Научная статья на тему 'Логика духовного воспитания подростка'

Логика духовного воспитания подростка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ГУМАНИТАРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / MORAL EDUCATION / VALUE-AND-SEMANTIC PROBLEM SITUATION / ADOLESCENCE / HUMANITARIAN PEDAGOGICAL PARADIGM / EXISTENTIAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карпова Ольга Сергеевна

Обоснованы процессуальные характеристики духовного воспитания подростка, с учетом важнейших его характеристик: стадийности и интенциональности. Исходя из динамики духовного развития подростка дана характеристика стадиям духовного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGERS'' MORAL EDUCATION LOGIC

The procedural characteristics of the youth's moral education are proved taking into consideration its most important characteristics: staging and intentionality. The characteristics of the moral education stages are given on the basis of the dynamics of a teenagers' moral development.

Текст научной работы на тему «Логика духовного воспитания подростка»

УДК 37.013 ББК 74.00

Карпова Ольга Сергеевна

аспирант кафедра педагогики Волгоградский государственный педагогический университет

г. Волгоград Karpova Olga Sergeevna Post-graduate Student Chair of Pedagogy Volgograd State Pedagogical University Логика духовного воспитания подростка Teenagers' Moral Education Logic

Обоснованы процессуальные характеристики духовного воспитания подростка, с учетом важнейших его характеристик: стадийности и интенциональности. Исходя из динамики духовного развития подростка дана характеристика стадиям духовного воспитания.

The procedural characteristics of the youth's moral education are proved taking into consideration its most important characteristics: staging and intentionality. The characteristics of the moral education stages are given on the basis of the dynamics of a teenagers' moral development.

Ключевые слова: духовное воспитание, ценностно-смысловая проблемная ситуация, подростковый возраст, гуманитарная педагогическая парадигма, экзистенциальная проблема.

Key words: moral education, value-and-semantic problem situation, adolescence, humanitarian pedagogical paradigm, existential problem.

Ведущей задачей современного образования на сегодняшний день выступает духовное воспитание молодежи. Наиболее остро проблема духовного воспитания выступает в подростковом возрасте, что обусловлено амбивалентностью его духовного мира. Такая двудоминантность предполагает равнозначные возможности подростка пойти в своем развитии как в сторону светлой духовности, так и смещение вектора его развития в направлении «темной» негативной духовности, что обусловлено возможной ориентацией подростка на утилитарные ценности, предлагаемые массовой культурой. Вышесказанное актуализирует исследование, посвященное обоснованию логики духовного воспитания подростка.

Основанием для разработки логики духовного воспитания в подростковом возрасте, согласно целостному подходу (В.С. Ильин и его научная школа) предполагает определенную последовательность

исследовательских процедур. Так, основанием для выделения процессуальной модели духовного воспитания явилась структурная модель данного феномена.

Анализ духовного воспитания в контексте гуманитарной образовательной парадигмы (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, И.А. Соловцова и др.) с учетом особенностей подросткового возраста, позволил нам уточнить содержательные характеристики, которые обусловили компонентный состав духовного воспитания подростка: ценностно-смысловой компонент направлен на разрешение противоречий в ценностно-смысловой сфере подростка, рефлексивный компонент разрешает противоречия во внутреннем мире, эмпатийный способствует разрешению противоречий в сфере взаимоотношений, самореализационный компонент актуализирует развитие способностей к духовному самосовершенствованию. Системообразующий компонент - ценностно-смысловой, поскольку он детерминирует направленность духовной жизни подростка, обеспечивая ее ориентацию на духовные ценности.

Основанием для определения динамики духовного воспитания подростка явились его критериальные основания, выделение которых обусловлено особенностями компонентного состава и специфика духовного воспитания в подростковом возрасте. Так, критериями ценностно-смыслового компонента выступают знания об общечеловеческих ценностях, эмоциональное отношение к ценностям Истина, Добро и Красота, характер отношения к присвоению ценностей; эмпатийного- способность к эмоциональной рефлексии своих поступков, управление своими эмоциями, действенная эмоциональная ответственность; критериями рефлексивного компонента являются уровень автономности, понимание мотивов своих поступков, направленность на разрешение своих проблем; критериями самореализационного компонента совершение духовного поступка, нравственное поведение, способности к духовному саморазвитию.

Критерии духовного воспитания позволили определить динамику духовного развития подростка и выстроить процессуальную модель духовного воспитания, отражающую логику духовного развития подростка - от противоречивой духовной жизни к гармоничному духовному миру.

При построении процессуальной модели духовного воспитания подростка мы опирались на выводы И.А. Соловцовой, которая предлагает выделять в качестве наиболее существенных характеристик процесса духовного воспитания интенциональную логику, стадийность, нелинейность (поиск внутренних источников саморазвития). Рассмотрим каждую из этих характеристик в контексте духовного воспитания подростка.

