Научная статья на тему 'Ливанский кризис: трансформация общества и государства'

Ливанский кризис: трансформация общества и государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
519
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ливанский кризис: трансформация общества и государства»

Н. Горбунова,

востоковед

ЛИВАНСКИЙ КРИЗИС: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

В длящемся десятилетиями ближневосточном конфликте, в котором принимают участие не только расположенные в этом регионе страны, но и другие государства, Ливан занимает не самое видное место. После гражданской войны 1970-1980-х годов он потерял свою роль ближневосточного финансового центра и постепенно утрачивал самостоятельность в решении многих важных государственных проблем. Ливанскому государству приходилось прилагать немалые усилия для того, чтобы соблюсти баланс интересов внутренних и внешних сил. За этот период ливанское общество претерпело различные изменения, которые повлекли за собой необходимость трансформации государственных институтов. Рассмотрим наиболее заметные из них.

Хорошо известно, что политическая структура этой страны с самого начала строилась на принципах конфессионального представительства, в соответствии с величиной той или иной религиозной общины, что отличало Ливан не только от западных стран, но и от соседних арабских государств. Несмотря на некоторые оговорки в правовых актах, на практике в Ливане всегда в первую очередь учитывалась религиозная принадлежность кандидата на тот или иной пост, а уже потом - его профессиональные и личные качества. Конфессиональный принцип положен в основу избирательной системы страны. Ситуацию усугубляет то, что политические партии, за некоторым исключением, строятся опять же на религиозной платформе и «в действительности представляют собой не что иное, как конфессиональные кланы» [Ш2к, 1966, р. 110]. Это утверждение ливанского ученого Шарля Ризка остается актуальным до сих пор.

Таким образом, любые изменения в государственном устройстве страны становились невозможными без решающих изменений в религиозном и социальном составах самого общества. 18 религиозных общин являются основными игроками в ливанской политике. По законодательству, еще с османских времен они управляют семейным правом в соответствии со своими традициями. Дополнительную нестабильность создает неоднородность самих этих общин, внутриполитическая борьба различных группировок внутри них.

130

До начала гражданской войны в Ливане проживали 2,4 млн. человек (по данным за 2009 г., население Ливана составляло 4,17 млн. человек) (krugosvet.ru/). Около 50% населения исповедовали ислам, соответственно, другая половина - христианство. Среди христиан наиболее крупной являлась маронитская община - 54% всех ливанских христиан, греко-православная община составляла 20, униаты (греко-католики) - 11, христиане Армянской апостольской церкви - 10, армяно-католики - 2, протестанты - 1, другие христианские меньшинства - 2%. Из мусульманской общины наиболее многочисленной была суннитская - 46% всех мусульман, шиитская - 40, друзская - 14% (Man, State.., 1972, p. 260-264, Мельников, 1970, с. 156). За последующие 20 с лишним лет в конфессиональном составе ливанского населения произошли заметные изменения, которые наряду с другими факторами сыграли определяющую роль в реформировании политической и властной структуры государства.

Согласно современным оценкам, ливанцы-христиане уже не составляют большинства населения, их насчитывается около 40%; число мусульман, включая друзов, достигает 60%. При этом самой многочисленной мусульманской общиной стала шиитская. Число ее приверженцев превысило 50%. Сунниты составляют одну треть всех ливанских мусульман (krugosvet.ru/). Среди главных причин демографических изменений конфессионального состава населения страны - вытеснение христиан и их эмиграция, более высокая рождаемость у мусульман. Несмотря на заметное уменьшение числа ливанцев-христиан, даже сейчас Ливан имеет самый большой процент христианского населения из арабских стран. На демографический и конфессиональный состав населения страны по-прежнему сильно влияет палестинский фактор. На территории Ливана живут около 400 тыс. палестинских беженцев, поэтому все проблемы арабо-израильского конфликта сказываются и на Ливане.

Следует особо отметить, что приводимая статистика весьма приблизительно отражает реальность, поскольку каждая религиозная община заинтересована в завышении числа своих приверженцев. При этом, несмотря на споры о процентном соотношении конфессиональных групп, религиозные лидеры избегают проведения новой всеобщей переписи населения из-за опасения, что это может вызвать очередной виток межконфессиональных конфликтов. Последняя официальная перепись населения в Ливане была проведена в 1932 г.

