педагогические науки
Базавлуцкая Лилия Михайловна, Демцура Светлана Сергеевна, Кострюкова Людмила Александровна и другие
ЛОГИСТИЗАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕСС ...
УДК 378
ЛОГИСТИЗАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2018
Базавлуцкая Лилия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Демцура Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Кострюкова Людмила Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Шварцкоп Ольга Николаевна, магистр профессионального образования, старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта, информационных технологий и методики обучения технических дисциплин Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. Отметим, что на современном этапе в системе высшего профессионального образования идет поиск эффективных методов построения логистических схем, которые смогут оптимизировать организацию учебного процесса. В российской науке данное направление очень слабо развито, так как сформировалось сравнительно недавно. Отметим, что до сих пор отсутствует устоявшаяся терминология, которая характеризовала бы процесс применения логистических законов в сфере профессионального образования. Авторы статьи акцентируют внимание на том, что всем образовательным менеджерам необходимо знать теоретические логистики, особенности логистизации, уметь оценивать результаты ее применения. В статье представлен анализ проблемы формирования логистизации в системе высшего профессионального образования, описаны принципы логистики в сфере образования, рассматривается сравнительный анализ трактовок термина «логистика», а также термина «образовательная логистика». В статье дается характеристика информационных систем, а также управления ими в образовательных организациях.
Ключевые слова: логистизация, образовательная логистика, информационный поток, информационные системы, логистический подход, интерактивное виртуальное образовательное полу, единая образовательная информационная среда, информационная культура.
LOGISTIZATCIJA AS AN INNOVATIVE PROCESS IN THE EDUCATIONAL SYSTEM
© 2018
Bazavlutskaya Lilia Mikhailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of «Economics, management and law» Demtsura Svetlana Sergeyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, management and law» Kostryukova Lyudmila Aleksandrovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of «Economics, management and law» Shvartskopf Olga Nikolaevna, master of professional education, senior lecturer of the Department of road transport, information technologies and methods of teaching technical disciplines South Ural State Humanitarian-Pedagogic University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. In the education system today there is a search for methods and mechanisms for building logistics systems that can ensure the harmonious course of the educational process in the educational space. In domestic practice, this direction is very poorly developed, as it was formed only at the beginning of our century and today has no established name. The authors emphasize that all participants of the educational process should understand and accept the conceptual foundations of logistics, know the features of logistics, be able to trace the effectiveness of its application. The article presents an analysis of the problem of formation of logistics in the educational space, the conceptual foundations of logistics, the principles of educational logistics, characteristics of the main parameters of material, information and acting in conjunction with them financial flow, as, recently, the process of educational training in the field of construction and management of logistics systems in the educational space. The article describes the information systems and their management in educational institutions.
Keywords: logistics, educational logistics, information flow, information systems, logistics approach, interactive virtual educational floor, unified educational information environment, information culture
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Общепризнан тот факт, что источником знаний во все времена является наука. Сегодня на современном этапе развития общества наблюдаются коренные процессные изменения, в связи с чем появляется необходимость в универсализации системы образования [1]. Наблюдая за развитием общества, экономики и единой информационной системы в стране, можно отметить то, что наиболее эффективный механизм в универсализации системы образования - это логистика [2].
Логистика - это, прежде всего, наука. Также под логистикой понимается процесс движения товаров и услуг от производителей к потребителям (клиентам); особый инструмент менеджмента. Она имеет «золотое правило», на котором строиться система логистизации -«нужный товар (услуга), должен (должна) быть доставлен (доставлена) в нужное место, в нужное время, необходимого качества. При этом очень важна минимизация
денежных, временных, трудовых затрат». Логистика применительно к системе образования используется сравнительно недавно. В системе образования «золотое правило» логистики как никогда актуально, так как накопленные знания - это специфический продукт.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Специалистами отмечается ускорение темпа старения знаний, а это приводит к необходимости постоянного обучения и переучивания специалистов [3]. Вопросам развития системы логистизации в современном обществе, экономике и производстве посвящено немало исследований. При этом в трудах ученых логистика рассматривается с разных позиций.
