. Свт. Григорий Палама замечает по этому поводу: «Он говорит им: "Дети!" — О, какое смирение, какова любовь, какой ласковостью исполнено это обращение!»18
Повествование не уделяет основного внимания отсутствию результата. «Множество» рыбы благодаря присутствию Христа гораздо ярче выделяется в тексте19. Евангелист Иоанн использует различные фразы, чтобы подчеркнуть, какой обильный результат получили ученики: «Уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Ин 21:6); «таща сеть с рыбою» (Ин 21:8); «наполненную большими рыбами» (Ин 21:11а); «при таком множестве не прорвалась сеть» (Ин 21:11б)20. Автор хочет сказать, что Господь Своим присутствием изменяет жизнь Его последователей — от нищеты к изобилию. Личное присутствие Христа дает возможность трудится и приносить обильный плод (ср.: Ин 10:10; 15:11; 16:24)21.
К
17 См. об этом: Lincoln A. T. The Gospel according to Saint John. Black's New Testament Commentaries. London: Continuum, 2005. Р. 511.
18 Григорий Палама, свт. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1993. C. 73; Gregorius Palamas. Opera omnia. Homilia XXIII. In decimum matutinum Evangelium // Patrologiae cursus completes. Series Graeca / ed. by J.-P. Migne (далее — PG). 1865. Vol. 151. Col. 300.
19 «Изобилие» упоминается четыре раза (Ин 21:6, 8, 11a, 11б), тогда как «отсутствие» всего два (Ин 21:3, 5).
20 Большое количество рыбы перекликается с Иез 47:10. Говоря о символике чис- ^^ ла 153, свт. Кирилл Александрийский указывает, что 100 — «полнота язычников»; 50 — уверовавшие израильтяне; 3 — прославление Святой Троицы (Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т. Т. 2. М.: Сибирская благозвонница, 2011. С. 720-721; Cyrillus Alexandrinus. Commentarium in Joannem. Vol. 7 // PG. 1863. Vol. 74.
h-Q
О
Col. 745). Линкольн вторит мнению святителя и говорит, что «153 рыбы, скорее всего, предполагают полное количество тех, кто будет привлечен через миссию учеников Иисуса» (Lincoln A. T. The Gospel according to Saint John. Р. 513). Для дальнейшего обсуждения
153 см.: Brown R. E. The Gospel According to John. Vol. 2. P. 1074-1076; Keener C. S. The Gospel of John. Vol. 2. P. 1231-1233; Kiley M. Three more fish stories (John 21:11) // Journal of Biblical Literature. 2008. Vol. 127, no. 3. Р. 529-531; Bauckham R. The 153 fish and the unity of the Fourth Gospel // Neotestamentica. 2002. Vol. 36, no. 1-2. Р. 81-85.
21 «Уловляют ученики великое множество, укрепляемые опять Его Божественными мановениями в способности достигать искомого. А извлекает сеть Петр, откуда можно видеть, что труд святых апостолов не будет напрасным, ибо Повелевшему ловить они 2023
представили множество уловленных» (Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 720; PG. Vol. 74. Col. 745). №3
Рч
с
рр
№ 3 2.2. Обед Господа с учениками
том 5
2023
Я
я
о
н
Господь, наполнив пустую сеть учеников22, теперь утоляет их голод. Сцена трапезы изображена с мельчайшими деталями: подготовка, приглашение и раздача еды. Когда апостолы прибывают на берег, они видят угли от костра (ср.: Ин 18:18, 25) и лежащие на них хлеб и рыбу (Ин 21:9), которые воскресший Господь чудесным образом приготовил для голодных р | и усталых учеников23. Огонь, приятный дым от костра, запах теплого хлеба и жареной рыбы напоминают атмосферу трапезы на природе, полную нежности и любящей заботы. Тем не менее ученики не могут приблизиться к Нему, «видя изменившееся лице, исполненное необычайного величия»24. ^^ Тем, кто стоит в напряженном молчании и страхе, Иисус произносит любящее приглашение: «Придите, обедайте» (бейте арютг|аате, Ин 21:12). Христос приходит первым (ерхета1 '1паойс)25, берет хлеб (ЛацPdvеl T6V артоv) и дает им (б[бшагу айтоТс), и рыбу так же (Ин 21:13; ср.: Деян 6:11). Ученики I ^ видят еду, которую Спаситель приготовил для них (Ин 21:9), слышат Его приглашение (Ин 21:12) и получают хлеб и рыбу из Его рук (Ин 21:13), ко-^^ торые некогда были прибиты гвоздями к кресту.
р С повествованием о том, что Господь дает хлеб и рыбу ученикам, сти-
хи Ин 1-14 внезапно обрываются, и говорится, что это третий раз, когда ^Н Иисус явил Себя им (здесь перекличка с тем, что сказано в стихе Ин 21:1: ^^ цета тайта £фavгpwoгv шuт6v пdЛlv о '1паойс тот; цаВгршс ¿п! т^с ВaЛdaanс РР т^с Тферюбо; £фavгpшoгv бе ойшс, Ин 21:1; тойто ^б^ трпхгу ёфтгршвц '1П^ойс тот; цаВ^татс ¿уерВе!; ¿к vекршv, Ин 21:14). Хотя повествование заканчивается, эффект произошедшего, отзвук нежного внимания Господа задерживаются в умах читателей. Точно так же как ученики, присутствовавшие на месте произошедшего события, читатели могли представить эту исполненную любви картину: увидев пылающий огонь в углях, почувствовав запах хлеба и жареной рыбы, услышав приглашающий голос Христа
22 Так же, как Христос наполнил кувшины на свадьбе в Кане лучшим вином (Ин 2:1-11).
23 Р. Браун замечает, что Иисус Христос хотел разделить с ними радость Своего мессианского пира (Brown R. E. The Gospel According to John. Vol. 2. P. 1099). свт. Кирилл Александрийский также обращает на это внимание и богопросвещенным умом раскрывает подробнее, что «после трудов и работ по отношению к призванным и спасенным» их ждет «неизреченная услада, конечно духовная и Божественная, превышающая наш ум» (Ки-риллл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 721; PG, vol. 74, Col. 748).
24 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: в 12 т. Т. 8, кн. 1. М.: Радонеж, 2002. С. 595; Joannes Chrysostomus. Homiliae in Joannem. Vol. 8 // PG. 1862. Vol. 59, col. 475.
