Научная статья на тему 'Перманентный кризис в Ливане: роль этноконфессионального фактора'

Перманентный кризис в Ливане: роль этноконфессионального фактора Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
738
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Н.

«Нации и национализм на Мусульманском Востоке», М., 2015 г., с. 384-390.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перманентный кризис в Ливане: роль этноконфессионального фактора»

Литература

1. Айатолла Джанати: Бархи чешм-е дидан-е велаят-е факих ра надарад // www. entekhab.ir/fa/205132 (Дата доступа 19.05.2015.)

2. Башарийе Хосейн. Дибачеи бар джамеэшенаси-йе сийаси-йе Иран (Dibacheii bar jameeshenasi-ye iran). - Тегеран, 1381 (2002/2003).

3. Ганун-е асаси-йе джомхури-йе эслами-йе Иран. Везарат-е фарханг ва ершад-е эслами. - Тehran, 1368 (1989/1990).

4. Иранская революция. 1978-1979. Причины и уроки / Под ред. А.З. Абаджаня-на. - М., 1989.

5. Мамедова Н.М. Исламское государство: соотношение государственных и идеологических приоритетов // Иран: ислам и власть / Под ред. Н.М. Мамедо-вой, Мехди Санаи. - М., 2001(1). - С. 14-22.

6. Мамедова Н.М. Тенденции демократизации во внутриполитической жизни ИРИ // Иран: ислам и власть / Под ред. Н.М. Мамедовой, Мехди Санаи. - М., 2001(2). - С. 52-63.

7. Мамедова Н.М. 25 лет ИРИ как опыт исламского правления в современном мире // Двадцать пять лет исламской революции в Иране / Под ред. Н.М. Ма-медовой. - М., 2005. - С. 18-24.

8. Манучихри Аббас. Политическая система Ирана. Iranica. - СПб., 2007.

9. Мохаммади Мохаммад. Базхани-йе незам-е джомхури-йе эслами-йе Иран ва айанде-йе ан бар асас-е се колан - барнаме-йе сийаси, хокумат-е мотлаге, машрутийат ва джомхурийат // http://khodnevis.Org/64119#.VQfkX-GyqjY

10. Рах бара-йе шоураи кардан-е рахбари баз аст // http:// melimazhabi.com

11. Федосеенкова Ф.Н. Религиозно-политический модернизм в современном Иране. Дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2011.

12. Филин Н.А. Социально-политическое развитие Исламской Республики Иран (1979-2008). Факторы устойчивости государственной власти. - М., 2012.

13. Ali M. Ansari. Iran, Islam and Democracy: The Politics of Managing Chance. - L., 2006.

14. Tazmini Gh. Khatami's Iran. - L., 2012.

«Восток (Oriens)», М., 2016г., № 1, с. 111-120.

Н. Горбунова,

кандидат исторических наук (ИВ РАН) ПЕРМАНЕНТНЫЙ КРИЗИС В ЛИВАНЕ: РОЛЬ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА

Политическая система Ливанской Республики, провозглашенной в 1946 г., была построена в основном по образцу французской, но при этом учитывала опыт османской административной системы. Конфессиональный принцип управления арабскими провинциями, а также традиционные основы частного и семейного

права перешли в новое республиканское законодательство. Христианские и мусульманские общины страны в 1943 г. заключили так называемый Национальный пакт, в котором был зафиксирован приоритет маронитской христианской общины. Так был достигнут компромисс между всеми конфессиями, партиями и слоями ливанского общества.

Но уже к середине 70-х годов прошлого века выявилась слабость этой конструкции государственного устройства. Мусульман в стране стало заметно больше христиан. Ливанские политические партии, как правило, создавались на основе той или иной конфессии, что было вполне закономерно, поскольку к этому времени интересы религиозных общин перешли в политическую плоскость, требуя все больше властных полномочий. Исключение здесь составляла в первую очередь Ливанская коммунистическая партия, провозгласившая классовый подход и опиравшаяся на низшие слои общества. При этом она получала всестороннюю поддержку и помощь от Советского Союза. В целом конфессиональный принцип позволял господствовавшей общине, т.е. маронитам, перераспределять национальный доход в свою пользу. И этот фактор мешал процессу национальной интеграции, усиливал диспропорцию между разными районами страны.

