УДК 070
ЛОНГРИДЫ НА САЙТЕ ТАСС
С. А. Шевченко
Челябинский государственный университет, Челябинск
В современном мире постоянно появляются новые технологии, что влечет за собой изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и изменение медиаландшафта, включая его вербальное и визуальное содержание, все большее распространение получают мультимедийные инструменты оформления медиатекста. Он уже не пользуется популярностью в виде газетной статьи или радиосюжета. На смену этого все чаще приходит лонгрид. В статье рассматривается история возникновения данного формата, базовые характеристики и структура. В качестве эмпирической базы рассмотрены материалы спецпроекты ТАСС.
Ключевые слова: журналистика, СМИ, лонгрид, формат, мультимедийность.
Прежде чем разбираться в истории возникновения лонгрида, стоит в первую очередь понять, что же такое «нарратив» и «литература нон-фикшн». Нон-фикшн - это особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжета исключительно на конкретных фактах из жизни, при этом используются художественные и драматические приемы. Нарратив же - это изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Или простым языком, это рассказ, который также привязан к реальной жизни. Рассматривая сторителлинг как тренд современной журналистики, медиаисследователи А. П. Енбаева и И. В. Топчий подчеркивают, что «яркий и эмоционально насыщенный нарратив дает возможность надолго привлекать внимание адресата, заставляет его активно сочувствовать, сопереживать, идентифицируя себя с героем истории, позволяет "считывать" ее мораль, надолго запоминать информацию, переданную в подобной форме» [3. С. 27].
Такие форматы вовсе не явления современности. Так, 50 лет назад на Западе начинает прогрессировать направление Longform journalism, которое часто пользуется элементами нон-фикшн и нарративов. В 60-х годах нарративы уже печатают в газетах. Благодаря нарративной журналистике и появляется формат, о котором и идет речь в данной статье, -лонгрид.
Впервые о лонгридах пошла речь в 2012 году, когда на иностранном сайте «The New York Times» появился материал, который существенно отличался от других. Оригинальный характер подачи материала тогда удивил всех. Текст был о команде горнолыжников, которые стали свидетелями схода лавины. Основой материала была длинная полоса с мультимедийными элементами, без клишированных фраз, рассчитанные на предельную краткость. Создавался эффект погружения, благодаря заставкам, видеоматериалу и инфографике [Более подробно см: 11. С. 4-5]. По мнению А. А. Градюшко, что-то подобное выполнить пытались и другие СМИ, однако «столь технологично и впечатляюще ранее не удавалось никому» [2. С. 179].
Таким образом, американская газета положила начало новому мультмедийному формату - лонгрид. На сайтах различных СМИ стали появляться подобные материалы, на создание которых вдохновил проект издания «The New York Times». В России принято считать одним из первых лонгридов проект Loo.ch «Перевал Дятлова». Стоит отметить, что сегодня и в отечественных СМИ есть отличные образцы мультимедийных лонгридов (ИД «Коммерсантъ», Lenta.ru, Московские новости, ИД «Комсомольская
правда», Аргументы и факты - АиФ, ТАСС, РИА Новости и др.). В отечественной медиапрактике такие материалы чаще называют спецпроектами. Подборка интересных проектов, размещенных на веб-сайте «АиФ» представлена в статье «Мультимедийный лонгрид в самостоятельной работе студентов-журналистов», на анализе представленных материалов авторы демонстрируют возможности использования мультимедийного контента современными СМИ [См.: 11. С. 6-9]. Мультимедийные лонгриды в своей практике используют не только крупные новостные редакции, но и узкопрофильные СМИ [См.: 12. С. 61-63].
