ГЛОБАЛИСТИКА
УДК 339.543
ЛОГИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
Антонина Петровна Манушина, канд. экон. наук, доц. кафедры таможенного дела,
E-mail: smapkgtu@ mail.ru,
Московский университет имени С.Ю. Витте, http://muiv.ru
В статье показана связь логистики внешнеэкономической деятельности предприятий России во всех ее функциональных областях с развитием таможенного законодательства как России, так и Таможенного союза, Всемирной таможенной организации.
Ключевые слова: логистика, внешнеэкономическая деятельность, таможенное регулирование, таможенные издержки.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий России стала бурно развиваться с принятием Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» [1].
Логистика предприятий России, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, развивается в трех направлениях:
- сбыт национальной (российской) продукции на мировом рынке;
- приобретение той или иной иностранной продукции на мировом рынке для национальных (российских) нужд;
А.П. Манушина - участие в мировом разделение труда как партнеры по про-
изводству той или иной продукции, предназначенной для реализации на мировом рынке.
Перемещение товаров через таможенную границу регулируется таможенным законодательством.
С момента принятия Указа «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» произошло много изменений в таможенном законодательстве. В настоящее время Россия, Белоруссия, Казахстан являются государствами-членами Таможенного союза и образуют единую таможенную территорию, на территории которого действует единое таможенное законодательство. Статьей 1, п. 2 Таможенного кодекса Таможенного Союза (ТКТС) предусмотрено, что в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза (ТС), до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, таможенное регулирование осуществляется в соответствии с законодательством государств - членов ТС [2]. На территории России также действует российское таможенное законодательство, основой которого является Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3]. Кроме того, с 22 августа 2012 года Россия стала равноправным членом Всемирной торговой организации, нормативно-правовые акты которой необходимо исполнять.
Логистика - это управление товарными потоками и взаимосвязанными с ними информационными и финансовыми потоками от первичного источника до конечного потребителя.[4, С. 11].
Товар в соответствии со статьей 4, п. 1, пп. 35 ТКТС - это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу [2].
114 Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление *2015 ’1 (12)
ГЛОБАЛИСТИКА
Товар является объектом таможенного права и предметом логистики внешнеэкономической деятельности. Разумное сочетание этих отраслей дает синергетический эффект для развития экономики государства.
Отсюда логистика предприятий России, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, т. е. перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, Государственную границу Российской Федерации может быть эффективной, если основывается на таможенном законодательстве Российской Федерации, Таможенного союза, Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации и страны ввоза/вывоза товара, действующих на текущий момент. Таможенное законодательство - динамично развивающийся процесс. Логистика предприятий России, занимающихся внешнеэкономической деятельностью будет эффективной, если будет отражать текущие изменения в таможенном законодательстве, т. е. будет способствовать минимизации таможенных издержек на перемещение товара от первичного источника до конечного потребителя.
В литературе [5-7] логистика дифференцируется на следующие функциональные области: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная, являющиеся взаимосвязанными частями единого целого, единой логистической цепи.
Логистика предприятий России, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, развивающейся в трех вышеназванных направлениях, включают все эти функциональные области. Все эти функциональные области в той или иной степени основываются на таможенном законодательстве.
Так производственная логистика сопряжена со знанием таможенного законодательства в части применения отдельных таможенных процедур, позволяющих обеспечивать непрерывную загрузку производства иностранным сырьем, материалами, комплектующими, их хранение, сокращая таможенные издержки предприятия. Показательным примером является таможенная процедура таможенного склада. С принятием ТК РФ в 2003 г. и введением в таможенное законодательство экономических таможенных режимов перед участниками внешнеэкономической деятельности, ориентированными (стремящимися) на выход на мировые рынки с продукцией, конкурентоспособной и изготовленной на территории России с привлечением иностранных материалов, комплектующих, открылись значительные возможности. В ТКТС эти таможенные процедуры (режимы) также присутствуют. Об использовании таможенной процедуры переработки на таможенной территории и возможных проблемах ее применения [8, 9].
Распределительная логистика, одним из направлений которой является рациональная организация системы товародвижения, основывается на применении международных правилах по толкованию торговых терминов Инкотермс 2010 [10].
