Научная статья на тему 'ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТОНАЦИЯ / ИНТОНАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ / ПСИХОГИМНАСТИКА / ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ / МИМИКА / ПАНТОМИМИКА / INTONATION / INTONATIONAL CHARACTERISTICS OF SPEECH / PSYCHO-GYMNASTICS / ELEMENTS OF PSYCHO-GYMNASTICS / FACIAL EXPRESSIONS / PANTOMIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Ющенко Юлия Густавовна

В статье предложен комплексный подход к процессу коррекции интонационных характеристик речи, основанный на использовании элементов психогимнастики. Представлены средства и методы, позволяющие использовать психогимнастику как самостоятельный вид деятельности на занятиях и во время динамических пауз. Исследовано влияние упражнений, основанных на использовании отдельных видов психогимнастики на развитие основных характеристик интонационной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Ющенко Юлия Густавовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH THERAPY CORRECTION OF INTONATION CHARACTERISTICS OF SPEECH OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article proposes a comprehensive approach to the process of correction of intonational characteristics of speech, based on the use of elements of psycho-gymnastics. Means and methods are presented that allow the use of psycho-gymnastics as an independent type of activity in the classroom and during dynamic breaks. The influence of exercises based on the use of certain types of psycho-gymnastics on the development of the main characteristics of the intonational side of speech of preschool children with a general speech underdevelopment is studied.

Текст научной работы на тему «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

перспективные решения:Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. -М. - 2019. - с. 582-586.

3. Каштанова С.Н., Панфилова Т.О. О готовности к обучению чтению и письму умственно отсталых первоклассников. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-3. - С. 102-105.

4. Каштанова С.Н., Прохорова Е.В. Проблема подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР. // Проблемы соврменного педагогического образования. - 2018. - №61-4. - С. 144-148.

5. Медведева Е.Ю., Богаткова А.К. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения. // Проблемы современного педагогичсекого образования. -2018. - №60-1. - С. 37-40.

6. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. - СПб.: ООО «Издательство «Детсвтво-Пресс», 2019. - 256 с.

7. Полонская Н.Н. Исследование динамики развития психических функций у детей дошкольного возраста. // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия / Сост. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. - М.Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012, - С. 209-222.

8. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практич. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 5-е изд. - М. - Айрис-пресс., 2008. - 224 с.

9. Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2009

10. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина. - М.:»Академия», 2014. - 448 с.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Ющенко Юлия Густавовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье предложен комплексный подход к процессу коррекции интонационных характеристик речи, основанный на использовании элементов психогимнастики. Представлены средства и методы, позволяющие использовать психогимнастику как самостоятельный вид деятельности на занятиях и во время динамических пауз. Исследовано влияние упражнений, основанных на использовании отдельных видов психогимнастики на развитие основных характеристик интонационной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: интонация, интонационные характеристики речи, психогимнастика, элементы психогимнастики, мимика, пантомимика.

Annotation. The article proposes a comprehensive approach to the process of correction of intonational characteristics of speech, based on the use of elements of psycho-gymnastics. Means and methods are presented that allow the use of psycho-gymnastics as an independent type of activity in the classroom and during dynamic breaks. The influence of exercises based on the use of certain types of psycho-gymnastics on the development of the main characteristics of the intonational side of speech of preschool children with a general speech underdevelopment is studied.

Keywords: intonation, intonational characteristics of speech, psycho-gymnastics, elements of psycho-gymnastics, facial expressions, pantomime.

Введение. Успешное обучение в школе возможно только при достаточно высоком уровне речевого развития, подразумевающим определенный уровень сформированности средств родного языка: различения и произношения звуков, достаточного словарного запаса, лексико-грамматического строя, интонации, а также навыков адекватно и свободно пользоваться ими в процессе коммуникации. В связи с постоянно возрастающими требованиями школьного образования, пристальное исследование и коррекция речевых нарушений приобретают в процессе подготовки детей к обучению в школе особую важность. По данным статистики, ежегодно в первые классы поступает около половины детей от общего числа первоклассников, имеющих различные патологии речевой деятельности [6].

У дошкольников с общим недоразвитием речи не сформированы все базовые компоненты речевой коммуникации, такие как голос, дыхание, интонация, что препятствует успешному овладению навыками общения [3]. Для успешной коррекции указанных нарушений необходим комплексный подход, учитывающий всю симптоматику нарушений основных интонационных характеристик речи. В качестве основы для эффективного развития интонации такие исследователи, как М.А. Чистякова [8], Е.Е. Шевцова [9] и др. видят формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи мимики, жестов, пантомимических навыков. Все это может дать использование в логопедической практике психогимнастики. Однако до сих пор не существует комплексной программы, где подробно расписан алгоритм использования отдельных элементов психогимнастики, в частности, жестов мимики и пантомимики для коррекции тембра, силы выразительности голоса у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Изложение основного материала статьи. В рамках заявленной темы мы сделали попытку разработки такой программы, главная цель которой состояла в формировании интонационных характеристик речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования элементов психогимнастики. В

задачи программы входила работа над восприятием и воспроизведением интонации, постановка логического ударения, тембровой окраски голоса, его силы и высоты.