25 Все три глагола в стихе 13 употреблены в настоящем времени. Глагол ёрхетш, на первый взгляд, кажется излишним (Brown R. E. The Gospel According to John. Vol. 2. P. 1077). На самом деле, он, по-видимому, является литературным приемом, который привлекает внимание читателей к движению Христа. Как замедленный видеоэффект, он увеличивает Его движение и, таким образом, обращает внимание на следующее движение Господа, приближающегося к ученикам вместе с едой.
и ощутив тепло Его рук, которые передавали хлеб подавленным и угнетенным последователям (ср.: 1 Ин 1:1-3).
Такое теплое и нежное отношение должно наглядно продемонстрировать любовь Христа к ученикам, чтобы они могли знать, что они любимы Им так же, как и раньше. Они любимы Его бесконечной любовью, несмотря на то что ученики покинули Его (Ин 13:38; 18:27; 16:32; ср.: Мк 14:27). Господь также показывает им пример того, как прощать и любить других последователей Христовых (ср.: Ин 13:34; 15:12).
Блж. Августин обращает внимание на символизм образов хлеба, рыбы (Сам Христос) и числа семь («прообраз нашей общности», т. е. Церкви). Мы, как и апостолы, «участвуем в этом таинстве и сопричастны к этому блаженству»26.
2.3. Беседа с апостолом Петром
Текст Ин 21:15-17 содержит три набора диалогов, основными терминами которых являются: любить (ауапаш и фЛш), знать (о1ба и угушакш), пасти/кормить (ло^цагуш и рбакш) и овца/ягненок (dpvíov и лрбратсгу)27. После этой серии вопросов и ответов сразу же следует предсказание Христа о будущей судьбе Петра (Ин 21:18). Вся перикопа завершается призывом dкoA.ou0еl Ц01 (Ин 21:19). В диалоге есть два основных компонента: вопросы Господа Петру и ответы Ему, вращающиеся вокруг темы любви28; поручение апостолу Петру. Последовательно рассмотрим их.
к
2.3.1. Вопросы Господа Петру и ответы Ему
Почему Христос спрашивает апостола Петра: «Симон Ионин! любишь ^Ч ли ты Меня?» ^^
Во-первых, через трехкратное исповедание Петра Господь восстанавливает его в апостольском достоинстве. Так как «божественный Петр, ^^ объятый превеликим ужасом, трижды отрекся Господа, то Он (Господь) и исцеляет этот недуг и требует трех отдельных исповеданий, как бы про-
НЧ
О
26 Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т. Т. 2: Рассуждения 38-124 / пер. с лат. и примеч. В. М. Тюленев; научн. ред., вступ. ст. и примеч. П. К. Доброцветов. М.: Сибирская благозвонница, 2020. С. 753; Augustinus Hipponensis. In
Рч
с
Ioannis Euangelium Tractatus CXXIV. Vol. 4 // Patrologiae cursus completes. Series Latina / ed. by J.-P. Migne (далее — PL). 1864. Vol. 35, col. 1966.
27 Слово роакш означает «пасти» в смысле «кормить», noí|icuvw — в смысле «вести», «руководить»; ápvíov — «ягненок», npópctrov — «овца». Особый оттенок употребляемых автором слов «пасти» и «овца/ягненок» отвечает возрасту пасомых. См., напр.: Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна. Париж: Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, 2006. С. 356-257. Остальные термины будут рассмотрены далее. том 5
28 Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн. Кн. 6: Смерть 2023 и воскресение. М.: Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо; Общецерковная аспирантура
и докторантура, 2017. С. 721. №3
№ 3 тивопоставляя их трем отречениям и исправление делая противовесом падений»29.
том 5
2023
Во-вторых, спрашивая три раза, Господь дает Петру возможность трижды исповедовать свою любовь к Нему30. В исповедании Петром любви ко Христу демонстрируется значительная перемена в жизненном отношении Петра. Раньше его любовь и преданность Господу основывались на его собственном желании. В решительном протесте Петра («Петр сказал \ Г Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою поло-^^ жу за Тебя», Ин 13:37) не видно осознания его собственной слабости и потребности в благодатной помощи Спасителя. Петр был полон уверенности в себе. Однако после плачевного опыта отречения от Христа Петр теперь пришел к необходимому состоянию смирения31. Он исповедует божественное знание Иисуса Христа всего, даже своих высказываний о любви к Нему. Это видно по тому, как он отвечает: «Господи (кйр1е), Ты знаешь (ай о1ба; / ай угушакек;)32, что я люблю Тебя (ф1Лш ае)». В ответах Петра подчеркивается повторяющийся ай33. Особенно дополнительная фраза ч^ в третьем исповедании: «Господи! Ты все знаешь» (кйр1е пdvтa ай о1бас) ^^ указывает на то, что Симон Петр теперь стал полностью полагаться только на Христа (ср.: 1 Пет 5:6)34. Это смиренное признание абсолютной потребности в поддерживающей благодати воскресшего Господа было необходимо для следования за Спасителем.
Я Я
О
е
нч
Л
с
В-третьих, более глубокая цель, с которой Господь ведет диалог с Си-г^Ч моном Петром, состоит в том, чтобы показать главное в отношениях с Ним. В повторяющихся вопросах Христа и ответах Петра подразумева-
29 Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 724; PG. Vol. 74. Col. 749. Ср.: Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 756; PL. Vol. 35. Col. 1967. Ср. также: Brown R. E. The Gospel According to John. Vol. 2. P. 1111; Carson D. A. The Gospel according to John. Grand Rapids: Eerdmans, 1991. Р. 678.
30 Петр, как только узнал, что на берегу Господь, тотчас все оставил и бросился в море, чтобы как можно быстрее добраться к Спасителю. В этом проявилась любовь к Нему (Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 8, кн. 2. С. 595; PG. Vol. 59. Col. 475). См. также: Keene C. S. The Gospel of John. Vol. 2. P. 1229.
31 «Видишь, как он исправился и стал благоразумнее? Уже не упорствует в своем мнении и не противоречит. Поэтому-то он и смутился. Может быть, я думаю только, что люблю, а на самом деле не люблю, как и прежде я много думал о себе и говорил с уверенностью, но последствия опровергли меня» (Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 8, кн. 2. С. 599; PG. Vol. 59. Col. 479).
