Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
694
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА РЕЧИ / ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL BASE OF SPEECH / CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / PREPARATION FOR LITERACY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR / HIGHER MENTAL PROCESSES / CONTINUITY IN EDUCATION / COMPLEX RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Смирнова Елена Анатольевна

В статье рассматривается необходимость формирования психологической базы речи при обучении грамоте у дошкольников с общим недоразвитием речи. Актуализирована проблема формирования психологической базы речи. Рассмотрена комплексная коррекционно-развивающей программы по трем основным этапам структуры деятельности логопеда при формировании психологической базы речи. В статье подведены результаты контрольного эксперимента по итогам реализации данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Смирнова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE PSYCHOLOGICAL BASIS OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN PREPARATION FOR LEARNING TO READ AND WRITE

The article considers the need to form a psychological base of speech in literacy in preschoolers with General underdevelopment of speech. The problem of formation of psychological base of speech is actualized. The complex correction and development program on three main stages of the structure of the speech therapist in the formation of the psychological base of speech is considered. The article summarizes the results of the control experiment on the results of the implementation of this program.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Смирнова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования психологической базы речи при обучении грамоте у дошкольников с общим недоразвитием речи. Актуализирована проблема формирования психологической базы речи. Рассмотрена комплексная коррекционно-развивающей программы по трем основным этапам структуры деятельности логопеда при формировании психологической базы речи. В статье подведены результаты контрольного эксперимента по итогам реализации данной программы.

Ключевые слова: психологическая база речи, дети с общим недоразвитием речи, подготовка к обучению грамоте дошкольников с ОНР, высшие психические процессы, преемственность в образовании, комплексное исследование.

An^tatton. The article considers the need to form a psychological base of speech in literacy in preschoolers with General underdevelopment of speech. The problem of formation of psychological base of speech is actualized. The complex correction and development program on three main stages of the structure of the speech therapist in the formation of the psychological base of speech is considered. The article summarizes the results of the control experiment on the results of the implementation of this program.

Keywords: psychological base of speech, children with General underdevelopment of speech, preparation for literacy of preschool children with ONR, higher mental processes, continuity in education, complex research.

Введение. Одним из условий успешной подготовки к обучению в школе является овладение грамотой детьми дошкольного возраста. В настоящее время обучение грамоте детей и раннему чтению с четырех-пяти лет принимает характер социального заказа со стороны родителей и общества в целом, так как это позволяет более легко пройти школьную адаптацию и освоить школьную программу начального образования [6].

Детям с общим недоразвитием речи (далее ОНР) тяжело даётся освоение материала школьной программы в начальной школе, не только при обучении грамоте и освоении гуманитарных наук, но даже такой дисциплины, как математика, сложности возникают при решении стандартных или логических задач. Отмечается, что формирование математических представлений у таких детей нуждается в специальных технологиях обучения для успешного усвоения курса математики в начальной школе [1].

Одним из важных факторов решения проблемы преемственности между детским дошкольным учреждением и начальной школой является поиск оптимальных форм и методов подготовки дошкольников к начальному школьному образованию. В последнее время, становится востребованным и популярным использовать развитие психических процессов педагогами, психологами, логопедами в своей практической деятельности. Педагоги стараются вносить упражнения и задания на развитие психических процессов в свою коррекционно-развивающую работу, однако отсутствие единого понимания и интерпретации как самого термина «психологическая база речи», так и наличие большого количество частных методик, практик, несовпадение теоретических подходов,- приводит к некоторому «хаосу» в коррекционно-развивающей логопедической работе с дошкольниками. Недостаточность исследований, посвященных коррекции психологической базы речи - восприятия, внимания, памяти и мышления в аспекте подготовки дошкольников с ОНР к обучению грамоте, так же является недостаточно изученным и проблемным вопросом.

Система обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи в логопедических группах, включает в себя методы коррекции речевого дефекта и подготовки детей к полноценному усвоению грамоты. Она достаточно подробно представлена в программах по обучению детей с речевыми нарушениями Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. [9], Тумановой Т.В. [10].