Транспортная логистика предусматривает минимизацию транспортных расходов при обеспечении транспортировки товара, что требует учета особенностей таможенного оформления товаров как в стране отправления, так и в стране назначения, а следовательно, знания таможенного законодательства при проведении таможенных операций по таможенной очистке товара.
Информационная логистика является областью логистики, направленной на создание взаимосвязи между отдельными звеньями логистической цепи, создание единых баз данных, позволяющих снижать издержки, в том числе и таможенные издержки.
Закупочная логистика. На наш взгляд это основная область логистики во внешнеэкономической деятельности предприятий России. При разработке этой области необходимо учитывать все функциональные области логистики во взаимосвязи, и, следовательно, с использованием всех возможностей таможенного законодательства для оптимизации таможенных издержек. Назначение этой области логистики в обеспечении предприятия товаром в определенном оптимальном размере при оптимальном соотношении цены и качества для производства товаров и его реализации.
Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление *2015 ’1 (12) 115
ГЛОБАЛИСТИКА
Здесь представляется возможным отметить введение ТКТС - создание уполномоченных экономических операторов. Предприятия - участники ВЭД, получившие этот статус, обладают значительными возможностями по оптимизации логистики перемещения товаров через таможенную границу. Использование предварительного декларирования, ставшее обязательным для перемещения товаров автомобильным и железнодорожным транспортом, обязательное электронное декларирование с 1 января 2014, сокращение обязательных документов при таможенном оформлении, автоматическая регистрация деклараций на товары при экспорте (пока не относящихся к рисковым поставкам), создание электронного межведомственного взаимодействия, использование технологии удаленного выпуска, - все это меры таможенного регулирования, направленные на сокращение времени проведения таможенных операций. Следовательно, их использование в полной мере позволяет сокращать таможенные издержки логистической цепи поставок.
Следует отметить о создании и функционировании в Минэкономразвитии России подразделения по оценке регулирующего воздействия, предусматривающего взаимодействие бизнес-сообщества с государственными органами по вопросам таможенного законодательства на этапе разработки нормативно-правовых актов, их обсуждении, а следовательно, возможности высказать свои предложения по совершенствованию таможенного законодательства, направленного на развитие логистики внешнеэкономической деятельности.
Литература
1. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (в ред. Указов Президента РФ от 14.06.92 № 629, от 27.10.92 № 1306). // Правовая система Консультант Плюс
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Правовая система Консультант Плюс
3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ // Правовая система Консультант Плюс
4. Кретов И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности: учеб. пособие. 2-е изд. пере-раб. и доп. / И.И. Кретов, К.В. Садченко; Акад. внеш. торговли. М.: Дело и Сервис, 2006. 256 с.
5. Аникин Б.А. и др. Логистика: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1997; 1999.
6. Гаджинский А.М. Логистика. М.: Маркетинг, 1999.
7. Шумаев В.А. Логистика: учеб. пособие / В.А. Шумаев. М.: НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте», 2012. 337 с.
8. Манушина А.П. Об оптимизации таможенных издержек материально-технического обеспечения хозяйственной деятельности предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практич. конф. «Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности» (МНПК ЛЭРЭП-3-2008). Казань: Изд-во Казан. Гос. технол. ун-та. С. 122-126.
9. Манушина А.П. От совершенствования таможенного режима переработки на таможенной территории к производству конкурентоспособного товара. Оптимизация таможенных процедур: от поиска решений к их реализации: материалы научно-практического семинара. Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2009. С. 286-294.
10. Международные правила по толкованию торговых терминов Инкотермс 2010 // Правовая система Консультант Плюс
Logistics of foreign trade activities in the improvement of the customs legislation of Russia
Antonina Petrovna Manusia, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Depart-ment,S.Yu. Witte Moscow University
The article shows the relationship of logistics for foreign economic activity of enterprises of Russia in all its functional areas with the development of the customs legislation of Russia and the Customs Union, the world customs organization.
Logistics, foreign trade, customs regulations, customs costs
116 Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление *2015 ’1 (12)