Научная статья на тему 'Военно-политический плакат Ливана'

Военно-политический плакат Ливана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-политический плакат Ливана»

Военно-политический плакат Ливана

Ямин Кристина,

аспирант кафедры ХТОПП

Появление военно-политического плаката в Ливане, как средства борьбы, средства открытого высказывания и выражения мнений, можно датировать 1970 г. После известных событий «черного сентября» в Иордании в том же году, палестинское присутствие в Ливане стало выходить за рамки беженцев и приняло более структурированный, военно-политический и пропагандистский характер.

Обычно, политическая борьба способствует появлению плакатов. Для мероприятий лидерских гонок создается столько плакатов, что ими могут быть буквально усыпаны улицы городов, в частности г. Бейрута.

Как отмечает Зена Маасри в своей работе «Off The Wall» -«Транспарант в арабском мире предшествовал плакату, как современное средство публичного распространения политических сообщений и проведения политических кампаний. Его ценность заключается в приоритете слова в публичном выражении и в приписывании эстетических качеств каллиграфии, которая будет отличаться по стилю и сложности формы в зависимости от типа сообщения. Поэтому транспаранты выражали язык улицы в большинстве арабских городов, начиная с первых десятилетий ХХ в.» [1, с. 36-37].

За годы военно-политических действий, сковавших Ливан, также создавалось достаточно большое количество плакатов и траспа-рантов, как отклик - «как язык улицы» - мгновенная реакция.

«Самое трудное в искусстве плаката (как, впрочем, в любом виде искусства) - достижение органического единства содержания и художественной формы» - пишут авторы книги «Психология восприятия и искусство плаката» [1, с. 3]. В Ливане в эти моменты, к сожалению, выполнением военно-политических плакатов занимались далеко не всегда специалисты своего дела, т. е. не дизайнеры-плакатисты, не художники, а просто исполнители заказов различных политических партий. В большинстве случаев эти люди не имели ни малейшего представления

о композиционном построении, поэтому многие плакаты были неоригинальны и однообразны.

Однако необходима некоторая систематизация военно-политических плакатов и анализ изобразительных решений, что позволит составить представление о начальной стадии становления жанра - военно-политического плаката Ливана, существующего уже более сорока лет - это реальность, - это особое явление, и оно - уже этап истории ливанского графического дизайна.

В своей монографии «Политический плакат в Ливане 19701985 г.» [3, с. 37, 43-48] Аднан Шарара досканально изучает этапы развития военно-политического плаката в Ливане, которые, впоследствии, легко выявляются.

Первый этап начался в 1970 г. и продолжался вплоть до начала гражданской войны в 1975 г. Плакат становится информационно-рекламным явлением в жизни Ливана.

Второй этап - до израильской оккупации 1982 г. Во всех плакатах приобладала тематика войны. Плакат особенно стремительно распространялся. Именно на этом этапе, надо отметить, началось самостоятельное развитие ливанского военно-политического плаката под эгидой различных партий и движений, особенно в стане национально-патриотических сил.

Третьий этап определяется временем израильской оккупации Ливана и его столицы г. Бейрут в 1982 г. Подчеркнем факт, составляющий специфику третьего этапа: до этого момента ареал распространения плакатов различных партий и движений совпадал с ареалом их реального влияния. Движение сопротивления израильской оккупации сопровождалось появлением новой тематики плаката - единение патриотических и исламистских сил во Фронт Национального Сопротивления.

Четвертый этап характеризуется подъемом исламистских сил (движения «Амаль» и других религиозных исламских сил, борющихся против оккупации). Для этого времени характерны плакаты с изображением схваток с неприятелем и портретами исчезнувшего при неизвестных обстоятельствах шиитского лидера «Движения обездоленных» Мусы Садра, а также с изображением его преемника Набиха Берри.

В своей работе Аднан Шарара также изучает композиционную сторону плаката [3, с. 38-41]. Так, наиболее характерной чертой военно-политического плаката в Ливане являлось изображение «личности» - это военный лидер, известный политический деятель, некая персона, или, чаще всего, боец, погибший в военных столкновениях. Изображение «личности» являлось главным и основным элементом плаката и почти всегда самоцелью. Остальные элементы в плакате были

второстепенными, лишь помогающими выделить «личность», подчеркнуть значимость представляемой персоны.

Композиционные же решения были зачастую однотипными: портретное изображение и составляло весь плакат (рис. 1).