32 Слово yivúaKW свидетельствует о вере апостола Петра во всеведение Господа, превосходящее чувственное, рациональное знание (о чем говорит глагол oí5a). Более подробно о смысловых оттенках см.: Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна. С. 180.
33 В третьем исповедании Петра в стихе Ин 21:17 aü появляется дважды. Нет никакого «я», кроме «Ты». «Петр больше не апеллирует к твердой уверенности в себе» (Bruner F. D. The Gospel of John: A commentary. Grand Rapids: Eerdmans, 2012. P. 1227).
34 Ср.: Пс 138:1-6 (по нумерации Септуагинты).
ется центральная роль любви как основы их отношений и движущей силы в следовании за Христом35:
15 'Iшdvvou, dYапgq це лЛ.^ тотш, vаí кир1е, аи о1ба; от1 ае;
16 'Iшdvvou, dYапg; це; vаí кир1е, аи о1ба; от1 фЛш ае;
17 'Iшdvvou, ф1А.еТ; це; кирш пdvта аи о1ба; аи угушакек; от1 фЛш ае.
Рассматривая этот диалог из Ин 21:15-17, читатели могут вспомнить мотив любви, встречающийся во всем корпусе Священного Писания: заповедь любить Бога всем своим существом является основным повелением Божиим (Втор 6:5; 10:12; 11:1, 22; 13:3; Нав 22:5; 23:11; Пс 30:24); взаимная любовь между Богом и Его народом лежит в основе Завета (Исх 20:6; Втор 7:9; Неем 1:5); любовь лежит в основе всех деяний Бога по отношению к своему народу (Втор 4:37; 7:8; 10:15; 23:5).
Диалог вокруг темы любви Ин 21:15-17 находится в контексте многочисленных высказываний, встречающихся в писаниях апостола Иоанна. В центре отношений между Отцом и Сыном стоит любовь (Ин 3:35; 5:20; 14:31; 17:24; ср.: Ин 13:3; 16:15 и др.). Она является причиной всех божественных действий между Ними.
Та же самая формула любви действует в отношениях Отца и Сына к Церкви. Господь Иисус Христос любит Своих учеников (Ин 13:1). Это доказывается тем, что Он отдал за них (нас) Свою жизнь (Ин 15:13-14; 1 Ин 3:16; Гал 2:20; Еф 5:2) и освободил Своих последователей от их грехов Своей кровью (Откр 1:5). Бог Отец любит Сына, и также Он возлюбил Свою Церковь (Ин 16:27; 17:23; Еф 2:4). Из любви Он отдал Своего Единородного Сына, послав Его в мир, чтобы люди могли жить через Него ^н (Ин 3:16; 1 Ин 4:9). Из любви Бог Отец усыновил учеников Христовых ^^ (1 Ин 3:1). Любовь — это основа отношений между Отцом, Сыном и после- |-Н дователями Спасителя. Ученики Христовы вовлекаются в чудесную взаимосвязь божественной любви (Ин 14:21, 23)36.
Вопросом «любишь ли ты Меня?» Господь вовлекает и Петра в эту сеть божественной любви, чтобы быть участником круга любви: любить и быть любимым. Блж. Августин обращает внимание на актуальность этого диалога не только для апостола Петра, но и для всей Церкви, которую он символизирует37.
S
о
ы
F
л
о
о
Рч
с
PQ
35 В последнем диалоге Христа со Своим учеником тема любви (Ин 21:15-17), которая не встречается ни в одном из синоптических Евангелий, занимает центральное место (до того, как упоминается какое-либо поручение).
36 ...о бе áyanwv |i£ áyanr|6r|a£Tai ünó той Патрос; |ои, гауш áyan|aw aüróv ка! £|9avíaw айтф £|iauTÓv; .. .£áv ti; áyana |i£, TÓv Xóyov |ои тг|р|а£1, ка! о Пат|р |ои áyan|a£i aüróv ка! npó; aúróv £A.£uaó|i£9a ка! |ov^v пар' айтф noir|aó|i£9a (Ин 14:21, 23).
37 Петр благодаря своему первенству в апостольском служении нес в себе образ этой Церкви, символизируя ее всеобщность. Когда ему было сказано «дам тебе ключи Царства том 5 Небесного» (Мф 16:19), он стал символизировать всю Церковь, которая колеблется в этом 2023 мире от разного рода искушений» (Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие
от Иоанна. Т. 2. С. 772-773; PL. Vol. 35. Col. 1973-1974). №3
№ 3 Важнейшим моментом является употребление евангелистом раз-
личных глаголов для передачи смысла любви апостола Петра ко Христу. Ап. Иоанн Богослов преднамеренно использует с этой целью два разных греческих глагола: dYaпdш — для указания на чистую, возвышенную, духовную любовь, с оттенком самопожертвования; и — для выражения любви как дружбы, подчеркивая не полную и совершенную любовь, а лишь личную сердечную привязанность и преданность, естественную, \ Г человеческую любовь38. Благодаря использованию нюансов смысла сло-^^ ва «любовь» в диалоге евангелист Иоанн хочет подчеркнуть, что Христос ожидает от Петра не только теплого отношения к Нему, но и глубокой, жертвенной любви, необходимой для осуществления предстоящего поручения. Апостол Петр отвечает, что имеет лишь привязанность к Нему и по человечески очень Его любит, но смиренно признает, что не имеет той ревности до смерти, которую он обещал Ему показать ранее (Ин 13:37). Отмечая, что в вопросе Спасителя глагол не dYaпdш, а ф1Л.ш39, автор тем самым обращает внимание на будущую деятельность апостола Петра. Христос ч^ ожидает от него заботы о Церкви, сочетающей как созерцательную, так ^^ и деятельную любовь: возвышенную, духовную любовь по отношению ко Р I Христу, реализуемую в руководстве и воспитании паствы.
том 5
2023
К S
О
НЧ
уЦ
с
о
PQ
2.3.2. Поручение апостолу Петру
Как в Ветхом Завете любовь к Богу и ближнему выражалась прежде всего в действиях40, так и проявлением любви апостола Петра должно было стать поручение Христа пасти Его словесных овец41. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, «попечение о Своих овцах в особенности служит зна-
38 См., напр.: Theological dictionary of the New Testament: Abridged in one volume / eds G. Kittel, G. Friedrich. Grand Rapids, Michigan: Eerdmans, 1985. Р. 8, 1262; Михаил (Лузин), еп. Толковое Евангелие от Иоанна с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями епископа Михаила. Минск: Харвест, 2004. С. 637; Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. С. 276.