Актуальность подготовки к обучению грамоте дошкольников ОНР связана с ролью письма и чтения, как ведущей деятельности у школьников. Яшина В.И. подробно исследовала речевую готовность к овладению грамотой детей с нормативным речевым развитием. По мнению автора, для успешного усвоения грамоты в школе необходима хорошая подготовка детей в дошкольном образовательном учреждении. Это обязательно как для детей с нормативным речевым развитием, так и особенно важно для детей с ОНР [11].

Левина Р.Е. и другие авторы в своих работах раскрывают взаимосвязь между состоянием речевого развития дошкольников с ОНР и их особенностями при обучении грамоте, а также особенностями сформированности психологической базы речи [4]. Как уже упоминалось выше, одна из глобальных задач, стоящая перед педагогами при подготовки к обучению в школе, это профилактика нарушений письма. Большинство отечественных исследователей в своих работах подтверждают, что навык письма связан с учебной деятельностью и формируется не отдельно сам по себе, а в комплексе с чтением, орфографией и развитием речи в целом [3].

Современный темп жизни диктует внедрение в образовательную деятельность нестандартных современных методов обучения, чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение продуктивным и осознанным, необходимы новые технологии и индивидуальные программы развития.

Следует учитывать, что развивая психологическую базу речи, мы имеем дело не с нарушениями интеллектуального развития, а с неравномерностью индивидуального возрастного формирования психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия и речи). Одним из важнейших условий успешного освоения школьной программы при обучении является возрастная сформированность высших психических функций [7].

Изложение основного материала статьи. У дошкольников с ОНР не сформированы основные составляющие психологической базы речи (память, мышление, внимание и восприятие), которая является необходимым условием для развития речевого мышления и речемыслительной деятельности. Кроме того, если не провести вовремя коррекционно-развивающая работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, это может спровоцировать формирование вторичных дефектов, а именно различных интеллектуальных, личностных и эмоциональных нарушений, а также к социально-педагогической запущенности [5].

Мы предполагаем, что между сформированностью психологической базы речи и формированием готовности к обучению существует прямая взаимосвязь, а психологическая база речи является важным и значимым условием для эффективной коррекционно-логопедической работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи. Таким образом, мы решили разработать программу, где на занятиях по обучению грамоте будут использоваться специальные подходы и методы по формированию психологической базы речи у дошкольников с ОНР, чтобы тем самым повысить успешность в обучении и усвоении материала детьми.

Основываясь на этом, нами была разработана коррекционно-развивающая программа занятий по обучению грамоте, учитывающая неравномерность формирования психических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Реализация программы проходила на базе МДОУ «Детский сад №114 «Подсолнушек» г. Нижнего Новгорода, среди детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. В экспериментальной группе было 19 детей, которые занимаются по коррекционно-развивающей программе для старших дошкольников с ОНР Нищевой Н.Е.

Коррекционная программа проводилась с октября 2018 г. по май 2019 г. два раза в неделю. В своей работе мы использовали технологичный подход, где применялись различные дидактические игры для обучения грамоте и развивающие игры для формирования психологической базы речи, а также информационные средства передачи информации.

Внедрение элементов цифровой образовательной среды, позволяет оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения, даёт возможность частичной автоматизации деятельности педагога, экономит время занятия, которое можно перераспределить на другие виды деятельности [2].

Мы чередовали занятия с использованием развивающих игр, дидактических упражнений и использование информационных технологичных средств (видео, презентации, игры), в качестве инструмента подачи и закрепления новой информации, а также для развития психических процессов у дошкольников с ОНР.

Основными задачами, разработанной нами коррекционно-развивающей программы являлось:

1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, логического мышления, воображения), то есть непосредственно психологической базы речи.

2. Формирование психологических предпосылок для овладения грамотой.

3. Формирование внутреннего плана действий, обучение дошкольников умению осваивать специальные конструкторские навыки и способы самоконтроля.

4. Развитие произвольности в управления не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами.