131

Очевидные изменения в конфессиональном составе ливанского населения в пользу мусульман, в первую очередь шиитов, усилили давление их общин как на центральные структуры власти, так и на местные. Возросли требования пересмотра ряда статей Конституции, в частности, ослабления власти президента-маронита. Гражданская война обнажила политическую дезинтеграцию общества. Власть в стране оказалась в руках лидеров многочисленных вооруженных группировок, которые контролировали небольшие районы. Тем не менее механизм государственного управления сохранился, и время от времени различные политические силы делали попытки восстановить прерогативы центральной власти.

Изматывающая гражданская война, присутствие сирийских войск в стране, дезорганизация экономики, а также изменения в демографическом составе населения поставили вопрос о приведении политической структуры в соответствие с новыми реалиями. 30 сентября 1989 г. депутаты ливанского парламента собрались на заседание в саудовском городе Ат-Таиф (в Бейруте военная обстановка не позволяла это сделать). Соглашения в Ат-Таифе, достигнутые с помощью Комитета трех (Алжира, Саудовской Аравии и Марокко), привели к выработке и принятию 22 октября «Хартии национального согласия», в которой основными национальными задачами были объявлены ликвидация политического конфессио-нализма, принятие нового избирательного закона, административная децентрализация, проведение других назревших реформ. За представителями трех основных общин были закреплены только высшие посты. Формально упразднен принцип конфессионального представительства во всех звеньях госаппарата, суда, в армии и органах безопасности, учреждениях государственного и смешанного секторов, за исключением чиновников первой категории (от директора департамента и выше), где стало действовать правило равного представительства христиан и мусульман (Мезхер, 1999, с. 14-17).

Парламент (Палата депутатов, или Ассамблея представителей, - Маджлис ан-Наваб) был расширен с 99 до 128 депутатов, избираемых на основе всеобщего избирательного права сроком на четыре года по принципу фиксированного представительства от религиозных общин. В нем заседают 64 мусульманина (27 суннитов, 27 шиитов, 8 друзов и 2 алавита) и 64 христианина (34 маро-нита, 14 греко-православных, 8 греко-католиков, 5 армяно-григориан, один армяно-католик, один протестант, а также еще

132

один христианин, по усмотрению). Сами функции парламента практически не претерпели изменений за последний период. Он по-прежнему избирает президента, утверждает состав правительства и контролирует его деятельность, рассматривает важнейшие международные договоры и соглашения до ратификации их президентом, избирает членов Верховного суда, утверждает законы и государственный бюджет республики (krugosvet.ru/). Глава республики - президент - избирается парламентом на шестилетний срок, причем одно лицо не может дважды занимать этот пост. За все время это правило нарушалось два раза: в 1995 г. на три года был продлен срок пребывания у власти Элиаса Храуи, а в 2004 г. президентские полномочия были продлены для Эмиля Ла-худа до 23 ноября 2007 г.

Исполнительная власть в республике представлена правительством Ливана во главе с премьер-министром. Президент по представлению парламента назначает премьер-министра и его первого заместителя. Премьер-министр формирует кабинет министров по принципу религиозного квотирования после консультаций с президентом и парламентом. Президент утверждает состав кабинета, затем он получает вотум доверия в парламенте. Правительство несет солидарную ответственность перед парламентом и обязано в случае вынесения ему последним вотума недоверия уйти в отставку.

Конституция в редакции 1990 г. предусматривает, что с избранием первой Палаты депутатов на общенациональной, неконфессиональной основе учреждается Сенат, в котором должны быть представлены все религиозные общины. Еще одним изменением, внесенным в Конституцию, было учреждение Конституционного совета. Закон о Конституционном совете был принят в 1993 г. Этот орган был призван контролировать конституционность законов и выносить решения относительно конфликтов, возникающих при проведении парламентских и президентских выборов. Официально признанные главы религиозных общин получили при этом право консультироваться с Советом относительно законов, касающихся только личного статуса, свободы веры и религиозной практики, а также свободы религиозного образования.