39 В Евангелии от Иоанна cpiAiw лишь изредка используется для обозначения любви Бога Отца к Сыну (Ин 5:20), любви Бога Отца к ученикам (Ин 16:27) и любви учеников ко Христу (Ин 16:27), тогда как ayanaw используется всегда, чтобы обозначить любовь Иисуса к ученикам (Ин 13:1-34; 14:21; 15:9-12; ср.: Ин 11:5), любовь учеников друг к другу (Ин 13:34; 15:12, 17) и особенно любовь Сына Божия к Отцу (Ин 14:3). Ни cpiAiw, ни ayanaw не встречаются для описания любви учеников к Богу Отцу, ибо вместо этого евангелист Иоанн говорит только об их любви ко Христу. См. об этом: Stahlin G. cpiAiw // Theological dictionary of the New Testament: in 10 vols / ed. by G. Friedrich, transl. by G. W. Bromiley. Vol. 9. Grand Rapids: Eerdmans, 1974. P. 134.
40 См. об этом: Stauffer E. aycmaw // Theological Dictionary of the New Testament: in 10 vols / ed. by G. Kittel, transl. by G. W. Bromiley. Vol. 1. Grand Rapids: Eerdmans, 1964. P. 38-39.
41 «Пусть станет проявлением любви пасти Господне стадо, если было проявлением страха отречение от Пастыря» (Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 756; PL. Vol. 35. Col. 1967). См. также: Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 8, кн. 2. С. 599; PG. Vol. 59. Col. 479.
ком любви к Нему»42. Но повеление пасти овец Христовых относится не только к апостолу Петру, но и в некотором смысле к каждому последователю Христову. Свт. Иоанн начинает свой комментарий на эту перикопу следующими словами: «Многое и другое может доставить нам дерзновение пред Богом и сделать нас славными и достопочтенными; но преимущественно пред всем мы приобретаем благоволение свыше попечением о ближних»43. Иными словами, проявлением своей любви к ближнему становится забота о нем, а не пастырство в прямом смысле, которое было поручено первовер-ховному апостолу44. Ближайший контекст перикопы (Ин 21:1-14) дает нам возможность посмотреть на поручение апостолу Петру в таком смысле. Господь, как добрый пастырь, наблюдал за ними с берега, хотя они и не узнали Его (Ин 21:4), ухаживал за ними (Ин 21:5-6) и кормил их (Ин 21:9-13). Теперь апостолу Петру заповедано пасти словесных овец (Ин 21:15-17) так же, как Он их пас. Ухаживать за овцами Господа и пасти их — значит заботиться о них так же, как Он заботился об учениках (Ин 21:1-14). Принцип «так же, как» (кабш;) передается ученикам в Ин 13:34 (гоа dYалате dЛЛr|Л.ouc; кабш; ^Ydлnаа ица; гоа), когда им поручено следовать Его примеру (отобегуца, Ин 13:15). Хотя в Ин 21:15-19 нет упоминания о кабш;, принцип «так же, как» (кабш;) гипотетически применяется и здесь, в том числе к тем последователям Христовым, которые не являются в собственном смысле пастырями (священниками, епископами).
До сих пор в тексте Евангелия, где встречается термин dкoA.ou0еív (Ин 1:35-51; 8:12; 10:1-42; 12:26; 13:21-14:6), то, что должны делать последователи Христовы, не было конкретно предписано45. Отчасти на то, что следование за Христом влечет за собой благовестие и приведение людей | \ ] ко Христу в результате пребывания с Спасителем, указывает приглаше- ^ч ние апостолов Андрея и Филиппа (Ин 1:41-42, 45-46). Также косвенным указанием на необходимую деятельность последователя Христова являет- |-Н ся обещание «кто Мне служит, Мне да последует» (Ин 12:26). Здесь же, в Ин 21:15-1946, поручение Спасителя выступает одним из основных со-
Р
К
42 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 8, кн. 2. С. 599; PG. Vol. 59. Col. 477.
43 Там же.
44 Западные комментаторы акцентируют внимание на необходимости полного копирования деятельности апостола Петра. См., напр., высказывание Линдарса: «Повеление адресовано читателю в той же степени, что и апостолу» (Lindars B. The Gospel of John. Р. 638). См. также Bruner F. D. The Gospel of John. Р. 1236; Ridderbos H. The Gospel of John: A theological commentary. Grand Rapids: Eerdmans, 1997. Р. 666.
45 Термин dKoAou9eiv в еврейской среде времен Христа означал приглашение раввина стать его учеником. Подробнее об историческом контексте употребления указанно-
О
Рч
с
PQ
го слова см., напр.: Schulz A. Nachfolgen und Nachahmen: Studien über das Verhältnis der neutestamentlichen Jüngerschaft zur urchristlichen Vorbildethik. München: Kösel, 1962. S. 52-54; Keener C. S. The Gospel of John: A commentary: in 2 vols. Vol. 1. Peabody: Hendrickson, том 5
2003. P. 468. 2023
46 ßo0K£ та dpvia |iou (Ин 21:15); noi|iaiv£ та npoßarn |iou (Ин 21:16); ßoaK£ та npoßarn |iou (Ин 21:17); акоХойба |Oi (Ин 21:19). №3
№ 3 ставляющих жизненного пути ученика Христова, если понимать универсализм поручения апостолу Петру в том смысле, в каком его понимает свт. Иоанн Златоуст (см. выше).
Подводя итог, можно сказать, что сочетанием вопроса о любви (Ин 21:15-17) и призыва «следуй за мной» ^ко\ой0е1 цо1, Ин 21:19) передается уникальный аспект идеи следования за Христом: это путь постижения божественной любви, участия в ней и распространения ее среди дру-\ Г гих. В ходе следования за Господом ученики Христовы, вовлеченные в этот ^^ круг любви, будут возрастать в познании Бога и Его любви (Еф 3:18-19), и любовь все больше будет присутствовать в их жизни и в них самих (ка! ¿у^рюа аитот; то бvоцd аои ка! 1ш ^ dYdпn ^ ^Ydпnаdс це ¿V
аитот; ^ кdYШ ¿V аитотс, Ин 17:26).