Рис. 1. Принявший мученическую смерть руководитель Ахмад ал-Мир Аль Аюби (Абу Хассан), член политического бюро Ливанской Коммунистичекой Партии. Ливанская Коммунистическая Партия, 1979. Неизвестный художник, 71x49 см

Как отмечается в выше названной книге «Психология восприятия и искусство плаката» - «Очевидно, что формальные требования к плакату создают определенные сложности и противоречия на пути поиска и реализации тех или иных изобразительных средств. Стремление к лаконичности и доходчивости может повести к обеднению художественных приемов, то есть к штампу, что само по себе недопустимо. Однозначность передаваемой информации уводит от вариантности трактовок образного языка. Художественный образ в таком случае блекнет, теряет свою эмоциональную силу, целостность, не затрагивает субъективный мир зрителя и потому не может быть действенным». [2, с. 2].

В ливанском военно-политическом плакате повторы встречаются довольно часто. Порой в плакатах менялась только фотография личности, и соответственно вносились соответствующие изменения в написание имени. Любопытно, что иногда одно и то же портретное изображение лидера использовалось для плакатов разных партий, но близких по своим убеждениям. Тогда сменялись лозунг и атрибуты имени «личности», такие как вождь, руководитель, имам, президент, национальный лидер и т. д. Поэтому, приходится говорить о явлении «клише», штампа, повторов в решении плакатов.

Плакаты с изображением «личности» можно было видеть на улицах, в витринах магазинов и даже в жилых домах в качестве выражения поддержки лидеру. Подобный тип плакатов активно используется и по сей день, как средство массовой информации в предвыборных мероприятиях. Размеры портретов были значительными, достигали нескольких квадратных метров.

Но плакат - «средство публичного распространения политических сообщений», «приоритет слова в публичном выражении» -считает Зена Маасри [1, с. 37]. Поэтому, с другой стороны, есть желание в этом спонтанном явлении видеть аналогию с народной графикой неспокойных времен военно-политических событий европейских стран. В дальнейшем еще предстоит развить эту линию исследований. Сейчас мы рассматриваем то, что есть - военно-политический плакат Ливана.

Плакат чаще обращается к зрителю прямо, без обиняков, даже без символики, намеков или метафор. Композиция произвольная. То же самое можно сказать о выборе цвета. Цветовые сочетания не имеют отношения к содержанию плаката.

С целью подтверждения политического родства, альянса или политической преемственности рядом с изображением высокопоставленного лица могло быть изображение другой важной личности, возможно, к нему приближенной. Использовался композиционный ход двойного портретного изображения (рис. 2).

Рис. 2. Обет есть обет. Прогрессивно-Социалистическая Партия, 1981. Набиль Кадух, 65x50 см

Например, Валид Джумблат рядом со своим отцом Камалем Джумблатом (Прогрессивно-социалистическая партия), Набих Берри рядом с имамом Мусой Садром (движение «Амаль»), Амин и Башир

Жмайель со своим отцом Пьером Жмайелом (партия «Фалангистов»), Мустафа Саад рядом с отцом Мааруфом Саадом («Независимые Насе-ристы»), Тони Франжийе рядом с отцом Сулейманом Франжийе (движение «Марада»).

Любопытно, что в отдельных плакатах можно увидеть вместе портреты местных ливанских лидеров с более значительными лидерами Арабского востока, такими как Джемаль Абдель Насер, Хафез Асад и др.

В плакатах партий можно было видеть портреты нынешних и бывших, уже умерших руководителей, ставших для партии политическим символом.

Чаще всего встречаются плакаты с изображением бойца (или бойцов), погибших в военном столкновении (рис. 3).

Рис. 3. Земля наша! Герои, павшие в борьбе против оккупации.

Организация Коммунистического Действия в Ливане.

Неизвестный художник, 81x55 см

Плакаты такого типа тиражировались в большом количестве, так как требовалась активная реакция на проходящие военные события.

Предполагалось, что именно само портретное изображение несет весь смысл сообщения. Тексту предписывалось объяснять содержание плаката. Поэтому текст также становится необходимым элементом в плакате. «Характерная черта плакатов времен гражданской войны -

это обилие каллиграфии, политически загруженная риторика, красноречивые лозунги, цитаты из высказываний основателей партии или из стихотворений современных поэтов, а также ссылки на классическую арабскую поэзию. Использование каллиграфии в плакате в Ливане и в арабском мире - есть продолжение старых традиций. Слова текстов и арабская каллиграфия исторически зафиксированы в культуре улицы и в архитектурном ландшафте арабских городов. Написанное слово имело свое эстетическое, символическое и информационное воздействие на общество», - пишет Зена Маасри в своей работе [1, с. 36].