Во-первых, она определяется как наука об управлении материальными, денежными потоками в экономических системах, а также об управлении сопровождаемыми информационными потоками и их оптимизации. Эта позиция отражена в работах Л.М. Базавлуцкой [4], [5],
Bazavlutskaya Lilia Mikhailovna, Demtsura Svetlana Sergeyevna, Kostryukova Lyudmila Aleksandrovna and others LOGISTIZATCIJA AS AN INNOVATIVE PROCESS ...
pedagogical sciences
А.М. Гаджинского [6], Е.А. Гнатышиной [7], В.С. Лу-кинского, Н.Г. Плетневой, Т.Г. Шульженко [9], [10] и др.
Во-вторых, термин «логистика» трактуется как специальный механизм в арсенале менеджера, с помощью которого управленец может оптимизировать финансовые потоки, повысить качество сервиса, а также получить высокие результаты с оптимальными затратами. Эта позиция отражена в трудах Ю.М. Неруша [10], П.Г. Рябчука, С.С. Демцуры, Д.С. Гордеевой [11], А.И. Семененко, В.И. Сергеева [12], О.Н. Шварцкоп [14] и др. [15, 16].
Несмотря на существующий интерес ученых и множество полученных к настоящему времени результатов, проблема формирования логистизации в системе образовательного пространства по-прежнему в достаточной степени не решена.
Формирование целей статьи. В качестве цели данной статьи мы рассматриваем сравнительный анализ трактовок термина «логистика», описание теоретических основ логистизации системы образования, исследование проблемы логистизации в системе высшего профессионального образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Отметим, что на современном этапе в системе высшего профессионального образования идет поиск эффективных методов построения логистических схем, которые смогут оптимизировать организацию учебного процесса. В российской науке данное направление очень слабо развито, так как сформировалось сравнительно недавно.
Отметим, что до сих пор отсутствует устоявшаяся терминология, которая характеризовала бы процесс применения логистических законов в сфере профессионального образования.
Образовательным менеджерам необходимо знать теоретические логистики, особенности логистизации, уметь оценивать результаты ее применения.
Как справедливо отмечено в исследовании В.А. Денисенко, логистика в сфере образования - это целостная наука, которая изучает организационные вопросы и аспекты оказания образовательных услуг с позиции повышения эффективности процесса профессионального образования, а также оптимизации материальных, финансовых, информационных потоков [16].
Одна из задач такой логистики - определение сочетания учебных дисциплин в рамках одной специальности, направления; подбор наиболее удачных учебников и учебных пособий, информационных ресурсов по одному предмету.
Отметим, что теоретическим базисом процесса ло-гистизации в сфере высшего профессионального образования выступает взаимосвязь и взаимозависимость основных областей и направлений образовательной деятельности.
Опираясь на научные работы, в которых подробно описаны общие принципы логистики, мы можем выделить следующие принципы логистики в сфере высшего профессионального образования.
Во-первых, принцип комплексности (предполагает учет совокупности всех видов обеспечения для осуществления движения материальных, финансовых и информационных потоков в образовательной организации; предполагает согласованность действий всех участников движения ресурсов (знаний); периодическое контролирование реализации поставленных задач) [17].
Во-вторых, принцип научности (предполагает научное обоснование всех логистических этапов, научную аргументацию всех логистических операций, начиная с планирования и заканчивая анализом результатов) [18];
В-третьих, принцип конкретности (заключается в четко сформированной оценке всех ресурсов логистического процесса (финансовых, кадровых, материальных и т.д.); предполагает освоение всех видов ресурсов с наименьшими издержками; руководство логистизацией со
стороны вышестоящих органов управления);
В-четвертых, принцип конструктивности (предполагает диспетчеризацию потоков знаний, регулярное отслеживание и своевременную корректировку) [19];
В-пятых, принцип надежности (заключается в устойчивом использовании современных технических средств при управлении потоками; обработку и качественную оперативную работу с информацией);
В-шестых, принцип вариативности (заключается в оперативном и гибком реагировании на колебания спроса образовательного учреждения, что позволяет образовательным логистическим системам адаптироваться к изменениям внешней среды) [20].
Анализ современной литературы выявил существование нескольких определений понятия потока, однако, не углубляя в изучение предметно-содержательных нюансов, будем придерживаться обобщенного определения, что поток - это целостная совокупность объектов, существующих в определенном временном интервале. Характеристика основных параметров материального, информационного и действующего в купе с ними финансового потока, в общих чертах, выглядит следующим образом. Для начала это - начальный и конечный пункты; траектория и длина пути. Обязательно необходимо учитывать промежуточные пункты, а также скорость и время движения потоков [21].