Таким образом, по окончании гражданской войны была сделана успешная попытка устранить внутренние причины конфликта. Национальная конференция приняла новую Хартию согласия между ливанскими общинами, и на основе принципов этой Хартии была принята новая редакция Конституции. Был открыт путь к

133

мирному урегулированию конфликта, начались всесторонние консультации всех заинтересованных сторон. На этом пути было достигнуто значительное продвижение.

Результаты гражданской войны и парламентские выборы 1992 г. все же оказались не в пользу христианских сил. Самая крупная и влиятельная маронитская партия «Катаиб», недовольная вводом сирийской армии в Ливан и перераспределением власти в пользу мусульман, бойкотировала те парламентские выборы. Она продолжала терять свое влияние, и на следующих выборах в 1996 г. ее кандидатам не удалось пройти в парламент. Лишь в 2000 г. в высший законодательный орган были избраны три члена от партии «Катаиб», а ее руководство перешло к сторонникам компромисса с Сирией.

Эта война имела фатальные разрушительные последствия для процветавшей до того ливанской экономики. Введение сирийской армии в Ливан кардинально изменило ситуацию: упал курс ливанского фунта, промышленная и туристическая инфраструктура страны была разрушена, начался отток капитала. Ливан как мировая туристическая Мекка перестал существовать. Лишь к середине 1990-х годов туристический сектор экономики частично восстановился. То же произошло с ливанскими банками. Надо отметить, что финансовая система Ливана в целом консервативна. Налоги здесь традиционно низкие. Например, максимальная ставка подоходного налога составляет 10%, столько же - налога на прибыль

В последующие годы в жизни страны все более значительное место завоевывали мусульмане, особенно шииты, что заметно сказывалось и на бытовом уровне, в повседневных поведенческих нормах. Усилились попытки мусульманских влиятельных кругов придать религиозный характер всем жизненным сферам - образованию, научной деятельности, политическому управлению обществом. Набирал силу религиозный фундаментализм (Николаева, 2011, с. 197-199).

На этом фоне внутри страны не спадала напряженность, время от времени выливавшаяся в вооруженные конфликты. Дело в том, что после ухода израильских войск с ливанской территории, по соглашению, были разоружены все вооруженные группировки, кроме «Хезболлы». Она была призвана защищать южную границу страны. Затем, когда опасность израильского вторжения отступила, «Хезболла» осталась наряду с армией единственной группировкой, обладавшей большим количеством оружия. В последние

134

годы «Хезболла» почувствовала себя настолько уверенно, что устраивала демонстративные провокационные силовые акции, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. Эти военные акции имели целью изменить в свою пользу конституционные правовые нормы и расшатать те демократические в своей основе постулаты, на которых основываются институты Ливанской Республики.

18 сентября 2010 г. в Международном аэропорту Бейрута им. Рафика аль-Харири произошел серьезный инцидент - фактический захват аэропорта вооруженными отрядами «Хезболлы». По следам этого события обозреватель саудовской газеты «Аль-Джазира» Джассер аль-Джассер написал статью под говорящим названием «Постепенное разрушение Ливана», в которой заявил, что «Хезболла» пытается захватить власть в Ливане при поддержке Ирана: «Во-первых, "Хезболла" захватила Южный Ливан под предлогом сопротивления израильской оккупации; она заставила войска и службы безопасности покинуть этот регион, так как она, по ее мнению, несет ответственность за ее безопасность. Впоследствии южный пригород столицы Бейрута превратился в закрытую зону, и никто не осмелился бороться с "Хезболлой" за контроль над этой территорией. После этого военное крыло этой организации добралось до западной части Бейрута. 7 марта 2010 г. столица подверглась разрушению, были подожжены здания СМИ и телестанции, а сунниты были арестованы и убиты» (Аль-Джазира, 17.10.2010).

