Научная статья на тему 'Этническое самосознание как выражение этнических особенностей личности и их учет в профилактике социальных девиаций молодежи'

Этническое самосознание как выражение этнических особенностей личности и их учет в профилактике социальных девиаций молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
502
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНОКОНСОЛИДИРУЮЩИЕ И ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / АВТОСТЕРЕОТИПЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костенко М. М.

Этническое самосознание занимает центральное место в ряду компонентов этничности. Национальный характер представляет собой не элементарное суммирование отдельных черт и характеров этнической общности, а специфическое сочетание и проявление социальных и психологических свойств, ставших свойственными социально-этнической общности в конкретных исторических и культурных условиях ее развития. Условием формирования этнической определенности является овладение человеком системой ценностей данной этнической культуры и участие в сфере жизнедеятельности этноса. Устойчивость этнической идентичности, ее позитивная направленность являются основными позициями для ощущения психологической безопасности личности в социальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническое самосознание как выражение этнических особенностей личности и их учет в профилактике социальных девиаций молодежи»

№ 6 - 2007 г.

13.00.00 педагогические науки УДК 616.89-008.447-084:159.922.4]-053.81

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

М. М. Костенко

директор МДОУ ДОД <Дом детского творчества> Этническое самосознание занимает центральное место в ряду компонентов этничности. Национальный характер представляет собой не элементарное суммирование отдельных черт и характеров этнической общности, а специфическое сочетание и проявление социальных и психологических свойств, ставших свойственными социально-этнической общности в конкретных исторических и культурных условиях ее развития. Условием формирования этнической определенности является овладение человеком системой ценностей данной этнической культуры и участие в сфере жизнедеятельности этноса. Устойчивость этнической идентичности, ее позитивная направленность являются основными позициями для ощущения психологической безопасности личности в социальной группе.

Ключевые слова: этническое самосознание, этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки, автостереотипы

Этническое самосознание занимает центральное место в ряду компонентов этничности. В советской этнологической науке с 50-х годов его определение утвердилось как осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности. В последующем результаты эмпирических исследований обогатили знания об этом социальном феномене (труды Б.Ф. Поршнева, И.С. Кона, К.В. Чистова, М.В. Крюкова, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.).

Язык, территория, религия и другие признаки этноса несут в себе конкретное содержание, общность этих признаков представлена в качестве основных факторов образования этноса, способствующих его формированию, конституированию и утверждению. С точки зрения Н.Н. Чебоксарова, взаимодействие этих признаков, их суммарное влияние на образование и сохранение этнической общности выражается в виде вторичного фактора - этнического самосознания, который является в конечном счете решающим для принадлежности к той или иной этнической общности [12]. Тем самым этническое самосознание предстает итогом действий всех основных признаков, формирующих этническую сущность.

Ю.В. Бромлей расширил понятие термина, утверждая, что нельзя сводить этническое сознание лишь к осознанию национальной принадлежности, так как оно есть сознание человеком своих чувств, мыслей, мотивов поведения. Он пришел к выводу о том, что в качестве основных компонентов этнического сознания выступают: национальная идентификация, представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целостности (автостереотипы), представления об общности исторического прошлого (территориальной, государственной), осознанное

отношение к материальным и духовным ценностям народа, его достижениям и ориентациям на них [2, c . 176].

Г.В. Старовойтова вычленила такие важнейшие эмпирические индикаторы этнического сознания, как этническая самоидентификация, представления об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках, <национальном характере> общности черт внешнего облика. К косвенным эмпирическим индикаторам этнического самосознания она относила некоторые элементы традиционной культуры (национальные обычаи, праздники, обряды), язык и ориентацию в межнациональном пространстве [11].

Экспериментально выявленная когнитивная структура этноинтегрирующих и этнодифференцирующих компонентов этнического самосознания Г.У. Солдатовой включает следующие группы признаков: этнокультурные особенности, черты характера, отношение к людям, оценка поведения и динамических характеристик [10]. Ю.В. Арутюнян выделяет четыре источника этнического сознания: <родовой>, <психологический>, <культурный> и <социальный>. При этом родовой источник имеет, по его мнению, социально-биологическую природу; к психологическому он относит накопленные народом духовные идеалы (от религиозных до социальных); этнокультурные диктуются культурными интересами этноса, социальный -представлен этносоциальными интересами [1].

Из анализа приведенных различных теоретических работ видно, что отечественные авторы близки в толковании этнического самосознания, но выделяют разные аспекты данного феномена.

