Е. А. Германова
(Псков)
Смысловое поле взаимодействия педагога и учащихся
как средство пропедевтики гуманизации личности подростков
В статье рассматриваются процессуальные характеристики создания смыслового поля взаимодействия педагога и учащихся как средства пропедевтики гуманизации личности подростков. Обозначены перспективы трансформации смыслового поля взаимодействия педагогов и подростков в пространство духовно-нравственного воспитания.
Современная социокультурная ситуация в РФ характеризуется поиском духовно-нравственных ценностей, мировоззренческих ориентиров молодежи, ценностей культуры и образования, гуманизацией и гуманитаризацией всей образовательной системы. Эта ситуация определяет условия реализации нового поколения ФГОС среднего (полного] общего образования. Гуманизация рассматривается сегодня в рамках ФГОС как направление развития личности, а гуманитаризация - как средство, способное стать иммунитетом против технократического развития общества. Гуманитарная направленность проявляется на всех направлениях образовательной деятельности подростка.
Выделение гуманитарного, естественнонаучного, социально-экономического, технологического и универсального профилей обучения создает условия для более полного развития способностей и возможностей каждого подростка, учета его профессиональных и образовательных интересов. В контексте современных тенденций образования это трактуется как реализация личностно ориентированного учебного процесса, позволяющего использовать индивидуальные особенности учащихся для достижения личностных, мета-предметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного] общего образования.
Достижение указанных результатов связывается с ценностно-смысловыми аспектами образования как фундаментом саморазвития и самовоспитания школьников. Все большее значение в современной образовательной системе РФ приобретает тенденция гуманизации общего образования, отличительной особенностью которой является установка на
формирование ценностного отношения к себе, людям, знаниям, профессиональной деятельности, окружающей среде. Гуманизация личности учащихся является метапрофиль-ной задачей, решение которой позволяет создать базу для ценностного самоопределения в реализации мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования.
Анализ трактовок понятия «гуманизация личности» позволяет определить его как ценностное отношение личности к себе, окружающим людям, знаниям, профессиональной деятельности, окружающей среде на основе общечеловеческих нравственных ценностей, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют поведение и поступки подростка. Гуманизация личности позволяет подростку выступать в роли субъекта собственной жизнедеятельности, который оценивает явления жизни, планирует и строит свое поведение на основании сознательно принимаемых общечеловеческих нравственных ценностей. Так как ценностно-смысловая сфера подростка находится в стадии становления, он нуждается в педагогической поддержке освоения общечеловеческих нравственных ценностей, иными словами в пропедевтике гуманизации личности.
Пропедевтику гуманизации личности школьников рассматриваем как педагогическую деятельность или подготовительную работу педагога, нацеленную на поэтапное осмысление общечеловеческих нравственных ценностей (со-переживание, обмен смыслами, со-действие, ценностное самоопределение в ситуации ценностного выбора] посредством создания смыслового поля взаимодей-
ствия подростков и педагогов, способного трансформироваться в пространство духовно-нравственного воспитания [5, 8].
Целью пропедевтики гуманизации личности подростка является развитие ценностных отношений подростка к себе, окружающим людям, знаниям, профессиональной деятельности, окружающей среде на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Результат пропедевтики соотносится с осознанием и переживанием общечеловеческих нравственных ценностей как потребностей, которые мотивируют поведение, поступки подростка. Средство является промежуточным звеном между целью и результатом. В качестве средства пропедевтики гуманизации личности учащихся рассматриваем создание смыслового поля взаимодействия педагогов и подростков.
Смысловое поле трактуется как поле взаимодействия педагогов и школьников, где между ними происходит обмен ценностями и смыслами с целью трансформации (развертывания] общечеловеческих нравственных ценностей в ценностно-смысловой деятельности подростка. Процесс создания смыслового поля имеет свои процессуальные характеристики, определенную этапность. Исходим из того, что ценностно-смысловое согласование является определяющим для создания эффективного взаимодействия педагогов и учащихся. Возможность диалога между участниками педагогического процесса появляется в том случае, если наличествует понимание, принятие ценностей другого человека. Иными словами, взаимодействие может разворачиваться только на основе совместного осмысления жизни, в выстраивании ценностных отношений между учащимися и педагогами. На значимость педагогической работы по созданию отношений между участниками воспитательного процесса указывает М. С. Якушкина, определяя категорию «отношения» в качестве важнейшей составляющей категории «воспитание» [7, с. 352].