Теперь более детально разберемся с понятием лонгрида. Что же это такое? В статье «Лонгрид и сноуфолл: к вопросу о роли мультимедийного контента в современной журналистике» осуществлена систематизация представлений о современном состоянии таких форматов мультимедийной журналистики, как лонгрид и сноуфолл. Автор, опираясь на труды исследователей в области медиаконвергенции, визуальной информации, интернет-журналистики, мультимедийной журналистики - в частности, публикаций, рассматривающих феномен мультимедийных лонгридов, приходит к выводу, что «лонгрид - это журналистское произведение, основой которого является длинный текст, чередующийся с визуальным контентом» [10. С. 19]. По мнению С. И. Симаковой современная журналистика, пытающаяся найти свое место в условиях визуализации информации, становится все более мультимедийной. Благодаря цифровым технологиям создаются уникальные креолизованные тексты, позволяющие журналистам реализовать новые творческие возможности, а аудитории - выйти на новый уровень восприятия и понимания медиаконтента [10. С. 21]. Мультимедийный лонгрид - это один из самых популярных форматов современной журналистики, в основе которого лежит объемный текст и аудиовизуальные компоненты. Он, как правило, представляет из себя подробный обзор по теме, который основан на информации. При этом в процессе работы над лонгридом журналист «должен достичь экспертного понимания темы» [5]. А зритель, благодаря проекту, должен отправиться мысленно туда, где не сможет по каким-то причинам оказаться в реальности [13].
Главными характеристиками лонгрида можно считать - объем и продолжительность. Как отмечают А. А. Золотухин и Ю. Н. Мажарина: «современный человек свое свободное время захочет потратить не на 10 заметок, а всего лишь на один лонгрид, только если он будет качественным по своему содержанию» [4. С. 94]. Поэтому, время - важный показатель качественного лонгрида. Кроме этого, можно отметить, что мультимедийный формат может существовать только лишь в интернете, поэтому он является частью интернет-СМИ и характеризуется такими признаками, как мультимедийность, интерактивность и гипертекстуальность [6. С. 50].
Такой журналистский формат требует от своего автора тщательной проработки огромного количества материала, а также длительной практической работы. Поэтому, он позволяет побыть человеку сразу в нескольких ролях - верстальщик, дизайнер и журналист. А для успешного создания лонгрида необходимо, чтобы журналист обладал всеми качествами настоящего профессионала, навыками владения техникой, а также имел «навык видения мультимедийного замысла» [9. С. 65].
Помимо всего этого лонгрид многослоен, то есть состоит из нескольких взаимосвязанных глав, которые выстраиваются в зависимости от сюжета. Лонгрид - так называемое - «слайд-шоу», сверстанное на одной полосе, с оригинальным дизайном. Его аудиовизуальные элементы находятся по всему материалу на которые можно нажать одним кликом для открытия. Это может быть: фотолента, аудиозапись, видеозапись, инфографика, интерактивная графика и др., на что только хватит фантазии. Все это вместе переплетается и гармонично взаимодействует, создавая из нескольких комбинаций целый проект [8].
Также Л. П. Шестеркина отмечала, что для лонгрида характерен особый способ построения материала, который можно охарактеризовать как мультимедийное нарративное интерактивное изложение - это повествование, посвященное социально значимой теме, имеющее драматическую структуру. [14. С. 274]. Разберемся более детально с этим понятием. Нарративное изложение - это явление, сочетающее в себе свойства журналистики и художественной литературы: с одной стороны, оно затрагивает социально значимые темы, отличается фактографической точностью. С другой стороны, представляет увлекательные истории, написанные живым языком [1]. Что действительно нельзя опровергнуть. Поскольку лонгрид и является ярким примером мультимедийного нарративного интерактивного изложения.
Но что же все-таки нужно для его успешного создания? Главный редактор портала TUT.BY М. Золотова отмечает, что если есть огромное желание создать лонгрид, то нужно, чтобы он был интересен в первую очередь сам по себе, а не быть привязанным к конкретным фактам, чтобы его можно было посмотреть и через десять лет после публикации [7]. Т. е создать лонгрид - это еще не составит особого труда, а вот придумать такую тему, которая будет интересна через годы - уже большая задача.