Вместе с тем подразумевается, что следование по пути за Спасителем возможно, только если постоянно питаться и поддерживаться благодатной силой Господа. Так же как Христос в первую очередь накормил уставших учеников, последователи Христовы должны постоянно питаться присут-ч^ ствием Христа и насыщаться благодатью Святого Духа, чтобы выполнять ^^ Его поручения.
Рч
3. Следование за Христом и мотив смерти
том 5
2023
S S
о
е
нч
hQ
С
^^ Все действия Христа Спасителя в данной главе (явление Себя, Ин 21:1,
РР 14; помощь ученикам в ловле рыбы, Ин 21:4-8, 11; приготовление еды, кормление их, Ин 21:9, 12-13 и беседа) сводятся к призыву «следуй за Мной» (Ин 21:19)47. Это повеление важно еще и тем, что «это последнее слово Христа в Евангелии от Иоанна»48.
Мотив «где/куда» (опои/пои) в Евангелии от Иоанна всегда довольно близко расположен с термином dкоЛ.оu0еrv:
àKoXouGsîv
1:37, 38, 40, 43 8:12 12:26
13:36*2, 37 21:19, 22
опои/пои 1:38, 39
7:34, 35, 36, 42; 8:14*2, 21, 22 12:26, 35 13:33, 36*2 21:18*2
В каждой перикопе существуют различные аспекты мотива следования за Христом, которые сообщаются сочетанием dкоЛ.оu0еrv и опои/пои.
47 Р. Калпеппер отмечает: «Петр — представительный персонаж, который драматически подтверждает всепрощающую любовь Бога и определяет связь между любовью к Иисусу и заботой об общине» (Culpepper R. A. Peter as exemplary disciple in John // Perspectives in religious studies. 2010. Vol. 37, no. 2. P. 165).
48 Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Иоанна. Богословско-экзегетический комментарий. М.: Изд-во Библейско-богословского ин-та, 2021. С. 214.
Но отличительная черта ученичества в изучаемом отрывке передается взаимосвязью dкоХоu0еlv и опои/пои с мотивом смерти (Ин 21:18-19), который иносказательно выражается в терминах опои ^0еХе; и опои ой 0еХе1;:
18 оте vештероc;... опои цвеЛе бтаv бе Ynрdаflc;... опои оЬ вгЛеьс
19 акоЛоьве1 ц01
Выражения опои ^0еХе и опои ой беХек; раскрывают важные богословские моменты, касающиеся антропологии и отношения к смерти.
В конце диалога Господа с апостолом Петром Христос открывает ему, чем закончится для него апостольское служение и какой конец жизни ожидает его (Ин 21:19). Предсказание же о его смерти Господь делает иносказательно, что характерно для богословия евангелиста Иоанна (оц^амт по1ш втатш бо^ше1 т6v 0ео^ Ин 21:19; ощапт по1ш втащ ^цеХХеv dпо0vf|aкеlv, Ин 12:33; ощапт по1ш ваvатш ^цеХХеv dпо0vf|акеlv, Ин 18:32). Говоря о том, что апостола Петра поведут, куда он не хочет (ой 0еХе1;) (Ин 21:18), Христос выражает мысль о свойстве человеческой природы, которой трудно разлучаться с телом, тем более насильственным об-разом49. Но в то же время апостол Петр неоднократно выражал свое желание идти за Христом туда, куда бы Он ни пошел (Ин 13:37; ср.: Откр 14:4), и Господь знал это и, наконец, дал ему исполнить его намерение50. Хотя природа человеческая противилась этому, апостол превозмог ее благодаря силе, коренившейся в любви ко Христу. Потому Господь дает ему повеление следовать за Ним, в том числе и на страдания. Свт. Кирилл Александрийский говорит об этом: «Вслед опасностей Моих шествуй и, идя как | \ ] бы тем же самым путем и словом и делом помогая душам призванным, не замедляй шествие свое на самую крестную смерть, которая случится, ^^ говорит, когда достигнешь старости»51. |-Н
Эта огромная любовь ко Христу, превозмогающая слабость человеческой природы, дала Петру возможность впоследствии преодолеть все испытания на его жизненном пути так же, как Сам Господь, первым пройдя этим путем любви, преодолел смерть. Блж. Августин комментирует: «Как
49 «Душа неохотно разрешается от тела, так что, хотя бы намерение было и твердое, но и при этом природа обнаруживает себя» (Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание тво-
К
о
ы р
о
рений. Т. 8, кн. 2. С. 600; PG. Vol. 59. Col. 479). «Будучи распят, он отправился не туда, куда
Рц С
не хотел, но скорее куда хотел. Еще бы! Разрешившись от тела, он хотел быть со Христом, но, если бы это было возможным, он предпочел бы обрести вечную жизнь со Христом без мучительной смерти» (Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 760; PL. Vol. 35. Col. 1969). См. также: Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 726; PG. Vol. 74. Col. 752.
50 «Он знал его желание, знал, что он издавна пламенно стремился к этому благу» (Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 8, кн. 2. С. 600; PG. Vol. 59. Col. 479).
См. также: Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 760; PL. том 5
Vol. 35. Col. 1969. 2023
51 Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 727; PG.
Vol. 74. Col. 752. №3
№ 3 бы ни велика была тяжесть смерти», ее одолела «сила любви, которою любит Тот, Кто, будучи Жизнью нашей, возжелал претерпеть смерть ради
Т<ж 5 нас»52 2023
Другой момент заключается в том, что своей смертью и страданиями апостол Петр засвидетельствовал истинность своих слов «Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин 21:15-17) и когда обещал быть верным Христу до смерти (Ин 13:37)53. Но смерть за Христа для апостола Петра является не толь-\ Г ко доказательством его любви и истинности его слов, но и славой, и награ-^^ дой для него (0avdтф 6о^ше1 T6V 0еоу Ин 21:19). Господь по любви Своей желает ему доставить венец мученичества, хочет приобщить его тому же пути и той же награде, какую имеет Сам (Ин 17:22; 21:18-19).