Усилившиеся внутриполитические и религиозные противоречия привели в конечном итоге к гражданской войне, продолжавшейся 15 лет - с 1975 до начала 90-х годов. И, как это обычно бывает, она сопровождалась военным и политическим вмешательством иностранных государств. В этой войне Сирия сыграла далеко не последнюю роль, вооружая и поддерживая шиитские военные группировки и палестинцев, а также играя на противоречиях христиан-маронитов.

Огромные разрушения и жертвы этой войны вынудили правящие круги Ливана начать реформу административно-государственного устройства страны. Значительную роль сыграли в этом достигнутые в 1989 г. после сложных переговоров с участием ряда арабских стран соглашения в Ат-Таифе (Саудовская Аравия) и принятие «Хартии национального согласия». Она провозглашала ликвидацию политического конфессионализма, принятие нового избирательного закона и административную децентрализацию. Соглашения выработали условия присутствия сирийских войск в Ливане.

В 1990 г. были внесены поправки в статьи Конституции Ливана о порядке формирования органов законодательной власти.

Выборы должны были проходить на общенациональной, а не конфессиональной основе, сенат должен представлять все духовные общины, «...а сфера его полномочий будет ограничена только вопросами, представляющими основные национальные интересы». Таким образом, закладывалось основание для формирования парламентаризма общенационального взамен конфессионального. Следующим этапом должно было стать принятие нового избирательного законодательства, закрепляющего три принципа: 1) равенство между христианами и мусульманами; 2) пропорциональное представительство каждой из этих двух религиозных общин; 3) пропорциональное представительство регионов1.

Однако в дальнейшем осуществление этих задач натолкнулось на массу препятствий, в первую очередь на стремление руководителей мусульманских общин, особенно шиитской, навязать религиозный, фундаменталистский характер правящим институтам Ливана. В этом шииты получали поддержку и всестороннюю помощь со стороны сирийского президента Башара Асада и его алавитского окружения, за спиной которого стоит Иран.

В 70-х годах XX в. шиитская община была самой бедной и малообразованной среди религиозных общин Ливана. В нее входили жители отсталых сельских районов, которые управлялись традиционными помещиками-займами. Спасаясь от их власти, крестьяне-шииты переселялись в южные пригороды Бейрута, образовав там квартал трущоб - так называемый «пояс бедности». Из их социальной организации «Движение обездоленных» со временем, в 1975 г., сформировались «Амаль» под руководством имама Мусы ас-Садра и, позднее, в 1982 г., «Хезболла» во главе с шейхом Мухаммедом Фадлалла. Кстати, именно ливанские шииты выступали против предоставления палестинцам (суннитам) ливанского гражданства, так как это могло изменить конфессиональный баланс в стране. Успех «Хезболлы» был связан не только с поддержкой Сирии и Ирана, но и с внутренней дисциплиной, централизованной структурой и убежденностью в правоте своего дела2. По некоторым данным, группировка насчитывает до 11 тыс. боевиков3.

Тяжелое положение, в котором сегодня оказался Ливан, в огромной степени связано с затяжным государственным, политическим и военным кризисом в Сирии. Это обусловлено не только общей границей, по которой до сих пор нет демаркации, но и историческими и личностными связями, вхождением в общие государственно-административные структуры во времена Османской империи. Однако после Второй мировой войны ставшие

независимыми Сирия и Ливан получили разное государственное устройство, что было связано в первую очередь со сложным этно-конфессиональным составом ливанского населения.

Внутренний конфликт в Сирии, переросший в гражданскую войну, продолжается уже три с лишним года. Он, безусловно, является политическим, поскольку связан с кризисом государственных структур этой страны, но также носит этноконфессиональный характер. Конфликт этот затянулся и не был разрешен переизбранием 5 июня 2014 г. Б. Асада на пост президента. По этому поводу спецпредставитель ООН и ЛАГ по урегулированию в Сирии Лах-дар Брахими заявил, что выборы в Сирии являются препятствием на пути национального примирения . Слабеющая центральная власть, даже несмотря на поддержку Ирана и других стран, позволила суннитским боевикам и группировкам самого разного толка захватить значительную часть страны.

