Научная статья на тему 'Логические основания этнопсихологии'

Логические основания этнопсихологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2252
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЭТНОС / КУЛЬТУРА / НАРОД / ГОСУДАРСТВО / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ВРАЖДА / SOCIETY / CIVILIZATION / ETHNOS / CULTURE / PEOPLE / STATE / ETHNOCENTRISM / ACCULTURATION / CULTURAL RELATIVISM / PERSONALITY / IDENTITY / ETHNIC GROUPS / HOSTILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Емалетдинов Б. М., Валиева М. Х.

Статья содержит анализ логических оснований этнопсихологии с позиции социальной философии и психологии, очерчиваются ее методологические и теоретические проблемы, концепция ее предмета, категориально-понятийный аппарат и связи с другими науками. Систематизируются понятия этноса, этноцентризма, этнического самосознания, этнической идентичности, цивилизации и культуры, социальной и психологической типологии культур, межкультурных отношений. Различаются этнографический и психологический подходы к изучению личности. Особое внимание уделено выявлению детерминации (включая этноцентризм и этнические предубеждения) негативных, особенно враждебных, межличностных отношений в общении; предложена типология глубинных эмоциональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGICAL BASIS OF ETHNOPSYCHOLOGY

The article contains the analysis of logical basis of ethno-psychology from the point of view of social philosophy and psychology and gives an idea of its methodological and theoretical problems, conception of its subjects, categories and notions apart and its links with other sciences. The notions of ethnos, ethnocentrism, ethnic sell-consciousness, ethnic identity, civilization and culture, social and psychological typologies of culture, intercultural relations are systematized. Differentiation is made between ethnographic and psychological approaches to studying a personality. Special attention is paid to revealing negative, especially hostile interpersonal relations in the society (including ethnocentrism and ethnic prejudices) and a typology of profound emotional relations is suggested.

Текст научной работы на тему «Логические основания этнопсихологии»

УДК 159.9(075)

ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

© Б. М. Емалетдинов*, М. Х. Валиева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 229 96 05.

E-mail: [email protected]

Статья содержит анализ логических оснований этнопсихологии с позиции социальной философии и психологии, очерчиваются ее методологические и теоретические проблемы, концепция ее предмета, категориально-понятийный аппарат и связи с другими науками. Систематизируются понятия этноса, этноцентризма, этнического самосознания, этнической идентичности, цивилизации и культуры, социальной и психологической типологии культур, межкультурных отношений. Различаются этнографический и психологический подходы к изучению личности. Особое внимание уделено выявлению детерминации (включая этноцентризм и этнические предубеждения) негативных, особенно враждебных, межличностных отношений в общении; предложена типология глубинных эмоциональных отношений.

Ключевые слова: общество, цивилизация, этнос, культура, народ, государство, этноцентризм, аккультурация, культурный релятивизм, личность, идентичность, этнические группы, вражда.

Для воссоздания картины производства знаний необходимо рассматривать информацию в системе 3-х координат: логической (динамику концепций и фактов), социальной и личностной [1, с. 3251]. Задача статьи - очертить предмет этнопсихологии с целью вскрыть логику ее развития через анализ философских, общенаучных и специальнонаучных категорий, используемых в ней.

Психические детерминанты действуют объективно (независимо от сознания), служа уникальными регуляторами взаимоотношений организма и среды - природной и социальной. Психическая организация и поведение людей детерминированы не только физическими раздражителями и нервными импульсами, но и на микро- и макросоциальном уровнях [1, с. 352-366]. Связи культуры и психологии людей изучают психологическая антропология, кросс-культурная психология (Америка) и этнопсихология (Европа), что ставит задачу их сравнительного анализа, соотнесения их понятий. «Этнопсихология» (термин Т. Рибо, 1886) - междисциплинарная наука (родоначальники - М. Лацарус и Х. Штейнталь, 1859; В. Вундт, 1900-1920;

Г. Г. Шпет, 1927), изучающая психологические

особенности народов и их культуры, формирование индивидуального этнического самосознания (этнической идентичности) и поведения человека, влияние социокультурных факторов на его психические и личностные свойства. Она возникла на стыке этнографии, социологии (ее натуралистическое и психологическое направления) и психологии. В начале XIX в. (укрепление капитализма и национально-освободительные движения) на почве сравнительной филологии индоевропейских языков в Германии и России зародилась «мифологическая» школа, объяснявшая народные верования, предания, сказки, обряды и обычаи исходя из «мифологического мировоззрения» [2, с. 22-23]. Этнография (от греч. ethnos - племя, народ; син.: этнология, народоведение) - наука, изучающая бытовые и

культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторических взаимоотношений народов (историческая этнография). Ее зародыши появились в древности по потребностям как познавательным, так и практическим - для успешной торговли или войн с другими народами. Она оформилась как естественная наука в 1860-1870 гг. в странах Западной Европы и Америки с возникновением эволюционной школы (A. Bastian, 1860; Th. Waitz, 1859; J. F. Maclennan, 1876; J. Lubbock, 1870; E. B. Tylor, 1871, 1881; L. H. Morgan, 1877 и др.) - концепции социального эволюционизма [2, с. 24-63, 87-133]. В России она развивалась в трудах Н. Н. Миклухо-Маклая, М. М. Ковалевского, Д. А. Анучина и др. Далее этнография дифференцировалась на 7 направлений (школ): диффузиони-стское [2, с. 134-169], биологическое (социал-дарвинизм и расовая антропология) [2, с. 170-181], социологическое [2, с. 206-228], политэкономиче-ское или социально-классовое (К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, П. Лафарг, К. Каутский, Р. Люксембург) [2, с. 64-86], функционалистское [2, с. 229-248], историческое (Fr. Boas, C. Wissler,

A. L. Kroeber, A. Goldenweiser, R. Lowie, P. Radin) [2, с. 249-269] и психологическое (S. Freud, G. Roheim, C. G. Jung и др.) [2, с. 182-205, 270286]. В СССР в 1930-1960 гг. этнопсихология не развивалась в силу культа личности главы партийно-государственного аппарата И. В. Сталина (в период 1922-1953 гг.). По его указанию, советское государство взяло курс на «культурный универсализм» (эту идею разрабатывали К. Леви-Стросс, П. Сорокин, А. Кребер, Т. Парсонс) - создание новой исторической общности людей (советского народа) и денационализацию образования, что в итоге спровоцировало распад СССР в 1991 г. Если исследования этносов на Западе велись в социальной и культурной антропологии, социальной и этнической психологии, то в СССР в 1960-1970 гг.

* автор, ответственный за переписку

как научная дисциплина формировалась «этносо-циология» (Ю. В. Арутунян, Ю. В. Бромлей,

Л. М. Дробижева, И. С. Кон и др.) - область социологии, изучающая генезис, сущность, функции, закономерности развития и отношения этносов. С 1970-х гг. в СССР возрождается этнопсихология как психология нации и национальных отношений.