Как замечает И.А. Соловцова интенциональность в гуманитарной педагогической парадигме рассматривается в качестве одной из важнейших характеристик воспитательного процесса. Как отмечает исследователь духовное воспитание может рассматриваться как процесс многоинтенциональный, устремленный к ценностям, культуре, субъекту духовного воспитания и Другому. Согласимся с И.А. Соловцовой, которая считает, что человек в своем духовном развитии может ориентироваться не только на ценности, но и на антиценности. Соответственно вектор духовного развития оказывается не устремленным вверх, а направлен вниз. С этой точки зрения, утверждает И.А. Соловцова духовное воспитание может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». При этом направленность определяется ценностными ориентациями человека. В связи с тем, что у подростка система ценностей противоречива, в данном возрасте наиболее четко проявляется антиномичность его духовного мира, равнозначная возможность пойти в своем развитии по пути как к светлой духовности, так и темной. Данные выводы легли в основу разработки стадийной модели духовного воспитания подростка.

Важнейшей характеристикой духовного воспитания является стадийность воспитательного процесса. Выбор процедуры выделения стадий духовного воспитания подростка осуществляется нами в рамках системно-целостного подхода, основываясь на идее уровней развития целостности (В. С. Ильин и др.). При этом мы исходим из методологического положения о том, что система в своем развитии проходит рад этапов от зарождения отдельных элементов, их группировки, через объединение всех элементов в единую систему и целостность, когда активизируются силы самодвижения [2].

На основе определения содержания и структуры духовного воспитания подростка, с учетом его возрастных особенностей и результатов экспериментальной работы мы выделяем пять стадий духовного воспитания.

Первая стадия аморфная характеризуется аморфностью системы, разрозненностью ее элементов, отсутствием устойчивых связей между ними, когда нет еще возможности говорить о сколько-нибудь сложившейся структуре. Система ведет себя случайным образом, непредсказуемо, велика ее зависимость от условий внешней среды.

На этой стадии компоненты духовного воспитания, такие как ценностно-смысловой, эмпативный, рефлексивный и самореализационный разрознены. У подростка узкое представление о категории ценность, отношение к духовным ценностям нейтральное, однако за счет расширения знаний об общечеловеческих ценностях начинает выстраиваться непротиворечивая система ценностей. Эмпатийные способности развиты слабо, подросток не видит потребности в понимании Другого, узкие представления и категориях радость, грусть, сострадание, которые отражают эмоциональное отношение к Другому. Все вышеперечисленное обусловливает неспособность подростка к ценностно-смысловому диалогу. У подростка находящегося на данной стадии несмотря на появление рефлексии еще не развиты способности к самопониманию, что определяет отсутствие потребности в самосовершенствовании. Самореализационный компонент не развит, за счет того, что подросток еще не осознает смысла своих поступков.

Новообразование на этой стадии - непротиворечивая система ценностей, что говорит о разрешении противоречий в ценностно-смысловой сфере подростка.

Вторая стадия фрагментарная отличается появлением связей между группами элементов в системе, в ней образуются «фрагменты структуры», устанавливаются причинно-следственные связи, поведение системы становится предсказуемым в определенных ситуациях, но остается неустойчивым.

Подросток, находящийся на фрагментарной стадии развития пытается осмыслить духовные ценности, ориентируется на них в отдельных случаях. Он способен определять смыслы некоторых своих поступков и их мотивы. У

подростка сложилась непротиворечивая иерархия ценностей. В некоторых ситуация подростка охватывают сомнения о правильности выбора или совершенных поступков. В связи с этим подросток лучше понимает себя, рефлексирует над некоторыми своими поступками, формулирует свои проблемы в ценностно-смысловой сфере, что приводит к тому, что подросток впервые осознает необходимость самосовершенствования. Поэтому мы имеем право утверждать, что на этой стадии впервые у подростка появляется самопонимание, как способность оценивать себя, свои поступки, осознавать их последствия. Эмпатийный компонент духовного воспитания не актуализирован, так как у подростка еще не инициирована потребность в значимом Другом, его понимании и роли в духовном развитии. Однако, подросток на фрагментарной стадии в некоторых случаях проявляет сострадание, сочувствие Другому человеку. Духовный поступок подросток может совершать только под руководством взрослого.

Новообразование этой стадии - возникновение потребности самосовершенствоваться. На данной стадии разрешены противоречия внутреннего мира подростка.

Третья стадия ситуативная выделяется по наличию связей практически между всеми элементами системы, выстраивается ее внутренняя структура, поведение системы становится более устойчивым, т.е. проявляется на уровне тенденций в большинстве ситуаций жизнедеятельности. Это уровень «связного целого», однако система еще неустойчива, ее структура с большой степенью вероятности может быть разрушена внешними воздействиями.