Нарастающей напряженности в Ливане в тот период саудовская пресса уделяла много внимания, обвиняя «Хезболлу» в стремлении захватить контроль над Ливаном и считая это частью иранского заговора. Рассуждения на эту тему, впрочем, приводили авторов статей в целом к взвешенному выводу. «Разве какая-то отдельная сторона может захватить контроль над Ливаном, даже если у нее есть оружие и людские резервы? Христиане не могут объединиться; сунниты не могут занять единую позицию, несмотря на то что они представляют правительство в лице премьер-министра; то же самое касается "Хезболлы"... Каждая из этих групп связана политическими интересами с арабскими, региональными и международными силами. Израиль также тщательно следит за ливанской ситуацией, утверждая, что охраняет безопасность на севере страны, и не скрывая своих намерений вмешаться в войну с "Хезболлой" в любой момент...» - писал редактор газеты «Эр-Рияд» Юсеф аль-Кувайлит в октябре 2010 г. При этом он критически оценивал позицию ливанских лидеров, которые «меняют

135

своих союзников при перемене ветра», а это приводит к нестабильности правительства и слабости национального единства. «Словесные войны приводят к настоящей войне», - предупреждает он (Аль-Джазира, 17.10.2010).

Как раз в те дни состоялся визит президента Ирана М. Ах-мадинежада в Ливан. Умело используя крайне сложную ситуацию на Ближнем Востоке в своих интересах, Иран предложил вложить в ливанскую экономику миллиарды долларов и потребовал взамен от Ливана занять максимально жесткую позицию по отношению к Израилю. Укреплению проиранских сил в лице «Хезболлы» немало способствовала и Сирия.

Непреходящая напряженность в этой ближневосточной стране напрямую связана с конфликтной палестино-израильской ситуацией и между Ираном и его сателлитом - Сирией, с одной стороны, и Саудовской Аравией, другими государствами Персидского залива и их единоверцами в Ливане и Сирии - с другой. Именно с этим связаны частые предупреждения, появляющиеся в саудовской прессе, о том, что «Хезболла» стремится к доминированию в Ливане, что является частью иранского заговора. Они констатируют, что все внешние силы, опирающиеся на те или иные конфессиональные или этнические группы ливанского населения, не имеют шансов на полный контроль над страной, поскольку, в противном случае «...ни одно законное правительство не сможет обеспечить стабильность и национальное единство» (Эр-Рияд, 19.10.2010).

Правоту такого мнения подтверждает тот факт, что всеобъемлющее сирийское влияние на ливанскую внутриполитическую обстановку, продолжавшееся почти три десятилетия после ввода сирийских войск в Ливан, сильно поколеблено последними событиями в самой Сирии, где режим Асада едва держится и ему сейчас не до ливанских дел. В самом же Ливане довольно регулярно происходят вооруженные инциденты с участием милиции «Хезболлы». По свидетельству саудовской газеты «Аль-Джазира», в октябре 2010 г. не менее 15 машин, заполненных ее боевиками, штурмовали аэропорт Бейрута. «Это была военная демонстрация силы... Ливанцев интересует вопрос: не присоединила ли "Хезбол-ла" Международный аэропорт Бейрута к четырем своим охраняемым территориям... По всей видимости, государство постепенно передает безопасность и военный контроль в руки "Хезболлы"... » (Аль-Джазира, 17.10.2010).

136

В другой своей заметке Аль-Джассер предположил, что «Хезболла» пытается повторить в Ливане то, что Иран совершает в Ираке. Он разъясняет, что Иран пытается посеять политическую анархию в арабских странах для усиления контроля своей агентуры над политическими системами государств, которые он хочет разрушить. По мнению Аль-Джассера, «Хезболла» угрожает не только министрам и высокопоставленным политикам, но готовится совершить переворот, захватить правительство и саму столицу, применив насилие, как это произошло 7 мая 2008 г. При этом «Хезболла» использует партию Мишеля Ауна «Реформы и прогресс» для выполнения плана иранских мулл подчинить себе Ливан, «плана, который достиг очень опасной стадии и который может вызвать большие беспорядки в этой цивилизованной стране, которую они пытаются погрузить во мрак» (Аль-Джазира, 17.10.2010).