Пионеры этнографии, начиная с A. Bastian (1860), видели в психологии ключ к наукам о человеке, обращались к ней за интерпретацией изучаемых ими явлений. Эволюционисты часто ссылались на психику человека как фактор зарождения и развития религиозных идей, мифов, апеллируя к мышлению древних людей. Психоанализ выводил явления культуры из подсознательной сферы психики (индивидуального и коллективного бессознательного). Французская социологическая школа обратилась к групповой психике - коллективному сознанию, дологическому мышлению людей. Лишь диффузионистское направление игнорировало индивида как фактор культуры, сводя историю к передвижению культур (миграции, диффузии). Этнографические исследования выявили, что люди, живущие в одном обществе и принадлежащие к одной культуре, обладают некоторой суммой одинаковых черт характера. Эти черты проявляются в фольклоре, мифах, правилах этикета, социальных нормах и т.д. В 1930-е гг. и в этнографии США зародилась «этнопсихологическая школа» (исходя из фрейдистского понимания культуры и развития личности) [2, с. 270-286]. Ее отличие от «исторической школы» состояло в различном понимании категорий «культуры» и «личности». Она считала первичной реальностью личность индивида как исходную единицу, определяющую структуру целого (культуры), с изучения которой и следует начинать исследование культуры каждого народа. Так как в среде каждого народа приемы ухода за ребенком, а позже и его обучения (ходьбе, речи, навыкам гигиены и пр.) приблизительно одинаковы, его представители имеют много общих свойств личности (А. Кардинер, 1946; М. Мид, 1953). Это - «базисная, или базовая, структура личности» - ядерный набор черт, присущих носителям данной культуры. Но эта концепция идеализировала представление о национальном характере и не учитывала вариации черт у разных представителей одного этноса. Было обнаружено, что черты характера у представителей масс и элиты различны, а на изучение «национального характера» влияет восприятие исследователем чужой культуры, его низкая компетентность или недостаточность данных. На смену ей пришла концепция «модальной» (самой распространенной в данной социокультурной среде) личности (R. Benedict, 1932, 1934), противопоставляемой

«маргинальной» личности. В мультикультурных, стратифицированных обществах существуют несколько модальных личностей. Выявлены разные черты и типы личности этноцентричных («авторитарная» личность E. P. Fromm, 1941; T. Adorno, 1950; R. A. Levin, D. T. Campbell, 1972; M. Roc-

keach, 1954, 1960) и толерантных (G. W. Allport, 1954) людей [3, с. 529-531, 551-553], обусловленных содержанием и методами семейного воспитания. В связи со Второй мировой войной антропологи США и Британии (Р. Бенедикт, К. Клакхон, М. Мид, А. Кребер, Э. Фромм, Д. Горер и др.) исследовали особенности японского, немецкого и русского «национального характера» для понимания психологии врагов и их лидеров. Концепции характера формировались в полемике с натурализмом З. Фрейда в истолковании характера. Так, Э. Фромм (1959) определяет «социальный характер» как ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры, в то время как «индивидуальный характер» - это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Во 2-й половине ХХ в. сформировалось и междисциплинарное направление (на стыке этнопсихологии, этнографии детства и педагогики) исследования социализации и образования - «этнопедагогика, которая интерпретирует в категориях педагогики значение этнической культуры для становления личности» [4, с. 643-646].

Кросс-культурные клинические исследования показали, что и психопатология в разных культурах содержит универсальные и культурно-специфические компоненты. Так, проявление симптомов, распространенность, рецидивность и частота постановки диагноза шизофрении, депрессии и сома-тизации отличаются в разных культурах. Кроме того, существуют культурно-ограниченные (этноспецифи-ческие) синдромы психопатологии: амок (amok) - в Малайзии, Филиппинах, Таиланде; сусто (susto) - у индейцев, живущих в Андах и др. Специфика их проявления зависит от биологических и культурных факторов жизни представителей данного общества - влияния особых условий обитания, характера гендерного поведения, культурных стереотипов эмоционального реагирования или пережитков общинной жизни [5, с. 209-214]. Расстройства не только психики, но и личности (индивидуального «Я») зависят от преобладающей системы ценностей в данной культуре. «Личностная норма» - культурно -исторический стандарт допустимого индивидуального своеобразия человека. «Личность» - особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении. Расстройства характера («психопатии») и личности возникают во всех культурах, но их проявления и частота зависят от социокультурных влияний, - они побуждают или препятствуют их развитию. Их причина - взаимодействие патогенных биологических, психосоциальных и социокультурных факторов [6, с. 140-154].

Исследования психологических особенностей человека и групп людей, обусловленных их этнической или культурной принадлежностью, требуют уточнения и дифференциации ключевых понятий, используемых в психологической антропологии, социальной, кросс-культурной и этнической психо-

логии (иногда этнопсихологию рассматривают как одну из ветвей социальной психологии) [7]. Эти четыре отрасли психологии - пограничные (междисциплинарные) между психологией, с одной стороны, и социальной философией, социологией, культурологией, этнографией и антропологией, с другой. Критически перерабатывая и синтезируя данные конкретных наук, философия дает им определенное истолкование для решения проблем познания и преобразования реальности. Науки отличают друг от друга: 1) предмет (точка зрения на объект); 2) категориально-понятийный аппарат

(выраженный в терминах) и 3) методы. Мы проведем отбор определений категории и понятий, конструирующих предмет этнопсихологии: определения - язык науки.

Семь сходных терминов, используемых в этнопсихологии,- «цивилизация», «культура», «общество», «государство», «страна», «народ» и «этнос» - несут разные смысловые оттенки. Эти понятия постепенно, в течение веков складывались в сознании людей и долго были, скорее, представлениями, чем понятиями [2, с. 19]. Первые элементы «культуры» возникли около 3 млн. лет назад (Центральная Африка) с начала передвижения на 2-х конечностях, групповой охоты, использования огня, изготовления и применения орудий и оружия, что развивало головной мозг (преимущественно после рождения) и интеллект предлюдей («разумный» человек появился около 250 тыс. лет назад) -они стали заменять инстинкты как стратегию выживания вида людей [8, с. 104]. Одновременно с возникновением общества в совместной трудовой деятельности первобытных людей возник естественный язык как средство общения, мышления, управления поведением, хранения и передачи информации. Язык - один из признаков, дифференцирующих и формирующих этнос. Все языки людей объединяют два свойства - звуковая членораздельность и символичность, а все остальные их характеристики этносвоеобразны (А. А. Потебня, 1913). На Земле зарегистрировано свыше 5 тыс. языков, т.е. в разные времена существовали все эти культуры [8, с. 105]. Расселение первобытных людей по Земле около 12 тыс. лет назад привело к возникновению 2-х цивилизаций - охотников-собирателей (Европа, Австралия) и земледельцев-скотоводов (Азия, Северная Африка). Образцом управления (системы власти) для племен охотников стала волчья стая (с духом равенства и справедливости в сфере распределения - первобытный коммунизм), а для племен земледельцев - пастух над стадом овец, прирученных в IX тыс. до н. э. (с представлением о человеке-боге - верховном пастухе, который сотворил природу и может ее перестроить или уничтожить, соблюдении иерархии и достижении гармонии в социуме) [3, с. 565-567]. Так, у земледельческих племен, живших в I тысячелетии н. э. на пространстве Днестровско-Днепрского междуречья, в ІХ-Х вв. сложилось государство Киевская Русь (православное христианство введено в 988 г.),

послужившее основой формирования 3-х славянских народов - белорусов, украинцев и русских (русская народность сформировалась в нацию в начале XVII в.). С возникновением государственно -организованного общества этнические (родоплеменные) общности разобщались территориально, меняли язык, те или иные стороны культуры и быта; последним рубежом сохранения этнической принадлежности считается этническое самосознание, те. субъективная самоидентификация на основе представления о происхождении, рудиментов культуры и традиции [9, с. 629].

