УДК 338.5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© 2017
Рябчук Павел Георгиевич, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Экономика, управление и право» Демцура Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: gordeevads@cspu.ru)
Аннотация. В статье исследована специфика оказания платных образовательных услуг в сфере высшего образования. Указывается, что необоснованное установление цен на образовательные услуги значительно деформирует общественное мнение о важности и ценности образования. Рассматриваются различные трактовки таких понятий, как «стоимость», «себестоимость», «цена». Описываются существующие методики определения стоимости обучения в вузе по договорам возмездного оказания услуг. Дана характеристика поэтапного расчета цены образовательной услуги. В рамках данной статьи был проведен конкурентный анализ и выделены семь конкурентных вузов УрФО для Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, которые выступили объектами исследования. На основе проведенного анализа перечислены цены конкурентов. Авторами статьи рассматривается сущность базовой стоимости обучения одного студента и ее расчет. Акцентируется внимание на том, что данная сумма является основой для расчета, некой себестоимостью, то есть минимально допустимым значением, которое находится классическим затратным методом. В статье дается определение «справедливой цены», то есть цены, устраивающей как потребителя образовательных услуг, так и продавца. Исходя из результатов анализа, делается вывод о необходимости разработки такой методики ценообразования, которая бы обеспечивала установление справедливой цены.
Ключевые слова: цена, стоимость, себестоимость, ценообразование, образование, образовательные услуги, стоимость коммерческого обучения, справедливая цена, восприятие цен, конкуренция, конкурентоспособность, покупатели образовательных услуг.
DETERMINING THE COST OF COMMERCIAL TRAINING IN A UNIVERSITY
© 2017
Ryabchuk Pavel Georgievich, Candidate of economic Sciences, head of the Department of «Economics, management and law» Demtsura Svetlana Sergeyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department
of «Economics, management and law» Gordeyeva Dariya Sergeyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department
«Economics, management and law» South Ural State Humanitarian-Pedagogic University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: gordeevads@cspu.ru)
Abstract. The article explores the specifics of providing paid educational services in higher education. It is pointed out that the unjustified establishment of prices for educational services significantly distorts public opinion about the importance and value of education. Various interpretations of such concepts as «cost», «prime cost», «price» are considered. The existing methods of determining the cost of training in a university under contracts for the provision of paid services are described. The characteristic of stage-by-stage calculation of the price of educational services is given. Within the framework of this article, a competitive analysis was carried out and seven competitive Russian universities were singled out for the South Ural State Humanitarian-Pedagogic University, who acted as research objects. Based on the analysis, the prices of competitors are listed. The authors of the article consider the essence of the basic cost of teaching one student and its calculation. Attention is focused on the fact that this amount is the basis for the calculation, some cost, that is, the minimum allowable value, which is a classical cost method. The article defines the «fair price», that is the price that suits both the consumer of educational services and the seller. Based on the results of the analysis, it is concluded that it is necessary to develop a pricing methodology that would ensure the establishment of a fair price.
Keywords: price, cost, prime cost, pricing, education, educational services, cost of commercial training, fair price, price perception, competition, competitiveness, buyers of educational services.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность выбранной темы определяется тем, что вопросы, которые связаны с российским профессиональным образованием, являются приоритетными и значимыми для государства. В настоящее время государство ориентируется на инновационный путь развития, на поступательный рост экономики, на передовое развитие науки и технологий, способных вывести страну в лидеры мирового экономического и политического сообщества. В этих условиях с особой остротой встает проблема субъектов социально-экономического пространства [1, с. 9]. Сфера образования является наиболее консервативным сегментом социума, поскольку оперирует с традицией как основой общественных отношений. Поэтому любые реформы в сфере образования всегда продвигаются медленно и вызывают внутреннее сопротивление субъектов образовательного процесса [2, с. 91].
С экономической точки зрения реформирование российского образования - это развитие софинансирования
деятельности высших образовательных учреждений за счет граждан, предприятий; развитие механизма свободной конкуренции между вузами. Возникающие между исполнителями и заказчиками образовательных услуг рыночные отношения являются основой развития вузов. Во многом качество образования определяется тем, как рационально складываются данные экономические отношения. В связи с этим актуализируется проблема ценообразования и определения стоимости коммерческого обучения в вузе. При этом возникает необходимость в прозрачности и цивилизованности этих процессов. Ведь у заказчиков образовательных услуг существует законное право быть проинформированными о том, на основе чего определяется стоимость коммерческого обучения, на каких условиях осуществляется набор на конкретные направления профессиональной подготовки.