В реальной воспитательной практике можно констатировать имеющуюся несогласованность, взаимоотдаленность ценностно-смысловых сфер педагога и ребенка. В этих условиях ценностно-смысловое взаимодействие, являющееся основой передачи социокультурного, духовного опыта, затруднено. Определим это состояние рассогласования ценностей как взаимоотдаленные среды еже-
дневного бытия подростка и ежедневного бытия педагога. Считаем, что среда в своей основе - это данность, а не результат конструктивной деятельности [6, с. 46]. В процессе обучения происходит постоянное взаимодействие педагога и подростка. Однако зачастую оно ограничивается передачей когнитивной информации, не затрагивающей ценностно-смысловую сферу участников педагогического процесса. В таком случае можно говорить об отсутствии глубинного ценностно-смыслового взаимодействия, а следовательно, об отсутствии гуманитарной направленности процесса обучения.
Для того чтобы произошло объединение этих сред, необходима событийная встреча педагога и подростка. Специфику событийной встречи составляет ее эмоциональный характер. Событийная встреча связывает педагога, подростка и ситуацию в единое целое. Целесообразность использования метода встречи подчеркивают Е. О. Галицких [2], Л. М. Лузина [4], Л. В. Сурова, отмечая, что организация встреч, способствующих внутреннему духовно-нравственному развитию, становится основой педагогического процесса. В основе встречи лежит эмоционально значимое событие. Это соответствует психологической особенности подросткового возраста: потребности в событиях, способных вызвать сильные эмоциональные переживания. По мнению И. А. Соловцовой [6], именно эмоции образуют тот канал, благодаря которому мы можем воздействовать на смысловую сферу воспитанников. Отличительной особенностью событийной встречи является ее целостный характер, так как она оказывает воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение подростка. Действенность воздействия основана на факте свершения события, так как увиденное и лично пережитое оказывает более интенсивное воздействие на ценностно-смысловую сферу, чем вербальная информация. Событие является инвариантом сообщения информации, предоставляет богатый эмпирический материал, который может быть использован на последующих этапах создания смыслового поля для его осмысления и интерпретации.
Таким образом, событийная встреча, происходящая в контексте эмоционально значимого события, позволяет предъявить ценности в адекватной подростковому возрасту форме, создает возможности для ценностно-
Германова Е. А. Смысловое поле взаимодействия педагога и учащихся как средство пропедевтики
Пространство духовно-нравственного
воспитания
Субъект-субъектное взаимодействие
Появление потребности в духовно-нравственном развитии
Принятие общечеловеческих нравственных ценностей как результат ценностного самоопределения в ситуациях ценностного выбора
с?
Со-действие по реализации общечеловеческих нравственных ценностей в овальной жизнедеятельности
Обмен смыслами в ходе проблемного поиска и событийного взаимодействия
Событийная встреча. Эмоционально значимое событие
Среда ежедневного бытия подростков Ценностно-смысловая сфера подростков
Среда ежедневного бытия педагога
Рис. Создание смыслового поля взаимодействия потенциальных субъектов пространства
духовно-нравственного воспитания.
смыслового диалога подростка и педагога, являющегося следующим этапом создания смыслового поля. В ходе этого этапа происходит обмен смыслами, развитие ценностно-смысловой сферы. Осмысление ценностей - это всегда диалог: с собой, другим, культурой. Для диалога свойственен поиск смысла ценностей, опирающийся на многогранную палитру переживаний. По мнению Н. А. Асташе-вой, «диалог - это своего рода лаборатория, поле духовности; он невозможен без совместного поиска истины. В этой «лаборатории» нет знаний в готовом виде, есть проблемы и варианты поиска...» [1, с. 137]. Можно выделить несколько типов диалога, которые позволяют особым образом осмыслить переживаемые воспитанником ценности и создают основания для обмена смыслами между педагогами и учащимися: мотивационный, само-
реализующий, смыслотворческий, рефлексивный. В результате ценностно-смыслового диалога, обмена смыслами появляются основания для ценностно-смыслового взаимодействия подростка и педагога.
Следующим этапом создания смыслового поля является со-действие по реализации общечеловеческих нравственных ценностей в реальной жизнедеятельности. Необходимость создания ситуаций со-действия основывается на принципиальном положении деятельностного подхода о том, что усвоение ценности невозможно без ее практической реализации. Задаче организации содействия по реализации общечеловеческих нравственных ценностей отвечает проектная технология. Условием использования проектной технологии является ее целевая направленность на реализацию общечеловеческих нравствен-
ных ценностей (волонтерская помощь, кураторство, благотворительные проекты и т.п.].