5. Рефлексии (умение осознавать ход своей деятельности, анализировать свои успехи, затруднения, ошибки).

В течение каждой недели мы проводили с детьми по два занятия. Каждое занятие условно можно разбить на несколько этапов:

1 этап - подготовительный, создание соответствующего настроя на занятия, мотивация детей, объяснение правил работы на занятиях.

2 этап - основной, направленный непосредственно на формирование психологической базы речи у дошкольников с ОНР: мышления, памяти, внимания и восприятия.

3 этап - заключительный, направлен на снятие нервного, мышечного и зрительного напряжения посредством включения динамических пауз, гимнастик для глаз и пальцев рук.

На логопедических занятиях в рамках реализуемой программы осуществлялось:

I. Формирование психологической базы речи и познавательное развитие через: развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи: наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления; расширение объема кратковременной зрительной памяти; формирование навыка переключаемости внимания, развитие непроизвольного внимания; развитие общей и мелкой моторики.

II. Речевое развитие через расширение активного словаря, развитие связной речи и мотивации к общению, обучение элементам грамоты.

Для коррекции психологической базы речи мы использовали современные развивающие игры, так как в дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая. У дошкольников с речевым недоразвитием концентрация внимания и устойчивость мотивации к целенаправленной трудоемкой произвольной деятельности снижена, а игровой метод в коррекционно-развивающей работе позволяет решить эту проблему. Играя, дошкольники с ОНР легко вовлекаются в совместную с педагогом работу по выполнению заданий. Одни из развивающих игр, которые мы использовали на своих занятиях: « Кубики для всех» Б.П. Никитина; логические блоки Дьенеша; Соты Кайе; цветные счетные палочки Кюизенера; логическая игра «Танграмм».

Для развития переключаемости внимания, поддержания интереса к деятельности, организации режимных моментов «отдыха» за счет смены деятельности, использовались музыкальные разминки и пальчиковая гимнастика. Логоритмические паузы хорошо развивают память, внимание, моторику и рекомендованы к использованию в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

В решении задач по формированию психологической базы речи у дошкольников с ОНР очень важен комплексный подход. Поэтому коррекционную программу мы строили на основе тесного взаимодействия с воспитателем ДОУ и с родителями детей. После того, как каждая игра была освоена детьми на логопедическом занятии, для закрепления материала мы предлагали данную игру воспитателям, давали им рекомендации. Для родителей был оформлен специальный стенд, где размещены фотографии с некоторыми видами игр и правилами их проведения.

Кроме формирования и развитие психологической базы речи, на занятиях дошкольники закрепляли материал, который дети проходили на фронтальных занятиях с педагогами дошкольного учреждения, для того чтобы не нарушать целостности комплексного подхода, реализуемого в этом МДОУ. Таких детей было много, скорее всего это связано с большим количеством детей с тяжелыми нарушениями речи второго уровня или пограничного с третьим уровнем речевого развития, этим дошкольникам тяжело дается парциальная программа Нищевой Н.В.

В коррекционно-развивающей программе использовались различные дидактические игры, которые модифицировались под поставленные нами задачи. Например, «Повтори ритм»-ребенку необходимо продолжить заданный ритм из пройденных букв или слогов, тем самым он закрепляет материал пройденный им на уроках грамоты с воспитателем, а «Что изменилось?»(задание направлено на расширение объема памяти)-повторение лексических тем.

После проведения коррекционной программы было организовано контрольное исследование уровня сформированности психологической базы речи у дошкольников с ОНР. Для осуществления контрольного эксперимента было взято две группы детей дошкольного возраста: дети, с которыми проводились коррекционные занятия - это экспериментальная группа (19 дошкольников) и контрольная группа (20 дошкольников с ОНР), которые не участвовали в коррекционной программе, а занимались по программе МДОУ.