Таким образом, лонгрид - это такой формат, который сегодня существует исключительно онлайн, а главными его характеристиками являются: объем, продолжительность, увлекательный материал и глубина погружения в тему.
Если придерживаться многих мнений, то лонгрид - это индивидуальный материал, в котором не может быть стандартов. Действительно это так, однако есть несколько устоявшихся требований, которые должны обязательно быть в каждом лонгриде без исключения. Разберемся с этим подробнее.
При создании лонгрида стоит учитывать следующие элементы:
Время чтения. Стоит не забывать учитывать сколько времени уйдет на прочтение. Для этого необходимо всего лишь включить таймер и прочитать текст.
Интригующее название. Нужно придумать оригинальный заголовок, который будет не продающим, а интересным.
Оглавление статьи. Многие люди не хотят читать текст полностью, им интересно только лишь некоторое содержание, поэтому стоит делать оглавление материала.
Вступление. В нем вы можете проявить свою неповторимость, использовать шутки, поговорки, также приветствуются и цитаты.
Основная часть. Это само «тело» статьи, которое включает в себя разделы. Необходимо, чтобы каждый раздел имел примерно 2000 символом, но не больше, иначе не дочитают до конца и пропадет вообще интерес.
Вывод. Без него нельзя обойтись. Вывод является очень важным элементом, именно здесь подводится итог содержанию, резюмируются основные умозаключения. Поэтому, забывать о нем не стоит.
Ну и конечно же, стоит всегда равномерно распределить по тексту своего произведения фотографии, картинки, гифки, инфографики и многое другое. Для того, чтобы еще больше заинтересовать читателя своей красочностью при помощи визуального эффекта.
Далее мы рассмотрим возможности использования мультимедийного формата современными СМИ на материале анализа нескольких спецпроектов веб-сайта «ТАСС».
Сайт «ТАСС» является российским государственным информационным агентством федерального уровня. Информационные продукты которого получают более 5 тысяч корпоративных подписчиков в России и за рубежом. На сегодняшний день «ТАСС» представляет свои мультимедийные новости в специально выделенном разделе под названием «Спецпроекты», которые вызывают огромный интерес среди читателей. Можно и прочитать, и визуально увидеть, посмотреть не только фотографии, но и видеоролики, а также наглядно пронаблюдать даже все это на инфографике.
Попробуем разобрать более подробно один из спецпроектов «Реальность и мифы об аварии на Чернобыльской АЭС» (https://tass.ru/spec/chernobyl35). Лонгрид был опубликован 23 апреля 2021 год, в память об аварии на Чернобыльской АЭС. В материале собрано 8 мифов о страшной трагедии, все это подтверждается реальными фактами. Материал наполнен не только фактическими данными, но и нарративным изложением, т. е фотоснимки с места аварии. Также в материале чувствуется «эффект присутствия», благодаря мистическим фотографиям.
Над данным проектом работали 6 человек: автор идеи - Андрей Иванов, текст - Андрей Резниченко, контент-менеджер - Дмитрий Петренко, корректор, бильд-редактор -Виталий Балашов, аккаунт-менеджер - Екатерина Воронова, иллюстрации - Ксения Рыкова. В проекте использованы фотографии из архива ТАСС, Gettyimages и источников партнера.
Мультимедийная составляющая лонгрида:
Фотоиллюстрации - 14, видеоматериалы - 0, инфографика (карты, диаграммы, схемы) - 0, аудиозаписи - 0.
Общее количество элементов - 17.
Из статистики мы можем увидеть, что лонгрид не насыщен мультимедийными элементами, но даже благодаря инфографике и фотографиями, все выглядит достаточно красочно и эстетично. Однако авторы не преследовали цель добиться «эффекта присутствия» и добавить хотя бы одно видео или аудиозапись. Но даже при помощи двух элементов, читать становится интересно и увлекательно.
