Научная статья на тему 'Ливанский художник Мона Сехнауи'

Ливанский художник Мона Сехнауи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
150
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ливанский художник Мона Сехнауи»

Ливанский художник Мона Сехнауи

К. Ямин,

аспирантка

Стиль художницы Моны Сехнауи необычен и индивидуален. В ее работах «ощутимо влияние византийских икон и персидских миниатюр» (в двухмерности ее графики), прослеживаются черты наследия ближневосточных культур [1]. «Арабские корни» - так была названа одна из экспозиций живописных полотен Моны Басили Сехнауи, известной ливанской художницы, дизайнера, живущей и работающей в Бейруте [5]. «Арабские корни» - этими словами характеризуют творчество Моны Сехнауи зрители и критики [4].

Родилась художница в Александрии (Египет) в 1945 г., где закончила английский колледж и посещала Академию Изящных Искусств Silvio Bicci. В Бейруте она училась в Американском университете, затем перешла в Аризонский Университет (the University of Arizona).

Ее имя широко известно не только в Ливане. Выставки живописи Моны Сехнауи проходили во многих столицах мира (Нью-Йорк, Париж, Лондон), где ее работы неизменно отмечали наградами. Полотна художницы находятся в музее «Brent» в Александрии, в музее «Сур-сок» в Бейруте, в коллекции футуристического Центра искусств в Американском университете в Бейруте, в художественной группе Банка Ауди и в частных коллекциях по всему миру.

О том, что «крупная на Арабском Востоке школа изобразительного искусства сложилась в Объединенной Арабской Республике», востоковед Б.В. Веймарн писал еще в 1970-х гг., отмечая, что «ее истоки связаны с открытием в Каире в 1908 г. Школы изящных искусств». Первоначально в Школе преподавали французские и итальянские художники. Изучая и позиционируя художественную культуру арабских стран, Б.В. Веймарн высказывал опасения, что «многие из молодых художников по своей творческой позиции оказывались в одном ряду с теми из художников, которые поддавались влиянию западноевропейского и американского модернизма» [6].

300

Высказанные опасения не относятся к работам Сехнауи. «Ее творчество не утрачивает связи с подлинными социальными традициями Востока». «Память Востока в картинах» называется постоянная экспозиция живописи Моны Сехнауи в галерее «Sahnawi» [1].

Новая художественная культура, отмечал Б.В. Веймарн, и при существенном различии в каждой из арабских стран (уровень общественной жизни, местные традиции и т.д.) обладает известной общностью. Характеризуется общность новой художественной культуры сочетанием нового и старого. Именно в этом сочетании видят критики особенность неповторимость изобразительного стиля Моны Сехнауи.

Выбираемые ею сюжеты являются тому доказательством. Насыщенные гармоничными цветовыми сочетаниями ее живописные полотна как будто представляют восточные притчи. Тихие истории ее картин приглашают в прекрасное прошлое с минаретами или мягко отправляют в будущее [1, Доха Абдель Рауф]. «Я искала покой в зарисовке ностальгических образов прошлого, цветы на балконе, наш хлеб и наши оливковые деревья, - говорила о себе Мона. - Но я еще рисовала реальность - старый Бейрут с его красными черепичными крышами и арочными окнами, его продавцами бубликов (ka'ak), его рыбаками на набережной, спокойным морем, ярким полумесяцем и ночными звездами» [3]. Высотные здания Сехнауи сравнивает с «зеркальными шторами», которые препятствуют человеческому общению с природой. Она игнорирует их полностью, скрывая силуэты в фонах картин. «В старом Бейруте - душа, а в новом ее нет». Современные городские постройки плохо учитывают человеческий масштаб, считает Мона.

Новая архитектура в городах арабских стран в начале ХХ в., в колониальный период и после Второй мировой войны, приобрела черты современного конструктивизма, отмечал Б.В. Веймарн, здания возводились по проектам европейских архитекторов, которые недостаточно учитывали местные строительно-архитектурные традиции, использовали бетон и стекло - материалы современной архитектуры. Национальные зодчие, видные архитекторы современного Ливана (Антуан Табет, Асем Салям и др.) появились позже [5]. Возможно помня мудрый совет известного египетского архитектора Хасана Фатхи, предостерегавшего, чтобы здания не были выше, чем пальмы, ибо «приведет это к утрате социальных ценностей, к слому социальной структуры», Мона Сехнауи в каждую свою живописную работу включает символы -хранители традиций, оберегающие амулеты [4].

