Научная статья на тему 'РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТОЛКОВАНИЮ «МАЛОГО АПОКАЛИПСИСА» В ЕВАНГЕЛИИ ОТ МАТФЕЯ (гл. 24)'

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТОЛКОВАНИЮ «МАЛОГО АПОКАЛИПСИСА» В ЕВАНГЕЛИИ ОТ МАТФЕЯ (гл. 24) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
617
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пророческая беседа Иисуса Христа / «малый апокалипсис» / экзегетика / разрушение Иерусалима / Второе пришествие Иисуса Христа / the prophetic conversation of Jesus Christ / the “small apocalypse” / exegesis / the destruction of Jerusalem / the Second Coming of Jesus Christ.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Георгий Омельченко

В предложенной статье различные подходы к толкованию 24 главы Евангелия от Матфея, пророческой беседы Господа нашего Иисуса Христа, в которой раскрываются некоторые моменты будущих событий израильского народа и более отдаленных событий, завершающих всю человеческую историю. Речь Христа, обращенная к ученикам, представляется наиболее затруднительной для объяснения и истолкования экзегетами на протяжении всей истории Христианской Церкви. Этому свидетельствуют различные подходы к объяснению некоторых мест этой пророческой беседы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENT APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF “SMALL APOCALYPSE” IN THE GOSPEL FROM MATTHEW (CHAP. 24)

The proposed article describes the 24th chapter of the Gospel of Matthew and presents the prophetic conversation of our Lord Jesus Christ, which reveals some moments of the future events of the people of Israel and the more distant events that complete the entire human history. Christ's speech to his disciples appears to be the most diffi cult to be explained and interpreted by exegetes throughout the history of the Christian Church. It is testifi ed by existence of different approaches to explanation of some items of that prophetic conversation.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТОЛКОВАНИЮ «МАЛОГО АПОКАЛИПСИСА» В ЕВАНГЕЛИИ ОТ МАТФЕЯ (гл. 24)»

УДК 228

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10202

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Священник Георгий Омельченко, выпускник Костромской духовной семинарии, заместитель руководителя Молодежного отдела Костромской епархии E-mail: peiz@yandex.ru

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТОЛКОВАНИЮ «МАЛОГО АПОКАЛИПСИСА» В ЕВАНГЕЛИИ ОТ МАТФЕЯ (гл. 24)

В предложенной статье различные подходы к толкованию 24 главы Евангелия от Матфея, пророческой беседы Господа нашего Иисуса Христа, в которой раскрываются некоторые моменты будущих событий израильского народа и более отдаленных событий, завершающих всю человеческую историю. Речь Христа, обращенная к ученикам, представляется наиболее затруднительной для объяснения и истолкования экзегетами на протяжении всей истории Христианской Церкви. Этому свидетельствуют различные подходы к объяснению некоторых мест этой пророческой беседы.

Ключевые слова: пророческая беседа Иисуса Христа, «малый апокалипсис», экзегетика, разрушение Иерусалима, Второе пришествие Иисуса Христа. Цитирование: Омельченко Г. Различные подходы к толкованию «малого апокалипсиса» в Евангелии от Матфея (гл. 24) // Ипатьевский вестник. - 2020. - №2. - С. 45-51.

0 разрушении Иерусалима и конце времен

Прежде чем говорить о 24 главе, необходимо упомянуть о последних предшествовавших событиях, описанных евангелистом в 23 главе. В этой главе Господь Иисус Христос произнес обличительную речь в храме против еврейского народа, а также книжников и фарисеев, в частности. В конце речи Христос указывает на то, что за неверие народа храм их будет оставлен Богом и придет в запустение1.

После такого печального пророчества о судьбе храма, ученики показывают Христу великолепие этого здания (Мф.24:1), они в недоумении: как может быть оставлена Богом такая святыня. На что Господь отвечает еще более конкретно: «видите

1 См.: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. - М., 1993. - 1043 с.