Термин «цивилизация» - 1) синоним «культуры» (в марксизме - синоним «материальной культуры»), 2) уровень, ступень развития общества, его материальной и духовной культуры, 3) ступень развития общества, следующая за варварством (A. Ferguson, L. H. Morgan, Ф. Энгельс) [10, с. 733]. «Цивилизация» - способ ценностной самоидентификации человечества в 4-х аспектах его отношения к: 1) природе (исторический), 2) социуму (социально-политический), 3) культуре (этнокультурный) и 4) духовной жизни людей (аксиологический) (В. И. Плотников, 2006) [9, с. 606-607]. Аксиологический подход позволяет человеку разобраться в смысле истории, в сути глобального экологического кризиса, в смысле своей жизни, а также выявить различие цивилизации, социума и культуры. Социум представлен общественным сознанием людей в его отношении к индивидуальному сознанию, что создает возможность для контроля, регулирования и управления социумом и его элементами. Цивилизацию же репрезентирует на уровне повседневности ментальность - сплав бессознательных и полуосознанных намерений и предпочтений, а на высшем уровне - ценностное сознание. Поэтому цивилизация - спонтанный, стихийный процесс, направлять который невозможно с помощью волевых актов или массовых действий. Исторически культура - всеобщая форма жизнедеятельности людей, атрибут жизни их рода, а цивилизация - модус жизни их рода, следующий за первобытностью и определенный в своем начале и в конце. Поэтому культура - идеальный продукт жизнедеятельности людей, совокупный результат и «хранилище» возможностей, которые осваиваются каждым новым поколением в меру его актуальных потребностей. А цивилизация - идеализированное пространство возможностей и потребностей людей, которые порождаются активным поколением и связаны не с памятью, а с ожиданием, заботой и проектированием своего отношения к будущему [9, с. 607-608].

Если «социум» - общество, сообщество, социальная среда, социальное окружение человека (семья, друзья, соседи, трудовой коллектив, город, микрорайон, регион, страна и т. д.), то «общество» -группа людей, имеющих общую культуру, территорию и взаимодействующих для достижения определенных целей. Иными словами, это - совокупность всех способов взаимодействия и форм объе-

динения людей, в которых выражается их взаимозависимость [11, с. 233]. Обществом называют и архаическую общину, численностью около 100 человек, и современное государство, насчитывающее от десятков до сотен миллионов. Общество - нечто большее, чем сумма индивидов, ибо оно включает в себя и отношения, которые объединяют индивидов и наделяют их общей социальной целью. Ныне доминируют четыре теории общества, раскрывающие четыре его стороны, разработанные K. Marks (1844/48/59), E. Durkheim (1897), M. Weber (19041905), G. Lenski (1995/99) [8, с. 139-168].

Каждое общество опирается на «власть» - способность достигать желаемые цели вопреки сопротивлению других (М. Вебер, 1921) [8, с. 541]. Аппарат управления обществом, наделенный властью, опирающийся на силу закона или на органы принуждения, и называется «государство». Деятельность государства оформляется законами, а реализация власти государством сопряжена с применением насилия. Если законы ее деятельности предписаны обществом (через выборные органы и др.), то государство оказывается одной из структур общества и является правовым. Если же государство само определяет законы своей деятельности, то оно оказывается властью, предписывающей обществу характер жизни, и становится «над» обществом, поглощая функции общества как самоорганизации, воспроизводящейся и самоизменяющейся системы [9, с. 103].

«Страна» - политический «организм» на территории с обозначенными границами (территория, имеющая государственный суверенитет или находящаяся под властью другого государства). Распад СССР (1991) и Югославии добавил 19 стран, и к 2001 г. в мире стало 192 страны (и государств). Каждая страна имеет свою историю, разные государственные языки и особую культуру. По уровню дохода на душу населения в год (глобальная стратификация по уровню экономического развития) все страны разделяются на 3 группы: 1) высокого уровня - 40 стран (доход - $10-25 тыс.); 2) среднего уровня - 92 страны (доход - $2,5-10 тыс.), низкого уровня - 60 стран (доход - менее $2,5 тыс.). Республики бывшего СССР и страны Восточной Европы с 1990-х гг. внедряют рыночную экономику (доход - $5тыс.) [8, с. 400-403, 521]. Но в любой стране существует ее внутренняя стратификация -классовая, гендерная, расовая, этническая и, возможно, по использованию компьютера и Интернета.

Слово «народ» имеет четыре значения: 1) все граждане данной страны; 2) разные формы этнических общностей; 3) в историческом материализме -трудящиеся социальные классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач развития общества (кроме господствующих классов, эксплуатирующих их) [10, с. 386]; 4) в теориях элиты и массового общества (В. Парето, 1921 [12, с. 197-199]; Х. Ортега-и-Гассет, 1930; Г. Моска, 1953; А. Тойнби, 19341961; Р. Михельс, 1970 и др.) [11, с. 179-180, 416417] - нетворческое большинство общества (в от-

личие от творческого меньшинства - «элиты», имеющей высокий уровень развития интеллекта, морали и чувства ответственности, способной к социальному управлению, развитию культуры и науки, от которой зависит благосостояние, прогресс, а подчас и само существование общества), т.е. совокупность людей, как правило, ограниченных, не отличающихся благородством и невежественных [13, с. 102-103]. Многонациональные образования (типа советского или американского народов) - мета(макро) этнические «организмы», сложившиеся в процессе развития культурной, духовной и языковой общности, но не поглощающие всех культурных особенностей, входящих в них этносов [10, с. 406].

«Культура» - система отношений и ценностей, выработанных людьми в этногенезе. Люди создают и осваивают культуру благодаря принадлежности к этносу и исходя из его потребностей [3, с. 572]. Все культуры имеют 5 общих компонентов: 1) символы;

2) язык; 3) ценности и убеждения (формирующие ядро личности человека); 4) нормы (нравы, обычаи и др., а также система контроля их соблюдения или нарушения); 5) материальная культура [8, с. 105]. Типологию культурных общностей строили по 3-м критериям: 1) эволюционный (Э. Тейлор, Л. Уайт, Дж. Стюард); 2) цивилизационный (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский, К. Н. Леонтьев,

П. Сорокин, Н. Бердяев, К. Виттфогель,

М. Маклюэн, Ж. Аттали); 3) кросс'-культурный

(Ф. Боас, К. Леви-Стросс, М. Мид, Г. Триандис, Г. Хофстеде, Н. Бердяев и др.) [3, с. 577-584].