Оформление лонгрида минималистично: нежно-розовый фон, черный текст по всему материалу, заголовки белые и крупного размера. При прокрутке страницы присутствует эффект параллакса, когда при прокручивании фоновое изображение передвигается медленнее, чем содержание. При этом сбоку есть оглавление, по которому можно моментально переместиться на нужный материал.
Обратимся еще к одному спецпроекту под названием «Специальный проект о жизни моржей» (https://tass.ru/specialprojects/partners). Он был выпущен 24 ноября 2020 года. В материале идет речь о том, как изучают морских гигантов в российском Арктике. Над проектом работала команда из 10 человек: дизайнеры, корректоры, продюсеры и многие другие. Объем текста небольшой. Много красочных картинок, видеозаписей, присутствует звук моржа и даже скрип снега, что помогает создать «эффект погружения», «эффект присутствия». Введение отсутствует, поэтому приходится просматривать все.
Мультимедийность лонгрида: статичные фотоиллюстрации - 15, видеоматериалы -4, инфографика - 2, аудиозаписи - 7, всплывающие при прокрутке окна - 5. Общее количество элементов - 33.
В данном лонгриде мультимедийные элементы прекрасно создают «эффект присутствия». Из таблицы мы видим, что основной акцент был сделан на аудиозаписях и фотографиях, которые сопровождали на протяжении всего лонгрида.
Лонгрид оформлен очень гармонично, подходящим под цветовую гамму ледовитого полюса. Это нежно-голубые оттенки, белые и синие.
Таким образом, проанализировав лонгриды на сайте «ТАСС» можно говорить о том, что каждый лонгрид индивидуален, у каждого свои особенности и интересные места. Но такие характеристики формата, как погруженность в тему, объем материала, интерактивность и гипертекстуальность присутствуют в каждом из представленных для анализа материалов.
Изучив теоретическую часть, познакомившись с историей лонгрида, а также с определением и его характеристиками, проанализировав несколько спецпроектов на сайте «ТАСС», мы убедились в том, что именно этот мультимедийный формат имеет популярность среди читателей и обладает большими перспективами при
освещении специальных тем. Однако, пока нельзя с уверенностью сказать, станет ли такое мультимедийное повествование стандартом журналистики или останется модной «игрушкой». В любом случае не исключено и то, что такой формат, как лонгрид, сможет в будущем вернуть читателей к аналитическим текстам.
Список литературы
1. Базрикова, С. А. История нарративной журналистики в России / С. А. Базрикова. -Текст : непосредственный // Русский след в нарратологии : материалы Международной научно-практической конференции. Балашов, 26-28 ноября 2012 г. - Балашов : Николаев, 2012. - С. 183-193.
2. Градюшко, А. А. Современная веб-журналистика Беларуси / А. А. Градюшко. -Минск : Белорусский государтсвенный университет, 2013. - 179 с. - Текст : непосредственный
3. Енбаева, А. П. Сторителлинг - тренд современной журналистики / А. П. Енбаева, И. В. Топчий. - Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2018. - № 2. - С. 27-31.
4. Золотухин, А. А. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые вершины журнализма? / А. А. Золотухин, Ю. Н. Мажарина. - Текст : непосредственный // Вестник Воронежского университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2015. - № 2. -С. 93-96.
5. Колесниченко, А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе / А. В. Колесниченко. - Текст : электронный // Медиаскоп. - 2015. - № 1. - URL: http://www.mediascope.ru/node/1691 (дата обращения: 13.05.2021).
6. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. -М. : Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. - 87 с. - Текст : непосредственный.
7. Лычавко, А. Просто длинный текст - еще не лонгрид: как интернет-издания осваивают новый формат / А. Лычавко. - Текст : электронный // Mediakritica.by : [сайт]. -2015. - URL: http://mediakritika.by/article/3133/prosto-dlinnyy-tekst-eshche-ne-longrid-kak-internet-izdaniya-osvaivayut-novyy-format (дата обращения: 13.05.2021).
