Две эпохи возрождения искусства Ливана
К. Ямин,
аспирантка кафедры ХТОПП
Два очень разных периода в искусстве Ливана, с разрывом в три столетия, нашедшие отражение в искусствоведческих трудах, выбраны для данной статьи. Первая эпоха обозначена в книге Эдуарда Ла-худа «Изобразительное искусство Ливана». Другая, новая эпоха, очерчена в статье Б.В. Веймарна «Искусство арабских стран».
В современной художественной жизни Арабского Востока искусству Ливана отводят особое место. Характер развития всей ливанской культуры тесным образом связан с историей небольшой страны, издавна игравшей важную роль в судьбах арабского мира. Торговый и культурный посредник между арабскими государствами и Западом, Ливан, благодаря своему историко-географическому положению, смог достаточно полно и широко испытать воздействие европейского искусства. Однако и оно обязано этой стране знакомством с арабскими художественными традициями. В книге Эдуарда Лахуда представлена эволюция ливанского искусства со времени окончания периода османского господства и до наших дней, выявляются взаимосвязи искусства Ливана с искусством других стран, анализируется связь с турецким искусством, определяется влияние французского академизма.
Процесс взаимодействия различных культур, отчетливо наблюдаемый в Ливане на протяжении многих лет, был значительно ослаблен лишь в последние годы, когда в стране резко обострилась внутриполитическая ситуация.
Примечание. В период арабских завоеваний и становления Халифата в Ливан проникает ислам. В XII веке Ливан - часть Иерусалимского королевства крестоносцев. В XIII веке крестоносцы были изгнаны из Ливана египтянами, и Ливан до XVI века находился в составе
182
Египта, когда султан Селим I присоединил эту территорию к Османской империи. Эмиры Шехаб правили Ливаном с 1697 до 1842 год.
С середины XX века в Ливане начали усиливаться противоречия между христианами и мусульманами, вылившиеся в гражданскую войну. Вторая гражданская война между мусульманской и христианской общинами в Ливане, разразившаяся в 1975 году, продолжалась 15 лет.
О пробуждении искусства в Ливане в начале XVII века, в эпоху правления эмира Фахр эд-Дина II, вдохновленного искусством Запада и заинтересованного в том, чтобы модернизировать Ливан, - находим сведения в книге Эдуарда Лахуда, ливанского художника и искусствоведа, «Изобразительное искусство Ливана». Эмир Фахр эд-Дин II следил за всеми новинками в области искусства, - отмечает Эдуард Лахуд, - и проецировал их на Ливан. Приглашенные эмиром архитекторы и художники из Тосканы строят в Бейруте дворец в венецианском стиле. По красоте и богатейшему дизайну дворец не уступал самым известным дворцам Европы. «Это положило начало развитию большого искусства в Ливане, его возрождению и модернизации, особенно в его прибрежной части. ...Горный Ливан пошел по пути типографского дела и школьного образования».
«Прибрежный Ливан, особенно Бейрут, становится настоящим узлом международной связи, культурным, туристическим и коммерческим центром. Что касается искусства, то Ливан ощутил на себе сильное влияние различных зарубежных течений в этой области». Большинство старейших ливанских художников получали образование в Риме, Париже, Лондоне и Брюсселе. Развитие ливанской пластики и живописи поначалу заметно отставало.
Поток произведений искусства (картин и скульптур) с Запада, шел в основном из Италии и Австрии. И в скором времени ливанские скульпторы начали копировать скульптурные произведения из Европы. Одним из первых мастеров, заслуживающих внимания, был ливанский художник Канаан Диб (Canaan Dib), составивший конкуренцию итальянцу Джусти (Giusti), придворному художнику эмиров Шехаби-тов (Chehab), правивших в Ливане с 1697 до 1842 год.
Большое количество зарубежных художников «ориенталистов» приезжало в Ливан с целью создания живописных полотен об этой изумительной по красоте стране, - отмечает Эдуард Лахуд. Зарубежные художники - «ориенталисты» стали основателями «морской» школы живописи в середине XIX века в Бейруте. «Однако европейское влияние не было единственным в изобразительном искусстве Ливана. Турецкая школа живописи, чей стиль преобладал во всех провинциях османской империи, и на территории Ливана, способствовала формированию другого направления. Это - изображение исторических событий, в частности, военных баталий».
183
Примечание. Тема - «турецкая школа живописи» - особая грань искусства Ливана (будет рассмотрена в отдельной публикации). О творчестве мастеров школ миниатюрной живописи, основных центрах культуры в городах Османской империи, достаточно подробно рассматривает Б.В. Веймарн в своем значительном труде - книге «Искусство арабских стран и Ирана VII - XVII веков».
«К сожалению, большинство работ периода пробуждения утрачены. Но то немногое, что дошло до нашего времени указывает, что искусство той эпохи оставалось любительским, несмотря на его самобытный, аутентичный характер. Большинство из художников не имело даже элементарной подготовки, а успех их работ заключался в их наблюдательности, любви к искусству и упорном труде». Тем более значимыми являются работы мастеров возрождения искусства в Ливане, эпоха которого определяется временем конца XIX века - начало XX века.
Заслугой художников первого периода этой эпохи, считает Эдуард Лахуд, является то, что они привнесли в живопись Ливана принципы художественной техники, поняли суть эстетической работы - важность света и тени, благодаря которым форма, до сих пор носившая инертный и жесткий характер, становилась живой, выразительной, яркой.