Эти опасения саудовской прессы находили реальное подтверждение в дальнейших событиях в Ливане. В середине января 2011 г. из состава правительства вышли 11 министров, представлявших оппозицию, и правительство было вынуждено уйти в отставку. Причиной этого демарша стали разногласия между опирающейся на поддержку Сирии и Ирана оппозицией, с одной стороны, и правящей коалицией во главе с Саадом Харири, ориентирующейся на страны Запада и Саудовскую Аравию, - с другой. Поводом для разногласий было по-прежнему расследование убийства в 2005 г. его отца Рафика Харири. Независимая комиссия по расследованию этого теракта была преобразована в Специальный трибунал ООН по Ливану, который начал работать в Гааге 1 марта 2009 г. В начале 2011 г. Спецтрибунал ООН готовился огласить обвинительный вердикт по этому вопросу. Ответственность за покушение на Харири была возложена на четырех членов диверсионного крыла шиитской группировки «Хезболла». «Хезболла» же требовала от Саада Харири прекратить сотрудничество с трибуналом, обвиняя в теракте Израиль. Лидер «Хезболла» Хасан Насрул-ла отказался выдать подозреваемых международному правосудию. Опираясь на решение трибунала, коалиция лидеров христианских партий предъявила движению «Хезболла» обвинение в причастности к гибели премьер-министра и 22 его помощников и охранников. Помимо этого Коалиция 14 марта направила президенту Мишелю Сулейману открытое письмо, в котором говорилось, что начатый движением «Хезболла» «государственный переворот» уже привел к распаду правительства национального единства и

137

«направлен против свободы, демократии и Конституции Ливана». В письме «Хезболла» обвинялась в стремлении установить диктатуру одной партии и говорилось, что Коалиция не допустит захвата власти в стране «вооруженной милицией» этой партии и установления религиозной диктатуры по типу иранской (news.mail.ru/politics/5175940/). По этому поводу член руководства движения «Хезболла» Набиль Каук заявил, что его группировка «не стремится к установлению контроля над правительством и не бросает вызов какой-либо ливанской конфессии или политической партии... Сопротивление не интересуют места в правительстве. Его главная забота - защитить Ливан от американских заговоров».

Надо сказать, что в эти дни, в январе 2011 г., в стране реально произошла смена политической власти: президент Мишель Су-лейман доверил крупнейшему ливанскому бизнесмену Наджибу Микати, выдвиженцу «Хезболлы», сунниту, создать новый кабинет министров. Однако сторонники С. Харири отказались в нем участвовать. Страна раскололась на два лагеря. Противники «Хезболлы» обвинили ее в «конституционном перевороте». Кандидатуру Микати поддержали лидер ливанских друзов Валид Джумблат и еще шесть членов возглавляемого им блока «Демократическая встреча». Микати впервые ввел в состав кабинета сразу пять министров из своего родного города Триполи - «суннитской столицы» Ливана, а шестым оказался суннит Алаутдин Терро, депутат от Прогрессивно-социалистической партии (ПСП) В. Джумблата. После этого в правительстве шиитов оказалось меньше на одного члена, по сравнению с суннитами. Это произошло благодаря компромиссу со стороны спикера парламента, председателя движения Амаля Набиха Берри, пожертвовавшего одним местом в шиитской квоте ради гражданского мира и поддержки кабинета Микати. Таким образом, за кандидатуру Микати проголосовали около 70 депутатов, что было достаточно для формирования кабинета. 25 января президент М. Сулейман утвердил состав правительства.

Тогда противники «Хезболлы» вышли на улицы. Акции протеста прошли в регионах, преимущественно населенных суннитами. В Триполи перекрыли основную дорогу, ведущую в Сирию. «Серьезную обеспокоенность» происходящим выразили США, где «Хезболлу» считают террористической организацией. Под вопросом оказалась финансовая помощь США Ливану (Фещенко, 26.01.2011).

138

Поскольку реально нет возможности исключить «Хезболлу» из политической жизни Ливана, и никто не желает новой гражданской войны, наилучшим вариантом было бы достижение политического компромисса. По мнению Г. Мирского, главного научного сотрудника ИМЭМО РАН, такое развитие событий было бы возможно в случае, если правительство Ливана не встанет полностью на сторону международной комиссии и объявит о намерении провести собственное расследование убийства Р. Харири. «Хезболлу» такой вариант устроил бы. Но тогда наверняка мир никогда не узнает, кто убил Р. Харири, и эта неопределенность будет вечно раздражать разные религиозные конфессии Ливана.

