Научная статья на тему 'Система духовного воспитания школьников: проблемы проектирования'

Система духовного воспитания школьников: проблемы проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловцова И. А.

В статье рассматриваются проблемы проектирования процесса духовного воспитания школьников с учетом сущностных характеристик духовного воспитания и особенностей процесса духовного воспитания. Автор анализирует основные характеристики духовного воспитания и соотносит их с компонентами деятельности педагога по духовному воспитанию школьников, рассматривает логику деятельности педагога по проектированию процесса и конструированию ситуаций духовного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система духовного воспитания школьников: проблемы проектирования»

Соловцова И.А.

Волгоградский государственный педагогический университет

СИСТЕМА ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ:

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы проектирования процесса духовного воспитания школьников с учетом сущностных характеристик духовного воспитания и особенностей процесса духовного воспитания. Автор анализирует основные характеристики духовного воспитания и соотносит их с компонентами деятельности педагога по духовному воспитанию школьников, рассматривает логику деятельности педагога по проектированию процесса и конструированию ситуаций духовного воспитания.

В настоящее время в педагогической науке и практике все более актуальными становятся проблемы, связанные с духовным воспитанием школьников. Главная задача духовного воспитания - обеспечить становление «человеческого в человеке», того «человеческого качества», которое составляет сущность человека и отличает его от всех других живых существ. Именно это человеческое качество составляет основу саморазвития человека и позволяет рассматривать его жизнь и деятельность с бытийных, онтологических позиций.

Обращение к проблемам духовного воспитания связано в первую очередь с тем, что воспитание, направленное на формирование и закрепление отдельных положительных качеств человека, рассматриваемых главным образом как качества социальные, не смогло обеспечить устойчивость жизненной позиции человека, ее независимость от внешних влияний. Как отмечает Л.М. Лузина, «различение реальностей «социального» и «духовного» приобретает сегодня особую значимость при выработке принципов и форм воспитания, ибо если они ориентированы только на социальную сущность человека, они не дают (и не могут дать!) позитивного результата» [4; с. 19]. Не дает желаемого результата и характерное для гуманистической педагогики акцентирование внимания на индивидуальных качествах и «самости» человека.

В настоящее время в педагогической науке и практике все более утверждается идея о том, что необходимо сосредоточить усилия на формировании духовной сферы человека, которая служит основой для становления всех его позитивных качеств. В связи с этим активно разрабатываются и внедряются в педагогическую практику духовноориентированные концепции воспитания (Т.И. Власова, Л.М. Лузина, Н.Н. -Никитина, Н.Е. Щуркова и др.). В практической деятельности педагогов появилось новое направление - духовно-нравственное воспитание. Проблемы проектирования процесса ду-

ховного воспитания приобретают поэтому особую актуальность.

Любой педагогический феномен с точки зрения современной науки представляет собой системный объект. При проектировании педагогических систем «речь идет о преодолении односторонней, узкоспециализированной точки зрения на изучаемый объект (или на исследуемую проблему) и о комплектовании разных знаний в систему знаний (из разных научных областей или из разных областей общественной практики)» [5; с. 94].

Феномен духовного воспитания, будучи онтологическим по своей природе, может быть понят и описан только при условии интеграции на основе взаимной дополнительности разных типов знания - философского, богословского, психолого-педагогического - и общенаучных положений, составляющих методологию научного познания. Исследование духовного воспитания с этих позиций позволяет выявить его основные системные характеристики, могущие стать основой для проектирования системы духовного воспитания школьников.

Каждая система может рассматриваться с точки зрения ее статических и динамических характеристик. Рассматривая систему с точки зрения ее статических характеристик, как правило, выявляют ее функции, структурные компоненты, прослеживают связи между ними, определяют интегративные свойства системы.

При проектировании системы духовного воспитания в ее статическом, «неподвижном» состоянии педагоги (как исследователи, так и практики) сталкиваются с целым рядом проблем. В первую очередь это проблема выявления тех структурных элементов, которые составляют основу системы духовного воспитания. Большинство исследователей, следуя по традиционному пути, проводят структурнофункциональный анализ феноменов, связанных с духовной сферой человека, и получают в результате ряд взаимосвязанных компонентов, на

формирование которых необходимо ориентироваться в духовном воспитании, например, интеллектуально-эмоциональный, потребност-но-мотивационный, действенно-поведенческий и операциональный [1]. Однако при таком подходе не учитывается онтологическая сущность духовного воспитания, что приводит к подмене сущности ее внешними проявлениями. В результате проектируется не система духовного воспитания как таковая, а процесс формирования тех качеств, которые являются производными от духовной сущности человека.