Совмещая цивилизационный (теория культурно-исторических типов) [9, с. 227-235] и формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс) [10, с. 713-715] подходы к периодизации истории, получаем следующие эпохи развития общества: доцивилизационная эпоха - дикость; варварство (первобытное общество); эпохи цивилизации - 1) земледельческая (рабовладение, феодализм); 2) индустриальная (капитализм, социализм); 3) постиндустриальная (информационно-компьютерная) (Д. Белл, 1965 и др.). Несмотря на признаки глобализации культуры -международные потоки товаров, информации (посредством электронной почты, Интернета, сотовых телефонов, спутниковых систем передачи и факсов) и людей, превращение английского языка в большинстве стран в международный,- все люди воспринимают мир через призму своей культуры. В психологическом измерении культуры отличаются (классифицируются) по семи критериям (H. Trian-dis, G. Hofstede, M. Mead): 1) простоте-сложности;

2) индивидуализму-коллективизму; 3) открытости-закрытости; 4) избеганию неопределенности; 5) дистанции власти; 6) маскулинности-фемининности; 7) источникам трансмиссии культуры между поколениями [3, с. 585-596]. Русская (дореволюционная) культура формировала в человеке, как нравственный идеал, «духовную» направленность его личности, советская - «группоцентрическую» (идеализация пролетариата), а западная (на которую ныне

ориентируется РФ) - «просоциальную» или гуманистическую (Б. С. Братусь, 1994). В ХХ в. были две максимально группоцентрические ориентации общества и личности - социализм (СССР, 1917-1991) и фашизм (нацистская Германия, 1933-1945). В основе социализма лежала идея социального класса, а фашизма - идея расы, развитая в социал-дарвинизме и расовой антропологии (Л. Гумплович, 1883;

А. Ж. Габино, 1853/1855/1899; О. Аммон, 1895;

Ш. Летурно, 1895; Ж. Ляпуж, 1909; Л. Вольтман, 1905; Х. Чемберлен, 1899; Д. Джентиле, 1916) [2, с. 170-181; 10, с. 542-543; 11, с. 285; 12, с. 59-68]. Но оба выросли из одной идеи - отъединения от общего и гордости за частное (Люцифер). Индивидуальные ценности людей в них вытеснила идеология, абсолютизирующая законы истории (марксизм) или природы (фашизм). Согласно марксизму, частная собственность - основа социальных классов, но построенное на государственной собственности общество (СССР) было классовым (Lane, 1984). Экономика социализма в отличие от капитализма: 1) контролируется государством (отрицается ее стихийность) - полагается, что потребители не могут оценить товар, а рекламодатели манипулируют ими, заставляя их покупать выгодное для продавца (производителя), а не то, в чем они действительно нуждаются; 2) ограничивает права человека (в пользу государства) на частную собственность (особенно как средства извлечения дохода); 3) подавляет стремление человека к личной выгоде (в пользу коллективных целей), поэтому предпринимательство оценивается как стяжательство (спекуляция) [8, с. 518]. По профессиональной деятельности советские люди образовали иерархию из четырех классов с разным уровнем жизни: 1) партийногосударственные чиновники (политическая элита заменяет экономическую); 2) интеллигенция, в том числе чиновники низшего ранга, педагоги, ученые, врачи и инженеры; 3) рабочие; 4) крестьяне [8, с. 345-346]. В отличие от капитализма в обществе социализма были ниже уровни - жизни (по валовому внутреннему продукту на человека - в 2,7 раза), экономического неравенства (отношение доходов самых богатых граждан к доходам беднейших в странах капитализма - 10, а социализма - 5), личных прав людей [8, с. 521] и преступности, но было выше качество производимой продукции (многосторонний социальный контроль) и отсутствовала безработица (отказ трудоспособного человека от участия в общественном производстве квалифицировался как правонарушение - «тунеядство»). Но бесклассовое общество (коммунизм) - утопия. Все общества стратифицированы [8, с. 337-352; 11, с. 332-333] по трем показателям - социальный класс (создает экономическое неравенство), социальный статус (престиж) и власть (М. Вебер). Понять ее позволяют две парадигмы - структурно -функциональная (М. Вебер) и социального конфликта (К. Маркс) [8, с. 355-357]. Структуру любого общества образуют люди 3-х уровней (см.: «1984» Дж. Оруэлла, «Психология социализма»

Г. Лебона): верхнего, среднего и низшего. Их цели несовместимы: верхних - сохранить свое место, средних - занять место верхних, низших (если у них возникает цель: обычно они так придавлены трудом и заботами, что только о них и думают) -уничтожить все различия и построить общество, в котором все равны. Они образуют устойчивую структуру (типа гироскопа), поскольку объединяются общечеловеческими ценностями, придающими единый скрытый смысл всему обществу (K. Jaspers, 1962).

«Этнос (этническая общность)» - группа людей, связанных единым отношением к природе, к членам своей и чужой группы, к самому себе, к идеям и ценностям, исторически сложившаяся на основе осознания дихотомии «мы-они» [3, с. 510]. Это - три исторические формы самоорганизации гражданского общества: племя (первобытнообщинная формация), народность (рабовладельческая и феодальная формации) и нация (капитализм). Сложились три подхода к пониманию сути этнического феномена: примордиализм (C. Geertz, R. Gambino, W. Connor, A. Greely, P. Berghe van den,

Л. Н. Гумилев, Ю. В. Бромлей), конструктивизм (G. H. Mead, E. Goffman, F. Barth, R. Jenkins) и инструментализм (D. Bell, A. Cohen, J. Okamura, M. Fisher, C. Young, В. А. Тишков) [3, с. 511; 9, с. 629-631]. Поведение человека и групп людей в данной среде - социальная система, которая организуется не столько под действием команд управляющего органа (методология кибернетики - основы социального бихевиоризма, разработанного

B. F. Skinner, A. Bandura, J. B. Rotter), сколько за счет локальных взаимодействий между элементами, которые «запускают» внутренний механизм самоорганизации (методология синергетики) [9, с. 450]. Нация - форма общности людей, складывающаяся с формированием капитализма (XVI-XIX вв.) на основе общности их языка, территории, экономической жизни, особенностей культуры и характера. Понятие «национальность» выделяет из нации лишь ее этнические особенности (языка, культуры) - поэтому группы людей, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но не живущие на ее территории, не представляют данную нацию. Марксизм акцентировал экономические, классовые аспекты нации, не затрагивая ее специально этнических аспектов. Вопрос о признаках и соотношении «народности» и «нации», особенно в рамках одной и той же общественной формации, остается дискуссионным [10, с. 405-406]. Вероятно, для народности характерны лишь два признака нации - язык, а также особенности культуры и характера (например, цыгане). Возможно, «нация» - абстрактная идея, которая используется людьми для обоснования, идеологической институционализации своей общности в пределах социальных образований (этноса, государства и др.). Независимо от того, как понимается нация, «национализм» содержит два утверждения: 1) нация -абсолют, божество, наивысшая ценность, она -

превыше всего, в том числе и человека, который обязан пожертвовать ради нее всем; 2) «своя» нация лучше, благороднее, ценнее других наций. В угоду этому заблуждению люди убивали и позволяли убивать себя во благо нации. И в постсоветской РФ появились преступления, направленные против человека или его собственности, к которым побуждают враждебность или ненависть по отношению к его расовой, этнической и религиозной принадлежности или сексуальной ориентации. Литераторы, поэты, пророки и т. д. внушали людям, что их нация - достойное поклонения божество, которому следует принести в жертву все, даже свою жизнь и жизнь близких. Заблуждение это полезно, если людей призывают на защиту той группы, к которой они принадлежат. Но нация - одна из многих групп, к которым принадлежит человек. Каждый человек - член своей семьи, затем - региона, профессиональной группы, класса. За пределы нации выходит его принадлежность к культурным и религиозным сообществам. С национализмом путают «патриотизм»: предрассудок - обвинять в расизме (национализме) того, кто утверждает, что свою страну он любит больше, чем другую. Право каждого человека - забота, прежде всего, о близких людях, не задумываясь, какая раса или нация -высшая. Но из-за этой путаницы люди разделяют еще одно заблуждение - «интернационализм», отнимающий у человека право заботы о благе своей нации и приписывающий верховенство классу или человечеству. Любовь к Родине и соотечественникам - не предрассудок, а добродетель, достойная поддержки, так же, как любовь к семье. Если кто-то любит свою страну, это не означает, что он должен обожествлять ее или презирать, а тем более ненавидеть другие страны. Он не обязан считать нацию «высшей ценностью», чего требует национализм [13, с. 105-107, 112-114].

В психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное. Личность становится предметом этнопсихологии лишь как носитель ценностей этноса. Если Э. Фромм для обозначения культурного «ядра» личности использовал термин «социальный характер», то Д. Хони-ман и А. Инкелес пользовались в этих целях термином «модальная личность», а Р. Линтон и А. Кар-динер - термином «основной тип личности» [11, с. 321]. Согласно этнографии, механизмы формирования личности полностью определяет культура. Поэтому было введено понятие «индигенной» (локальной) личности - представление о личности, выработанное в рамках отдельной культуры, которое характерно и адекватно только для этой культуры (африканская, японская, китайская и другие модели личности) [5, с. 317-318, 330-331]. Кросс-культурная же психология трактует личность как универсальную для всех культур категорию, обусловленную адаптацией в эволюции - генетической предрасположенностью тех или иных черт лично -сти, а также культурно независимыми механизмами обучения и способами реагирования на условия

среды. Культурно-универсальная структура личности отражена в пятифакторной теории личности и подтверждена измерениями личности с помощью ММРІ-2 во многих культурах [5, с. 325-330]. Но личность может быть одновременно универсальной и культурно-специфической: организация одних аспектов личности - универсальная, а других - уникальная для конкретной культуры [5, с. 331-332].

Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни, но в дальнейшем развитии многие этносы утрачивают общность территории. Признаки этноса, отделяющие его от других этносов - это язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т.е. компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют «этническую» культуру. Любой признак этноса нельзя абсолютизировать - каждый из них может оказаться интегрирующим, дифференцирующим и маргинальным. Так, есть разные нации, говорящие на одном языке (англичане и североамериканцы, португальцы и бразильцы и др.), живущие на одной территории или образовавшиеся из разных рас. Поэтому нельзя включать в понятие нации как ее признаки расовую, религиозную и государственную общности. Эти признаки выражают обособленность, локальность существования социальных групп и общностей. Этносу непременно присуща антитеза «мы»-«они» (этническое самосознание). Ныне наряду с термином «этнос» часто используют термин «этническая (этнографическая) группа» [14, Т. 2, с. 522-523] - группа с общими традициями культуры и чувством идентичности, которая объединяется историей и традицией (евреи), языком (индейцы Дакоты), географией (скандинавы; башкиры, проживающие в Бардым-ском районе Пермской области РФ), расой (черные американцы), религией (мусульмане), особенностями языка, культуры и быта (нормандцы во Франции). Выделяют также понятие «этноконфес-сиональная группа» - часть какого-либо народа, культурно-бытовое своеобразие которой - следствие изоляции, связанной с религиозной принадлежностью (друзы в составе ливанцев, сикхи -панджабцев, и др.).

Россия - государство в восточной части Европы и северной части Азии. В ее состав входят 20 республик, 6 краев, 50 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Россия - полиэтничное общество, где государственный язык - русский, а русская культура для этнических культур России остается посредником взаимодействия с мировой культурой. Концепция возрождения национальной школы предусматривает развитие личности ученика в направлении от родной (национальной) культуры к общероссийской и через нее к мировой. Русский язык при этом играет роль посредника между родным языком и культурой, с одной стороны, и мировой культурой - с другой. По наличию формы государственности у народов РФ статус государственного

придан 30 языкам (2002). Нерусское население составляет около 20% и включает около 120 этносов -почти все россияне говорят на русском языке (государственный язык и язык межэтнического общения в России), многие россияне нерусской национальности у себя дома и в своих сообществах говорят на своем родном языке. Среди субъектов РФ 32 имеют статус национально -территориальных (малой Родины), для которых «коренными (титульными)» выступают около 40 этносов. Около 14% населения России (не считая русских, проживающих в национально-территориальных образованиях) -этнические группы (А. А. Сусоколов) [4, с. 271, 635]. По наличию национально-территориальных образований выделяют четыре типа этих групп: 1) имеющие свои национально-территориальные образования в РФ, но проживающие вне их пределов (татары в Башкирии и др.); 2) имеющие свою государственность вне пределов РФ (включая титульные этносы бывших республик СССР) - греки, евреи, корейцы, немцы, поляки, турки, финны, украинцы, белорусы, молдаване, армяне, грузины и др.; 3) не имеющие своей государственности, но имеющие свою «диаспору» (этнические группы, живущие вне страны своего происхождения) вне пределов РФ (курды, цыгане, уйгуры, саамы, эскимосы и др.); 4) не имеющие своей государственности, но живущие преимущественно в РФ (вепсы, сибирские татары, кеты и др.). Кроме того, в России преобладает православное христианство, но оно соседствует с католицизмом, протестантской, мусульманской, иудейской, буддийской и языческой культурами.

Этническое выступает формой социального в человеке: у этносов есть не только особенное, отличающее их друг от друга, но и общее, что сближает и связывает их. Осознание «мы» достигается лишь через противопоставление, антитезу «они»: осознание «они» первично, а «мы» - вторично (Б. Ф. Поршнев, 1979): вторжения «они» могут быть катастрофой для «мы». Социальная категоризация с эпохи античности основана на делении людей на две группы - «своих» и «чужих». Древние греки свой народ называли словом «демос», а словом «этнос» - варваров, чужих, непохожих на них людей. Европейская наука складывалась, опираясь на философию и терминологию античности. Появились науки - «демография», изучающая народонаселение своей и других стран, и «этнография», изучающая быт и культуру различных народов. Европейская этнография развивалась, собирая знания о неевропейских народах. Лишь позже пришло осознание необходимости изучать и свой народ [3, с. 515-516]. Вся история человечества - постоянный поиск «своих» и «чужих». Фигура Чужого, Врага, Зверя возникает во всех культурных и политических конфликтах людей - в ситуациях борьбы с национальными, классовыми, религиозными и другими соперниками. Все знаково-смысловые системы этнической культуры воспроизводят бесконечный спор с Чужими (ныне особенно наглядно -

в киноискусстве). Столкновения со «зверочелове-ком», «недочеловеком», представителем предшествующих стадии гоминизации, создали и закрепили архетип Чужого, ставшего условием бытия человека. Этот архаический пласт психики проявляется во вспышках бытовой ненависти, ксенофобии, погромах и агрессивных формах вероисповедания (Ю. Г. Ершов, 2006) [9, с. 634]. Опрос 50 современных россиян с высшим гуманитарным образованием с просьбой создать три словесных портрета -«Я», «Мы» и «Они» показал, что в портрете «Мы» встречается 20% характеристик из портрета «Я», но нет характеристик из портрета «Они». В общности «Мы» чаще упоминаются родственники, друзья, коллеги, люди одной национальности, для которых характерны доброта, ум, веселость, мечтательность, порядочность, трудолюбие. Характеристики общностей «Они» - глупость, злость, уныние, животные, африканцы, американцы, алкоголики, наркоманы (И. Р. Сушков, 1999) [См.: 3, с. 518]. Очевидно, сюда относятся также террористы, маньяки-убийцы, полицейские-оборотни, коррупционеры и другие (внешние и внутренние) враги государства и народа. Осознав свое единство, человечество ныне предполагает своими противниками («они») инопланетян - непонятных для нас существ. Вероятно, и смысл жизни человека обнаруживается перед «лицом другого» (E. Levinas).