Учитывая выше сказанное, определим наличие и характерные особенности потоков в образовательной логистике. Например, поток методического материала, поток здоровья, поток знаний и другие. Рассмотрим лишь некоторые из них:
1. Под потоком знаний понимается информация, связанная с так называемым «производством» профессиональных знаний, повышением уровня грамотности студентов.
2. Под потоком обучения понимается информация, связанная с процессом формирования единого образовательного пространства, а также построением образовательных маршрутов студентов. Особенность образовательной логистики в данном аспекте заключается в следующем. Для высшего профессионального образования задачи решаются на базе Болонской декларации. А для полного среднего образования - посредством реализации национальных проектов используя наиболее пригодные образовательные технологии.
3. Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе и вне ее сообщений, необходимых для объединения всего образовательного пространства в единую систему, контроля и управления логистическими операциями данной системы.
Материальный поток в системе образования и управление им состоит из двух определяющих частей - это принятие решения и его реализация.
Данная постановка несколько упрощает видение педагогических процессов и позволяет решать аналитические задачи сквозных потоков от первоисточника через все промежуточные процессы вплоть до конечного потребителя, сокращая при этом затраты на моделирование задач, и открывая широкие возможности формализованного исследования.
На основании анализа существующих исследований и собственного поиска в данном направлении нами была сформирована проблема исследования, суть которой заключается в развитии единой информационной образовательной среды [22-25].
Создание информационных систем и управление ими в образовательных учреждениях на современном этапе развития отечественного образования обусловлено рядом обстоятельств:
1. Информатизация современного образования. Это новая ступень социального развития общества. ИКТ в процессе образования студентов могут быть использованы в качестве эффективного средства логистизации. В связи с этим требуется выявить их роль и место в про-
педагогические науки
Базавлуцкая Лилия Михайловна, Демцура Светлана Сергеевна, Кострюкова Людмила Александровна и другие
ЛОГИСТИЗАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕСС ...
странстве образовательной организации.
2. В структуру профессиональной культуры личности входит информационная культура. Данный аспект обуславливает потребность применения образовательных и управленческих ИКТ в образовательной организации.
3. Внедрение новых педагогических технологий, которые создают благоприятные условия для развития личности будущего профессионала, обусловлено также задачами улучшения образовательной логистики [26].
Логистизация образовательного процесса, и связанные с ней информационные технологии, далеко не однозначны и породили ряд противоречий. К ним относятся:
1) сегодня широко обсуждаются возможности применения в обучении информационных технологий, но развитие единой информационной среды невозможно, из-за слабо разработанной научно-теоретической основы педагогических технологий образовательного пространства;
2) в научной педагогической среде описаны возможные преимущества применения информационных технологий в образовательном пространстве, но практика показала отсутствие педагогических условий их применения;
3) не всегда успешны попытки создания единой образовательной информационной среды в учебных заведениях, в связи с недостаточной разработанностью стратегии ее внедрения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Совокупность данных противоречий подтверждают выявленную проблему, которая заключается в определении необходимых педагогических условий для эффективного функционирования системы развития единой образовательной информационной среды в образовательном пространстве, а также внедрение и выявление технологий организации таких систем.
В результате внедрения информационных систем в образовательное пространство прогнозируется следующее:
- совершенствование ресурсной базы, пополнение базы информационных ресурсов образовательной организации, автоматизация информационных процессов;
- проведение диагностических исследований, связанных с выявлением особенностей организации образовательного процесса, а также процесса управления образовательной организацией;
- совершенствование библиотечного фонда, а также создание виртуального образовательного поля, повышение компьютерной грамотности среди учащихся, возможность формирования виртуальной культуры студентов;
- прохождение менеджерами курсов повышение квалификации в области ИКТ;
- внедрение в образовательный процесс современного интерактивного сопровождения, а также на основе этого создание целостной образовательной среды;
- осуществление дистанционного обучения;
- расширение возможности освоения дистанционных форм образования всеми участниками образовательного процесса.
Отметим, что на повышение качества образования непосредственно влияет логистизация информационных потоков в сфере образования. Благодаря логистизации субъекты образовательного процесса получают новые знания, обновляют устаревшие, актуализируют информацию.