Дошкольники из экспериментальной группы (ЭГ), занимавшиеся по разработанной коррекционной программе, показали высокий - 30% и средний - 40% уровни сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, ниже-среднего уровень - 30% дошкольников детей с низким уровнем сформированности не выявлено а дошкольники из контрольной группы (КГ): высокий уровень - 15% и средний уровень - 35%, ниже среднего уровень - 40%,низкий уровень - 10%, что подтверждает эффективность использования современных игровых методов в отношении детей с речевыми нарушениями. Способности к аналитической деятельности, обобщению, сравнению, а также объяснению своего выбора у дошкольников, экспериментальной группы также улучшились в сравнении с констатирующим этапом. ЭГ показала следующие результаты: высокий уровень - 55%, средний уровень - 30%, ниже-среднего - 15%, низкий уровень - не выявлено. Дети КГ имеют следующие результаты: высокий уровень - 40%, средний уровень - 35%, ниже среднего -2 5%, низкий уровень - также не выявлено.

Исследование переключаемости и распределения внимания показало следующие результаты - у ЭГ высокий уровень - 35%, средний уровень - 35%,ниже-среднего уровень - 20%, низкий уровень - 10%; дошкольники из КГ: высокий уровень - 15%, средний уровень30%, ниже-среднего уровень - 30%, низкий уровень - 25%. Уровень сформированности регулирования и контроля собственной деятельности, способности распределять, удерживать и переключать внимание у дошкольников с ОНР, не проходивших коррекционную программу остался примерно на том же уровне, что и на этапе констатации, улучшения незначительны. В экспериментальной группе дети не отвлекались, выдерживали необходимый темп в течение всего времени занятия, подтверждая таким образом эффективность разработанной коррекционной программы.

Исследование объема внимания детей, способности к целостному восприятию зрительного образа показало следующий диагностический срез: ЭГ-высокий уровень - 40%, средний уровень - 35%, нижесреднего уровень - 15%,низкий уровень - 10%; дошкольники из КГ-высокий уровень - 20%, средний уровень - 35%, уровень ниже-среднего - 25%, низкий уровень - 20%. В результате исследования объема, концентрации, переключения и распределения внимания, а также зрительного восприятия у дошкольников с ОНР мы пришли к выводу, что данные психологические функции значительно улучшились у детей, участвовавших в коррекционной программе. У детей, занимавшихся по коррекционной программе ДОУ, улучшения незначительные.

Результаты исследования памяти показали, что у дошкольников экспериментальной группы, занимавшихся по разработанной нами программе, объем слухоречевой памяти заметно увеличился в сравнении с констатирующим этапом. Дошкольники ЭГ: высокий уровень - 35%,средний уровень - 40%, низкий уровень - 25%, в то время как дошкольники КГ: высокий уровень - 15%, средний уровень - 35%, низкий уровень - 50%. В контрольной группе результаты заметно ниже, как и на этапе констатации у дошкольников с ОНР зрительная кратковременная память преобладает над слухоречевой памятью (так например, объём зрительной кратковременной памяти имеют 40% высокий уровень, а слухороечевой - 35% дошкольников с ОНР), что является прямым следствием нарушения речи у детей и отсутствием специальных занятий.

Выводы. В рамках нашего экспериментального исследования, были описаны условия использования дидактических и развивающих игр в рамках подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте.

Представили результаты апробации программы логопедической коррекции психологической базы речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при подготовке их к обучению грамоте. На основании чего, мы можем говорить о повышении эффективности занятий по обучению грамоте у дошкольников с ОНР.

Проведенное контрольное исследование основных психических процессов, входящих в психологическую базу речи у детей с ОНР, показало, что после завершения курса занятий, разработанной нами программы у дошкольников из экспериментальной группы, наблюдается значительная динамика по сравнению с детьми из контрольной группы. Дошкольники из экспериментальной группы, которые с трудом усваивали парциальную программу или в принципе не успевали за темпом обучаемости других детей на фронтальных занятиях, стали более успешны и более мотивированны на занятиях.

В заключении, можно утверждать, что использование на логопедических занятиях комплекса методик, развивающих психологическую базу речи у дошкольников, способствует более эффективному обучению грамоте, а также значительно повышает эффективность коррекционной работы.

