Научная статья на тему 'Анализ особенностей таможенного регулирования ввоза технологического оборудования на территорию Российской Федерации'

Анализ особенностей таможенного регулирования ввоза технологического оборудования на территорию Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
711
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
экономика / таможенное дело / налог / внешнеэкономическая деятельность / таможенное регулирование / технологическое оборудование / таможенное декларирование / таможенные платежи / таможенная территория / налог на добавленную стоимость. / economy / customs / taxes / foreign economic activity / customs regulation / technological equipment / customs Declaration / customs payments / customs territory / value added tax.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляков Антон Евгеньевич, Зеркин Дмитрий Георгиевич, Морковкин Дмитрий Евгеньевич

В статье рассматриваются ключевые компоненты таможенного регулирования: уплата таможенных платежей и таможенное декларирование. Проведен анализ специфических особенностей, а также предложены конкретные меры по совершенствованию таможенного регулирования ввоза технологического оборудования на территорию РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PECULIARITIES OF CUSTOMS REGULATION OF IMPORT OF TECHNOLOGICAL EQUIPMENT ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the key components of customs regulation: payment of customs duties and customs Declaration. The analysis of specific features is carried out, and also concrete measures for improvement of customs regulation of import of processing equipment on the territory of the Russian Federation are offered.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей таможенного регулирования ввоза технологического оборудования на территорию Российской Федерации»

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_34710/

6. Приказ Минфина России от 13.10.2003 г. N° 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 45140/

7. Письмо Минфина России от 29.03.2013 г. № 03-03-06/1/10063 «О дате начала начисления амортизации в целях налога на прибыль на буровое оборудование, переданное в лизинг и находящееся на балансе у лизингодателя» - URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=QUEST001;n=124387#0801577156718414

8. Письмо Минфина России от 20.02.2017 г. № 07-01-07/9681 «О бухучете организацией расходов по займам» - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=QUEST001;n=165501#08181132351591827

9. Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 81165/

Поляков Антон Евгеньевич,

к.э.н., доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела»

Юридического института, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия

Зеркин Дмитрий Георгиевич, к.т.н., доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела»

Юридического института, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия

Морковкин Дмитрий Евгеньевич к.э.н., доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела»

Юридического института, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10149 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВВОЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Polyakov Anton Evgenievich,

PhD (Economics), associate Professor, Russian University of Transport (MUT) Zerkin Dmitry Georgievich, Candidate of technical Sciences, associate Professor, Russian University of Transport (MUT) Morkovkin Dmitry Evgenievich PhD (Economics), associate Professor, Russian University of Transport (MUT)

THE ANALYSIS OF PECULIARITIES OF CUSTOMS REGULATION OF IMPORT OF TECHNOLOGICAL EQUIPMENT ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые компоненты таможенного регулирования: уплата таможенных платежей и таможенное декларирование. Проведен анализ специфических особенностей, а также предложены конкретные меры по совершенствованию таможенного регулирования ввоза технологического оборудования на территорию РФ. Abstract

The article deals with the key components of customs regulation: payment of customs duties and customs Declaration. The analysis of specific features is carried out, and also concrete measures for improvement of customs regulation of import ofprocessing equipment on the territory of the Russian Federation are offered.

Ключевые слова: экономика, таможенное дело, налог, внешнеэкономическая деятельность, таможенное регулирование, технологическое оборудование, таможенное декларирование, таможенные платежи, таможенная территория, налог на добавленную стоимость.

Keywords: economy, customs, taxes, foreign economic activity, customs regulation, technological equipment, customs Declaration, customs payments, customs territory, value added tax.

В современных условиях тема ввоза техноло- ции имеет особую актуальность. Необходимый эф-гического оборудования для Российской Федера- фект увеличения инвестиций возможен при усло-

ЬБвЛЬ 8С1Б]ЧСБ8 / <<Ш1ШМУМ~^©УГМа1>#6Ш)),2(0]9

162

вии обеспечения наиболее благоприятного инвестиционного климата, на который среди множества прочих факторов в немалой степени влияет таможенное регулирование. В рассматриваемом частном случае - таможенное регулирование ввоза технологического оборудования на территорию Российской Федерации. Основными компонентами таможенного регулирования, которые целесообразно рассмотреть в данной статье являются уплата таможенных платежей и таможенное декларирование.