Следует отметить, что в нашей стране в рамках реформирования системы высшего образования на сегодняшний день уже произошло сокращение достаточно большого количества вузов, получавших финансирова-
ние из федерального бюджета. В связи с этим у вузов возникла потребность в привлечении дополнительных денежных средств. А это возможно в свою очередь за счет привлечения абитуриентов, желающих обучаться на коммерческой основе. Следовательно, появилась необходимость в грамотном обосновании стоимости коммерческого обучения в вузе.
Мы проанализировали методики, которые используются для определения стоимости коммерческих услуг в вузах. Отметим, что на основе проведенного нами анализа можно сделать вывод о том, что основной подход к ценообразованию в данном контексте - бухгалтерский. То есть в большинстве случаев стоимость коммерческого обучения рассчитывалась затратными методами. При этом редко принимались во внимание рыночные предпосылки установления цен. То есть конкурентный анализ вузами проводился очень редко.
Поэтому нужно осуществлять грамотную ценовую политику. Ведь из-за необоснованного установления цен на коммерческое обучение можно причинить ущерб определенным группам населения. К тому же необоснованность в ценовой политике может привести к искажению общественного мнения о важности и ценности высшего профессионального образования. В связи с этим возникает потребность в разработке эффективной методики ценообразования, способной учесть требования современного общества, специфику рыночных отношений в сфере образования, обеспечить установление справедливой цены. То есть той цены, которая бы устраивала как продавца, так и потребителя образовательных услуг.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблеме определения стоимости коммерческого обучения в вузе, вопросам финансирования, ключевым аспектам разработки ценовой политики вузов уделяется достаточное внимание со стороны ученых (А.А. Волкова, Н.Ю. Егорова, Н.В. Жданова, С.А. Иванов, Т.П. Колющенко, Л.А. Кострюкова, И.В. Липсиц, Ю.В. Лысенко, Л.И. Макарова, Т.Н. Мызникова, И.А. Петиненко, В.Н. Тишина, П.Я. Тишин, Е.С. Ткач и др.) [3], [4], [5], [6], [7].
Формирование целей статьи (постановка задания). В качестве целей статьи мы рассматриваем исследование специфики оказания платных образовательных услуг в сфере высшего образования; анализ трактовок таких понятий, как «цена», «стоимость», «себестоимость»; описание существующих методик определения стоимости обучения в вузе по договорам возмездного оказания услуг; характеристика поэтапного расчета цены коммерческого обучения в вузе.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В соответствии с поставленной целью мы считаем целесообразным начать изложение материала исследования с определения «цены». Цена на образовательные услуги - это не только плата за обучение, которая непосредственно переводится на расчетный счет образовательного учреждения студентом вуза (или его семьей) [8]. Цена на услуги образования отражает ценность самого образования. При этом под стоимостью мы понимаем некий денежный эквивалент, который покупатель готов заплатить за оказанную ему услугу. Себестоимость - это совокупность затрат на выполнение работ или оказание услуг, выраженная в денежной форме [9].
Далее приведем характеристику поэтапного расчета цены коммерческого обучения в вузе. Опишем девять этапов. Первый этап связан с выбором цели ценообразования. Существуют три основные стратегии ценовой политики. Во-первых, ценовая стратегия по обеспечению выживаемости. Во-вторых, ценовая стратегия по максимизации прибыли. В-третьих, ценовая стратегия по удержанию рынка. 240
Считаем целесообразным отметить, что для высших учебных заведений применима как первая, так и третья стратегия ценовой политики. Ведь процесс по обеспечению выживаемости является первостепенной задачей для образовательных учреждений, которые на рынке функционируют в условиях жесткой конкуренции.
Случается, что вузы применяют стратегию заниженных цен (цен проникновения на рынок). Цель подобных действий - захват определенной доли рынка и увеличение объема проданных образовательных услуг. Что способствует устранению конкурентов и увеличению совокупной прибыли, которую получает вуз.