Литература:

1. Акименко В.М. Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями: Учебно-методичсекое пособие. - Ставрополь: Бюро новостей, 2013. - 66 с.

2. Дмитриева Е.Е. Тенденция современного образования: личностно-ориентированная цифровая образовательная среда. // Современные векторы развития образования:актуальные проблемы и

перспективные решения:Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. -М. - 2019. - с. 582-586.

3. Каштанова С.Н., Панфилова Т.О. О готовности к обучению чтению и письму умственно отсталых первоклассников. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-3. - С. 102-105.

4. Каштанова С.Н., Прохорова Е.В. Проблема подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР. // Проблемы соврменного педагогического образования. - 2018. - №61-4. - С. 144-148.

5. Медведева Е.Ю., Богаткова А.К. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения. // Проблемы современного педагогичсекого образования. -2018. - №60-1. - С. 37-40.

6. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. - СПб.: ООО «Издательство «Детсвтво-Пресс», 2019. - 256 с.

7. Полонская Н.Н. Исследование динамики развития психических функций у детей дошкольного возраста. // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия / Сост. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. - М.Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012, - С. 209-222.

8. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практич. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 5-е изд. - М. - Айрис-пресс., 2008. - 224 с.

9. Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2009

10. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина. - М.:»Академия», 2014. - 448 с.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Ющенко Юлия Густавовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье предложен комплексный подход к процессу коррекции интонационных характеристик речи, основанный на использовании элементов психогимнастики. Представлены средства и методы, позволяющие использовать психогимнастику как самостоятельный вид деятельности на занятиях и во время динамических пауз. Исследовано влияние упражнений, основанных на использовании отдельных видов психогимнастики на развитие основных характеристик интонационной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: интонация, интонационные характеристики речи, психогимнастика, элементы психогимнастики, мимика, пантомимика.

Annotation. The article proposes a comprehensive approach to the process of correction of intonational characteristics of speech, based on the use of elements of psycho-gymnastics. Means and methods are presented that allow the use of psycho-gymnastics as an independent type of activity in the classroom and during dynamic breaks. The influence of exercises based on the use of certain types of psycho-gymnastics on the development of the main characteristics of the intonational side of speech of preschool children with a general speech underdevelopment is studied.

Keywords: intonation, intonational characteristics of speech, psycho-gymnastics, elements of psycho-gymnastics, facial expressions, pantomime.

Введение. Успешное обучение в школе возможно только при достаточно высоком уровне речевого развития, подразумевающим определенный уровень сформированности средств родного языка: различения и произношения звуков, достаточного словарного запаса, лексико-грамматического строя, интонации, а также навыков адекватно и свободно пользоваться ими в процессе коммуникации. В связи с постоянно возрастающими требованиями школьного образования, пристальное исследование и коррекция речевых нарушений приобретают в процессе подготовки детей к обучению в школе особую важность. По данным статистики, ежегодно в первые классы поступает около половины детей от общего числа первоклассников, имеющих различные патологии речевой деятельности [6].

У дошкольников с общим недоразвитием речи не сформированы все базовые компоненты речевой коммуникации, такие как голос, дыхание, интонация, что препятствует успешному овладению навыками общения [3]. Для успешной коррекции указанных нарушений необходим комплексный подход, учитывающий всю симптоматику нарушений основных интонационных характеристик речи. В качестве основы для эффективного развития интонации такие исследователи, как М.А. Чистякова [8], Е.Е. Шевцова [9] и др. видят формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи мимики, жестов, пантомимических навыков. Все это может дать использование в логопедической практике психогимнастики. Однако до сих пор не существует комплексной программы, где подробно расписан алгоритм использования отдельных элементов психогимнастики, в частности, жестов мимики и пантомимики для коррекции тембра, силы выразительности голоса у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Изложение основного материала статьи. В рамках заявленной темы мы сделали попытку разработки такой программы, главная цель которой состояла в формировании интонационных характеристик речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования элементов психогимнастики. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.