У подростка в целом складывается внутренняя иерархия ценностей, которые определяют его поведение и поступки в большинстве ситуаций. Высокая способность к рефлексии и понимание себя и своего жизненного пути способствует духовному саморазвитию подростка. У воспитанника развитые эмпатийные способности, а также широкие представления о категориях радость, грусть, переживание и др. эмоциональных проявлениях. Он способен принимать ценности значимого для него Другого, что актуализирует потребность в ценностно-смысловом диалоге. Все вышеперечисленное приводит к тому, что подросток способен планировать и совершать

самостоятельно духовный поступок. Однако у подростка на этой стадии еще не развиты способности к самосовершенствованию.

Новообразование ситуативной стадии - актуализирована потребность в понимании Другого и ценностно-смысловой диалог со значимым Другим. У подростка, находящегося на данной стадии разрешены противоречия во взаимоотношениях.

Четвертая стадия развития системы целостная - это уровень оптимального связного единого целого, когда связи между элементами системы становятся устойчивыми, выстраиваясь в иерархическую структуру, устойчивым и автономным становится поведение системы. Это стадия саморазвития системы, когда усиливаются внутренние факторы ее развития, а внешние отступают на второй план, когда система включает освоенную среду в качестве элементов своей структуры.

У подростка сложившаяся устойчивая иерархия ценностей, на которую он ориентируется во всех жизненных ситуациях. Подросток прекрасно зная себя и свои возможности, а также ориентируясь на Другого самостоятельно планирует и осуществляет духовные поступки. Подросток понимает себя, свое место среди других людей, свои жизненные перспективы и духовно саморазвивается. Воспитанник способен самостоятельно выявлять свои проблемы, формулировать цели своего развития, отбирать соответствующие возможностям средства, отслеживать результат духовного саморазвития.

Новообразование этой стадии - интегративное свойство всей системы духовного воспитания - развитая способность к духовному самосовершенствованию. Духовная жизнь подростка гармонична за счет разрешения противоречий в ценностно-смысловой сфере, внутреннем мире и сфере взаимоотношений с Другим.

Наблюдения за подростками и обобщение опытных данных привели нас к необходимости выделить еще одну, «отрицательную» стадию духовного развития подростка. В своем исследовании духовного воспитания мы предположили, что существует «положительная» и «отрицательная» целостность, что соотносится с выводами Т.И. Власовой, И.А. Соловцовой об антиномичности духовного мира человека [3, 4]. При этом мы придерживаемся

выводов И.А. Соловцовой, согласно которым духовное воспитание феномен двойственный, противоречивый, каждое проявление которого имеет свое «перевернутое отражение», что обусловлено его интенциональностью. Исходя из положения, что духовная сфера имеет светлую и темную стороны мы предположили, что и стадии духовного воспитания подростка имеют свое отражение в «темной духовности». Однако в ходе диагностического эксперимента было выявлено, что для подросткового возраста характерно лишь «отражение» одной отрицательной стадии - Аморфной. Аморфная отрицательная стадия характеризуется тем, что у подростков узкие представления о категории ценность, система ценностей противоречива, они ориентируется на материальные ценности и антиценности (власть, физическая сила как средство, деньги и др.), мотивы поступков определяют как выгоду для себя. Эмпатийные способности развиты слабо, подросток не способен к состраданию и сопереживанию Другому, у него нет потребности в ценностно-смысловом диалоге. За счет этого подросток является конформистом, не имеет своего четкого мнения. На этой стадии у подростка могут появляться асоциальные поступки, такие как порча имущества, оскорбление своих одноклассников. Основная характеристика, которая обуславливает принадлежность подростка к этой стадии - его интенция к антиценностям, противоречивая духовная жизнь, что определяется нами как начало «сдвига» в сторону «темной» духовности.

Логика духовного воспитания подростков, представляющая собой закономерную смену аморфной отрицательной, аморфной, фрагментарной, ситуативной и целостной стадий, обусловлена динамикой духовного развития подростка. В связи с антиномичным духовным миром которого, выделена и обоснована стадия, отражающая вектор его развития в сторону «темной» негативной духовности и характеризующаяся интенцией подростка к антиценностям.

Библиографический список

1. Власова, Т.И. Духовно ориентированное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.И. Власова - Ростов-на-Дону, 2010 - 258 с.

2. Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) [Текст] / В. С. Ильин - М.: Педагогика, 1984 - 144 с.

3. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография [Текст] / И.А. Соловоцова - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. - 248 с.

Bibliography

1. Ilyin, V.S. Pupil's Personality Forming [Text] / V.S. Ilyin - M.: Pedagogics, 1984. - 144 р.

2. Solovtsova, I.A., Moral Education in the Orthodox and the Secular Pedagogy: Methodology, Theory, Technology: Monograph [Text] / I.A. Solovtsova. - Volgograd, 2006. - 248 p.

3. Vlasova, T.I. Moral Oriented Education of Schoolchildren: Guidance Manual [Text] / T.I.Vlasova - Rostov-on-Don, 2010. - 258 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.