Ценовая стратегия, которая предполагает удержание рынка, заключается в сохранении уже достигнутого положения на рынке образовательных услуг. В этой связи целесообразно проводить мероприятия, которые предотвращали бы спад реализации образовательных услуг.
Второй этап характеризуется исследованием спроса на услуги, которые оказывают высшие образовательные заведения.
Для того чтобы определить цену на образовательные услуги требуется исследовать спрос на них. В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг наблюдается следующая закономерность. При увеличении цены спрос снижается. Это объясняется тем, что абитуриенты с ограниченным бюджетом отказываются от приобретения дорогостоящих услуг, когда есть выбор подобных услуг аналогичного качества по более низкой цене [10]. Исключение - спрос на элитное (престижное) образование.
Анализ кривых спроса и предложения - это важный инструмент нахождения и оценки цен на образовательные услуги. Кривая спроса характеризует зависимость спроса на образовательную услугу от цены. Кривая предложения отражает зависимость цены на образовательную услугу от предложения. Пересечение кривых характеризует рыночное равновесие. В данной точке цена является равновесной, то есть спрос оказывается равным предложению [11].
Третий этап связан с расчетом издержек (затрат), которые необходимы для оказания образовательных услуг.
Отметим, что верхний уровень цены ограничивается спросом. Себестоимость (совокупность издержек) образовательных услуг характеризует минимальную величину цены [12]. При этом государство регулирует минимальный уровень цен. Стоимость платных образовательных услуг в вузах не может быть ниже объема средств, перечисляемых Минобрнауки России в рамках финансирования бюджетных мест с учетом индивидуальных коэффициентов выравнивания. Таковы требования законодательства. В связи с этим Министерство образования и науки оставляет за собой право влиять на ценовую политику вузов.
Четвертый этап включает в себя комплексный анализ особенностей образовательных услуг и цен вузов-конкурентов.
Поведение конкурентов и цен на их услуги - это существенный фактор, который должен учитываться в процессе ценообразования. Четвертый этап включает в себя нахождение значения цены в диапазоне возможных цен, которые обоснованы рыночным спросом, расчетами требуемых издержек. Оцениваются возможные ценовые реакции вузов-конкурентов, собственные конкурентные преимущества [13]. В ситуации, когда образовательная услуга аналогична услугам других образовательных учреждений, рекомендуется держать цену, близкую к цене вузов-конкурентов. В противном случае количество абитуриентов может снизиться. Более высокую цену высшее учебное заведение сможет установить, если предоставляемая образовательная услуга значительно превосходит услуги вузов-конкурентов по качеству.
Пятый этап - это выбор метода ценообразования.
Обеспечение реализации образовательных услуг и достижение целевых установок вуза осуществляется на АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)
основе выбранного метода ценообразования. Выделяют следующие методы установления цен на рынке образовательных услуг. Во-первых, это затратный метод. Во-вторых, агрегатный метод. В-третьих, параметрический метод ценообразования. В-четвертых, ценообразование на основе текущих цен. В-пятых, метод на основе спроса. В-шестых, конкурентный метод. В-седьмых, метод маржинальных издержек.
Шестой этап включает в себя нахождение базовой цены.
Нахождение базовой цены опирается на перечисленные выше этапы, которые подразумевают проведение анализа спроса на образовательные услуги, расчет их себестоимости, анализ цен вузов-конкурентов. Оптимальность установленной цены означает то, что она должна покрывать полностью все затраты на организацию оказания образовательных услуг. Помимо этого оптимальная цена должна обеспечивать получение определенной прибыли.
С потребительской точки зрения можно говорить о «правильной» или «справедливой» цене. При этом именно потребитель решает, является ли цена правильной [14]. При установлении цены должно браться во внимание изучение мнения покупателей образовательных услуг. То есть учитываться восприятие потребителем ценности услуги. При этом особое внимание должно уделяться выявлению потребностей потребителей. На первый план выходит соотношение «цена - ценность» услуги.
Общеизвестно, что покупатель держит в уме, используя при поиске образовательной услуги, так называемые справочные цены [15]. Потребительский выбор совершается благодаря сравнительному анализу потребительских свойств и цен однотипных образовательных услуг, которые представлены на рынке. При этом можно активно воздействовать на формирование справочных цен. Применение этого метода опирается на опыт, интуицию администрации вуза, хорошее знание психологии потребителей, результаты тестирования рынка и др.