В целом художник Мона Сехнауи «приближается в своем искусстве к современному реализму, освобожденному от строгих академических ограничений» [1, Якзан Таки]. Проведем небольшой анализ, подробнее рассмотрим отдельные работы, например городской квартал «Айн Мрайси (район в Ливане)». Сюжетом автор берет сложный

301

фрагмент городской застройки с лестницами, уходящими серпантином за дома. Отслеживает локальный, конкретный цвет каждого из изображаемых предметов. Как художника и городского жителя ее привлекает конструктивная сложность современной застройки. Она готова полностью отдаться честному конструктивному рисованию, чтобы с беспристрастной точностью передать на холсте это столкновение сложных форм-кубов - небольших домов и высоких зданий (рис. 1). Она училась этому мастерству. Она может. Только ее художественная индивидуальность противится простой фиксации. Натуру можно показать, но надо и «рассказать», чтобы рассказ был ярким. Мона Сехнауи тяготеет к яркости оттенков и контрастным цветовым сочетаниям. Не страшась отступлений от реальности, она привносит в основной сюжет дополнительные изображения, вплетает их, ведомая процессом композиторства. Ее действия подобны тому, как человек, отлично владеющий двумя языками, начинает говорить на одном языке и незаметно для себя самого продолжает говорить на другом. Легкость неожиданного перехода из одной изобразительной системы в другую и создает то музыкальное звучание, которое присуще именно Моне Сехнауи. «Отвлечение от прозаической конкретности» действительности открыло возможности широких поэтических обобщений, потребность в которых вытекала из желания художников видеть жизнь преображенной [6, с. 158].

В другом ее пейзаже на первом плане горизонтально расстилается равнина, вдали деревья изображены совсем небольшими по сравнению с кипарисами, растущими в середине равнины; на заднем плане встают массивные горы. Для Сехнауи такой реально пространственный сюжет даже при всей цветовой насыщенности не декоративен.

Рис. 1. Мона Басили Сехнауи. Айн Мрайси (район в Ливане)

302

Мона вводит элементы наивной орнаментики - желтые подсолнухи (с сознательным нарушением их масштабности) и поднос с чайником и стаканами. Вопреки уже заданной ею пространственной системе она превращает силуэты кипарисов в плоские языки-формы. И в поддержку плоскостной системе она кладет по холсту силуэты стаканов и чайника абсолютно фронтально, будто это уже не пейзаж, а ковер на стене. Диагонали (линии подсолнухов и стаканов) выстраивают линейную композицию в виде треугольника - самое верное средство визуальной организованности или статичности (рис. 2). «Она работает на одном измерении, где множество цветов и форм; она ставит зрителя как бы перед современным ковром с узорами, миниатюрой...» [1, Маха Султан].

Рис. 2. Мона Басили Сехнауи. Бекаа летом

«В отличие от древнего и средневекового искусства, в котором традиция направляла художника, теперь художник пробивает дорогу традиции своей пластической интерпретацией действительности», -пишет о проблемах современного искусства Л.В. Мочалов [6, с. 152]. «Не видеть особенностей формы - значит не понимать содержания во всей его полноте» [6, с. 4]. Художники, воспринимающие действительность эмоционально, чаще выражают свое мироощущение, порожденное даже драматической эпохой, в мотивах самых обычных. «Носителями» художественного содержания оказываются не столько сюжет, драматическое действие или психологические характеристики, сколько пластический строй образа (решение пространства, цвет, ритм и т.д.). Благодаря этим категориям языка живописи и складывается характер изображения [6, с. 159].

Высказывания искусствоведов о коренных проблемах искусства помогают осознать живопись и графические работы Моны Сех-

303

науи. «Произведение искусства редко бывает полностью и до конца оригинально, поскольку оно обычно связано с тем, что было достигнуто ранее в истории искусства. Совокупность таких связей и есть традиция. Полет творческой фантазии, как правило, основывается на знании традиций, т.е. того, что передается по наследству» [8, с. 3].

»В подвижном многообразии жизни египетское искусство искало немногих, но непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык, отвечающий идее постоянства, - язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов» [2, с. 29].

В пейзажных сюжетах с глубокой перспективой художница гасит глубину, уплощает в изображении предметы, ставит их фронтально на поверхность холста, и они начинают звучать в контексте полотна смысловыми элементами - символами. В серии из семи небольших картин, написанных маслом и озаглавленных «Птицы Бейрута ради мира», она добавляет цвет сердца, красный, и оливковую ветвь к символу птицы. Цвета и обтекаемые формы изящные и мирные, а оливковая ветвь так усыпана листвой, как будто это разноцветные цветочные букеты, что зрителям не составляет труда понять - речь идет о мире. Птица для Моны Сехнауи есть еще символ странствования и открытий [4].

На выставке с названием «Пятый день», проходившей в зале Жанин Rubeiz, Мона Сехнауи показывала живопись, рисунки и ковровые узоры (сажжадийят), чтобы «вернуть зрителя к декоративному и узорчатому наследию, которое ведет в глубь времени: от представлений о птицах в цивилизации Древнего Египта, византийских икон и мозаики до эпохи мозаики эллинизма, узоров на персидских коврах и персидских миниатюр. Художница часто ссылается на присутствие птиц в восточных религиях, в частности в христианстве и исламе. Она обращается к истории Ближнего Востока и птицам, таким как удод и сокол, павлин - символ плодородия; Бог создал птиц на пятый день [1, Фатима Атфа]. Она «вкладывает в изображение птиц разный смысл: ладонь превращается в птицу или птица приобретает круглую, как солнечный диск, форму, или она садится, словно надежда, на руки дервишей, а сам дервиш затанцует, как птица» [1, Маха Султан].