В экспериментальном исследовании участвовали 15 дошкольников МБДОУ Детский сад № 466 «Жемчужинка» г. Нижнего Новгорода. На логопедических занятиях с детьми мы делали упор на укрепление и развитие артикуляционного аппарата, формирование всех видов речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). Кроме того, знакомили детей с интонационными инструментами родного языка: ритмом (равномерное чередование слогов), ударением, темпом (скорость произнесения слогов), мелодикой (понижение и повышение голоса), тембром (передача эмоций посредством изменения силы, высоты голоса и его длительности).

Коррекцию перечисленных выше интонационных характеристик мы осуществляли посредством использования психогимнастики. Данный метод очень востребован в последние годы не только психологами, но и педагогами-логопедами дошкольных образовательных учреждений, поскольку он очень доступен в применении и проводится в игровой форме, что более всего подходит детям дошкольного возраста. Психогимнастика состоит из комплекса игровых упражнений, этюдов, которые воздействуют на различные стороны психической деятельности ребенка когнитивную, эмоционально-личностную [1].

Наиболее всесторонне данный вид коррекции был изучен М.И. Чистяковой. Автор предлагает специальную методику занятий с элементами психогимнастики, которая направлена в первую очередь на обучение техники выразительных движений и применении выразительных движений в воспитании высших чувств и эмоций детей, а также на развитие способности к релаксации и саморасслаблению [8].

Особенно важно использовать элементы психогимнастики в логопедической работе в целях психофизической разрядки. В данном аспекте различные речевые нарушения заслуживают особого внимания, поскольку общая заторможенность, скованность, присущая дошкольникам с ОНР, неумение точно передать свои чувства, эмоциональное состояние, бедность артикуляции и мимики представляют большие сложности для данных детей при общении. Дети с бедной эмоционально-чувственной сферой, часто не осознают в полной мере, что им на невербальном уровне хотят сообщить окружающие, и поэтому неверно интерпретируют их отношение к себе, а это прямой путь для развития у детей с ОНР в будущем астенических черт характера и появления вторичных невротических признаков [6].

Очень важен в психогимнастике словесный язык чувств, который является главной характеристиками эмоциональной сферы. Называние эмоций позволяет ребенку осознать себя, свои чувства и эмоции и перенести это в речевую деятельность. Ребенок, владеющий всеми интонационными инструментами родного языка, лучше мыслит, намного богаче выражает свои чувства, понимает переживания не только собственные, но и окружающих, т.е. развивается способность к эмпатии [2].

Развивать интонационные характеристики речи можно с использованием мимики и жестов -выразительных движений лицевых мышц, с помощью пантомимики - выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике - выразительным движениям артикуляционного аппарата и выразительным свойствам речи. Мимика может многое рассказать о внутреннем состоянии человека: о том, что он радуется, свидетельствует улыбка, а о гневе говорят сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу [7].

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ОНР наблюдается бедность мимических средств, недоразвитие лицевой моторики, из-за чего речь детей неразборчивы, монотонна и невыразительна. Все перечисленные обстоятельства стали основанием для использования элементов психогимнастики как основного метода коррекции интонационных характеристик речи у дошкольников с ОНР.

В ходе коррекционной работы мы использовали комплексный подход. Для этого были привлечены различные специалисты дошкольного образовательного учреждения: в первую очередь психолог, педагог-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог по физической культуре.

Функционал логопеда состоял в постановке диафрагмально-речевого дыхания, исправление дефектов звукопроизношения, автоматизация звуков в речи, помощь в практическом овладении дошкольниками навыками словообразования и словоизменения.

Воспитатели закрепляли приобретённые детьми во время коррекционных занятий знаний, во время учебных занятий и в свободное время отрабатывали автоматизацию поставленных звуков, интегрируя логопедические технологии в повседневную жизнь детей, а также в режимные моменты.

В зоне ответственности музыкального руководителя было звуковое оформление занятий, подбор соответствующих произведений для использования в коррекционной программе. В процессе проведения музыкальных занятий мы развивали у детей мелкую и общую моторику, пластику движений, выразительность мимики, ставили дыхание и голос посредством использования элементов мимики и пантомимики. Элементы пантомимики мы использовали, в частности, для развития у дошкольников речевого и физиологического дыхания [4].

Для нормализации мышечного тонуса, координации движений на физминутках и паузах дети занимались разными видами ходьбы и бега. Также проводились дыхательные упражнения и подвижные игры с речью (для развития физиологического и речевого дыхания).

Педагог-психолог посредством различных игр осуществлял работу по формированию внимания, памяти, операций мышления, пространственные представления и конструктивный праксис. Проводимые им упражнения на релаксацию способствовали оптимизации мышечного тонуса. Элементы психогимнастики, проводимые с участием психолога, были направлены на развитие у детей умения управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.