Этническое самосознание, возникая и развиваясь в истории вместе с этносом, проявляется с разной силой - от слабо осознанной принадлежности к своему этносу, перекрываемой чувством принадлежности к неэтническим социальным группам, до сильно развитого чувства патриотизма, связывающего воедино личную судьбу и судьбу этноса (нации), подчиняющего интересы и жизнь индивида интересам этноса (нации). Развитый этнос выступает как социальная система, самовоспроизводящаяся путем этнически однородных браков и трансляции от поколения к поколению языка, культуры, этнических установок и ориентации, стремящаяся к созданию своих органов власти и управления.

Выделены пять типов восприятия человеком людей иных культур (W. Kimmel, 1997): 1) культурный шовинизм; 2) этноцентризм (знание о существовании этнических, классовых, религиозных, расовых и гендерных различий, но убеждение, что лишь свой стиль поведения и своя культура правильны и прогрессивны); 3) толерантность; 4) минимизация (или игнорирование культурных различий и интересов, акцент на сходных чертах культур); 5) понимание (того, что свой способ поведения - один из немногих, и другие - не аномальные, если не нарушают права человека, мораль и законы общества) [8, с. 603]. Условие понимания культурно-исторической реальности другого - способность к «эмпатии» - не концептуализация, а проникновение, перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция. Не посредством самонаблюдения (интроспекции), а только в истории, в сравнении себя с другими я познаю ин-

дивидуальное во мне: я сознаю только то, что во мне отличается от другого. Понимание, интуитивное проникновение одной «жизни» в другую противоположно методу объяснения в естественных науках, имеющих дело с внешним опытом и конструирующих свой предмет с помощью рассудка (W. Dilthey) [11, с. 86]. Но большинству людей трудно постоянно действовать на уровне «понимания»: они предпочитают привычные для них нормы своей культуры, а члены их группы (семьи, сотрудники) могут выразить им недоверие, если они быстро и кардинально изменят стиль поведения и мнение.

«Этноцентризм» (L. Gumplowicz, 1883;

W. Sumner, 1906) [11, с. 73, 304, 423] - это взгляд на иную культуру (или этническую группу) сквозь призму своей, а иногда - и желание отдать жизнь ради кажущихся эфемерными в сравнении с ценно -стью жизни человека понятий - Родина, «мой народ», «религия», «моя земля». В его основе лежит эмоциональная привязанность к своей культуре, что порождает также непонимание (из-за ошибок каузальной атрибуции) иной культуры - предубеждения, предрассудки и дискриминацию в отношении «чужих», а часто - конфликты с ними. Иногда термин «этноцентризм» используется как синоним термина «социоцентризм» («группоцентризм») -точка зрения человека, согласно которой его социальная группа («позитивная референтная группа», по T. Newcomb, 1950; «ингруппа», по H. Tajfel, 1974 [3, с. 471, 517]) представляет идеальные стандарты поведения, мнения и т. д., исходя из которых оцениваются другие группы (аутгруппы). Как «эгоцентризм» и «этноцентризм» он подразумевает недостаток чувствительности к ценностям и действиям других [14, Т. 2, с. 294, 495, 523].

В повседневном (обыденном) жизненном мире мы вступаем во множество контактов с другими людьми: одни люди нам нравятся, к другим мы равнодушны, а третьи нам откровенно неприятны. Палитра эмоциональных отношений человека к другому, особенно в структуре межличностных отношений с ним, по интенсивности и знаку представима шкалой: любовь ^ влюбленность ^ дружба ^ симпатия ^ безразличие (равнодушие) ^ антипатия ^ неприязнь ^ вражда ^ ненависть. Отношениям людей присущи сокровенные переживания, включающие и тайные отрицательные, которые человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми. В них не менее часто, чем положительные, проявляются и отрицательные интимные отношения - вражды, зависти, одиночества и др. Отношения вражды, во-первых, антиподы дружбе и любви, находятся с ними на разных точках одного континуума межличностных отношений, во-вторых, нередко возникают на основе вырождения близких отношений. Но вражда может возникнуть и самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений. Отношения вражды - отношения, проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью к другому (другим). В периоды преобразований об-

щества такие отношения проявляются не реже дружеских и любовных. Вражда всегда существует, так как потребности людей различны, и часто они могут быть удовлетворены лишь за счет пренебрежения потребностями других людей. Тот, кто имеет от жизни больше, вероятно, всегда вызывает у других людей, в основном неимущих, чувство зависти. История отношений и страстей, представленная писателями и философами прошлого, говорит о том, что люди, какими они были несколько веков назад, такими остаются и сейчас. Попытки путем революции изменить это в истории кончались крахом (Французская буржуазная революция конца XVIII в., социалистическая революция в России 1917 г.): изменить природу человека мерами принуждения невозможно как за 1-2 года, так и за 70 лет. Но потребность в изменении смысла истории, т. е. создании нового (своего будущего для каждой исторической эпохи), выражает гнев (критику социального зла своего времени), веру (убежденность в высшей этической природе призыва) и любовь (к человеку и человечеству). Социальные, межнациональные, межпартийные и межличностные конфликты в 1990-х гг. в РФ показали не меньше вражды, чем 80, 200 и более лет назад. То есть существуют неустранимые причины для проявления неприязни и даже ненависти между людьми. К ним относятся также интеллектуальные и личностные индивидуальные различия, которые зачастую ведут к непониманию друг друга и конфронтации. Люди по-разному понимают то, что происходит с ними и вокруг них. Очевидное для одного человека может стать проблемой для другого. То, что одному человеку удается легко, у другого может вызвать сильные затруднения. Часто возникает взаимный барьер непонимания людей: пренебрежение логикой необученного ей человека и непонимание того, кто ею владеет. Различия в уровне образования, жизненного опыта и интереса к разным сферам знаний и деятельности снижают взаимный интерес и понимание друг друга, и чем больше эти различия, тем глубже может стать недопонимание. Усугубляясь желанием обратить другого в свою веру, оно может породить взаимную неприязнь и привести к вражде. Так обычно возникает непонимание между людьми разного возраста, профессии, этноса, расовой, классовой и культурной принадлежности [15, с. 513-514].

Почва для возникновения вражды - и индивидуальные личностные различия (в свойствах темперамента, чертах характера, мотивах поведения и нормах морали). Началом межличностной неприязни людей обычно выступают индивидуальные различия и трудноразрешимые проблемы. Если их действие на межличностные отношения не блокировано, то рано или поздно они породят конфликт, вызовут со стороны одного или обоих вовлеченных в него индивидов неприязнь, способную превратиться во вражду. Возникшая вражда вызывает у человека скрытую или открытую неприязнь, бессознательную установку на противодействие. В

результате все его поведение в отношении другого человека направляется на то, чтобы доставить ему неприятности (тенденция садизма). Вражда между людьми, когда она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки устойчивые, возникают автоматически и трудно контролируются сознанием. То есть враждебные отношения между людьми легче предупредить, чем изменить их после возникновения. Но и в случае удачи прежде враждебные отношения почти никогда не превращаются в дружбу, тем более - в любовь. Чаще всего они приводят к равнодушию, изоляции людей друг от друга [15, с. 515-516]. Мы выделяем четыре типа глубинных предельных переживаний отношения человека к другому: сострадание (сочувствие, жалость), зависть, любовь и садизм. Если «любовь» - удовольствие (радость) от доставления удовольствия (радости) другому, то «садизм» - удовольствие от причинения боли (физической или психической - оскорбление, унижение, эксплуатация и др.) и страдания другому (или от восприятия страдающего существа), «сочувствие» - страдание от восприятия страданий (болезненных или неприятных эмоций) другого, а «зависть» - страдание (боль) от удовольствия (радости) другого [16, с. 282].

