Научная статья на тему 'Посткризисный период развития Ливана (1990–2012)'

Посткризисный период развития Ливана (1990–2012) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Посткризисный период развития Ливана (1990–2012)»

ристических мероприятий и т.д. способствовали укреплению позиций в обществе «Движения Талибан Пакистана».

Исламские экстремисты в лице различных боевых организаций Пакистана уже давно социализировались в обществе, занимают прочные позиции, а главное - у них есть будущее: террористы разрабатывают новые стратегии распространения террора - рекрутирование в ряды боевиков юных подростков, почти детей, мальчиков в возрасте от 10 до 12 лет, как показали события 10 февраля 2011 г. при взрыве тренировочного лагеря военнослужащих Панджабского корпуса недалеко от г. Мардан. Пакистанская газета «The Frontier post» 19 марта 2011 г. писала, что в начале второго десятилетия XXI в. в пакистанском обществе «"Талибан" - это уже не идеология восстания против иностранных, в первую очередь, американских оккупантов соседнего исламского государства, и отстаивание идеалов шариата; это стиль жизни тех, кто остался за пределами процветания, образования и богатства; это их способ отомстить современному миру».

«Мусульманское пространство по периметру границ Кавказа и Центральной Азии», М., 2012 г., с. 179-200.

В. Шевченко,

востоковед

ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЛИВАНА (1990-2012)

После заключения в 1989 г. Таифских соглашений и достигнутого перемирия основной задачей правительства Ливана стало восстановление социально-экономической и политической жизни страны. За 15 лет гражданской войны (1975-1990) погибли почти 100 тыс. человек, 300 тыс. были ранены, около 80% погибших и пострадавших были мирными гражданами. Из-за массовой внутренней миграции кардинально изменился конфессиональный и этнический баланс в ряде регионов страны. За кризисный период миграционный процесс затронул 2/3 населения Ливана. Общее число мигрировавших внутри страны за годы гражданской войны составило 1,4 млн. человек. Число мигрантов, окончательно переместившихся на новые территории, достигло около 787 тыс. человек, из которых 80% были христианами и только 20% мусульманами. Если христианское население мигрировало из всех районов страны, то мусульмане - из Бейрута и Южного Ливана. В резуль-

119

тате этих процессов в стране появились еще более однородные и обособленные конфессиональные зоны.

Таблица 1

Профессиональный состав лиц, образовавших потоки внутренней миграции (1990)

Профессии (главы семьи) Число семей %

Рабочие аграрного сектора 426 0,90

Независимые бизнесмены 1686 3,57

Служащие 4319 9,15

Наемные рабочие 7233 15,33

Служащие общественного сектора 2598 8,36

Военные 3464 7,34

Милиция 75 0,16

Фермеры 26 036 55,19

Военные действия, ставшие причиной больших разрушений в сельском хозяйстве, вынуждали переселяться в более безопасные места жителей сельских районов, в том числе фермеров и сельскохозяйственных рабочих. Для решения проблемы беженцев в 1989 г. было создано Министерство по делам перемещенных лиц, возглавляемое В. Джумблатом, которое начало проводить в жизнь программу по возвращению перемещенных граждан на их бывшие места проживания. Она, в частности, предусматривала воссоздание инфраструктуры и оказание социальных услуг в переезде и адаптации на новом месте. Вопрос о необходимости оказания различной помощи перемещенным лицам обсуждался еще на встрече в Эт-Таифе. К концу 2000 г. правительству удалось вернуть в родные места от 20 до 25% беженцев.

Экономическое возрождение страны осложнялось нехваткой высококвалифицированных кадров, что было связано со значительной эмиграцией ливанцев. В годы войны из страны выехали около 650 тыс. человек, что составляет около 30% от общего количества населения в довоенный период, в том числе 135 тыс. инженеров, врачей, адвокатов, преподавателей, квалифицированных рабочих.