Одним из пионеров периода возрождения искусства в Ливане является Дауд Корм (Daoud Corm) 1852-1930 годы. Его творчество сыграло первостепенную роль в отходе от узких рамок любительского искусства к более профессиональному, не уступающему по своей значимости шедеврам больших мастеров.
Дауд Корм. «Салах Эд-Дин Эль-Аюби» (Саладин)». Холст, масло, 80x60 см
184
Другой художник плеяды мастеров ренессанса Халиль Са-либи (1870-1928) (Khalil Saleeby) отличался своими прекрасными портретами, в которых он уделял большое внимание цветовой гамме и движению света). Салиби мало касался в своих работах распространенных в то время религиозных тем. В его экспрессивном портрете ливанского крестьянина отражена вся тяжесть труда простого народа.
Халиль Салиби. «Ливанский крестьянин». Холст, масло, 46x38 см.
«Принятие классического стиля, - пишет Эдуард Лахуд, сохранило в первом поколении художников желание не отрываться от своих национальных корней». Однако, художник Халиль Салиби, будучи изначально ярым классиком, отказывается позже от классической школы в пользу импрессионизма, пренебрегая порой законченным рисунком в угоду ярким цветовым мазкам. Салиби в дальнейшем становится «футуристом»».
Ко второму поколению художников и скульпторов относится скульптор Юсеф Гусуб (Youssef Ghossoub) (1898-1967), его скульптурные произведения можно увидеть в Ливане, Сирии и Палестине. Базовое образование Юсеф Гусуб получил у великого египетского скульптора Махмуда Мухтара (1891-1934).
«Новое изобразительное искусство и архитектура недавно ставших независимыми арабских стран сделали еще только первые шаги в своем развитии», - отмечал один из ведущих специалистов по искусству стран Востока, советский историк искусства, художественный критик Б.В. Веймарн в статье «Искусство Арабских стран». И приводил примером скульптурную группу работы Махмуда Мухтара «Пробуждение
185
Египта», впоследствии установленную на площади перед зданием Каирского университета.
«Формирование национальных художественных школ протекает в условиях острой идейно-творческой борьбы, исход которой зависит от дальнейших революционных преобразований в странах арабского мира». Б.В. Веймарн обращает особое внимание и на то, что народы этих стран объединяла общность не только исторических судеб, но и культура, общность языка. К середине XX столетия большинство арабских государств добилось своей независимости при поддержке со стороны социалистической системы и после египетской революции 1952 года. На волне национально-освободительного движения зародилась и получила развитие новая художественная культура арабского востока, считает Веймарн. Культура этого времени была тесно связана с борьбой против колонизаторов и несла в себе демократические художественные тенденции. Воодушевленные освободительными идеями, передовые арабские художники вступили на путь реализма и создавали художественные образы социально-бытовой тематики.
Несмотря на существенные отличительные черты художественной культуры каждой из арабских стран, отмечает Веймарн, они в целом прошли сходные этапы развития (в 20-30-е годы XX века) новой художественной культуры, окрашенной идеями, утверждающими национальное самосознание.
Ливан, также как некоторые другие арабские страны (Тунис, Сирия, Йемен), прочно занял позицию позитивного нейтралитета. Видимо в связи с этим Б.В. Веймарн, хотя писал о Ливане крайне мало, подчеркивал важную роль европейских реалистических традиций в развитии национального искусства.
Следует отметить, что Б.В. Веймарн статью об искусстве Арабских стран написал в 1965 году, то есть до гражданской войны в Ливане (1975-1990), обострившей в стране до предела противоречия по национальным и социальным вопросам. Поэтому в статье автором не мог быть отражен переход большой части ливанских художников к теме освободительной борьбы, темам противодействия израильской агрессии или палестинской проблемы, борьбы за более демократический строй в стране.
Большую часть внимания Веймарн уделил художникам Каира. К сожалению он не рассматривает работ таких значимых художников Ливана, как Дауд Корм и Халиль Салиби. Не упомянутые Б.В. Веймарном художники являются пионерами возрождения изобразительного искусства в Ливане, возвестив движение от любительского к профессиональному искусству. Их картины находятся в монастырях, церквях, хранятся в частных коллекциях, в музее Сюрсок при муниципалитете г. Бейрута и в коллекции Министерства Образования Ливана. Работы Дауда Корма и
186
Халиля Салиби остаются примерами классики на фоне упрощенных форм авангардистских течений и тенденций современного западно-европейского искусства.
«Все эти художники оставались приверженцами всего национального. Все в их работах - тематика (местные ландшафты и люди в национальных костюмах), специфическая цветовая гамма, несет на себе неизгладимый след их среды», - отмечает Эдуард Лахуда в книге «Изобразительное искусство Ливана».
Библиографический список
1. Всеобщая история искусств. Том 6, книга первая. Искусство 20 века // под общ. ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского - М. : Искусство, 1965 - С. 932.
2. Эдуард Лахуд в книге «Изобразительное искусство Ливана», Бейрут, Дар Аль Машрек, 1974 г.
3. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII — XVII веков / Б.В. Веймарн. - М. : Искусство, 1974. - 188 с.
4. http://artyx.ru/books/item /f00/s00/z0000026/
index.shtml
187