Свт. Иоанн Златоуст отмечает, что не только для апостола, но и для всех последователей Христовых «страдания за Христа составляют честь и славу»54. Апостол Петр является для всех образцом любви и примером ревности55. Так же как он, святые мученики не добровольно страдают, но «ревнуя о славе от Бога, презирают земную жизнь»56. Бесспорно, что смерть для них является тяжелым испытанием, но благодаря преодолению ^^ его они получают и великую славу57. Блж. Августин побуждает прежде Р I всего пастырей подражать Христу в том, чтобы не бояться смерти, но, наоборот, «сражаться за истину вплоть до смерти и против греха до самой крови»58.
Дальнейшее повествование (Ин 21:20-23) затрагивает вопрос о необ-г^Ч ходимости и обязательности мученической кончины для всех последователей Христовых. Апостол Петр осведомляется о возможности мученичества для апостола Иоанна, когда видит, что он следует за ними. Спаситель отвечает Петру: это ему знать не нужно, так как у каждого свой жизненный путь59, и удерживает его от излишнего любопытства60. Свт. Иоанн
Я Я
О
е
нч
С
О
52 Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 760-761; PL. Vol. 35. Col. 1969.
53 «В самом деле, умереть ради проповеди — разве это не должно быть ясным и непререкаемым доказательством того, что у него отнюдь не было недостатка в совершенной любви ко Христу» (Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 727; PG. Vol. 74. Col. 752).
54 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 8, кн. 2. С. 600; PG. Vol. 59. Col. 479.
55 «Желая показать нам образец любви к Себе и научить нас, каким образом преимущественно мы должны любить Его» (Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 8, кн. 2. С. 600; PG. Vol. 59. Col. 479).
56 Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 727; PG. Vol. 74. Col. 752.
57 Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 761; PL. Vol. 35. Col. 1969.
58 Из предпосланного Им примера страдания Его кто не увидит того, что пастыри еще более должны следовать за Пастырем, подражая Ему (Там же; Ibid.).
59 Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Т. 6. С. 727.
60 Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 729; PG. Vol. 74. Col. 753.
Златоуст поясняет, что апостол Петр спрашивает это из любви к Иоанну, так как он, узнав от Христа, что получит желаемое, хочет и Иоанну Богослову таких же благ61.
Мученичество, хотя и является высочайшей наградой, ждет не всех. Блж. Августин так поясняет этот сложный вопрос: «Церковь, которую символизировал Петр, пока она живет среди зла, через любовь ко Христу и следование Ему избавляется от зла. Больше же она следует за Ним в тех праведниках, которые сражаются за истину до самой смерти»62. Святитель возвышает путь мученичества и всячески восхваляет его (ср.: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по стопам Его», 1 Пет. 2:21), но есть и иной путь, который не заканчивается насильственной смертью. Главное — иметь любовь ко Христу.
Страданий и скорбей на жизненном пути избежать не удастся — об этом говорит в своем комментарии блж. Августин, видя причину страданий в первородном грехе и личных грехах человека. Человек «принужден терпеть, даже когда грехи ему отпускаются... ибо наказание более длительно, чем вина. И поэтому или для демонстрации того, что мы заслужили несчастье, или для исправления нашей мимолетной жизни, или для упражнения»63 человек имеет скорби в этой жизни. Для того, чтобы человек получил освобождение от вечного наказания, ему приходится «среди тяжелых и опасных искушений» следовать за Христом «продвигаясь благодаря телесным и духовным утешениям Божиим к созерцанию Его»64. Также свт. Кирилл Александрийский говорит, что «и самому Иоанну, без всякого сомнения, предстояли, конечно, подобного же или какого-либо
другого рода опасности»65
Я К
Таким образом, текст Ин 21:18-23 благодаря сочетанию dкоЛ.оu0еív и мотива опои (опои ^0еЛ.е; и опои ой 0ё\е1с;) передает мысль о том, что ^^ путь следования за Христом является скорбным и трудным, а для некото- |-Н рых заканчивается мученической кончиной. Но страдания за Христа становятся честью и славой для тех, кто преодолевает их ради Спасителя. Последователи Христовы находят в себе силы побеждать естественный страх смерти прежде всего благодаря любви ко Христу. Ин 21:18-23 привлекает читателей скрытой мыслью о том, что любовь сильнее смерти, а следование за Христом таким тернистым путем является прославлением Бога.
О
ы
F
61 «Поелику Христос предсказал Петру величие, вручил ему вселенную, предвозве-
стил мученичество и засвидетельствовал, что его любовь больше любви других, то Петр,
желая иметь его своим общником, говорит, сей же что? Не пойдет ли и он одним с нами
путем?» (Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 8, кн. 2. С. 601; PG. Vol. 59.
О
о
Рч
с
рр
Col. 480).
62 Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 773; PL. Vol. 35. Col. 1974.
63 Там же. С. 770; Ibid. Col. 1972. том5
64 Там же. С. 770-771; Ibid. Col. 1973. 2023
65 Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 729; PG.
Vol. 74. Col. 753. №3
№3
4. Следование за Христом воскресшим
том 5
2023
Я
я
Еще один важный аспект мотива следовании за Христом заключается в том, что повеление Господа «следуй за мной» ^коХои0е1 цо1, Ин 21:19) дано воскресшим Спасителем. Среди четырех Евангелий это единственный раз, когда призыв dкоХоu0еl цо1 дается после того, как произошло воскресение Христово. Незаметный на первый взгляд момент заключается |- | в том, что повеление dкоХоu0еl цо1 дано Христом, который Своим распятием и воскресением победил смерть. Таким образом, путь уже пройден и открыт для нас Господом Иисусом. Следование за воскресшим Христом, ^^ Победителем смерти, приобретает совсем другое измерение. Трудный ч^ и скорбный путь благодаря воскресению Христову окрашивается в оттенок внутренней радости и уверенности. Следование за Спасителем — это путь приобщения к победе, которую одержал наш Господь, к торжеству над смертью, дарованному Его воскресением.
Блж. Августин, обращая внимание на то, что «следуй за Мной» сказано воскресшим Спасителем, отвечает на вопрос, почему апостол Петр не ^^ мог следовать за Христом раньше (артц Ин 13:37): «Пусть же укрепленный р Р воскресением Его сделает он то, что опрометчиво пообещал, будучи немощным. Ибо надлежало, чтобы прежде Христос умер во спасение Петра, а потом Петр за проповедь Христа»66. Святитель обращает внимание на ч^ два момента: на необходимость завершения «домостроительства» нашего РР спасения, того дела Спасителя, которое поручил Ему Бог Отец (Ин 17:4), после которого уже можно было апостолу Петру идти Его путем; и на мужество, которое он приобрел после воскресения Иисуса Христа67.