Сложившиеся в настоящее время условия, касающиеся ставок ввозных таможенных пошлин, могут быть расценены как благоприятные для импортеров. Данное утверждение обусловлено тем, что, начиная с 2006 г., Российской Федерацией был принят ряд мер, направленных на обнуление ставок ввозных таможенных пошлин на обширный перечень различных видов технологического оборудования. Так, изначально ставки таможенных пошлин в размере 0% были введены сроком на 9 месяцев, а в последствии были приняты на постоянной основе. В результате указанных мер в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза ввозные таможенные пошлины установлены в отношении незначительного количества товарных позиций. Данные позиции представляют, прежде всего, не основное оборудование для крупных производств, а вспомогательное, к которому относятся котлы, турбины, силовые установки, холодильное оборудование, некоторые виды подъемного оборудования, некоторые типы электродвигателей, трансформаторы, трубопроводная арматура, а также некоторые самоходные машины.

Помимо ввозной таможенной пошлины при импорте технологического оборудования подлежит уплате налог на добавленную стоимость. Установление ставок налога на добавленную стоимость, а также изменение порядка и сроков его уплаты, отнесено к компетенции национального законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза. В Российской Федерации базовая ставка налога на добавленную стоимость, применяемая, в том числе и при ввозе оборудования, составляет 20% [1]. Конечно, следует учитывать, что налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе оборудования на таможенную территорию, впоследствии предъявляется к вычету при соблюдении определенных условий. Тем не менее, уплата налога на добавленную стоимость требует отвлечения немалых средств, если речь идет о дорогостоящем оборудовании, которые могли бы быть направлены на инвестиции. Поэтому можно утверждать, что налог на добавленную стоимость является бременем для участников внешнеэкономической деятельности. В этой связи позитивным шагом, направленным на облегчение нагрузки на бизнес, связанной с уплатой налога на добавленную стоимость, является принятие Постановления Правительства Российской Федерации № 372 от 30.04.2009 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и

запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». Обозначенным постановлением утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России и которое не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации. В соответствии с данным постановлением на импортера не возлагаются дополнительные обязательства или ограничения по пользованию или распоряжению оборудованием.

Однако помимо базового уровня налогообложения участник внешнеэкономической деятельности при принятии решения о ввозе технологического оборудования должен учитывать специальные льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренные для стимулирования инвестиционной деятельности, а также условия их предоставления. Определение порядка предоставления льготы при вкладе учредителя в уставный капитал является прерогативой национальных законодательств.

Так, национальным законодательством Российской Федерации, а именно: Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», предусмотрены льготы при ввозе имущества в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал.

Ввоз технологического оборудования в уставный капитал являлся весьма популярной формой инвестиционной деятельности для получения освобождения от уплаты таможенных платежей. Условием предоставления таких льгот являлось целевое использование оборудования, а также запрет на его отчуждение в течение неопределенного периода времени. Льготы предоставлялись по уплате ввозной таможенной пошлины, а также по уплате налога на добавленную стоимость. При это льготы по уплате налога на добавленную стоимость с 2001 г. применялись только в отношении технологического оборудования, включенного в перечень, утвержденный Государственным таможенным комитетом Российской Федерации приказом от 07.02.2001 № 131 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации». Отметим, что впоследствии было принято распоряжение Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 11.07.2003 № 375-Р «Об освобождении от обложения НДС ввоза на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций», в соответствии с