Еще одна проблема заключается в том, что иногда систему духовного воспитания пытаются проектировать, взяв за основу только личностные характеристики человека - иначе говоря, его качества как социального существа. Однако духовная сущность человека не тождественна совокупности его социальных и психофизических свойств, хотя и может проявляться через эти свойства. В духовно ориентированных концепциях воспитания человек предстает как целостное существо, обладающее наряду с личностными также индивидуальными и субъектными свойствами [2] (следует отметить, что в светской педагогике наряду с термином «духовность» используются также такие термины, как «субъектность», «человеческое качество» и др.).

За основу проектирования системы духовного воспитания целесообразно взять те его характеристики, которые выражают онтологическую сущность воспитания и отражают специфику духовной сферы человека.

Философы, богословы, психологи, педагоги, исследовавшие проблемы духовности, духовного становления человека, духовного воспитания (Б.С. Братусь, Т.И. Власова, В.В. Зень-ковский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Лосский, В.С. Соловьев и др.), отмечают связь духовного воспитания с миром ценностей. Именно благодаря существованию ценностей оказывается возможной связь человека с миром трансцендентного, его выход за пределы собственного «я», его самосовершенствование. При этом речь идет о ценностях, составляющих основу человеческого бытия - так называемых экзистенциальных ценностях. Чаще всего в качестве таких ценностей рассматриваются абсолютные ценности -триада «Истина - Добро - Красота». Устремленность к ценностям составляет смысл человеческого существования и, следовательно, является основой становления человека как духов-

ного существа. Таким образом, в качестве первой сущностной характеристики духовного воспитания можно рассматривать его связь с миром ценностей. Присвоение ценностей осуществляется в процессе смыслотворческой деятельности, которую можно определить как выработку человеком собственных смыслов в процессе индивидуального понимания им связей, причин, ценностей, окружающего мира и самого себя. Основу смыслотворческой деятельности составляет поиск человеком смысла жизни.

Второй важнейшей характеристикой духовного воспитания является его культурологический характер. Духовное воспитание многими исследователями (Е.В. Бондаревская, Н.М. Бо-рытко, Н.Е. Щуркова и др.) понимается как бытие человека в культуре. Способность быть выразителем и творцом культуры рассматривается как специфически человеческое свойство. Именно в культуре находят свое воплощение ценности - следовательно, ценности могут быть в полной мере постигнуты лишь при условии приобщения человека к национальной и общечеловеческой культуре.

Третья характеристика духовного воспитания - его направленность на совершенствование и гармонизацию внутреннего мира человека. При этом важная роль отводится самопознанию, умению различать «светлые» и «темные» стороны своего «я», рефлексировать и анализировать собственные поступки, слова и мысли с ценностных позиций, управлять своими физическими и психическими состояниями

- все это рассматривается в качестве основы самосовершенствования.

В качестве четвертой характеристики духовного воспитания можно рассматривать его направленность на Другого. Именно взаимодействие с другими людьми, приносящее взаимную радость и пользу, позволяет человеку преодолеть замкнутость на индивидуальном существовании, наполняет смыслом существование человека. По сути своей все педагогические проблемы связаны с проблемой организации взаимодействия, в процессе которого происходит взаимное изменение его субъектов. Понимание духовного воспитания как взаимодействия, как духовной и практической деятельности, ориентированной на Другого, также может быть положено в основу проектирования системы духовного воспитания. Ориентация на Другого, способность понять другого человека, вступить с ним в диалог, оказать ему деятельную помощь рассматрива-

ется во многих педагогических концепциях как необходимое условие самопознания и самосовершенствования.

При проектировании духовного воспитания следует учесть все его сущностные характеристики. При этом ценности выступают в качестве ориентира в духовном воспитании. Они заключают в себе тот идеал, к которому должен быть направлен вектор духовного развития человека. Поэтому ценности целесообразно рассматривать в качестве основы целепо-лагания при проектировании и организации духовного воспитания. При этом имеется в виду наиболее общая цель (цель-идеал), которая может быть конкретизирована в зависимости от условий осуществления духовного воспитания. Культура представляет собой то содержание, которое служит необходимой базой для духовного развития человека. Поэтому содержание духовного воспитания проектируется исходя из национальной и общечеловеческой культуры. Средства духовного воспитания соотносятся с самопознанием, саморазвитием и взаимодействием. В качестве механизма духовного воспитания можно рассматривать совместный поиск смыслов педагогом и воспитанником.