8. Марченко, А. В. Лонгрид - формат или жанр: поиски релевантного определения / А. В. Марченко. - Текст : непосредственный // Материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15-17 марта 2017 года) ; Под редакцией А. С. Смоляровой; составитель А. Н. Марченко. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет. - 2017. - C. 508-510.
9. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика : материалы к обучающим семинарам / Сост. С. Баламаева. - Екатеринбург : Издательство Гуманитарного университета, Кабинетный ученый, 2011. - 148 с. - Текст : непосредственный.
10. Симакова, С. И. Лонгрид и сноуфолл: к вопросу о роли мультимедийного контента в современной журналистике / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Мультимедийная журналистика Евразии - 2017: журналистская деятельность и ее трансформации в цифровой среде Востока и Запада : сборник материалов и научных статей XI Международной научно-практической конференции, Казань, 13-14 декабря 2017 г. - Казань : Издательство Казанского университета. - 2018. -C. 15-26.
11. Симакова, С. И. Мультимедийный лонгрид в самостоятельной работе студентов-журналистов / С. И. Симакова, Т. Б. Исакова. - Текст : непосредственный // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Филологические науки. - 2017. - № 3 (24). -Том 2. - С. 255-267.
12. Симакова, С. И. Мультимедийная история и ее особенности / С. И. Симакова, С. А. Панюкова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. - 2017. - № 9 (405). - С. 58-66.
13. Шевченко, В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики / В. Э. Шевченко. - Текст : электронный // Медиаскоп. - 2014. - № 4. - URL: http://www. mediascope.ru/node/1654 (дата обращения: 14.05.2021).
14. Шестеркина, Л. П. Универсальный журналист. Основы творческой деятельности : учебник / Л. П. Шестеркина ; под ред. Л. П. Шестеркиной. - Челябинск : ИП Мякотин И. В., 2015. - Ч. 1. - 480 с. - Текст : непосредственный.
LONGRIDES ON THE TASS WEBSITE
S. A. Shevchenko
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
In the modern world, new technologies are constantly appearing, which entails changes in various spheres of human life, including a change in the media landscape, including its verbal and visual content, multimedia tools for designing a media text are becoming more widespread. It is no longer popular as a newspaper article or radio story. This is increasingly being replaced by longread. The article discusses the history of this format, basic characteristics and structure. As an empirical base, the materials of TASS special projects are considered.
Key words: journalism, mass media, longread, format, multimedia.
References
1. Bazrikova, S. A. (2012). Istoriya narrativnoy zhurnalistiki v Rossii [History of narrative journalism in Russia]. Russkiy sled v narratologii : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Balashov, 26-28 noyabrya 2012 g. [Russian trace in narratology: materials of the International scientific-practical conference. Balashov, November 26-28, 2012]. Balashov: Nikolaev, pp. 183-193. (In Russ.).
2. Gradyushko, A. A. (2013). Sovremennaya veb-zhurnalistika Belarusi [Modern web journalism of Belarus]. Minsk: Belarusian State University, 179 p. (In Russ.).
3. Enbaeva, A. P. & Topchii, I. V. (2018). Storitelling - trend sovremennoy zhurnalistiki [Storytelling - the trend of modern journalism]. Mediasreda [Media environment], 2, pp. 27-31. (In Russ.).
4. Zolotukhin, A. A. & Mazharina, Yu. N. (2015). Longrid, snoufoll, mul'timediynaya istoriya - kak novye vershiny zhurnalizma? [Longrid, snowfall, multimedia history - how are the new peaks of journalism?]. Vestnik Voronezhskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [Bulletin of Voronezh University. Series: Philology. Journalism], 2, pp. 93-96. (In Russ.).
5. Kolesnichenko, A. V. (2015). Dlinnye teksty (longridy) v sovremennoy rossiyskoy presse [Long texts (longreads) in the modern Russian press]. Mediaskop [MediaScope], 1, available at: http://www.mediascope.ru/node/1691 (accessed: 13.05.2021). (In Russ.).