В последнее время ситуация вокруг Сирии и в целом на Ближнем Востоке быстро развивается по кризисному сценарию, который может привести к прямому конфликту. Некоторые аналитики называли и его временные рамки - осень-зима 2012 г. В качестве одного из возможных сценариев называется новая война «Хезболла» с Израилем на территории Ливана. После первой войны в Ливане в 2006-2007 гг. Сирия продолжила укрепление позиций «Хезболлы» и перевооружение отрядов этого движения, играя роль коридора для поставок оружия и денег из Ирана. Она обеспечивала подготовку военизированных группировок этого движения, действующего внутри Ливана, для укрепления своих политических позиций и вне его - для борьбы с Израилем. Сложившийся альянс трех сил - Ирана, Сирии и движения «Хезболла» использует Ливан как плацдарм для осуществления своих планов. В настоящее время «Хезболла» располагает примерно 50 тыс. ракет, поставленных в основном из Ирана. События в Сирии, продолжающиеся уже второй год, значительно ослабили этот альянс. И как бы ни рассматривать развитие ближневосточного конфликта, в интересах Ливана - сохранять внутриполитический баланс интересов всех сил, всех конфессий и социальных групп.

Знаменательным шагом в этом отношении явилось заявление в феврале 2012 г. лидера ливанской оппозиции Саада Харири «о поддержке героического восстания сирийского народа». Обращаясь к участникам массового митинга в Бейруте по телемосту из Парижа, бывший премьер-министр призвал к сотрудничеству с Сирийским национальным советом (СНС), который поддерживают страны Запада, Турция и монархии Персидского залива. Он утверждал, что «создание после революции свободной и демократической Сирии станет благом для Ливана и позволит установить между братскими народами соседних стран подлинно дружеские и

139

тесные отношения». По его словам, ливанским христианам и шиитам не следует опасаться падения режима Башара Асада: «Я гарантирую, что в Ливане не начнется междоусобицы, и никакой экспансии суннитских экстремистов не случится». Он также подтвердил, что возглавляемое им движение «Аль-Мустакбаль» отстаивает принципы умеренности, толерантности и плюрализма (Зеленин, 2012).

Между тем власти в качестве превентивной меры в феврале 2012 г. установили армейские блокпосты на всем протяжении стратегического шоссе Бейрут-Дамаск в долине Бекаа. В Триполи и других городах на севере Ливана на почве событий в Сирии уже неоднократно происходили ожесточенные столкновения между суннитами и алавитами, а в мае на самом севере Ливана члены суннитской общины, выступающие на стороне сирийского руководства, открыто выступили против своих единоверцев, поддерживающих СНС.

Во время визита в Россию в марте 2012 г. глава МИД Ливана Аднан Мансур заявил: «То, что происходит в Сирии, вызывает тревогу в Ливане, потому что негативные события, которые происходят сейчас в этой стране, могут отрицательно повлиять на обстановку в соседних странах, в том числе в Ливане... Никто не выступает против реформ, все ждут реформ, но все выступают против насилия». В заключение он отметил: «Если мы хотим, чтобы Сирия вышла из кризиса, необходимо помочь сирийскому руководству в осуществлении реформ и обеспечении безопасности. Нельзя требовать от правительства прекратить использование силы, в то время как с другой стороны оно будет продолжаться» (ИТАР-ТАСС. Внешняя политика. 20.03.2012). Такова в настоящее время официальная позиция правительства Ливана, считающего сохранение нейтралитета в отношении сирийских событий наилучшим способом не быть втянутым во внутренний кризис в соседней стране. В свою очередь, министр иностранных дел РФ С. Лавров высказал позицию России в отношении событий в Сирии и Ливане. Он заявил, что в случае падения нынешнего сирийского режима есть вероятность создания там суннитского режима под давлением некоторых стран региона. Россия обеспокоена в данной ситуации судьбой христиан и других меньшинств - курдов, алавитов и друзов. «Ливан - такая же многоэтническая, многоконфессиональная страна, там очень хрупкое государственное устройство», - заключил С. Лавров.