120

Таблица 2

Динамика эмиграционного процесса в период кризиса 1975-1987 гг.

Годы кризиса Количество эмигрировавших ливанцев (тыс. чел.)

1975 400

1976 297

1977 38

1978 76

1979 49

1980 33

1981 33

1982 33

1983 33

1984 61,6

1985 70,2

1986 73,9

1987 (первые шесть месяцев) 33,5

Общее количество 647,6

Изменения на внутреннем рынке труда повлекли за собой также эмиграцию, прежде всего в арабские страны, социально активного населения Ливана. Первая волна рабочей эмиграции была в период между 1975 и 1979 гг. Некоторое замедление этих процессов можно было отметить в 1979-1982 гг., что было связано и с ухудшением экономического положения самих стран, принимавших ливанских эмигрантов. Снижение «нефтяного бума» и ирано-иракская война также уменьшили поток желавших работать в арабских странах Персидского залива. «Утечка умов» затронула и студенческую среду, выходцы из которой, уезжая на стажировку за границу, уже не возвращались в Ливан. Нуждаясь в квалифицированных кадрах, руководство страны отдавало предпочтение в найме на работу бывшим эмигрантам, выходцам из Ливана. Работа с эмигрантами была признана частью национальной политики страны. Во главу угла ставилась не этнорелигиозная принадлежность эмигранта, а его ливанское происхождение.

В результате разрушительной гражданской войны Ливан вступил в полосу тяжелейшего экономического кризиса. Курс на-

121

циональной валюты - ливанского фунта - стремительно падал: еще в 1975 г. 1 долл. обменивался на 3,20 лив. ф., в мае же 1987 г. -на 120. По данным торгово-промышленной палаты Бейрута, национальный доход на душу населения, составлявший в 1982 г. 2000 долл., упал в 1987 г. до 314 долл. С 1980 по конец 1987 г. минимальная заработная плата уменьшилась со 185 до 19 долл.

Была практически разрушена инфраструктура Ливана, особенно пострадала сфера услуг. Ущерб в этой сфере только за первые семь лет войны составил 252 млрд. лив. ф. Внешний долг Ливана превысил 2 млрд. долл. и составил большую часть ВВП.

Больше всего от войны пострадали сельское хозяйство и промышленность, доля которых в ВВП страны неуклонно снижалась (347,8 и 210,2; 184,4 и 67,0; 496,5 и 364,9 млн. долл. в 1988, 1989 и 1990 гг. соответственно).

За годы кризиса резко сократилась численность среднего класса и обеспеченных слоев ливанцев, большинство представителей которых покинули Ливан в начале военных действий. Увеличение числа представителей богатых пополнилось за счет «нуворишей», тех, кто сумел нажиться на войне, участвуя в делах теневой экономики. Это подтверждают данные, показывающие социальное расслоение в ливанском обществе в период кризиса.

Таблица 3

Социальные слои 1983 год 1988 год

Богатые 7% 9%

Средний класс 21% 12%

Обеспеченные 41% 26%

Бедные 31% 53%

Развитие теневой экономики было напрямую связано с деятельностью во время гражданской войны милицейских отрядов, практически неподконтрольных государству. Лидеры этих военизированных отрядов стремились захватить власть и приобрести солидный капитал, воспользовавшись нестабильной ситуацией в стране. Милицейские формирования имели немалые доходы, получаемые из различных источников. Среди них были: доходы от конфискации частной собственности и открытый грабеж; контроль над экспортом и импортом некоторых товаров; спекуляция на курсе ливанского фунта; торговля наркотиками; контрабанда; морское пиратство; спекуляция на иностранной гуманитарной помощи, а

122

также поступления денежной помощи от стран, поддерживавших те или иные милицейские отряды. По некоторым данным, в среднем за год милицейские отряды контролировали до 2 млрд. долл. Эти деньги использовались для зарплаты бойцам милиции, вкладывались в различные коммерческие предприятия, строительство и перечислялись как на личные банковские счета руководителей отрядов, так и на счета организаций. Деятельность милицейских формирований разрушала общегосударственные связи и ускоряла процесс дезинтеграции общества.