Логистический подход в образовательном менеджменте предполагает интеграцию всех потоков, а также создание единой образовательной информационной системы, которая включает в себя комплекс методологических, учебных материалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Саламатов А.А., Косенко С.С. К проблеме содержания школь-
ного экономического образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 1: Исторические науки. 2005. № 3-1. С. 195-200.
2. Демцура С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции. 2015. С. 612-620.
3. Арнаут М.Н., Штыков В.П. Исследование проблемы дифференциации оценки знаний студентов и разработка рейтинга топ -студентов по знаниям специальных дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 73-76.
4. Базавлуцкая Л.М. Система формирования современного менеджера в образовательном пространстве: монография. Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017. 180 с.
5. Базавлуцкая Л.М., Рыжикова А.М., Шварцкоп О.Н. Виртуальная культура в современном образовательном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования». 2016. № 12. Т.1. С. 108-112.
6. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. М.: Дашков и К, 2007.
7. Гнатышина Е.А., Базавлуцкая Л.М. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Проблемы экономики, управления и права современной России: сборник научных трудов по материалам Iрегиональной научно-практической конференции. 2016. С. 6-14.
8. ЛукинскийВ.С., ПлетневаН.Г., Шульженко Т.Г. Теоретические и методологические проблемы управления логистическими процессами в цепях поставок: монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2011. 242 с.
9. Модели и методы теории логистики: учеб. пособие / под ред.
B.С. Лукинского. СПб.: Питер, 2007.
10. Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов. М.: ТК Велби; Проспект, 2006.
11. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. Определение стоимости коммерческого обучения в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 239-243.
12. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: учебник для вузов. СПб.: Союз, 2003.
13. Шварцкоп О.Н. Разработка интерактивного учебно-методического обеспечения в условиях среднего профессионального образования // Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы: сборник научных трудов. Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2016. С. 176-181.
14. Шварцкоп О.Н. К вопросу о формировании инженерной культуры у будущих педагогов профессионального обучения // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 7-8 декабря 2016 г., Челябинск / под ред. Е.А. Гнатышиной, Д.Н. Корнеева, Н.Ю. Корнеевой, А.А. Саламатова, Н.В. Увариной. Челябинск: изд-во Цицеро. 2017. С. 332-336.
15. Иванов О.И., Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Оптимизационные решения обобщенной задачи логистики на основе компьютерной модели //Вестник НГИЭИ. 2016. № 10 (65). С. 149-155.
16. Денисенко В.А. Основы образовательной логистики. Калининград: КГУ, 2003.
17. Базавлуцкая Л.М. Творческий подход в системе высшего профессионального образования // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2013. № 1 (10). С. 5-9.
18. Пропедевтика инженерной культуры обучающихся: инновации в образовании: коллективная монография / Базавлуцкая Л.М., Белевитин В.А., Гнатышина Е.А., Гордеева Д.С., Демцура С.С., Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Костюкова Л.А., Курбатова О.Л., Мэн
C., Пахтусова Н.А., Рыжикова А.М., Рябинина Е.В., Рябчук П.Г., Саламатов А.А., Тюнин А.И., Уварина Н.В. Челябинск: Цицеро, 2017. 140 с.
19. Крупнов Ю.В. Управление качеством образования и образовательная аналитика. URL:http://www.rustowns.com/kyahta/strategy.
20. Менеджмент: современные проблемы управления: коллективная монография / Гнатышина Е.А., Корнеев Д.Н., Базавлуцкая Л.М., Корнеева Н.Ю., Рыжикова А.М., Рябчук П.Г. Челябинск, 2017.
21. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: учебное пособие. М.: Академ. проект, 2006.
22. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач О.И. организационно-технологические аспекты формирования и развития информационно-образовательной среды современного вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 309-312.
23. Матвеева А.В., Кротова Е.А. реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
24. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. развитие коммуникативного интегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 269-272.
25. Симонова И.Н., Варникова О.В. информационно-экологическая образовательная среда технического вуза //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.
26. Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 114-117.
Bazavlutskaya Lilia Mikhailovna, Demtsura Svetlana Sergeyevna, Kostryukova Lyudmila Aleksandrovna and others LOGISTIZATCIJA AS AN INNOVATIVE PROCESS ...
pedagogical sciences
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 26.04.2018 г. № 148Н
Статья поступила в редакцию 27.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018