Священник Георгий Омельченко

ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф.24:2). Этими словами Христос свидетельствует о полном разрушении храмового комплекса без остатка.

О свершении пророчества Спасителя свидетельствует труд Иосифа Флавия «Иудейская война», посвященный первому антиримскому восстанию. В книге описывается попытка диалога иудеев, не принадлежавших к антиримскому восстанию, с иудеями повстанцами1. После многократных увещаний, с просьбами сдать город и тем самым спасти отечественную святыню, мятежники только усилились в своем упорстве: «Разрушения города я раз и навсегда не боюсь, ибо город принадлежит Богу»2. Будущий император Тит, штурмовавший Иерусалим, имел произволение сохранить храм, как национальную святыню, и тем самым погасить восстание, «но воля человеческая была бессильна против определения Божия»3, и руками римлян храм был предан огню, а затем были уничтожены все оставшиеся строения.

Когда Господь Иисус Христос, пребывая на Елеонской горе, остался наедине с учениками, они спросили его: «скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф.24:3) (с греч.: «то ТЛ5 0Л5 парош(ад ка! аоттеЛе(ад той ашлюд»). Термин (иарош(ад) в греческом языке имеет несколько значений. В первом варианте - «пришествие или прибытие», в другом - «присутствие»4. Данный термин многократно упоминается в Священном Писании в контексте изложения учения о последних временах - эсхатологии (греч. EaxатоЛоYÍа, шхатоу — «конечный», «последний» + X6YOg — «слово», «знание»). Таким образом, можно наблюдать прямое указание не только на конечный момент пророчества - «пришествие», но и на его действие на протяжении всего времени - «присутствие».

В своем обращении ученики заключили несколько вопросов. Надо сказать, что разными толкователями указывается разное количество вопросов. Блаженный Иероним Стридонский выделяет следующие три вопроса: «В какое время будет разрушен Иерусалим? Когда придет Христос? Когда наступит кончина мира?»5. Святитель Иоанн Златоуст, в свою очередь, выделяет только два вопроса: «Когда это будет?», то есть разрушение храма, и «какой признак Твоего пришествия?»6. Данного мнения также придерживается и протоиерей Иоанн Бухарев в своем труде «Толкование на Евангелие от Матфея»: «Ученики соединили два вопроса вместе... когда будет разрушение Иерусалима? И какой признак Твоего второго пришествия?»7. Таким образом, ученики объединили два вопроса, как нечто общее. Смешивая

1 Иосиф Флавий. Иудейская Война. - Харьков. : Изд.во «Фолио», 2012. - 379 с.

2 Там же: - 379 с.

3 Бухарев И. Н., свящ. Толкование на Евангелие от Матфея. - 231 с.

4 См.: Дворецкий И. Х. Древнегреческо-Русский словарь. - М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. Т.Н. - 1266 с.

5 Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. - М.: Изд.во: Сибирская Благозвонница, 2018. - 187 с.

6 Иоанн Златоуст, свт. Творения. - Почаев.: Свято-Успенская Почаевская Лавра, Т.1. 2005. -451 с.

7 Бухарев И. Н., свящ. Толкование на Евангелие от Матфея.- 232 с.

между собой два понятия: о разрушении Иерусалима и о Его Втором Пришествии, - они и получают от Господа слитный ответ на оба вопроса. В ответе Христа удивительным образом соединяется пророчество о ближайшей судьбе Иерусалима и о будущей кончине мира общими характерными чертами. Стоит заметить, что в иудейском сознании того времени, разрушение храма напрямую отождествлялось с кончиной мира, так как существование мира без единственного храма было немыслимо. Разрушение храма было напрямую связанно с прекращением практики ветхозаветных богослужений, то есть, можно сказать, с окончанием ветхозаветной церкви, которая фактически была основана на жертвоприношении. На ее место, через жертву Христа, становится церковь новозаветная, завершающаяся Его Вторым «Пришествием», но непрерывно существующая в Его «присутствии», выраженном через таинства и молитвы верующих: «ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Вот по какой причине Христос, говоря о своем (парош(ад) рассказывает о разрушении храма и о кончине мира.