Меры по нормализации социально-экономической жизни в Ливане в начале 90-х годов требовали, прежде всего, реконструкции структур законодательной и исполнительной власти. Правительство, сформированное после Таифской встречи в 1989 г., приступило в этих целях к выполнению программы из четырех пунктов, предусматривающей: постепенное распространение своей власти на весь Ливан, роспуск милицейских формирований, официальное оформление «особых отношений» Ливана с Сирией, назначение депутатов на вакантные места в Национальной ассамблее и подбор кандидатур на главные военные и гражданские посты государства. 28 марта 1991 г. правительством был одобрен план роспуска всех ливанских и неливанских милицейских формирований в стране и назначения 40 новых депутатов в Национальную Ассамблею. С тем чтобы избежать новых столкновений на межобщинной почве, было принято решение создавать смешанные подразделения сил безопасности. Так, на службу было принято равное количество мусульман и христиан, включавших в себя 6,5 тыс. представителей военизированных формирований «Ливанских сил», 2,8 тыс. приверженцев шиитской милиции «Амаль» и 2,8 тыс. членов «Народной армии» друзов.

После подписания Таифских соглашений и прекращения гражданской войны Ливан продолжал оставаться в сфере влияния Дамаска и придерживался «особых отношений» с Сирией. Правительственная программа о национальном примирении предусматривала укрепление политических отношений между двумя странами. Кульминационным моментом стало подписание в мае 1991 г. «Договора о дружбе, сотрудничестве и координации действий», определяющего проведение единой политики между Ливаном и Сирией в политической, военной и экономической областях, а также в сфере обеспечения безопасности, что отвечало условиям Таифских соглашений. Статьи договора гласили, что Сирия и Ливан имеют особые братские отношения, основывающиеся на «гео-

123

графическом соседстве, сходной истории, общем происхождении, одинаковой судьбе и общих интересах». Для координации и выполнения принятых решений, затрагивающих интересы как Ливана, так и Сирии, были созданы пять совместных комитетов. Был образован также Высший совет, в который входили президенты Ливана и Сирии, их премьер-министры, заместители премьер-министров, а также высокопоставленные чиновники соответствующих министерств. Высший совет нес ответственность за координацию действий и сотрудничество двух стран в политической, экономической, военной областях, а также в сфере безопасности. Решения совета являлись обязательными для исполнения, хотя и с учетом конституционных и законодательных особенностей обеих стран.

Противники договора, среди которых были не только христианские лидеры, но и мусульмане, заявляли, что создание Высшего совета представляет собой нарушение суверенитета Ливана, что, в конечном счете, приведет к аннексии Ливана Сирией. Маронитский патриарх Н. Сфейр заявил, что договор нарушает принципы Национального пакта 1943 г. Но сторонники договора, в основном представители шиитской и части суннитской общин, считали, что близкие отношения с Сирией необходимы для политической стабильности и экономического развития Ливана. В начале сентября 1991 г. Ливан и Сирия заключили договор об обеспечении безопасности, предусмотренный майским двусторонним договором 1991 г. Это соглашение позволяло Ливану и Сирии оказывать взаимную военную поддержку в случае возникновения угрозы стабильности любой из этих стран.

Первые парламентские выборы после 20-летнего перерыва состоялись в августе-сентябре 1992 г. Их проведение встретило недовольство многих ливанцев. В период, предшествовавший выборам, по стране прошли забастовки с требованием сначала наладить экономику страны, а затем заниматься выборами в верховные органы власти. За отсрочку выборов высказывались как христианские, так и мусульманские лидеры, такие как бывший премьер-министр С. Хосс, бывший председатель парламента К. Аль-Асаад, бывший премьер-министр и лидер суннитской общины С. Салям. Условия проведения этих выборов не устраивали христианскую политическую и религиозную элиту, поскольку ее представители усматривали в них угрозу не только политической стабильности Ливана, но и суверенитету страны.