Сирийский кризис не мог не сказаться на внутриполитической обстановке в Ливане. С начала 2013 г. шиитские боевики «Хезболлы» участвовали в боях в пригородах Дамаска, защищая режим Б. Асада, а также в г. Эль-Кусейра у границы с Ливаном. Боевики-сунниты Сирийской свободной армии обстреливали южные шиитские кварталы Бейрута, угрожая, что «пламя конфликта перекинется на Ливан». В Триполи то и дело вспыхивали вооруженные столкновения между местными шиитами и суннитами. Нарастающая радикализация враждебности и фанатизма с обеих сторон - тревожный сигнал обострения ситуации в Ливане5.

С начала войны границу с Сирией, которую Ливан не закрывал в течение всего времени конфликта, пересекли 900 тыс. сирийцев, в основном суннитов (притом что все население Ливана составляет около 4 млн человек)6. Это значит, что число беженцев к концу 2013 г. достигло 1/5 части населения страны. Кроме прочего, массовый исход беженцев в Ливан объясняется и родственными связями между ливанскими и сирийскими семьями. Но это не только не отменяет возможность обострения межконфессиональных конфликтов в Ливане, где насчитывается 18 конфессиональных общин, но и усиливает внутреннюю напряженность в стране. Ситуация обострилась настолько, что правительство Ливана в октябре этого года обратилось к государствам Запада с просьбой принять у себя часть сирийских беженцев. Германия уже дала на это согласие.

Приток беженцев ложится тяжким бременем на государственную казну Ливана, поступления в которую резко снизились

за последние годы. Многие ливанцы эмигрируют из-за растущей стоимости жизни7.

У Сирии в Ливане имеются жизненно важные экономические интересы. Так, бейрутский порт служит основным перевалочным пунктом при поставке сирийских товаров за границу; в Ливане трудится огромное количество сирийских рабочих, которые переводят деньги на родину.

В Дамаске, так же как и в Иране, и в Ливане, продолжают считать, что главной причиной нападок на Сирию является желание разрушить антиизраильскую ось сопротивления. В то же время на Западе некоторые эксперты считают, что надо готовиться к десятилетию нестабильности в Сирии по примеру Ливана 80-х годов прошлого века. Так, в мае 2014 г. именно крупномасштабное вмешательство ливанской «Хезболлы» переломило ход гражданской войны в Сирии в решающий момент, когда инициатива была полностью на стороне оппозиции. Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла заявил тогда, что, по его мнению, «фаза свержения режима и разрушения государства закончена... мы преодолели риск распада Сирии»8. И действительно, спустя месяц Башар Асад был переизбран на пост президента. Однако вопреки надеждам X. Насраллы, эти победы не поставили точку в войне. Да, контроль Дамаска над центром страны усилился, сирийская армия добилась ряда успехов на границе с Ливаном и в провинции Хомс, но большинство районов Северной Сирии продолжают контролировать различные суннитские вооруженные группировки, среди которых на первый план вышло так называемое «Исламское государство». Оно объявило о создании халифата. Эта суннитская группировка ведет яростную борьбу за расширение подконтрольной ей территории, которая уже и теперь достаточно обширна.

Поскольку эта региональная война происходит недалеко от ливанской границы и поддерживается радикальными ливанскими суннитами, то Ливан, естественно, напряженно следит за ее ходом. «Хезболла» с помощью сирийских спецслужб пытается перекрывать каналы транзита оружия из Ливана сирийским боевикам. Те, в свою очередь, утверждают, что на территории Сирии действуют четыре батальона «Хезболлы». Отметим, что «Хезболла» существует и как политическая партия, и имеет под тем же названием боевую организацию, не подчиняющуюся государственной власти (этой привилегии она добилась в подписанных Таифских соглашениях). Ливанские шииты не могут оборвать связей с Сирией, так как в случае падения Асада и прихода к власти суннитских ради-

калов они окажутся в окружении врагов-суннитов. А их активно поддерживает Саудовская Аравия, увеличивая объем инвестиций в Ливан9.