Такое соотношение хотя и является в определенной степени условным, позволяет придать деятельности по духовному воспитанию школьников целостность, технологичность и оптимальность. Кроме того, предлагаемый подход к пониманию духовного воспитания открывает возможности для диалогического взаимодействия между разными научно-педагогическими подходами к исследованию данного феномена, позволяет организовать духовное воспитание школьников в светских образовательных учреждениях на основе интеграции разных форм методологического знания.

Когда педагогическая система рассматривается в динамике, речь идет о процессе. Динамические характеристики духовного воспитания обязательно должны быть учтены при проектировании системы духовного воспитания школьников.

Духовное воспитание как процесс соотносится с понятием «духовное становление». Если становление - спонтанный процесс саморазвития, то воспитание организуется специально, целенаправленно. Тем не менее эти два процесса тесно связаны между собой, поскольку воспитание предполагает обязательный учет процессов саморазвития, и в первую очередь духовного.

Чрезвычайно важным для понимания процесса духовного становления человека представляется вывод о двойственном, противоречивом характере духовности и следующий из него вывод о том, что процесс духовного становления человека может иметь как позитивную, так и негативную динамику, быть устремленным как к «светлой», так и к «темной» духовности [3]. Поэтому задача педагога - не только оказать воспитаннику помощь в его позитивном духовном становлении, но и помочь ему научиться понимать себя, внимательно относиться к своему внутреннему миру.

Возможность разной направленности духовного становления может быть раскрыта через понятие интенции. Интенциональность (от лат. т1епйо - стремление) рассматривается как важнейшая характеристика любого процесса. Интенция определяет направление движения процесса, зависящее от тех ориентиров, достижению которых служат в конечном итоге все изменения, происходящие в рамках данного процесса.

В качестве интенции позитивного духовного становления человека (а следовательно, и процесса духовного воспитания) исследователи, как правило, называют абсолютные ценности. Выделение абсолютных ценностей в качестве интенции процесса духовного воспитания согласуется с пониманием духовного становления как смыслотворческой деятельности, которая заключается в наделении индивидуальными смыслами объективно существующих ценностей - с одной стороны, и в построении на этой основе субъективной индивидуальной иерархии ценностей - с другой. В отличие от индивидуальных смыслов, которые далеко не всегда осознаются человеком, индивидуальные ценности - это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни (Б.С. Братусь). Индивидуальные ценности содержат свойственный только данному человеку элемент эмоционального отношения к объективным (абсолютным) ценностям и располагаются в определенной иерархии.

Однако человек в своей смыслотворческой деятельности может ориентироваться не только на ценности, но и на антиценности. В этом случает триада «Истина - Добро - Красота» подменяется триадой «ложь (как искажение того, что составляет основу подлинно человеческих отношений между людьми) - зло - безобразие» (как отсутствие в человеке человеческого обра-

за). Соответственно вектор духовного становления человека оказывается не устремленным вверх, а направленным вниз. В.С. Соловьев, иллюстрируя такую возможность, приводит в пример аскета, достигшего полного подчинения духу своих физических и психических проявлений, но остающегося при этом злым, жестоким и тщеславным. В наше время зачастую именно духовные поиски приводят людей в деструктивные секты, служат причиной психических расстройств и т. п.

Итак, если духовное становление человека представляет собой процесс саморазвития и может иметь разные векторы направленности, то духовное воспитание предполагает обеспечение позитивной направленности процесса духовного становления с ориентацией на абсолютные ценности.

Одной из важнейших характеристик процесса духовного воспитания человека является нелинейность. Это означает, что духовное становление не происходит равномерно, как постепенное духовное «усовершенствование» человека, как возрастающее одинаковыми темпами на протяжении всей его жизни развитие в нем «светлой», позитивной духовности. Процесс духовного становления характеризуется наличием в нем противоречивых тенденций, изменениями направления духовного развития с позитивного на негативное и наоборот, неоднократными «возвращениями» в уже пройденную точку духовного роста, отказом от ранее найденных смыслов и обращениями к ним на новом уровне. Большую роль в процессе духовного становления играет случайность (незапланированные педагогом ситуации и влияния), что привносит в процесс духовного воспитания элемент непредсказуемости. Задача педагога, оказывающего помощь воспитаннику в его духовном становлении, - создавать условия для того, чтобы процесс духовного становления воспитанника сохранял позитивную направленность.

Процесс духовного воспитания имеет стадийный характер; каждая стадия отличается качественно новым состоянием самого процесса духовного воспитания и включенных в него субъектов, а механизмом движения от одной стадии к другой выступает переход количественных изменений в качественные. В общем виде стадии процесса духовного воспитания могут быть представлены в виде своеобразной цепочки: понимание (какой-либо ценности, самого себя, другого человека) - осознание «раз-

ности потенциалов между идеальным и актуальным состоянием - самоизменение.