140

Обеспокоенность мировой общественности событиями в Сирии и возможность их распространения на соседние страны отражают визиты в Бейрут в середине января этого года Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу. Они провели переговоры с премьер-министром Ливана Н. Микати и приняли участие в международной конференции, посвященной политическим переменам, происходящим в арабских странах, - «Реформы и переход к демократии». В интервью крупнейшей ливанской газете «Ан-Нахар» Пан Ги Мун заявил, что ожидает возобновления конференции по общенациональному диалогу в Ливане под эгидой президента М. Сулеймана. Кроме того, Пан Ги Мун совершил поездку в штаб-квартиру Временных сил ООН в Ливане в Ан-Накуре, где свыше 12 тыс. солдат и офицеров из 30 стран в качестве миротворцев следят за обеспечением режима прекращения огня на ливано-израильской границе. Генсек ООН призвал ливанских руководителей разоружить милицию «Хезболлы» в соответствии с резолюцией 1559 СБ ООН (ИТАР-ТАСС. Новости. 14-15.01.2012).

Нынешнее ливанское правительство Н. Микати в целях стабилизации и снижения градуса напряженности внутри страны пытается делать ставку на новые масштабные экономические проекты. В середине сентября 2011 г. на крупном Арабском форуме по инвестициям, банковскому делу, недвижимости, промышленному и туристическому сектору Микати выразил уверенность, что Ливан «сумеет... пережить этот чувствительный период, который опасен воздействием региональных кризисов». По его мнению, сила Ливана - в его гибкой демократической системе, культурном разнообразии и открытости. Он сообщил участникам форума, что разрабатывает всеобъемлющую программу развития, которая «направлена на повышение эффективности производства и улучшение социальных показателей, а также исправление ситуации с государственным долгом (52 млрд. долл., или 147% ВВП). Успехом кабинета министров можно считать принятие парламентом плана реконструкции энергетического сектора, который предусматривает сооружение новых и модернизацию уже имеющихся ТЭЦ, что позволит к 2014 г. ливанцам иметь в домах электричество 24 часа в сутки» (Зеленин, 2011, с. 44-46).

Позитивные прогнозы премьер-министра связаны с тем, что некоторое время назад на шельфе Средиземного моря у берегов Израиля, Кипра и Ливана были обнаружены крупные месторождения нефти и газа. В 2011 г. парламент утвердил закон, открываю-

141

щий путь к созданию необходимой правовой базы для соглашений о разделе продукции с иностранными фирмами, а также закон о делимитации морских границ, в том числе в пределах исключительной экономической зоны в Средиземном море. Однако сразу же после этих шагов возникли неизбежные споры с Кипром и Израилем о разграничении морского шельфа. Интересно, что за «газовой конфронтацией» пристально следит «Хезболла», лидер которой шейх Хасан Насрулла уже предостерег Израиль от посягательств на ливанские берега.

Если подвести итоги трансформации политической и государственной системы Ливана за последний период, то можно сказать, что она привела к заметному усилению роли шиитской общины. При этом «Хезболла» имеет союзником президента М. Сулеймана, спикера парламента Набиха Берри, а также вождей друзов и христиан (например, маронитского патриарха Бишара Райи). Таким образом, ливанский кабинет Н. Микати постепенно укрепляет свое положение, но его прагматичные расчеты во многом зависят от того, в каком направлении пойдет развитие событий в Сирии и как отреагирует на них Иран. Нет пока ответа на вопрос, не воспользуется ли Израиль ослаблением Сирии для нанесения удара по шиитским боевикам. Ливанцы, безусловно, понимают, что их страна легко может вновь стать «горячей точкой».

Ливанская Республика на протяжении своей истории постоянно совершенствовала свои государственные и общественные институты. Это позволило ей провести модернизацию экономики, законодательства, стать крупным финансовым и культурным центром на Ближнем Востоке, резко поднять уровень жизни населения, гибко реагировать на сложнейшие вызовы времени, отстаивать свою независимость и безопасность. Однако в быстро развивающемся современном мире барьеры, стоящие между конфессиями, тормозят процессы объединения ливанцев и конкурентную среду, в первую очередь, между людьми. Этот объективный фактор будет еще долго влиять на все стороны жизни Ливана. Хотелось бы верить, что он больше никогда не станет спусковым механизмом новых вооруженных конфликтов между ливанцами.

«Восток (Опгт)», М., 2013 г., № 4, с. 114-121.

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.