которым для получения льготы по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе дорогостоящего оборудования стало необходимым получение положительного заключения Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Данная мера явилась первым серьезным шагом, направленным на усложнение процедуры ввоза в уставный капитал для получения льгот. После этого, в 20052006 гг., в таможенных органах была объявлена «война» льготам в уставный капитал, основанием для которой явились результаты проверок целевого использования ранее ввезенного оборудования. Федеральная таможенная служба Российской Федерации «настойчиво рекомендовала» подчиненным таможенным органов взимать обеспечение таможенных платежей при предоставлении льгот, а также ввела новую процедуру подтверждения таких льгот, заключавшуюся в направлении документов таможней в Федеральную таможенную службу Российской Федерации после совершения таможенных операций. Сроки обозначенного подтверждения от Федеральной таможенной службы Российской Федерации и, соответственно, возврата обеспечения являлись в достаточной мере затянутыми. Кроме того были изменены и требования, предъявляемые к содержательной части учредительных документов, в результате чего те формулировки в учредительных документах, которые признавались правильными ранее, при неизменности гражданского законодательства в данной области, стали трактоваться в ином ключе, и поэтому появилось большое количество отказов в предоставлении льгот и возврате обеспечения. Результатом этих мероприятий явилось то, что участники внешнеэкономической деятельности льготами по уплате таможенных платежей при ввозе в уставный капитал фактически перестали пользоваться. Отметим, что в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс льготы по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе оборудования в уставный капитал с 1 июля 2009 г. были упразднены. Учитывая также тот факт, что ставка ввозной таможенной пошлины по большинству видов технологического оборудования составляет 0%, а в остальных случаях обеспечение уплаты таможенных платежей и прочие сложности отменены не были, интерес участников внешнеэкономической деятельности к данной льготе на сегодняшний день достаточно низкий.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что наибольшую важность имеет возможность оформить все компоненты оборудования по ставке пошлины 0%, а также обеспечить отсутствие сложностей и задержек при совершении таможенных операций. Учитывая то, что компоненты любого сложного технологического оборудования имеют различные сроки изготовления, а также часто производятся в разных странах, наиболее оптимальной, а зачастую единственно возможной для отгрузки и монтажа, является поэтапная поставка компонентов оборудования в течение достаточно продолжительного периода времени. Однако в этом случае, если руководствоваться общим порядком

классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, возникает необходимость декларирования отдельных компонентов оборудования в соответствующих им товарных позициях Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, что для многих компонентов влечет за собой необходимость уплаты ввозных пошлин, предоставлений сертификатов соответствия и прочих документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений внешнеторговой деятельности. Например, в состав технологической линии входят различные соединительные металлоконструкции: мостки, переходы, лестницы, ограждения. Объемы таких компонентов могут быть весьма значительными. Если рассматривать данные компоненты отдельно от основного оборудования, то они должны классифицироваться в 73 группе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, ставка пошлины по которой составляет 15%. Для таких случаев предусмотрен особый порядок декларирования: товар в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями в течение установленного периода времени может декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Условиями для применения данного порядка декларирования являются:

- наличие решения о классификации товара, подтверждающего классификацию товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, по классификационному коду завершенного или комплектного товара, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, или иным таможенным органом, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, лицу, правомочному выступать в качестве декларанта товара, до декларирования товара либо его компонентов;

- поставка компонентов товара в адрес одного получателя при ввозе этого товара в рамках внешнеэкономической сделки, заключенной этим лицом, или в качестве вклада в уставный капитал получателя, а при вывозе товара - поставка компонентов товара одним отправителем в рамках внешнеэкономической сделки, заключенной этим лицом;

- осуществление таможенного декларирования ввозимого товара осуществляется одному таможенному органу в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или свободной таможенной зоны.

Получение решения по классификации товаров принимаются в отношении товаров, классифицируемых в товарных позициях 7308, 730900, 8701,

164

LEGAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>#6Ш)),2(0]9

8702, 870410, 8705, 8709, 9301, 9406 и в позициях групп 84-86, 88-90 по Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза [6]. Общий порядок принятия решения по классификации товаров представлен на рис. Ошибка! Источник ссылки не найден..

Заявителем, как правило, выступает декларант, иными словами, лицо, декларирующее товары. Заявление должно содержать документы и сведения, представленные на рис. Ошибка! Источник сылки не найден.., заявление может быть подано в электронной (подписывается усиленной электронной подписью) форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или на бумажном носителе.