Приемы психологического ценообразования заключаются в следующем. Во-первых, в демонстрировании низких цен на определенный круг образовательных услуг наряду с высокими ценами на другие образовательные услуги. Во-вторых, в привязывании базовой цены к числу минимальных размеров оплаты труда. В-третьих, это в привязывании базовой цены к курсам валют. В-четвертых, в обещании неизменности цен в течение всего срока оказания образовательных услуг. В-пятых, в разнообразных скидках (например, оплата за год со скидкой в 10 %, скидки на повторное обучение и др.). В-шестых, в использовании метода неокругленных цен (например, 99999 руб.) [16].
Отметим, что раньше государство в лице органов управления имело исключительную монополию на продажу и покупку образовательных услуг. Это позволяло исключить возможность образовательного учреждения самостоятельно устанавливать цены на свои услуги [17]. На сегодняшний день изменившаяся ситуация требует от вузов формировать цены на образовательные услуги с учетом величины, динамики платежеспособного спроса, соотношения величин прогнозируемого спроса на услуги и дополнительных затрат граждан на эти услуги.
Седьмой этап связан с учетом дополнительных параметров.
На седьмом этапе учитываются следующие величины. Во-первых, расчетная базовая цена. Во-вторых, цена спроса и цена предложения. В-третьих, цены конкурентов. В-четвертых, цена предыдущего года.
Принимается во внимание, во-первых, прогнозируемый уровень инфляции (как в стране, так и в регионе). Во-вторых, прогнозируемый рост реальных доходов населения. В-третьих, результаты социологических исследований населения и экспертные заключения. В-четвертых, планируемый экономический рост (спад)
по отраслям регионального материального производства. В-пятых, уровень безработицы. В-шестых, прогнозируемый рост студентов по уровням (видам) профессионального образования. В-седьмых, демографические показатели, в частности, уровень смертности (рождаемости) населения и их соотношение. В-восьмых, процент теневой экономики от объема валового регионального продукта.
Восьмой этап включает установление окончательной цены и формировании прайс-листа.
Образовательное учреждение, обладая информацией о потребительском спросе, издержках, о ценах вузов-конкурентов, может осуществить выбор цены. Цена будет находиться в промежутке между минимумом, установленным Министерством образования и науки, и слишком высоким, который ограничивается спросом. Минимально возможная цена определяется также себестоимостью. Цены вузов-конкурентов задают примерное значение, на которое следует ориентироваться при выборе цены. Потолок цены также определяется мнением абитуриентов об особенностях предлагаемой образовательной услуги.
Девятый этап подразумевает корректировку установленной цены услуги.
Поскольку цена обучения связана с уровнем доходов населения, необходимо учитывать возможности покупателей [18]. Как правило, корректировка цены воспринимается очень болезненно абитуриентами [19]. Есть риск того, что они могут уйти в другое образовательное учреждение, где цена ниже [20]. Поэтому цена коммерческого обучения должна быть гибкой. Ее необходимо корректировать в зависимости от условий целевого рынка образовательной услуги. Если наблюдается ползучая и, особенно, галопирующая инфляция, то вряд ли целесообразно делать стабильную цену на весь период обучения. В данном случае максимальным сроком фиксированной цены является один год. Рекомендуется в такой ситуации утверждать цены на полугодие (квартал). Либо вводить в договор на обучение процент роста цены.
Далее рассмотрим сущность базовой стоимости обучения и ее расчет. Начальная сумма оплаты коммерческого обучения на дневном отделении находится как отношение суммы объема годового бюджетного финансирования вуза на обеспечение государственного задания в предыдущем учебном году, объема внебюджетного финансирования вуза в предыдущем году, годового объема затрат на ресурсное обеспечение к общему количеству студентов, обучающихся в вузе. Важно обратить внимание, на то, что данная сумма является основой для расчета, некой себестоимостью, то есть минимально допустимым значением, которое рассчитывается классическим затратным методом.
В рамках данной статьи представлены результаты конкурентного анализа. Мы выделили семь вузов Уральского федерального округа, которые являются конкурентными для Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Перечислим их: Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет, Шадринский государственный педагогический институт, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета), Тобольский государственный педагогический институт, Нижневартовский государственный педагогический институт, Сургутский государственный педагогический институт.