Так же как и апостол Петр, все последователи Христовы благодаря воскресению Господа приобретают силы преодолевать все трудности на этом пути и надежду на помощь Спасителя в следовании за Ним68. Жизнь в следовании за Христом — это путь, который вводит в вечную жизнь окончательной победой воскресшего Господа Иисуса Христа (Откр 21:4; ср.: Ис 25:8; Ос 13:14; 1 Кор 15:54-57; Евр 2:14-15).
Заключение
В статье показаны восстановление отпавших учеников и укрепление их, чтобы они снова следовали за Спасителем. Последователи Христовы должны в первую очередь постоянно помнить о присутствии и заботе Го-
66 Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. С. 755; PL. Vol. 35. Col. 1967.
67 Теперь есть то, чтобы не бояться нам ухода из этой жизни, ибо в воскресении Господа дан нам пример будущей жизни. Теперь есть то, Петр, чтобы ты не боялся смерти, ибо жив тот, которого ты оплакивал, как умершего» (Там же; Ibid.).
68 «Слова Господа "следуй за Мной" [это] не только призыв к мужеству мученичества, но и обещание Христа, дающее мужество победить смерть воскресением» (Bruner F. D. The Gospel of John. Р. 1237).
Викулов Андрей Сергеевич — диакон, ст. преп., аспирант; [email protected]
спода. Сочетание акоЛоибегу с мотивом «куда» (опои), аллюзиями на смерть (Ин 21:18-19) и повеление воскресшего Господа следовать за Ним сообщают уникальные акценты концепции ученичества в Евангелии от Иоанна.
Во-первых, диалог между Господом и Петром вращается вокруг темы любви. В повторяющихся вопросах Господа и ответах Петра подразумевается центральная роль любви как важнейшего фактора следования за Христом. Любовь — это основа отношений между Отцом, Сыном и последователями, которые призываются постоянно выражать ее, заботясь о пастве Христовой и все расширяя круг любви. Термины ayanaw и ф1\еш используются в диалоге Спасителя и Петра в смысле как созерцательной, так и деятельной любви, выражающейся в жертвенном попечении о Церкви.
Во-вторых, сочетание слова акоЛоибегу с выражением опои ой 0e\etq во время предсказания Петру Господом дальнейшей его судьбы говорит о будущей смерти апостола, как это комментирует евангелист Иоанн (Ин 21:19). Но смерть для апостола Петра за Христа будет для него честью и славой (Gavaxw 6o^aaet tov 0eov). Упоминается также и участь другого ученика, апостола Иоанна, которому не возвещается мученическая смерть, что говорит о возможности разных путей для последователей Христовых.
В-третьих, благодаря тому, что призыв акоЛ.ой0£1 цо1 (Ин 21:19) дан Господом Иисусом Христом после Его воскресения и победы над смертью, предполагается, что путь следования за Спасителем — это не только путь страданий, но прежде всего славный путь приобщения к победе Христа над смертью и всеми испытаниями.
Статья поступила в редакцию 11 июня 2022 г.; рекомендована к печати 22 мая 2023 г.
Контактная информация: ^^
О
Love as a key theological principle of following Christ in the 21st chapter ^^
of the Gospel of John [r^
Deacon Andrey Vikulov
Ryazan Theological Seminary, ^Q
1, ul. Kreml, Ryazan, 390000, Russian Federation Moscow Theological Academy,
The Trinity Lavra of St. Sergios, Sergiev Posad, 141300, Russian Federation
Q.
For citation: Vikulov A. S. Love as a key theological principle of following Christ in the 21st chapter of the Gospel of John. Issues of Theology, 2023, vol. 5, no. 3, pp. 388-407. ^н
https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.303 (In Russian) ф
The article is devoted to the disclosure of the teaching of the Apostle John the Theo-
PQ
logian about following Christ on the basis of the final chapter of the Gospel of John.
The author comes to the conclusion that love is the main theme of the 21st chapter ТОМ5
of the Gospel. The Saviors love for the disciples is the main motive of the evangelist 2023
John's story about the Lord's meal with the disciples after a wonderful fishing trip. The
central theme of the conversation between the Apostle Peter and the Lord Jesus Christ №3
S
№ 3 is also love. It is also a necessary basis for further relations between them, as well as
all followers of the Savior. The article reveals the issue of the necessity of suffering and T0M 5 death for the disciple of Christ, the correlation of love and sorrows, the meaning of
2023 suffering. On the basis of patristic theology, conclusions are drawn that love for Christ
makes it possible to overcome the natural fear of death and all the sorrows on the path
Sof life. Suffering and death for their Teacher and Lord become His honor, glory and desired reward for the disciple. Martyrdom is not a prerequisite for the life of a fol] \ j lower of Christ, but those who fight for the truth to death follow Him more. Ph Keywords: following Christ, love, discipleship, the Gospel of John, death, tribulation, narrative analysis.
o o
h-Q
o
o
References
Artyushin P., hierom. (2015) "The contemporary method of narrative analysis and the possibility of its use in the Orthodox Christian Bible studies", in Theological Bulletin, vol. 16-17, no. 1-2, pp. 23-55. (In Russian) Augustine of Hippo (2020) Interpretation of the Gospel of John. In 2 vols, vol. 2. Moscow, Sibir-
skaia blagozvonnitsa Publ. (In Russian) Augustinus Hipponensis (1864) "In Ioannis Euangelium Tractatus CXXIV", in Patrologiae cursus
completes. Series Latina. Ed. by J.-P. Migne, vol. 35, col. 1676-1976. Bauckham R. (2002) 'The 153 fish and the unity of the Fourth Gospel", in Neotestamentica, vol. 36, no. 1-2, pp. 81-85. L^ Brown R. E. (1966-1970) The Gospel According to John. In 2 vols, vol. 2. New York, Doubleday.