6. Lukina, M. M. & Fomicheva, I. D. (2005). SMI vprostranstve Interneta [Mass media in the Internet space]. Moscow: Faculty of Journalism, Moscow State University. M.V. Lomonosov, 87 p. (In Russ.).
7. Lychavko, A. (2015). Prosto dlinnyy tekst - eshche ne longrid: kak internet-izdaniya osvaivayut novyy format [Just a long text is not yet a longread: how Internet publications master
the new format]. Mediakritica.by, available at: http://mediakritika.by/article/3133/prosto-dlinnyy-tekst-eshche-ne-longrid-kak-internet-izdaniya-osvaivayut-novyy-format (accessed: 05/13/2021). (In Russ.).
8. Marchenko, A. V. (2017). Longrid - format ili zhanr: poiski relevantnogo opredeleniya [Longrid - format or genre: searches for a relevant definition]. Materialy 16-y mezhdunarodnoy konferentsii studentov, magistrantov i aspirantov (15-17 marta 2017 goda) ; Pod redaktsiey A. S. Smolyarovoy; sostavitel' A. N. Marchenko [Proceedings of the 16th international conference of students, undergraduates and graduate students (March 15-17, 2017); Edited by A. S. Smolyarova; compiled by A. N. Marchenko]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University, pp. 508-510. (In Russ.).
9. Mediakonvergentsiya i mul'timediynaya zhurnalistika : materialy k obuchayushchim seminaram / Sost. S. Balamaeva (2011). [Media convergence and multimedia journalism: materials for training seminars / Comp. S. Balamaeva]. Yekaterinburg: Publishing House of the Humanitarian University, Cabinet Scientist, 148 p. (In Russ.).
10. Simakova, S. I. (2018). Longrid i snoufoll: k voprosu o roli mul'timediynogo kontenta v sovremennoy zhurnalistike [Longrid and snowfall: on the role of multimedia content in modern journalism]. Mul'timediynaya zhurnalistika Evrazii - 2017: zhurnalistskaya deyatel'nost' i ee transformatsii v tsifrovoy srede Vostoka i Zapada : sbornik materialov i nauchnykh statey XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Kazan', 13-14 dekabrya 2017 g. [Multimedia journalism of Eurasia - 2017: journalistic activity and its transformation in the digital environment of the East and West: a collection of materials and scientific articles of the XI International Scientific and Practical Conference, Kazan, December 13-14, 2017]. Kazan: Kazan Publishing House university, pp. 15-26. (In Russ.).
11. Simakova, S. I. & Isakova, T. B. (2017). Mul'timediynyy longrid v samostoyatel'noy rabote studentov-zhurnalistov [Multimedia longread in independent work of student journalists]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva. Filologicheskie nauki [Bulletin of the Volga University. V. N. Tatishcheva. Philological sciences], 3 (24), Volume 2, pp. 255-267. (In Russ.).
12. Simakova, S. I. & Panyukova, S. A. (2017). Mul'timediynaya istoriya i ee osobennosti [Multimedia history and its features]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologicheskie nauki [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philological sciences], 9 (405), pp. 58-66. (In Russ.).
13. Shevchenko, V. E. (2014). Vizual'nyy kontent kak tendentsiya sovremennoy zhurnalistiki [Visual content as a trend in modern journalism]. Mediaskop [MediaScope], 4, available at: http://www.mediascope.ru/node/1654 (accessed: May 14, 2021). (In Russ.).
14. Shesterkina, L. P. (2015). Universal'nyy zhurnalist. Osnovy tvorcheskoy deyatel'nosti: uchebnik [Universal journalist. Fundamentals of creative activity], Chelyabinsk, IP Myakotin I.V., part 1, 480 p. (In Russ.).
Шевченко Софья Андреевна - студентка, факультет журналистики, кафедра журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет.
Научный руководитель: Симакова Светлана Ивановна, доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.