Заявление о принятии решения по классификации товара должно быть зарегистрировано в срок

не позднее дня, следующего за днем подачи заявления. Результатом рассмотрения заявления могут стать следующие возможные исходы: принятие решения об отказе; принятие решения об отклонения; принятие решения по классификации.

Решение об отказе в рассмотрении поданного заявления принимается в течение 20 календарных дней со дня его регистрации [2]. Основанием для отказа служат:

- подача заявления о принятии решения в неустановленной форме или неуполномоченным лицом;

- отсутствие факта уплаты государственной пошлины за оказание государственной услуги «Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

Рис. 1 - Порядок принятия решения по классификации

Основаниями для принятия решения об откло- - наличие у заявителя выданного предвари-

нении заявления являются следующие случаи: тельного решения на товар, указанный в подавае-

мом заявлении;

- дополнительная информация не представлена в установленный срок (составляет 60 календарных дней со дня уведомления заявителя) или представлена в не полном объеме;

- в заявлении, прилагаемых документах и представленной дополнительной информации содержится противоречивая информация.

Во первом случае решение об отклонении принимается в течение 30 дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара Во втором и третьем случаях решение об отклонении принимается в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем окончания представления запрошенных дополнительных сведений [2].

Решение по классификации товара принимается в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления и должно содержать: наименование таможенного органа, который принял решение по классификации товара; регистрационный номер решения; дату принятия решения; сведения о заявителе; наименование товара; десятизначный классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС; обоснование принятого решения; перечень компонентов товара; реквизиты документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки; реквизиты документов, на основании которых будет осуществляться ввоз и вывоз товаров; наименование таможенного органа, где предстоит декларирование товаров; наименование таможенной процедуры, под которую будет помещен товар; должность, фамилия, инициалы, подпись должностного лица, ответственного за принятие решения по классификации товара [2].

До начала декларирования товара, ввоз или вывоз которого будет осуществляться в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, декларант должен направить в таможню, в регионе деятельности которой будет осуществляться декларирование товара, письменное уведомление о планируемых поставках с приложением копии решения о классификации, заверенной декларантом. В уведомлении указываются сведения о декларанте, о решении о классификации (номер и дата его выдачи), о планируемых сроках ввоза или вывоза товара, о месте нахождения товара на территории Российской Федерации, где будет осуществляться его хранение, монтаж либо сборка (для ввозимого товара) [2].

В заключение, принимая во внимание все вышеизложенное, отметим, что на сегодняшний день ситуацию с таможенным регулированием ввоза технологического оборудования в России можно оценить в целом как положительную. Этому способствуют нулевые ставки ввозных таможенных пошлин, освобождение некоторых видов оборудования от уплаты налога на добавленную стоимость, возможность декларирования оборудования по одному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза при его длительной поставке отдельными партиями.

В качестве конкретных шагов в данном направлении, которые могут быть предприняты, можно назвать следующие:

- расширение перечня оборудования, аналогов которого не производится в Российской Федерации, освобождаемого от уплаты налога на добавленную стоимость и установление гласных правил формирования данного перечня, включая порядок обращения заинтересованного лица;

- совершенствование порядка освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость комплектующих и запасных частей оборудования, аналоги которого не производятся в РФ;

- упрощение процедуры ввоза оборудования в качестве вклада в уставный капитал, в том числе отмена необходимости обеспечения уплаты таможенных платежей;

- установление единообразного подхода к классификации единым кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и разработка подробных правил заполнения списка оборудования, по которому осуществляются таможенные операции в соответствии с классификационным решением.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от

25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с

25.01.2019) // Собрание законодательства РФ. № 31. 1998. Ст. 3824.