Воспринимая вербальное и невербальное поведение других людей, мы разделяем их на «своих» и «чужих» на основе социальных установок и стереотипов. Поэтому мы поспешно судим чуждый обычаи, не выяснив мыслей о нем представителей этой культуры. Альтернатива этноцентризму -«культурный релятивизм» (F. Boas, 1928; M. Her-skovits, 1948) [2, с. 257-258, 288-290] - практика оценки культуры исходя из ее стандартов. Но если почти любое поведение в каком-нибудь регионе считается нормальным, то позволительно все: гладиаторские бои (Древний Рим), инквизиция (средневековье), концлагеря (фашистская Германия и сталинский социализм). Тогда и физический труд детей с 5-6 лет (вместо игр и учения) в бедных странах (Марокко, Индия и др.) оправдан выгодой семьи. Поэтому при разработке универсальных норм поведения следует не навязывать другим своих норм должного, а воспринимать со стороны и свой образ жизни, - изучая других, мы глубже познаем и себя.

Личность современных взрослых людей содержит идентификационную матрицу, в основе которой лежит множество идентичностей (S. Moscovici): 1) объективные - природные (человек, раса, пол, возраст) и социальные (национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия), 2) субъективные (ролевые характеристики, оценка достижений и черт своей личности, Я-концепция и др.) [3, с. 539]. Семья определяет для детей социальные (предписанные) статусы -расовую, религиозную, этническую и классовую принадлежность. Со временем эти элементы становятся частью «Я»-концепции ребенка. Сложившие-

ся обстоятельства (внешние или внутренние), особенно часто группа, в которой в данное время находится человек, определяют доминирование одной из идентичностей в их иерархии, которая и образует призму его восприятия, понимания мира и регулятор поведения. Идентичность - результат категоризации человеком других, их сходства и различия с собой по разным признакам: мы осмысливаем общее и различное между нами и другими людьми (Н. Та]!е!, 1982). И при всей нашей уникальности мы можем взаимодействовать с другими благодаря знаниям не их индивидуальности, а социальных (предписанных и достигнутых) статусов и ролей (продавец, клиент и т.д.) [12, с. 496].

Поведение человека регулируется на 4-х уровнях его личности: коллективного и индивидуального сознания и бессознательного. Согласно К. Г. Юнгу, коллективное бессознательное (аналог «коллективных представлений» школы Дюркгейма - Леви-Брюля) содержит культурно-исторический опыт людей и транслируется от поколения к поколению, составляя «архетипы» поведения социального коллектива (семьи, этноса, расы), среди которых есть универсальные, присущие всем народам (например, идеи Бога, добра и зла) и культурно-специфические [2, с. 203; 12, с. 416]. Архетипы невозможно припомнить, дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке, они постижимы интуитивно, являясь в мифах древности, сновидениях нормальных людей, фантазиях душевнобольных, произведениях искусства и литературы. Уровень «спайки» мало зависящего от истории «коллективного бессознательного» (Юнг) и исторически изменчивых «форм общественного сознания» (марксизм) образует «менталитет» (ментальность) - совокупность принятых и одобренных обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, отличающая его от других общностей. Общественное сознание человека состоит из общечеловеческого начала и менталитета данного общества, но первое пересиливает косность традиций, закрепленных в менталитете. Если любовь к родным людям, боль при их утрате, гневное осуждение тех, кто стал причиной их гибели, - общечеловеческое свойство, то нравственное оправдание кровной мести (вендетта) -черта менталитета, утверждаемая народной традицией [1, с. 254].

«Этническая идентичность» - это осознание человеком своей принадлежности к конкретному этносу. Этническая самоидентификация - одна из социогенных потребностей человека в принадлежности к надежной группе поддержки, в которой он имеет постоянный статус. Поиск этнической идентичности выражается в формировании концепции национальной идеи. Так, башкирская национальная идея, как и у других бывших национально-политических образований СССР, - мировоззренческая схема, возникшая при выходе башкирской культуры в своем развитии на границу взаимодействия с другими культурами и рефлексивно вернувшаяся к себе как «другой культуре». Радикальные социаль-

ные реформы, усиливающие незащищенность личности, рост социальной энтропии стимулируют рост этнического самосознания. В полиэтнической среде возможны три ее типа (Т. Г. Стефаненко, 2003): 1) моноэтническая; 2) биэтническая (причисление себя к 2-м этносам - часто из-за разной национальности родителей) и 3) маргинальная (человек не может однозначно определить свою этническую принадлежность) [3, с. 541]. Осознание себя как представителя того или иного этноса (народа) -вид «самоопределения» человека наряду с внутригрупповым, профессиональным, половым самоопределением, часть центрального механизма становления личностной зрелости, состоящей в поиске и выборе человеком своего места в системе социальных отношений.

«Этничность» - принадлежность человека к этносу по семи объективным признакам (Б. Шез-тап, 1972): 1) язык; 2) народные традиции и обычаи; 3) специфика культуры; 4) сходные черты характера; 5) общность исторической судьбы; 6) место жительства; 7) внешность. Но жизнь современного человека обусловлена, прежде всего, внеэтни-ческими (социальными, экономическими, политическими) характеристиками - уровнем образования, профессией, уровнем дохода и др. (М. Не1з!ег). Его этничность - латентная и чаще проявляется в ситуации межэтнического конфликта, угрозы терроризма от аутгрупп или целостности ингруппы [3, с. 540]. Если чувство этнической идентичности оказывается слабее религиозных, региональных и культурных идентичностей, то государство распадается (Югославия).

Расовая и этническая принадлежность - социальные конструкты, формирующие нашу историю. Если первая подчеркивает роль биологических черт, то вторая - культурные особенности. Люди относят друг друга к определенной расе на основе физических признаков - цвета кожи, черт лица, структуры волос и формы тела. Антропологи полагали, что существуют три расы людей - европеоиды, монголоиды и негроиды, но исследования генной частотности в популяции (1993) обнаружили 37 разных рас [5, с. 36]. Раса и этничность людей взаимосвязаны. Например, россияне башкирского (или татарского) происхождения имеют характерные физические черты (уральская раса) и - те, кто поддерживает традиционный образ жизни,- особую культуру. Люди легко изменяют этническую принадлежность: иммигранты могут через некоторое время отказаться от своих культурных традиций или, как североамериканские индейцы, стремиться их восстановить. Но если они вступают в брак с представителями своего этноса, то расовые особенности сохраняются в поколениях. Этничность более изменчива, чем раса, ибо большинство людей ныне идентифицируют себя не с одним этносом (мультикультурная идентичность) [5, с. 69-70].