124

Несколько христианских партий призвали своих сторонников бойкотировать голосование. По заявлениям правохристианских политиков, свободные выборы нельзя было проводить под «оккупацией» Сирии. По мнению Раймона Эдде, лидера умеренной христианской оппозиции, «составленный по сирийским спискам парламент Ливана на первом заседании проголосует за объединение двух стран (Сирии и Ливана)». В результате явка на выборах была крайне низкой - чуть более 30% против 50-52% в 1960 и 1972 гг. Христианское население фактически бойкотировало голосование (в христианском Горном Ливане явка составила всего 16,23%).

Избранный в 1992 г. парламент, 82% членов которого стали парламентариями в первый раз, был явно просирийским. В его адрес неоднократно звучали обвинения в несправедливости процедуры голосования, однако еще одно размежевание по конфессиональному признаку грозило ливанскому государству крахом, и выборы были признаны действительными. Выборы 1992 г. отразили важную тенденцию развития ливанского общества, выразившуюся в очевидном усилении «шиитского фактора». В новом составе парламента - Национальной ассамблеи, «Хизбалла» и «Амаль» получили представительство, а глава «Амаль» - Набих Берри был избран спикером. «Хизбалла» превратилась в одно из самых влиятельных движений в Ливане, завоевав себе популярность лозунгами борьбы за освобождение Юга страны от присутствия израильских войск, которые объединяли практически всех жителей страны. Осенью 1992 г. кабинет министров возглавил Рафик Харири, избранный большинством членов парламента: 104 голоса «за» и только 12 голосов - «против». Начался новый этап в жизни страны - «эра Харири».

Существенное отличие Харири от большинства ливанских политических лидеров заключалось в том, что он сам создал себя, пройдя путь от выходца из бедной крестьянской семьи до миллиардера и премьер-министра1. Политический взлет Р. Харири начался в 1989 г., когда он, пользуясь своими связями в Ливане и других арабских странах, внес личный вклад в примирение враждующих сторон на встрече в Эт-Таифе. Назначение 46-летнего строитель-

1 Будучи выходцем из суннитской общины Сайды, он эмигрировал в 1966 г. в Саудовскую Аравию. Свою карьеру Харири начал с профессии школьного учителя, однако к середине 80-х годов он стал одним из самых преуспевающих бизнесменов на Ближнем Востоке.

125

ного магната и миллиардера премьер-министром было расценено ливанцами как последний шанс для спасения страны: ущерб, нанесенный Ливану гражданской войной и разрушительными вторжениями Израиля, превысил, по оценкам экспертов, 25 млрд. долл. Харири удалось сформировать эффективное и работоспособное правительство, ключевые посты в котором заняли чиновники, ранее работавшие в его компаниях. Наряду с правительством разработкой моделей развития ливанской экономики занимался Центр экономических исследований, укомплектованный исключительно сотрудниками фирм, принадлежавших премьер-министру. Деятельность такого «двухъярусного правительства» вызывала негативную реакцию у лидеров многочисленных ливанских религиозных общин, которые, зная про тесные связи Р. Харири с сау-довцами, обвиняли его в стремлении монополизировать власть в интересах мусульман-суннитов. (Укрепление суннитской общины Ливана в противовес шиитской, усилившейся при поддержке Сирии, было одной из основных целей Эр-Рияда, так как сотрудничество шиитских организаций «Амаль» и «Хизбалла» с Сирией и Ираном угрожало не только целостности Ливана, но и интересам суннитского руководства Саудовской Аравии.)