Портретные изображения в плакатах, например, исламистских сил указывают на приверженность к учениям «личности», на интернациональный характер ислама, как религии. Однако «личность» в плакате обязательно сопровождается такими словесными атрибутами (характеристиками), как - «саид» («счастливый»), «шахид» (павший в борьбе за веру герой), «мазлум» («угнетенный») и др.

Изображение демонстрирует силу «личности», то есть руководителя, деятеля или бойца. Сила, как правило, выражается в суровом взгляде, в напряженном выражении лица, в особой позе, в сжатой в кулак руке. Сила «личности» - и в изображении персоны, стоящей на трибуне и произносящей речь, поэтому редко когда можно было увидеть улыбку на лице (рис. 4).

Рис. 4. Наш Ливан нуждается в ТЕБЕ, Ливанские Силы.

Пьер Садек, 66x48 см

А поскольку страна находилась в состоянии войны и личность принадлежала к вооруженной политической силе, часто «личность» изображалась в военной форме с оружием в руках и окруженная солдатами.

Оружие в ливанском военно-политическом плакате было также одним из главных образов, используемых в композиции. Виды оружия (ружье, кинжал, пулемет) стали символом ряда политических партий и движений (рис. 5).

:--- и.--- - - --- :--- ; V -

Г'-'П—

Рис. 5. Юг, Ливанское Национально-патриотическое Движение.

Неизвестный художник, 82x55 см

«Портретная галерея» ливанского военно-политического плаката - достаточно разнообразна. Как разнообразна и неровна их стилистика.

Лучшие политические плакаты в Ливане по художественному стилю и разнообразию тематики выпускала при содействии ряда художников Ливанская коммунистическая партия (ЛКП). Однако, сотрудничество с художниками не было постоянным и, следовательно, не привело к формированию прикрепленных к штату дизайнеров плакатистов.

Второе место после компартии по плакатам можно отдать Прогрессивно-социалистической партии. Ее плакаты, в основном, сосредоточены на изображении тогдашнего лидера партии национального маштаба Камаля Джумблата и ныне его сына и приемника Валида Джумблата.

Плакаты движения «Амаль» (сокращенное название шиитского политического движения «Афуаж аль-Мукауама аль-Лубнанийа») чаще представляют египетского и панарабистского лидера Гамаля Аб-дель Насера, а также дают изображения их местного лидера с бойцами военно-политического формирования времен гражданской войны в Ливане.

В плакатах партии ливанских фалангистов («Катаеб») основными сюжетами были - изображение основателя и лидера партии Пьера Жмаеля и герба партии - стилизованного ливанского кедра.

«Ливанские силы», как военное крыло партии фалангистов, которое впоследствии отслоилось от «катаеб», давали в плакатах изображение их воинствующего лидера в разных позах, носящего оружие, произносящего пламенную речь. Их плакаты были цветными, средних нестандартных размеров. Второстепенной темой являлось реалистичное изображение ливанского кедра в красном круге.

Народная насеристская организация представляла плакаты с портретом основателя и лидера организации Мааруфа Саада, затем его сына Мустафы. Рядом с ними можно было видеть портрет Насера, как духовного лидера этой организации.

Плакаты религиозно-политических движений содержат символы, такие, например, как - мечеть, минарет, Коран, или портреты погибших.

Это идеологические ориентиры как и религиозные лозунги -пафосные фразы, стихи, цитаты из Корана или Евангелия, политические афоризмы.

Ливанских художников, писавших плакаты, было крайне мало -около 5% их общего числа. Редко когда художник писал плакат за деньги. Работа художника-плакатиста носила временный характер в силу принадлежности к определенной партии, сочувствия линии партии, определенной ее позиции по какому-либо событию, симпатии к ее лидеру.

Из числа художников (их более двадцати), писавших плакаты наибольшим профессионализмом отличались Набиль Кеддух, Пьер Садек, Хельми Туни. И не удивительно. Изначально они были карикатуристами.

Плакаты редко присутствовали на выставках. На них не распространялась художественная критика. Нет фактов, что к работе над плакатом обращались выпускники художественных и декоративно-прикладных вузов.

Независимо от того, что плакаты военно-политических и религиозно-политических движений схожи, как схожи их сюжеты, однотипны их идеологические ориентиры и религиозные лозунги, все они являются частью историко-культурного пласта, заслуживающего рассмотрения.

Библиографический список

1. Zeina Maasri «Off The Wall», published in 2009 by I.B.Tauris & Co Ltd, 137 pages.

2. Кудин П.А. Психология восприятия и искусство плаката / П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов, А.А. Митькин. - М. : Плакат. - 1987. - 208 с.

3. Аднан Шарара. Политический плакат в Ливане. 19701985 гг. (на арабском языке).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.