Движение «Амаль» сейчас стало более умеренным и выступает за национальное единство и равноправие всех граждан страны. Оно так же, как и «Хезболла», ориентируется на Сирию. Через эти партии и их боевые отряды Сирия постоянно поддерживает напряженность в районе ливано-израильской границы. Популярность «Хезболлы» в Ливане, стремящейся установить в стране «исламский порядок», в большой степени основывается на том, что она ведет активную социальную работу среди населения, особенно наименее обеспеченного. В итоге в 2011 г. эта партия получила 57 мест из 128 в ливанском парламенте и стала оказывать еще большее влияние на власти страны и проводимую ими политику10.

На парламентских выборах 2009 г. «Хезболла» возглавила «Коалицию 8 марта», в которую вошли Свободное патриотическое движение Мишеля Ауна, движение «Амаль», светская Сирийская национально-социалистическая партия и Демократическая партия Ливана.

Ливан как страна, зависимая от внешнего влияния и от региональной конъюнктуры, в результате сирийского кризиса фактически раскололась на два лагеря: «Коалиция 8 марта» стоит на стороне режима Асада, а другое объединение - «Движение 14 марта» - поддерживает суннитских боевиков в Сирии.

Учитывая многоконфессиональную конструкцию властных институтов страны, где президентом является христианин-маронит, премьер-министром - мусульманин-суннит, а председателем парламента - мусульманин-шиит, пост министра обороны традиционно достается друзу, а министра просвещения - православному, в Ливане не может сформироваться единоличный режим, и трудно представить себе восстание по типу ливийского или египетского. Ситуация в Ливане напрямую зависит от исхода борьбы в Сирии. Иракский конфликт также косвенно влияет на нее. В случае падения режима Б. Асада в Сирии и прихода там к власти радикально настроенных суннитов, шиитско-суннитский конфликт внутри Ливана резко обострится, марониты и друзы, скорее всего, также вступят в борьбу с шиитами. И тогда здесь снова может произойти новая гражданская война.

Несколько слов о ливанских христианах-маронитах, моно-фелитском течении. Сейчас они составляют около 25% населения, их численность достигает примерно 700 тыс. человек. (При этом

численность суннитов оценивается в 25-28%, а шиитов -в 28-35%п.) Маронитская община традиционно играет важную роль в ливанской политике. Ее представители участвуют в деятельности практически всех общественно-политических сил, и это создает весьма непростую ситуацию внутри страны. Устойчивость позиций маронитов обеспечивается тесной связью с маронитской эмиграцией, маронитской оппозицией в самом Ливане и маронит-ской церковью. В то же время часть маронитов тесно сотрудничала с сирийским руководством (партия «Катаиб» Жмайеля), другая партия «Марада» (возглавляемая родом Франжье) жестко конкурировала с ней. Консенсуса внутри христианской общины нет до сих пор. Радикальные политические настроения выражают организации «Ливанские силы» и «Стражи кедра».

В результате маронитская община утрачивает прежнюю политическую инициативу и теряет наработанные преимущества в межконфессиональной конкуренции12.

Возвратившийся из долгой эмиграции во Франции генерал Мишель Аун играет значительную роль во внутренней политике страны. Он сотрудничает с различными силами, в том числе с «Партией Аллаха». Ему противостоит другой маронитский лидер, возглавляющий «Ливанские силы», Самир Джааджаа, который настроен резко антисирийски (и проведший по этой причине 10-летний срок в тюрьме)13. В последнее время руководство «Ливанских сил» призывало к «правильному осмыслению итогов гражданской войны, к национальному диалогу» и политическим преобразованиям.