Следующие стихи (Мф.24:4-5) повествуют о лжехристах, которые так же усматриваются, как и накануне разрушения иерусалимского храма, так и в последующей истории человечества1. Эти слова начинают оправдываться уже в ближайшее время по Вознесении Христа, появляется множество лжемессий, обольщающих народ, таких как: Досифей Самарянин, Симон Волхв и др. (Деян.5:36; 8:9-24).

Один из признаков о разрушении Иерусалима и о кончине мира - это свидетельство о «войнах и о военных слухах» (Мф.24:6). И действительно, как за период до разрушения Иерусалима, после смерти императора Августа, так и за глобальный период всей христианской церкви, можно наблюдать множество военных действий. «Но это еще не конец» (Мф.24:6). Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что необходимо понимать, что это еще не конец мира, но конец Иерусалима. То есть Иерусалим будет разрушен, но это еще не конец. В этих словах святитель Иоанн усматривает опровержение Господом внутреннего убеждения иудеев о разрушении города и храма как о кончине мира2.

Следующий стих можно легко сопоставить с историей последующих времен: «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф.24:7). Огромное количество примеров войн, в особенности войны ХХ века, также голод, эпидемии, землетрясения, - все это происходило за весь период христианской церкви. «Всё же это - начало болезней» (Мф.24:8) (греч. потта бе таэта архл юб^ют), где слово «юб^ют» переводится как «испытывать родовые муки»3. Господь использует этот термин, как бы показывая, насколько женщина страдает от родовых мук и радуется рождению ребенка так, что уже не помнит мук. Так и верные Христу должны надеется на столь же великую радость после таких событий.

1 См.: Иосиф Флавий. Иудейская Война... - 381 с.

2 Иоанн Златоуст, свт. Творения.. - 451 с.

3 См.: Дворецкий И. Х. Древнегреческо-Русский словарь. - М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. Т.Н. - 1803 с.

В стихах 9-10 говорится о гонениях. Здесь идет речь о событиях, связанных и с последующим разрушением Иерусалима и с будущей кончиной мира. И, действительно, первый мученик за Христа, святой архидиакон Стефан, претерпевает мученическую кончину после Вознесения Господня (Деян.6:8-15). После этого христианская история представляет целые эпохи гонения на христиан как в первые века после Рождества Христова, так и в более поздние периоды. «И тогда соблазнятся многие» (Мф.24:10) (греч. ка! тбте акаубаХюб^аоутаг поЛЛо!), греческий термин «акаубаЛшбфоутаг» дословно можно перевести, как «предмет ужаса» или «отвращение»1, и понять, как отступление от веры во Христа. История знает случаи, когда верующие, будучи мучимые, отрекались от Господа2. «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих», здесь говорится не о лжемессиях, а о людях, выдающих себя за посланников Божиих. Иосиф Флавий, описывая события во время храмового пожара, указывает о некотором лжепророке, по вине которого погибают иудеи, отправившись в залы храмового комплекса3.

О Втором пришествии и конце мира

Далее Христос говорит о том, что ученики, творя дела любви, уже не будут получать должного утешения (Мф.24:12-13), и поэтому призывает быть терпеливым и перенести все скорби до конца. Святитель Иоанн Златоуст приводит следующий стих (Мф.24:14) в качестве доказательства предыдущих: «Ясным доказательством этому служит проповедание Евангелия по всей вселенной, несмотря ни на какие препятствия: таким образом, вы будете выше несчастий»4. По мнению Святителя, еще до момента разрушения Иерусалима Евангельское слово уже было проповедано во всем цивилизованном мире5. Однако, эту точку зрения последующие толкователи не поддерживают. С наибольшей уверенностью можно говорить о последующих периодах христианской церкви, как о глобальной проповеди Евангелия. Начиная с 19 века и до наших дней во многих странах мира распространились и распространяются переводы Библии на разных языках, этому способствуют христианские организации, такие как: объединённые библейские общества, институт перевода Библии и т.д.