В обществе происходит взаимная «аккультурация» [2, с. 283-284; 10, с. 12-13] (вхождение в иную культуру, освоение преобладающих ценно-

стей, норм поведения, традиций и правил общества, сопровождаемое стрессом) доминирующего (титульного) населения и недоминирующих групп -малых этнокультурных групп, иммигрантов. У недоминирующей группы на основе характера ее установки формируется одна из 4-х стратегий аккультурации: 1) ассимиляция, 2) изоляция (сепарация),

3) маргинализация, 4) интеграция (J. W. Berry et al., 1997). Доминантная группа в ответ также формирует одну из 4-х стратегий аккультурации: 1) «кипящий котел», самая аморальная форма этноцентризма (и расизма) - геноцид [8, с. 483], 2) сегрегация,

3) исключение, 4) мультикультурализм (плюрализм) [3, с. 604-605]. Позитивный результат аккультурации - социокультурная, психологическая и экономическая адаптация.

Различные группы людей (военнослужащие, эмигранты, путешественники, обучающиеся в других городах и странах студенты, находящиеся в деловых командировках люди и др.) на длительное время выключаются из привычной для них повседневной жизни «дома» (жизни в актуальных или потенциальных «первичных группах» (по

Ч. Х. Кули) [12, с. 112-114]) и затем возвращаются домой, включаются в его жизнь. Понятие «дом» означает не только географически определенное место на поверхности земли, пристанище, но и родительский дом, родной язык, семью, друзей, любимые пейзажи и песни, определенным образом приготовленную пищу, привычные повседневные вещи, фольклор и личные привычки. Причем «дом» означает одно для человека, который никогда не покидает его, другое - для того, кто обитает вдали от него, и третье - для тех, кто в него возвращается. Так, согласно концепции «возвращающегося домой» A. Schütz (1899-1959), солдат - участник войны - испытывает трудности и самой войны, и возвращения домой после ее окончания [12, с. 496499]. Эти трудности (страдания) не столько житейские, бытовые и физические, сколько психологические, связанные с установлением взаимопонимания, диалога с близкими людьми по возвращении домой, ибо он уже не тот, прежний, а другой (даже не такой, каким его воображают домочадцы). Физически он уже вернулся домой, но психологически он еще долго будет «возвращаться», если вернется вообще. Стремясь интегрироваться с доминирующей группой общества, члены подчиненных групп (например, этнические меньшинства, мигранты) приобщаются к ее культурным стандартам. В результате их взаимодействия формируются «культурные (расовые, этнические) гибриды», которые неизбежно оказываются в «маргинальной» ситуации - на краю как доминирующей группы, никогда их полностью не принимающей, так и группы происхождения, отторгающей их как отступников. Расовая, культурная и этническая маргинальность относятся как к отдельным людям, так и к социальным группам. Маргинальные группы - группы находящиеся на границе или крае культуры, частично принимающие доминирующие культурные модели.

Они живут на границе между двумя (или больше) социальными мирами, и в полной мере их не принимает ни один из них, что обусловливает развитие у них различных личностных отклонений. «Марги-нальность» - промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами (часто конфликтующими или имеющими большую социальную дистанция между собой), что накладывает отпечаток на его психику. Маргинальный человек - человек, находящийся между двумя культурными группами, перед которым стоит дилемма, к какой из них присоединиться, культурные ценности и нормы какой их принять [14, Т. 2, с. 205, 427]. Американский социолог Р. Парк ввел это понятие для обозначения положения мулатов (потомков от браков представителей европеоидной и негроидной рас), считая, что «маргинальная личность» имеет ряд характерных черт: тревожность, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стесненность, эгоцентричность [10, с. 338]. Человек, который интериоризировал многие ценности двух или более конфликтующих социокультурных систем, типически испытывает дискомфорт (одиночество, утрату социальных связей) и часто проявляет поведение, превращающее его в «анафему» для всех систем. В его «маргинальной» личности (R. E. Park, 1932; E. Stonequist, 1960) в отличие от «модальной» личности не формируется однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций [11, с. 175]. Но приобщение человека к двум культурам (одновременная жизнь в них - старом, где он родился и рос, и новом, где он обретает образование, профессию и иной образ жизни) требует от него развития мотивации, интеллекта и креативности. Поэтому маргинальные личности чаще (чем модальные личности) бывают более одаренными, имеют ярко выраженную индивидуальность, менее привязаны к стандартам и слывут новаторами, революционерами, оставившими свой вклад в политике, науке, культуре и искусстве. Множество фактов из биографий выдающихся людей показывает, что маргинальность - стимул развития личности и может быть сознательным принципом творческой личности.

Исследования проблемы психологических особенностей этносов и маргинальной личности актуализируются в связи с ростом тенденции к маргинальности в современном мире. Актуальны также исследования проблем особенностей когнитивной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер, а также типов личности, свойственных каждому этносу. Эти исследования позволят выделять

и своевременно разрешать те противоречия между этносами, которые могут привести к социальным конфликтам, либо конструктивно преодолевать уже возникшие конфликты для успешного решения задачи построения в полиэтничной РФ демократического государства с рыночной экономикой. Сбор фактов в науке всегда сопровождается их осмыслением (анализ и обобщение) в понятиях и категориях этой науки. При этом идеи данной школы или взгляды данного исследователя связаны с современными и предшествующими взглядами, имеющими социально-идеологическую основу. Поэтому возникает потребность (и задача) переосмысливать категориальный аппарат психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. 528 с.

2. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа, 1978. 352 с.

3. Почебут Л Г., Мейжис И. А Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 672 с.

4. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред.

B. В. Давыдов. М.: Больш. Росс. Энцикл., 1999. Т. 2. 672 с.

5. Мацумото Д. Психология и культура. / Пер. с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 416 с.

6. Галяутдинова С. И., Емалетдинов Б. М. Расстройства личности: спецкурс по клинической психологии / Уч. пос. В 2х кн. Уфа: бИРо, 2005. 362 с.

7. Асафьева Н. В., Галяутдинова С. И., Емалетдинов Б. М. Проблема этноса в психологии: анализ понятий // Духовнонравственный потенциал и социально-психологические детерминанты этнокультурного развития народов современной России: Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции 19-20 мая 2011 г., г. Уфа / Под ред.

C. И. Галяутдиновой, И. Н. Нурлыгаянова. Уфа: РИЦ Баш-ГУ, 2011. 318 с. 124-129 с.

8. Масионис Дж. Социология. 9-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. 752 с.

9. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред.

B. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академич. Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 652 с.

10. Философский энциклопедический словарь / Редкол.:

C. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. Энцикл., 1989. 815 с.

11. Современная западная социология: Словарь / Сост.

Ю. Н. Давыдов, М. С. Ковалева, А. Ф. Филиппов. М.: Политиздат, 1990. 432 с.

12. Зборовский Г. Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007. 608 с.

13. Бохеньский Ю. М. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков / Пер. с польск. М.: Прогресс-У1Д, 1993. 187 с.

14. Ребер А. С. Большой толковый психологический словарь. В 2-х т. / Пер. с англ., 2-е изд., доп. и испр. М.: Вече, АСТ, 2003. Т. 1. 592 с.; Т. 2. 560 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение: Владос, 1995. 576 с.

16. Емалетдинов Б. М. Проблема любви в социальной философии и психологии: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 348 с.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.