Вузы Уральского федерального округа опубликовали цены на коммерческое обучение. Каждое учебное заведение отталкивалось от норматива, установленного министерством образования и науки РФ в 105 тысяч рублей. Стоимость платных образовательных услуг в вузах не может быть ниже объема средств, перечисляемых им Минобрнауки России в рамках финансирования бюд-
жетных мест с учетом индивидуальных коэффициентов выравнивания. Таковы требования законодательства. Этот коэффициент рассчитывается на основе методик Минобрнауки России и определяет собственную минимальную цену на обучение по всем образовательным программам. Норматив, предлагаемый ведомством, составляет 105 тысяч рублей. Умножая эту цифру на индивидуальный коэффициент выравнивания, получается минимальная стоимость обучения, которую может позволить себе вуз.
Мы провели сравнительный анализ стоимости обучения на 2017/2018 учебный год. Напомним, что новость о повышении стоимости обучения появилась в мае 2017 г. В первую очередь она коснулась тех, кто собирается поступать на направления подготовки, где мало бюджетных мест. До 1 июня 2017 г. вузы просчитывали стоимость обучения. Несмотря на единый норматив, повышающие и понижающие коэффициенты определялись для каждого учебного заведения индивидуально. Именно поэтому стоимость обучения на одних и тех же направлениях подготовки у вузов оказалось разной. По закону все высшие учебные заведения должны опубликовать на своих сайтах приказы об установлении стоимости обучения на 2017/2018 учебный год. Данная информация располагается в разделах «абитуриенту» или «сведениях об образовательной организации».
Минимальная стоимость очного обучения на 2017/2018 учебный год по программам бакалавриата в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете составила 86740 рублей. В Российском государственном профессионально-педагогическом университете - 98900 рублей, в Уральском государственном педагогическом университете - 93000 рублей, в Шадринском государственном педагогическом институте - 91098 рублей, в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии - 98900 рублей, в Тобольском государственном педагогическом институте (филиал Тюменского государственного университета) - 96620 рублей, в Нижневартовском государственном педагогическом институте - 161700 рублей, в Сургутском государственном педагогическом институте - 116300 рублей.
Если же говорить о вузах Челябинской области, то минимальная стоимость очного обучения на 2017/2018 учебный год по программам бакалавриата в ЧелГУ составила 88960 рублей, в ЮУрГАУ - 85520 рублей, в МГТУ им. Носова - 93700 рублей, в ЮУрГУ - 102480 рублей.
Многие вузы в 2017 г. пошли навстречу абитуриентам и ввели очно-заочную форму обучения по самым популярным направлениям. Это позволило снизить ценник до 75700 рублей. Преимущество такой формы обучения перед заочной - регулярные занятия с преподавателями, что сказывается на качестве обучения. Данная форма как раз помогает учиться и применять получаемые знания в своей трудовой деятельности. Кроме того, многие вузы разработали систему комфортных платежей. Студентам разрешили оплачивать обучения посеместро-во, поквартально или ежемесячно. На сайтах вузов в разделе «стоимость обучения» появилась отдельная графа, где рассчитано, сколько в месяц будет стоить учеба в вузе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вузы Челябинской области идут навстречу абитуриентам и повышают стоимость коммерческого обучения на 2017/2018 учебный год по минимуму.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Отметим, что по некоторым направлениям профессиональной подготовки у Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета нет конкурентов. По направлениям, которые уникальны, мы рекомендуем применять премиальное ценообразование и стратегию «снятия сливок». По совпадающим направлениям мы прослеживаем существенный разброс цен. Этот вывод мы делаем 242
на основе открытых источников приемных комиссий, что является важным элементом стоимостного анализа.
На основе проведенного анализа мы, опираясь на определение «справедливой цены» [21], делаем вывод о том, что идеальная ситуация - это когда цена на коммерческое обучение в вузе устраивает как потребителя образовательных услуг, так и продавца.
Считаем, что маркетинговые исследования цен на образовательные услуги должны проводиться вузами целенаправленно, научно обоснованно, периодично. Их рекомендуется организовываться в форме мониторинга. На основе этого мониторинга мы рекомендуем формировать и регулярно обновлять базу данных цен на образовательные услуги в конкурентной среде вуза. Проведение работ в данном направлении позволит обеспечить эффективность процесса ценообразования в учреждениях высшего профессионального образования и конкурентоспособность субъектов рынка образовательных услуг.