Следующие стихи 15-22 можно обобщить как предсказание осады Титом Иерусалима. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, под «мерзость запустения, реченную через пророка Даниила» понимается римская армия, захватившая храмовую территорию. Христос говорит, как надо поступать, когда придет этот критический момент, «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф.24:16), т.е. убежать из Иерусалима в более северные места. «и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего» (Мф.24:17), толкователи говорят о том, что кровли домов устраивались неда-

1 Там же: - 1478 с.

2 См.: Бухарев И. Н., свящ. Толкование на Евангелие от Матфея.- 233 с.

3 См.: Иосиф Флавий. Иудейская Война. - 381 с.

4 Иоанн Златоуст, свт. Творения.. - 453 с.

5 Там же: - 453 с.

леко друг от друга, и, таким образом, не теряя времени на сбор вещей, можно было убегать по этим кровлям1. Беременные и питающие грудью находились бы в тяжелом положении ввиду ограничения в передвижении, о чем и предупреждает Господь. По этой же причине затруднительно убегать в зиму и субботу ввиду холода либо нарушения закона.

Далее в 23-25 стихах идет речь о лжепророках и лжехристах, дающих знамения. Однако, эти знамения не могут быть видны абсолютно всем, поэтому и идет указание - «если возможно» (Мф.24:24). Явление Христа будет явно для всех одинаково, об этом повествует 26 стих. Далее перечисляются чудеса, которые будут этому предшествовать, а после будет особое знамение: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30). По мнению блаженного Феофи-лакта Болгарского, именно крест, как обличение иудеев, будет явлен в качестве того особого знамения2. В 31 стихе мы видим указание на то, что люди, которые удостоенные славы Божией, будут взяты ангелами.

По мнению толкователей, на примере смоковницы Господь показывает, что его предсказания непременно исполнятся, как падение Иерусалима, так и его Второе Пришествие3. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35). Блаженный Феофилакт предлагает такое понимание этому стиху: «Легче уничтожиться небу и земле, твердым и неподвижным стихиям, чем хоть одному из Моих слов не оправдаться»4. Христос скрывает от людей конкретное время пророчествуемых событий: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). По мнению толкователей, говоря о знании только Отцом, Христос как бы проявляет попечение о своих учениках, чтобы они не опечалились и не стали излишне любопытствовать5.

С 37 по 39 стихи Христос указывает на особенный период неверия общества, сходный с периодом потопа. Как над Ноем надсмехались и не верили предсказанию, так и перед Вторым Пришествием Господа будет сохраняться момент внезапности и неожиданности6.

Возможность спасения будут иметь представители разных профессий: «тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф.24:40-41). Здесь усматривается возможность спасения, не взирая на вид занятости. Так, по словам блаженного Феофилакта: «Таким образом, и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению»7.

1 См.: Бухарев И. Н., свящ. Толкование на Евангелие от Матфея.- 235 с.

2 См.: Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Матфея [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/24

3 См.: Бухарев И. Н., свящ. Толкование на Евангелие от Матфея.- 239 с.

4 Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Матфея.

5 См.: Там же.

6 См.: Бухарев И. Н., свящ. Толкование на Евангелие от Матфея.- 240 с.

7 Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Матфея.