Интегрирующим этапом создания смыслового поля является ценностное самоопределение в ситуациях ценностного выбора. Способность совершать выбор определяется способностью человека определяться в смыслах жизнедеятельности, поведения, собственной жизни (Н. М. Борытко, В. И. Загвязинский, В. В. Зайцев]. Л. М. Лузина [4] рассматривает ситуацию выбора как средство возрастания меры субъектности человека в процессе воспитания. Рассматриваемый этап предполагает создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной проблемы на основе ценностного самоопределения, нравственных установок, опыта.
Процесс создания смыслового поля взаимодействия педагога и подростков может быть представлен в виде последовательности этапов: событийная встреча - обмен смыслами - со-действие по реализации духовно-нравственных ценностей в реальной жизнедеятельности - ценностное самоопределение в ситуациях ценностного выбора. Рассмотрим последовательность создания смыслового поля в виде схемы (рис., с. 169].
Интегративным эффектом создания смыслового поля является появление у подростков потребности в духовно-нравственном развитии. Раскроем это положение.
Потребность является основным источником жизненной активности личности. Духовные потребности, также как и другие потребности, должны быть раскрыты предметом (А. Н. Леонтьев]. Объектом, предметом человеческих потребностей, реальными основаниями, побудителями, мотивами устремлений, внутренней и внешней активности являются ценности. Создавая смысловое поле взаимодействия педагогов и подростков, мы способствуем принятию общечеловеческих нравственных ценностей на эмоциональном (со-бытийная встреча], смысловом (обмен смыслами, ценностное самоопределение в ситуации выбора] и поведенческом уровне (содействие по реализации общечеловеческих нравственных ценностей в реальной жизнедеятельности].
Принятие общечеловеческих ценностей на эмоциональном, смысловом и поведенческом
уровне свидетельствует о наличии потребности в этих ценностях. Определяя духовно-нравственное развитие как процесс восхождения к ценностям, наличие потребности в общечеловеческих нравственных ценностях мы соотносим с наличием потребности в духовно-нравственном развитии. Появление потребности в духовно-нравственном развитии приводит к появлению мотива к активному включению в пространство духовно-нравственного воспитания. Это содействует преобразованию позиции воспитанника из объекта воспитательной деятельности в его субъект, согласованию целей педагогов и подростков. Можно сказать, что появление потребности в духовно-нравственном развитии создает предпосылки для развития субъектной позиции учащегося, когда он сам на основании сознательно принимаемых общечеловеческих нравственных ценностей участвует в создании пространства духовно-нравственного воспитания. Участие подростка в создании этого пространства будет свидетельствовать и о субъект-субъектном характере взаимодействия педагога и учащихся.
Таким образом, целью пропедевтики гуманизации личности подростков являются развитие ценностных отношений подростка к себе, окружающим людям, знаниям, профессиональной деятельности, окружающей среде на основе общечеловеческих нравственных ценностей, осознание и переживание общечеловеческих нравственных ценностей как потребностей, которые мотивируют поведение, поступки подростка. Достижение указанной цели соотносится с созданием смыслового поля взаимодействия подростка и педагогов. Интегративным эффектом создания смыслового поля является появление у подростков потребности в духовно-нравственном развитии. Указанная потребность создает предпосылки для развития субъектности подростков.
Одним из проявлений субъектности подростка будет его участие в построении пространства духовно-нравственного воспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей, выражающееся в осознании и переживании их как потребностей, которые мотивируют подростка создавать условия для их удовлетворения. Это, в свою очередь, будет свидетельствовать о гуманизации личности подростка.
Германова Е. А. Смысловое поле взаимодействия педагога и учащихся как средство пропедевтики ...
Литература
1. Асташева Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
2. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб.-метод. пособие. - М.: Академический Проект, 2004.
3. Гегель. Наука логики. - М.: Мысль, 1998. - (Классическая философская мысль).
4. Лузина Л. М. Входящему в школьный класс: приглашение к диалогу. - Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000.
5. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. - М.: УРАО ИТИП, 2010.
6. Соловцова И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.0l. - Волгоград, 2006.
7. Якушкина М. С. Методология и практика исследования проблемы формирования воспитательного пространства района мегаполиса // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», вып. 23. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 352-354.
8. Якушкина М. С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства : дис. . д-ра пед. наук : 13.00.01. - М.: ИТИП РАО, 2008.