Исходя из результатов анализа, можем сделать вывод о необходимости разработки такой методики ценообразования, которая бы обеспечивала установление справедливой цены на коммерческое обучение в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Загребин С.С. Культурологические аспекты развития профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. Т. 12. № 4. С. 9-11.
2. Загребин С.С. Современные проблемы «модернизации» отечественного образования: полемические заметки // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 3 (11). С. 91-96.
3. Волкова А.А. Восприятие и оценка цен потребителями образовательных услуг: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. экон. ун-т, 2015. 19 с.
4. Егорова Н.Ю. Цены на образовательные услуги: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.09. Санкт-Петербург: Ун-т экономики и финансов, 1994. 15 с.
5. Современный финансовый инструментарий: теория и практика: монография / Бутрина Ю.В., Головихин С.А., Демцура С.С., Жданова Н.В., Иванов С.А., Колющенко Т.П., Кострюкова Л.А., Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Макарова Л.И., Мыз-никова Т.Н., Таипова Э.Х., Тишина В.Н., Тишин П.Я., Ткач Е.С. / под редакцией Ю.В. Бутриной, В.Н. Тишиной. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. 220 с.
6. Липсиц И.В. Управление ценообразованием в фирме: Мировой опыт и российская практика: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.09. М., 2000. 313 с.
7. Петиненко И.А. Ценообразование в условиях глобализации: закономерности становления системы ры-ночно-регулируемых цен: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.01. Томск: Нац. исслед. Том. гос. ун-т, 2013. 50 с.
8. Демцура С.С., Федорова К.А. Цена и ценность труда // Роль инноваций в трансформации науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 81-83.
9. Методика оценки потенциала педагогических вузов региона на основе бенчмаркинга: коллективная монография / Е.В. Гнатышина, П.Г. Рябчук, Е.В. Евплова, Е.В. Рябинина, К.А. Федорова. Челябинск: Цицеро, 2016. 99 с.
10. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 135-152.
11. Дудырева М.А., Рябчук П.Г. Профессиональное АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)
образование в РФ и промышленное импортозамещение: связь, проблемы и перспективы // Инновационное развитие российской экономики: сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. 2016. С. 30-33.
12. Рябчук П.Г. Оценки потенциала педагогического университета с использованием методики бенчмаркин-га // Фундаментальные и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 144-146.
13. Власова Е.С., Власова А.С., Демцура С.С. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 67-69.
14. Демцура С.С. Формирование представлений об этике бизнеса // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 27-35.
15. Дмитриева Е.Ю. Формирование профессионально значимых качеств будущего педагога в условиях студенческого педагогического отряда: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2007. 22 с.
16. Маркетинговая деятельность учреждения профессионального образования: коллективная монография / А.А. Саламатов, Д.Н. Корнеев, С.С. Демцура, Е.Б. Плохотнюк, Л.А. Кострюкова, Р.Я. Симонян, В.М. Рогожин, А.С. Апухтин. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 103 с.
17. Менеджмент: современные проблемы управления: коллективная монография // Е.А. Гнатышина, Д.Н. Корнеев, Л.М. Базавлуцкая, Н.Ю. Корнеева, А.М. Рыжикова, П.Г. Рябчук, Н.В. Уварина. Челябинск: Цицеро, 2017. 268 с.
18. Дмитриева Е.Ю. Особенности тьюторской деятельности в условиях учреждений высшего образования // Образование: традиции и инновации: материалы XII международной научно-практической конференции. Прага, 2016. С. 95-97.
19. Косенко С.С. Современное экономическое образование школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2006. № 3. С. 31-40.
20. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А., Демцура С.С. Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Современные концепции развития науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А. Уфа, 2017. С. 87-89.
21. Косенко С.С. Экономическое образование в школе: аксиологический подход // Человек. Спорт. Медицина. 2006. № 16 (71). С. 209-213.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР от 14.04.2017 г. № 16-454 по теме «Эмпирическое исследование восприятия и оценки цен потребителями образовательных услуг».
Статья поступила в редакцию 30.03.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.