»В красоте созерцаемых вещей «просвечивает» высшая красота Творца; созерцаемые вещи надо видеть не только такими, какими они являются в повседневной жизни, но и в качестве метафор высшего бытия, разъясняет Б.В. Раушенбах, обращая внимание еще на одну глубоко традиционную черту изобразительного искусства. «Со средневековой точки зрения, помимо своего обычного смысла, предметы могут иметь и иной, высший смысл» [7, с. 212].

Если «любое событие имеет два смысла - обычный и высший, и если целью познания является постижение обоих смыслов на

304

пути созерцания», и оба смысла должны быть созерцаемы непосредственно, можно добавить, ввести дополнительный сюжет, чтобы обогатить смысл и в рассказе сделать его непосредственно видимым.

Включая в сюжетный текст живописи, казалось бы, иные, внесюжетные изображения - птиц, рыб, лошадей, звезды и элементы каллиграфии, принимаемые зрителями как символы, - Мона Сехнауи стремится придать особо значимый смысл тому простому окружению, в котором живет современный человек. Реальность для нее, как и для большинства ливанцев, в сущности, есть необходимость выживания. «Я видела борьбу за выживание и в растениях, которые выживают в самых трудных условиях. Именно так выживает народ Ливана. Мое внимание привлекли кактусы, колючки (shawk), все, что должно было бороться, чтобы расти, жить и цвести» [3]. Своими картинами Сехнауи утверждает, что «жизнь продолжается даже в самые худшие годы войн».

Конкретность и декоративность живописной композиции в сочетании с условностью разных пространственных решений и плоскостной графичностью - такова живопись Моны Сехнауи. Не удивительно, что помимо живописных полотен как график она столь же легко создает плакаты. Композиционные приемы древнеегипетского искусства, в котором «первостепенное значение приобрели линия, силуэт, симметрия и асимметрия, ритм, орнаментальность, декоративность», обозначенные изучавшим способы передачи трехмерного мира на двухмерной плоскости картины Б.В. Раушенбахом, свойственны всем работам Моны [7, с. 164]. И далее. «Если... проследить историю развития древнеегипетского изобразительного искусства, можно обнаружить почти полную неизменность «чертежных методов», - указывает исследователь, отмечая, что напрасно «многие думают, о неразвитости изобразительного искусства Средних веков, ждущего живительных импульсов эпохи Возрождения» [7, с. 164]. «Во времена господства пиктографии письменный знак и изображение события не различались. Позже они разошлись: письменность становилась все более знаковой. в то время как художественное изображение события - все более пластически информативным» [7, с. 165].

Мона Басили Сехнауи выступает одновременно как живописец и профессиональный дизайнер. Особое место в ее творчестве занимает рекламный плакат, в меньшей степени торговый, в большей - социальный (рис. 3-4). В каждом конкретном случае ее решение достаточно индивидуально. Новизна решения достигается благодаря графической выразительности, неповторяемости решений.

Многие годы она возглавляла департамент искусства графики при Национальном совете по туризму Ливана. Ее плакаты симво-личны, в них заложен глубокий смысл. Она преподносит реальность, которая есть и будет существовать. Язык искусства - своего рода мыс-

305

Рис. 3. Мона Басили Сехнауи. Туристическое бюро молодых. Плакат

Рис. 4. Мона Басили Сехнауи. UNICEF, 1975. Плакат

306

лительный материал. «Через пластический строй произведения наиболее ярко проявляются творческая индивидуальность и субъективность художника, создающего в изображении природы и отдельных предметов свой синтетический образ мира» [6, с. 165]. На счету у Моны Сехнауи девять персональных выставок [4]. Ее искусство традиционно и отражает настоящее для прогнозирования будущего.

Библиографический список

Отзывы на выставки и работы ливанских художников / Доха Абдель Рауф, Маха Султан, Фатима Атфа, Якзан Таки. - 82 Lebanese Artists ; Reviewed by Helen Khal. Ed. by Cesar Nammour, Gabriela Schaub. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://onefineart.com/en/ artists/mouna_bassili_sehnaoui/ (Дата обращения: 26.04.2014).

Дмитриева Н.А. Краткая История Искусств / Н.А. Дмитриева. Кн. 1. - М. : Искусство. 1989. - 318 с.

Daily Star newspaper, 1998. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://onefineart.com/en/artists/mouna_bassili_sehnaoui/ (Дата обращения: 26.04.2014).

Daily Star newspaper, 1999. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://onefineart.com/en/artists/mouna_bassili_sehnaoui/ (Дата обращения: 26.04.2014).

Веймарн Б.В. Искусство Арабских стран / Б.В. Веймарн.

[Электронный ресурс] - режим доступа: http://allrefs.net/ c2/3umuq/p37/ (Дата обращения: 16.05.2014).

МочаловЛ.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи / П.В. Мочалов. - М. : Советский художник, 1983. - 376 с.

РаушенбахБ.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Раушенбах. - М. : Аграф, 2012. - 240 с.

Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Сокольникова. Т. 2. -М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.

307

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.