2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 372 от 30.04.2009 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» // СПС «Консультант-Плюс»

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» // СПС «Кон-сультантПлюс»

5. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 07.02.2001 № 131 (ред. от 22.04.2008) «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс»

166

LEGAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>#&Ш)),2(0]9

6. Методические рекомендации по подготовке заявления о принятии решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение периода времени, превышающего сроки временного хранения // Официальный сайт ФТС России. URL: http://ved.customs.ru/index.php?option=com content &view=article&id=1846:2015-11-03-08-41-33&catid=32:2011-05-04-09-26-34&Itemid=1839

7. Власов А.В., Галушкин А.А., Дианова В.Ю., Дмитриева О.А., Комарова Е.В. Логистика во внешнеэкономической деятельности. - М., 2016.

8. Власов А.В., Джабиев А.П., Дианова В.Ю., Комарова Е.В., Коровяковский Д.Г., Петров Ю.И., Поляков А.Е., Савченко А.Г., Скрынченко Б.Л., Филиппова М.Ю., Щукина Т.В. Экономические и правовые аспекты совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС. Коллективная монография. М., 2018.

9. Дмитриева О.А. Проблемы и пути разрешения проблем оценки результативности деятельности таможенных органов // Таможенное дело. 2017.№ 1. С. 14-16.

10. Дмитриева О.А., Илюхина С.С. Организация международного таможенного сотрудничества в условиях совершенствоание технологий информационного обмена // European Social Science Journal. - 2016. - № 2. - С. 42-46.

11. Зеркин Д.Г., Кулиева К.Т., Дмитриева О.А. Методические основы оценки деятельности таможенных органов // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 6. С. 27-34.

12. Креативный менеджмент: учебник / под ред. А.А. Степанова и М.В. Савиной. М.: Дашков и К°, 2017. 254 с.

13. Макроэкономическое регулирование: задачи и перспективы развития: монография / коллектив авторов; под ред. Д.Е. Сорокина, С.В. Шманева, И.Л. Юрзиновой. -Москва: КНОРУС, 2018. -336 с.

14. Международное таможенное сотрудничество: экономико-правовые аспекты: Коллективная монография / А.А. Бишенова, А.В. Власов, А.А. Галушкин и др. - Москва: Прометей, 2017. - 400 с.

15. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона на основе кластерного подхода: монография / Д.Е. Морковкин. М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. - 160 с.

16. Незамайкин, В.Н. Финансовый менеджмент. учебник для бакалавров / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. Юрайт, 2016. - 467 c.

17. Поляков А.Е. Природа экономического цикла в исследованиях ученых первой половины XX века // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 111-117.

18. Реальный сектор экономики в условиях новой промышленной революции: Монография / Под ред. М.А. Эскиндарова, Н.М. Абдикеева. - М.: Когито-Центр, 2019. - 428 с.

19. Рудакова Е. Н. Анализ системы показателей эффективности таможенной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 109-112

20. Скрынченко Б. Л. Трансформация экономической системы России // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. 2014. № 1. С. 45-51.

21. Промышленная политика в условиях новой индустриализации: Монография / Авт. кол. : Андрианов К.Н. и др.; Под ред. Толкачева С.А. М.: МАКС Пресс, 2015. 252 с.

22. Шаркова А.В., Килячков Н.А., Белобрагин В.В., Меньшикова М.А. и др. Концепция эффективного предпринимательства в сфере новых решений, проектов и гипотез. М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018, 641 с.

23. Шманев С.В., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Предложения по развитию научного и экс-пертно-аналитического обеспечения процессов стратегического управления, социально-экономического планирования и проектирования // Вестник ОрелГИЭТ. 2016. № 1 (35). С. 90-95.

24. Шманев С.В., Егорова Т.Н. Инновационные процессы: институционально-синергетический подход // Транспортное дело России. -2012. -№6-2. -С. 23-25.

25. Шманёв С.В., Шманева Л.В, Егорова Т.Н. Особенности государственной экономической политики в условиях глобализации и модернизации // Научные записки ОрелГИЭТ. 2015. № 1 (11). С. 353-358.

26. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности//Механизация строительства. -2015. -№ 3. -С. 53-59.

27. Shumaev V.A., Odintsov A.A., Sazonov A.A., Raniuk V.V., Arkhipova N.I., Morkovkin D.E. Model of efficient cost réduction instrument for machine construction // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 3. С. 279-289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.