В короткий срок Р. Харири удалось стабилизировать ливанский фунт и вернуть в страну 2 млрд. долл. в виде сбережений ливанцев, уехавших за границу. За счет приватизации государственных предприятий путем проведения международных тендеров было получено около 5 млрд. долл. Харири также удалось сохранить дееспособность банковской системы Ливана, главным образом, благодаря действию Закона о неразглашении тайны вкладов, и банковские вклады выросли на 20%.

Результатом усилий правительства явился ощутимый рост ВВП страны с 2838 млн. долл. в 1990 г. до 11,4 млрд. долл. в 1995 г. Вместе с тем резко вырос торговый дефицит, что в первую очередь было связано с массированным импортом товаров первой необходимости, промышленного оборудования и других товаров, в которых нуждалась ливанская экономика. В 1995 г. дефицит составил 6479 млн. долл. по сравнению с 2082 млн. долл. в 1990 г. Одним из главных достижений правительства было сдерживание инфляции, которая в 1992 г. составила 100% (в 1991 г. - 52%). В 1997 г. инфляцию удалось удержать на уровне 8%. Снижение инфляции, стабилизация фунта, рост золотовалютных резервов страны обусловили потребность страны в местной валюте. В результате уро-

126

вень «долларизации» финансового сектора снизился с 68% в 1993 г. до 53% в 1995 г.

Все эти меры дали возможность приступить к осуществлению программы восстановления Ливана - «Горизонт 2000» стоимостью 16 млрд. долл. В этом деле значительную помощь оказывали саудовские спонсоры.

Благодаря особым отношениям с президентом Франции Жаком Шираком и своим связям с международными финансовыми организациями Харири удалось добиться проведения ряда международных конференций с целью оказания финансовой помощи Ливану. Экономические успехи создали имидж Харири как «эффективного менеджера». Однако, находясь на вершине власти, Ха-рири, как выходцу из бедной семьи, приходилось преодолевать сопротивление представителей мусульманской и христианской элит, которые традиционно играют важную роль в управлении страной. Даже члены суннитской общины нередко называли Харири «нуворишем» и считали, что он приехал в Ливан зарабатывать деньги и недостоин возглавлять правительство.

В результате многомиллиардных заимствований стал возрастать государственный долг и началось замедление экономического роста1. Многие проекты предусматривали в первую очередь восстановление финансовой системы и инфраструктуры, не уделяя должного внимания сельскому хозяйству, промышленности и социальному развитию государства. Кроме этого, правление Р. Ха-рири отличалось высокой коррумпированностью, причем в финансовые махинации оказались вовлечены не только ливанские политики и бизнесмены, но и высокопоставленные сирийские чиновники и военные. Реальную выгоду от курса, проводимого Р. Харири, получали исключительно высшие слои ливанского общества. Чтобы сбить волну критики в адрес правительства, были запрещены массовые демонстрации, и Харири обратился за поддержкой к армии для реализации своих проектов в жизнь.

Трудности восстановительного периода во многом были вызваны тем, что в то время, когда Ливан переживал разрушительную гражданскую войну, мир вступил в эпоху глобализации, установления нового экономического порядка и международного разделения труда. Проводя в целом прозападный курс, Харири,

1 В 1992 г., когда к власти пришло правительство во главе с Р. Харири, совокупный долг не превышал 200 млн. долл. За период между 1992 и 1988 гг. долг возрос до 18 млрд. долл., а к 2004 г. увеличился до 34 млрд. долл.

127

естественно, вступал в противоречие с интересами Сирии в Ливане. Однако в отличие от ряда ливанских деятелей, в частности В. Джумблата, он не занимал открытую антисирийскую позицию.

Само сирийское руководство было заинтересовано в нем как в политике-бизнесмене, способном восстановить экономику Ливана, и не препятствовало проведению реформ. Реализуемые Р. Ха-рири многочисленные проекты способствовали расширению экономических и торговых связей Ливана с Сирией. Развернувшееся широкомасштабное строительство и нехватка рабочей силы в Ливане обусловили значительный приток в Ливан сирийских рабочих и специалистов. Ежегодно сирийцы, работавшие в тот период в Ливане (примерно около 1 млн. человек), вывозили на родину около 2,5 млрд. долл., являясь, таким образом, для Сирии самым крупным источником дохода.