В Америке и Западной Европе труды по проблемам национального самосознания появились в 5070-е годы. Так, Дж. Мэрдок рассматривал национальное самосознание в контексте <национально осознающих себя племен>. По его мнению, этноидентификация означает отождествление человеком самого себя с другими членами своего сообщества. Это приближает термин к понятию самосознания. Отдельные проблемы этнического самосознания были отражены в 50-80-х годах в трудах О. Клиберга, Х. Тэйфеля, Н. Хардинга, Г. Козинга. В основном данные исследования относятся к проблемам этничности, этнической идентификации, самосознания и этнического сознания. Зарубежные авторы до сегодняшнего дня не пытаются разграничить эти понятия, отождествляя их между собой, что показывает недостаточную разработанность методологического и концептуального аппарата по проблемам этничности.

В.И. Козлов ставил этническое самосознание на первое место среди всех компонентов этнической общности [6; 7]. С первой половины 70-х годов в трактовке В.Ю. Бромлея этническое самосознание стало определяться как <непременное условие функционирования этноса> [3, c . 98], а в дальнейшем - как <неотъемлемый компонент этноса> [4, c . 176].

Действительно, даже биологически однородная с данным этносом личность, но не выработавшая этнического самосознания, фактически выпадает из участия в процессах этнической духовной жизни и занимает пограничную этнокультурную позицию и маргинальный статус.

По мнению В. Владыкина [5], В. Крысько [8], Д. Пибоди [9], Г. Шкляева [13], национальный характер представляет собой не элементарное суммирование отдельных черт и характеров этнической общности, а специфическое сочетание и проявление социальных и психологических свойств, ставших свойственными социально-этнической общности в конкретных исторических и культурных условиях ее развития. Ими составлены основные характерологические портреты типичных представителей основных наций. Так, например, немец - практичный, организованный, трудолюбивый, уверенный, твердый, жесткий; русский - откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, непрактичный, доверчивый, миролюбивый. Типичность социально-психологических черт не исключает индивидуальности отдельных представителей этноса, но общие черты этнической общности неизменно проявляются в отношении к действительности и поступках.

Условием формирования этнической определенности является овладение человеком системой ценностей данной этнической культуры и участие в сфере жизнедеятельности этноса. Личность не

только осознает этнические ценности и установки путем логического мышления, но и приобщается к ним в процессе внутриэтнических взаимодействий.

В процессе следования национальной традиции, обычаям, выполнения обрядов и ритуалов формируются автостереотипы (представления, поступки и эмоциональные проявления в отношении своей этнической общности), подражание, внушение, групповое мнение, массовый вкус, этническая мода, проявления контагиозности.

Устойчивость этнической идентичности, ее позитивная направленность являются основными позициями для ощущения психологической безопасности личности в социальной группе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что этническое самосознание - это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок объективно существующих этноинтегрирующих и этнодифференцирующих компонентов жизнедеятельности этносов. Итогом формирования данной системы является осознание человеком своей принадлежности к этнической общности. Учет особенностей этнического сознания необходим в работе по профилактике наркотической зависимости среди детей и молодежи.

Литература:

1. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание / Ю. В. Арутюнян // Социс. - 1990. - № 7. - С. 42-49.

2. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. - 412 с.

3. Бромлей Ю. В. Этнос и эндогамия / Ю. В. Бромлей // Советская этнография. - 1969. - № 6. -

С. 84-91.

4. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1973. - 272 с.

5. Владыкин В. Е. Этнография удмуртов / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - Ижевск: Изд-во ЧТУ, 1991. - 321 с.

6. Козлов В. И. О понятии этнической общности / В. И. Козлов // Советская этнография. -1967. - № 2. - С. 109-111.

7. Козлов В. И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса / В. И.

Козлов // Советская этнография. - 1974. - № 2. - С. 79-92.

8. Крысько В. Г. Состояние и перспективы развития этнопсихологии в России / В. Г.

Крысько // Мир психологии. - 1996. - № 2(7). - С. 114-127.

9. Пибоди Д. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросс-культурный аспект / Д. Пибоди, А. Г. Шмелев, М. К. Андреева, А. Е. Граманицкий // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 101-109.

10.Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура общественного сознания / Г. У. Солдатова // Познание и общение. - М., 1988. - С. 111-125.

11. Старовойтова Г. В. К исследованию этнопсихологии городских жителей: по материалам опроса трех городов Татарской АССР / Г. В. Старовойтова // Советская этнография. - 1976.

- № 3. - С. 45-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.