Brown R. E. (1979) The community of the beloved disciple: The life, loves and hates of an individual
church in New Testament times. London, Geoffrey Chapman. Bruner F. D. (2012) The Gospel of John: A Commentary. Grand Rapids, Eerdmans. Bultmann R. (1971) The Gospel of John: A commentary. Transl. by G. R. Beasley-Murray
R. W. N. Ho are, J. K. Riches. Philadelphia, Westminster. Carson D. A. (1991) The Gospel according to John. Grand Rapids, Eerdmans. Chennattu R. M. (2006) Johannine discipleship as a Covenant Relationship. Peabody, Hendrickson.
Cyrillus Alexandrinus (1863) ''Commentarium in Joannem (continuatio)", in Patrologiae cursus
completes. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne, Vol. 74, col. 1-756. Culpepper R. A. (1983) Anatomy of the Fourth Gospel: A study in literary design. Philadelphia, Fortress.
Culpepper R. A. (2010) "Peter as exemplary disciple in John", in Perspectives in religious studies,
vol. 37, no. 2, pp. 165-178. Culy M. M. (2010) Echoes of friendship in the Gospel of John. Sheffield, England, Sheffield Press. Ford J. M. (1997) Redeemer-friend and mother: Salvation in Antiquity and in the Gospel of John. Minneapolis, Fortress.
Dodd C. H. (1965) Historical tradition in the Fourth Gospel. Cambridge, Cambridge University Press.
Gregorius Palamas (1865) "Opera omnia. Homilia XXIII. In decimum matutinum Evangelium",
in Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne, vol. 151, col. 300. Gregory Palama (1993) Conversations (omilia) of St. Gregory Palamas. In 3 vols, vol. 1. Moscow,
Palomnik Publ. (In Russian). Joannes Chrysostomus (1862) "Homiliae in Joannem", in Patrologiae cursus completes. Series
Graeca. Ed. by J.-P. Migne, vol. 59, col. 1-482. Hera M. P. (2013) Christology and discipleship in John 17. Tübingen, Mohr Siebeck. Hilarion, Mitropolit Volokolamskii (2017) Jesus Christ. Life and teaching. In 6 vols, vol. 6: Death and Resurrection. Moscow, Eksmo; Obshchetserkovnaia aspirantura i doktorantura; Iz-datel'stvo Sretenskogo monastyria Publ. (In Russian)
Ihenacho D. A. (2001) The community of eternal life: The study of the meaning of life for the Johannine Community. Lanham, University Press of America. Ivliev I., arkhim. (2021) The Gospel of John. Theological and exegetical commentary. Moscow,
Bibleisko-bogoslovskii institut Publ. (In Russian) Bezobrazov K., bish. (2006) Lectures on the New Testament. The Gospel of John. Paris, Sviato-Ser-
gievskii pravoslavnyi bogoslovskii institut v Parizhe Publ. (In Russian) John Chrysostom (2002) Works. In 12 parts, part 8 (2). Moscow, Radonezh Publ. (In Russian) Keener C. S. (2003) The Gospel of John: A commentary. In 2 vols, vol. 1. Peabody, Hendrickson. Keener C. S. (2003) The Gospel of John: A commentary. In 2 vols, vol. 2. Peabody, Hendrickson. Kittel G., Friedrich G., eds (1985) Theological dictionary of the New Testament: Abridged in one
volume. Grand Rapids, Eerdmans. Kiley M. (2008) "Three more fish stories (John 21:11)", in Journal of Biblical Literature, vol. 127, no. 3, pp. 529-531.
Kirill of Alexandria (2011) Interpretation of the Gospel of John. In 2 vols, vol. 2. Moscow, Sibir-
skaia blagozvonnitsa Publ. (In Russian) Köstenberger A. J. (1998) The missions of Jesus and the disciples according to the Fourth Gospel: With implications for the Fourth Gospel's purpose and the mission of the contemporary church. Grand Rapids, Eerdmans. Lincoln A. T. (2005) The Gospel according to Saint John. Black's New Testament Commentaries.
London, Continuum. Lindars B. (1981) The Gospel of John. Grand Rapids, Eerdmans.
Luzin M., bish. (2004) The explanatory Gospel of John with prefaces and detailed explanatory notes
by Bishop Michael. Minsk, Harvest Publ. (In Russian) Powell M. A. (1990) What is narrative criticism? Minneapolis, Fortress Press. Ridderbos H. (1997) The Gospel of John: A theological commentary. Grand Rapids, Eerdmans. Ringe S. H. (1999) Wisdom's friends: Community and Christology in the Fourth Gospel. Louisville,
Kentucky, Westminster John Knox Press. Segovia F. F. (1985) "Introduction: Call and discipleship toward a re-examination of the shape
and character of Christian existence in the New Testament", in Discipleship in the New Tes- ^^
tament. Ed. by F. F. Segovia, pp. 1-23. Philadelphia, Fortress. ^^
Schulz A. (1962) Nachfolgen und Nachahmen: Studien über das Verhältnis der neutestamentlichen Jüngerschaft zur urchristlichen Vorbildethik. München, Kösel.
Author's information:
S
o
Schweizer E. (1955) Erniedrigung und Erhöhung bei Jesus und seinen Nachfolgern. Zürich, Zwing- ^^
o w
li-Verlag.
Stahlin G. (1974) "cpiAiw, KaracpiAi«, cpiXrina, cpiXoç, 9Î\r|, çiXia", in Theological dictionary of the New Testament. Ed. by G. Friedrich, transl. by G. W. Bromiley. In 10 vols, vol. 9, pp. 113172. Grand Rapids, Eerdmans. ^^ Stauffer E. (1964) "àyanàw, àyànn, àyanirôç", in Theological dictionary of the New Testament. Ed. by G. Kittel, transl. by G. W. Bromiley. In 10 vols, vol. 1, pp. 21-55. Grand Rapids, Eerd-
Van der Merve D. G. (1997) "Towards a theological understanding of Johannine discipleship", in
Neotestaamentica, vol. 31, no. 2, pp. 339-359. Van der Merwe D. G. (1995) "Discipleship in the Fourth Gospel". Unpublished DD dissertation.
Pretoria, University of Pretoria. Van der Watt J. G. (2000) Family of the King: Dynamics of metaphor in the Gospel According to ^H
John. Leiden, Brill.
Received: June 6, 2022 Accepted: May 22, 2023
tom 5
2023
Andrey S. Vikulov — Deacon, Senior Lecturer, Postgraduate Student;