После проведения коррекционной программы по формированию интонационных характеристик речи у дошкольников с общим недоразвитием речи мы получили следующие результаты:

Задания на восприятие и воспроизведение интонации испытуемые экспериментальной группы, проходившие коррекционные занятия, выполнили на высоком уровне. Результаты качественно улучшились в сравнении с исходным уровнем, когда детям сравнительно легко давалась только повествовательная интонация. В контрольной же группе дошкольники справились с заданием только с помощью логопеда. В результате в экспериментальной группе высокий уровень показали 80% испытуемых, средний - 20%, низкий уровень не выявлен. В контрольной группе высокий уровень показали 60%, средний - 40% испытуемых. Низкий уровень также не выявлен.

При выполнении задания на восприятие логического ударения ошибки допускались в обеих группах. Однако в целом, испытуемые экспериментальной группы, проходившие коррекционную программу на

основе психогимнастики, довольно точно понимали выделенное в предложении слово по смыслу, самостоятельно выделяли различные части высказывания в зависимости от задания. Испытуемые, не проходившие коррекционные занятия, допускали значительно больше неточностей при воспроизведении интонации. Высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 47%, средний - у 40%, низкий - у 13% испытуемых. В контрольной группе высокий уровень выполнения задания показали 33%, средний - 40%, низкий - 27% испытуемых.

При исследовании воспроизведения логического ударения испытуемые, не занимавшиеся по специальной программе с использованием элементов психогимнастики, допустили много ошибок, повторяли один и тот же интонационный рисунок, в основном повествовательного характера. В экспериментальной группе напротив, у дошкольников значительно повысилось умение изменять интонационную окраску предлагаемых предложений. В целом, в экспериментальной группе высокий уровень выявлен у 54% испытуемых, средний - у 40%, низкий - у 7%. В контрольной группе высокий уровень выявлен у 33%, средний - у 40%, низкий - у 27% испытуемых.

Задания на восприятие различных видов звуков все испытуемые выполнили сравнительно успешно, как и на этапе констатации. Однако во второй части задания, где нужно было интонационно передать голосом постепенное нарастание или падения силы звука, дошкольники контрольной группы справились несколько хуже. То есть, испытуемые контрольной группы показали недостаточную сформированность модуляции голоса по силе. В целом, результаты следующие: в экспериментальной группе высокий уровень был присвоен 60%, средний - 40% испытуемых. В контрольной группе высокий уровень показали 47%, средний - 27%, низкий - 26% испытуемых.

При обследовании воспроизведения тембра голоса испытуемым предлагалось озвучить различных персонажей и в зависимости от ситуации, изменить тембр голоса. В экспериментальной группе большинство дошкольников успешно выполнили задание, на высоком уровне. В контрольной группе было зафиксировано много ошибок, в основном дети показали средний и низкий уровень выполнения. В количественном отношении результаты следующие: в экспериментальной группе высокий уровень выявлен у 67%, средний -27%, низкий - у 7% испытуемых. В контрольной группе высокий уровень выявлен у 40%, средний - у 33%, низкий - у 27% испытуемых.

Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что дошкольники экспериментальной группы, проходившие коррекционные занятия с использованием элементов психогимнастики, научились управлять тембром голоса, силой голоса, ударением, правильно передавать все виды интонации - повествовательную, вопросительную и восклицательную, в отличие от детей контрольной группы. У дошкольников, не участвовавших в формирующей программе, способность модулировать голос по высоте и силе осталась на низком уровне, как и на этапе констатирующего эксперимента. Речь многих из них монотонна и невыразительна, т.е. остались не сформированы тембр, темп, ритм, выразительность голоса, умение модулировать его по высоте и силе, т.е. все основные интонационные стороны речи.

Литература:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду // Е.А. Алябьева, - М.: ТЦ. Сфера. - 2013. - 88 с.

2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 2003. - 280 с.

3. Жулина Е.В. Рожкова Н.М. Экспериментальное исследование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией / Е.В. Жулина, Н.М. Рожкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. № 64-1. С. 117-120.

4. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М.: Книголюб, 2016. - 344 с.

5. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение / И.С. Лопухина, - СПб.: Каро, 2012. - 322 с.

6. Медведева Е.Ю., Яночкина П.А. Использование двигательных техник в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста: нейропсихологический аспект / Е.Ю. Медведева, П.А. Яночкина // Перспективы науки и образования. - 2018. № 2 (32). С. 152-155.

7. Нестерюк Т.В. Игровая психогимнастика как форма оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста: дис. ... кандидата педагогических наук / Ин-т дошк. образования и семейного воспитания Рос.акад. образования. - Москва, 2000. - 144 с.

8. Чистякова М.А. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова.—2-е изд.- М.: ВЛАДОС, 2014. - 160 с.

9. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - 2-е изд. - М.: АСТ; Астрель, 2009. - 222 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кириллова Мария Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); кандидат философских наук, доцент Саватеева Оксана Викторовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РОМАНА ЭПОПЕИ ДЖ. Р.Р. ТОЛКИНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

Аннотация. Рассмотрена возможность использования романа эпопеи Дж. Р.Р. «Властелин колец» на занятиях по иностранному языку со студентами-филологами. Предлагаются методические рекомендации по формированию общекультурных и лингвистических компетенций во время прочтения и анализа романа.

Ключевые слова: иностранный язык, дидактическая ценность, студенты-филологи, лингвистическая компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.