Из синергетики известно, что для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Возможность альтернативного развития возникает в так называемых «точках бифуркации», где происходит выбор человеком дальнейшего направления и пути духовного развития. В промежутках между кризисными точками происходит накопление количественных изменений в духовной сфере человека, в связи с чем процесс духовного становления протекает относительно «спокойно». Таким образом, процесс духовного становления характеризуется дискретностью (прерывностью); духовное становление человека представляет собой чередование относительно спокойных периодов созерцания, размышления, рефлексии с резкими скачками, которые, собственно, и представляют собой своеобразный «перерыв» в духовном становлении, отделяющий одну его стадию от другой.

«Точки бифуркации» в духовном становлении человека возникают тогда, когда он переживает кризис, затрагивающий основы его существования. Необходимость преодоления кризисной ситуации активизирует процесс самопознания, а обнаружение неизвестных ранее особенностей своего глубинного «я», своих скрытых возможностей стимулирует самоизменение.

Можно условно выделить четыре типа ситуаций, в которых возможен «перелом» в духовном становлении человека. Это ситуации встречи с прекрасным (в природе, искусстве, отношениях между людьми, человеческих поступках), ситуации встречи с трагическим (страданием, смертью - как физической, так и духовной), ситуации встречи с необычным и ситуации выбора. Объединяет все эти ситуации то, что в них воспитанник сталкивается с явлениями, событиями, условиями, принципиально новыми для него, противоречащими его прежнему опыту. Прежние знания, представления, способы эмоционального реагирования, модели поведения оказываются в них недостаточными, что служит стимулом для его духовного саморазвития. В таких ситуациях происходит выбор направления и способов дальнейшего становления человека как духовного существа из нескольких возможных вариантов. Так, в ситуации встречи с трагическим человек оказывается перед выбором: оберегая свой душевный покой, «не заметить» страданий другого

человека, воспользоваться этими страданиями в своих интересах или проявить сострадание, милосердие, самоотверженность. Лишь в последнем случае можно говорить о позитивном духовном становлении человека.

При проектировании ситуаций духовного воспитания следует учесть, что они должны соответствовать ряду характеристик:

побуждать школьников к активной смыслотворческой деятельности благодаря «надси-туативной» инструментовке, выявляющей ценностное содержание;

предоставлять возможность вести диалог как средство и способ взаимодействия и шире

- как способ совместного бытия педагога и воспитанника;

обеспечивать внимание каждого воспитанника к собственному духовному миру, предоставляя свободу для суждений, переживаний и поступков;

обеспечивать формирование способности участников к самодетерминации, максимальной независимости от внешних влияний, собственных спонтанных эмоциональных проявлений и т. п.;

инициировать значимость ситуации для всех участников, так чтобы ситуация стала событием для каждого;

обеспечивать органичную включенность ситуации в жизнь воспитанника как части его бытия.

Из сказанного следует, что процесс духовного воспитания должен быть организован как композиция воспитывающих ситуаций. Иначе говоря, важнейшей характеристикой процесса духовного воспитания является его ситуацион-ныйй характер.

В самом общем виде логика духовного воспитания может быть представлена как переход от внешней детерминации внутренней жизни человека и ее внешних проявлений к самодетер-минации. При этом в качестве необходимого условия духовного саморазвития человека рассматривается свобода, понимаемая прежде всего как свобода выбора - между добром и злом, прекрасным и безобразным, нравственной и безнравственной жизнью.

Таким образом, деятельность педагога по проектированию системы духовного воспитания должна быть основана на сущностных характеристиках духовного воспитания и организована с учетом особенностей процесса духовного воспитания. При этом чрезвычайно важно учитывать особенности духовного саморазвития воспитанника. При проектировании системы духовного воспитания важно также определить те «точки» в духовном мире воспитанника и в самом процессе его духовного становления, законосообразное воздействие на которые может стимулировать позитивные изменения в духовной сфере школьника.

Список использованной литературы:

1. Беляева В.А. Концептуальные основы духовно-нравственного становления и развития учителя в контексте светской и православной педагогической культуры // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 1998. С. - 103-109.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.

3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

4. Летняя научная школа «Развитие основных идей современного воспитания в контексте модернизации образования» (28-30 июня 2004 г., п. Велегож Тульской области) / Под ред. Д.В. Григорьева, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2005. - 196 с.

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.