Предрекая ранее о неизвестности Второго Пришествия, Господь заканчивает пророчество призывом к бодрствованию: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42). Говоря другими словами: «не спите духовно, не будьте беспечны, но будьте всегда готовы, чтобы встретить Господа»1. Блаженный Феофилакт замечает, что Господь не говорит: «Я не знаю, в какой час придет вор», но напротив указывает, что: «вы не знаете»2. Таким образом здесь видно указание на то, что Христос обладает этим знанием, как и Бог Отец. Под пришествием Господним толкователи усматривают не только Второе Пришествие, но и смерть каждого человека3. И так как никто не знает, когда придет время его смерти, необходимо постоянно помнить о ней и быть к ней готовым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. - М., 1993. - 1371 с.

2. Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Матфея / православная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа / https:// azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarsky/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/24

3. Бухарев И. Н., свящ. Толкование на Евангелие от Матфея / Священник Иоанн Бухарев. - М. : Издание Книжного магазина наследников братьев Салае-вых, 1899. - 310 с.

4. Иосиф Флавий. Иудейская Война. - Харьков. : Изд-во «Фолио», 2012. -461 с.

5. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. - М.: Изд-во: Сибирская Благозвонница, 2018. - 464 с.

6. Иоанн Златоуст, свт. Творения. - Почаев. : Свято-Успенская Почаевская Лавра, Т.1. 2005. - 871 с.

7. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-Русский словарь. - М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. Т II. - 1907.

Priest George Omelchenko, graduate of the Kostroma Theological Seminary E-mail: peiz@yandex.ru DIFFERENT APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF "SMALL APOCALYPSE" IN THE GOSPEL FROM MATTHEW (CHAP. 24)

The proposed article describes the 24th chapter of the Gospel of Matthew and presents the prophetic conversation of our Lord Jesus Christ, which reveals some moments of the future events of the people of Israel and the more distant events that complete the entire human history. Christ's speech to his disciples appears to be the most difficult to be explained and interpreted by exegetes throughout the

1 Бухарев И. Н., свящ. Толкование на Евангелие от Матфея.- 242 с.

2 Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Матфея.

3 См.: Бухарев И. Н., свящ. Толкование на Евангелие от Матфея.- 242 с.

history of the Christian Church. It is testified by existence of different approaches

to explanation of some items of that prophetic conversation.

Keywords: the prophetic conversation of Jesus Christ, the "small apocalypse", exegesis, the destruction of Jerusalem, the Second Coming of Jesus Christ. Citation: Omelchenko G. Different approaches to the interpretation of the "small apocalypse" in the Gospel of Matthew (chap. 24) //Ipatievskiy vestnik. -2020. - №. 2. - P. 45-51.

REFERENCES

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo zaveta [The Bible. Scripture Books of the Old and New Testaments]. - M., 1993. - 1371 p.

2. Feofilakt Bolgarskiy, blazh. Tolkovaniye na Yevangeliye ot Matfeya / [Interpretation of the Gospel of Matthew][Electronic resource]. - URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/24

3. Bukharev I. N., svyashch. Tolkovaniye naYevangeliye ot Matfeya [Interpretation of the Gospel of Matthew] / SvyashchennikIoannBukharev. - M. :Izdaniye Knizhnogo magazinana slednikov brat'yev Salayevykh, 1899. - 310 s.

4. Iosif Flaviy. Iudeyskaya Voyna [Judean War]. - Khar'kov. : Izd.vo «Folio», 2012. - 461 s.

5. Iyeronim Stridonskiy, blzh. Tolkovaniye na Yevangeliye ot Matfeya [Interpretation of the Gospel of Matthew]. - M.: Izd.vo: Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2018. -464 s.

6. Ioann Zlatoust, svt. Tvoreniya [Creations]. - Pochayev. : Svyato-Uspenskaya Pochayevskaya Lavra, T.I. 2005. - 871 s.

7. Dvoretskiy I. KH. Drevnegrechesko-Russkiy slovar' [Ancient Greek-Russian Dictionary]. - M. :Gosudarstvennoye izdatel'stvo inostrannykh i natsional'nykh slova-rey, 1958. T II. - 1907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.