В глазах рядовых ливанцев, считает исследователь П. А. Рассадин, М. Аун является символом секуляризированного ливанского национализма, явления пока достаточно редкого. Он выступает за деконфессионализацию Ливана. Кроме христианской общины, он популярен и среди мусульман. Кстати, целый ряд ливанских партий включает людей самых разных конфессий. От взаимоотношений группировок маронитов во многом зависит внутриполитическая ситуация в Ливане. Во многом, но далеко не во всем.

Поскольку на Ближнем Востоке продолжаются то затухающий, то вспыхивающий вновь палестино-израильский конфликт, с одной стороны, и внутрисирийская разрушительная война, перспективы которой туманны, - с другой, Ливану для поддержания политической стабильности потребуется еще больше политического искусства, гибкости, прагматичного расчета и поиска новых, современных и эффективных форм государственного и общест-

венного устройства. С развитием капиталистических отношений, в условиях экономического роста в мирные периоды жизни страны, «общинный дух» стал понемногу уходить в прошлое и отступать перед новыми условиями сосуществования различных общин14. Очевидно, что необходимы дальнейшее преодоление барьеров между конфессиями и создание конкурентной борьбы между людьми.

На нынешнем этапе не произошло полного демонтажа конфессиональной системы, можно говорить лишь о ее модернизации. По-видимому, религиозные общины еще в течение долгого времени будут сохранять определенный статус и влияние. Формирование гражданской идентичности ливанцев будет идти параллельно конфессиональной, так как она является важнейшей составной частью их национального самосознания.

Можно согласиться с директором Ливанского центра политологических исследований Сами Аталлахом, который считает, что ситуация в Ливане будет «ухудшаться до тех пор, пока сирийский кризис не закончится или не будет каким-то образом урегулирован... Это может занять несколько месяцев или несколько лет, в зависимости от того, как будет развиваться сближение между Ираном и США и как различные игроки, вроде Саудовской Аравии и Израиля, решат воспринять это»15.

Некоторые ливанцы полагают, что длящийся конфликт вообще не имеет никакого решения, что одни проблемы порождают другие проблемы.

Однако экономика Ливана, несмотря на все катаклизмы, остается довольно динамичной и диверсифицированной. Ее развитию мешают главным образом большой внешний долг, коррупция и конфликтная ситуация в обществе. В случае прекращения сирийского конфликта и удержания ситуации в рамках региона ливанское правительство могло бы проявить политическую волю, провести реформы, что дало бы экономике перспективы развития. Главное - предотвратить угрозу новой гражданской войны.

Примечания

1 Хисамов Р. Религиозные общины Ливана и их влияние на политическую жизнь страны. - http://www islam-today.ru/ politika/ religioznye_obshinijivana...

2 Дрязгунов К. В борьбе за Ливан. - rossiyanavsegda.ru/read/632

3 http ://wwwarabpress.net.ua/node/2877

4 Дрязгунов К. В борьбе за Ливан. - rossiyanavsegda.ru/read/632

Российская газета. 28.05.2013. http://www arabpress.net.ua/node/2877

Хисамов Р. Ливан-Сирия: Общая граница - общее будущее. 16.11.2013 г. -http://www islam-today.ru/liban-siria-obscaa-granica-obsce-budusce Там же.

Дрязгунов К. В борьбе за Ливан. 05.02.2013. - http://www rossiyanavsegda. ru/read/632

http://wwwarabpress.net.ua/node/2877

Там же (друзов 280-400 тыс., исмаилитов - 5%, православных - около 7%). Рассадин П. А. Конфессиональные меньшинства в общественно-политической жизни Сирии и Ливана: Автореф. канд. дисс. - М., 2011. - http:// www.dissercat.com/content...

Рассадин П.А. Маронитский фактор в современном Ливане. 29.04.2005 г. -http://www. iimes.ru/?p=3601

Хисамов Р. Религиозные общины Ливана и их влияние на политическую жизнь страны. - http:// islam-today.ru/ politika/ religioznye_obshinijivana Там же.

«Нации и национализм на Мусульманском Востоке», М., 2015 г., с. 384-390.

6

7

8

9

10

12

13

14

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.