Несмотря на невероятные трудности восстановительного периода, на своем посту Р. Харири продержался до 1998 г., когда к власти при поддержке Дамаска пришел новый президент - генерал Эмиль Лахуд, пользовавшийся в то время доверием христиан. Многие надеялись, что он будет содействовать сближению позиций различных сторон и достижению согласия в ливанском обществе. Однако Э. Лахуд начал жесткую борьбу против оппозиции, в первую очередь - антисирийской. Президент окончательно лишился поддержки маронитской общины, когда стало ясно, что он не намерен добиваться полного вывода из страны сирийских войск. Отказ Харири из-за явной просирийской политики президента сформировать новый кабинет министров послужил причиной его отставки в ноябре 1998 г.

Стремление сирийцев сохранить у власти сразу обоих политиков, из которых президент являлся бы проводником сирийских интересов в области внутренней политики и безопасности, а премьер вел работу по восстановлению страны и возвращению Ливану статуса крупного финансового центра, не принесло желаемых результатов: самостоятельная политика премьера подрывала систему сирийского контроля в Ливане и в конечном счете привела к противостоянию с Э. Лахудом.

Немаловажным фактором, ускорившим отставку Р. Харири, стало то, что в это время к приходу к власти стал готовиться будущий президент Сирии - Башар Асад. Понимая, что многие представители оппозиционной ему сирийской «старой гвардии» имеют тесные связи с ливанским премьером, он способствовал отставке Р. Харири. Б. Асад непосредственно стоял за избранием Э. Лахуда

128

на пост президента Ливана и продлением срока его полномочий. На парламентских выборах в сентябре 2000 г. Р. Харири одержал убедительную победу и вновь был назначен главой правительства. Подавляющее большинство депутатов парламента поддержали кандидатуру Харири на пост премьер-министра, и Э. Лахуду пришлось утвердить это решение в соответствии с Конституцией.

Практически открытая борьба между премьером и президентом продолжалась вплоть до октября 2004 г., когда, имея поддержку в парламенте, Харири тем не менее ушел с поста премьер-министра. Непосредственной причиной его отставки стало продление срока президентского правления Э. Лахуда на три года в нарушение Конституции. Сформированное 26 октября 2004 г. правительство под руководством Омара Караме (брата погибшего в 1987 г. премьер-министра Рашида Караме) открыто придерживалось просирийской ориентации. Это заставило лидера друзской общины В. Джумблата перейти в оппозицию существующему режиму и к сотрудничеству с маронитским блоком.

Оппозиция призывала к проведению демократических выборов, прекращению сирийского вмешательства, укреплению солидарности всех ливанцев вне зависимости от конфессиональной принадлежности. После ухода в отставку к антисирийской оппозиции присоединился и бывший премьер-министр Ливана Р. Ха-рири. Многие считали, что такой альянс может изменить баланс политических сил в стране и значительно увеличить шансы оппозиционеров на победу в парламентских выборах в мае 2005 г.

Несмотря на то что в состав блока входили представители различных религиозных групп, в том числе и мусульмане, важную роль в нем по-прежнему играли марониты. 14 февраля 2005 г. в результате террористического акта погиб Рафик Харири. Ливанская оппозиция возложила ответственность за убийство Харири на ливанские и сирийские власти и призвала мировое сообщество создать специальную международную комиссию для расследования этого преступления. Бывший президент Ливана Амин Жмайель заявил о том, что если Сирия не причастна к убийству Харири непосредственно, то она виновата в том, что не предотвратила это преступление. Один из лидеров ливанской оппозиции, генерал Мишель Аун, также обвинил в произошедшей трагедии президента Э. Лахуда и сирийцев. Дамаск, в свою очередь, обвинил ливанскую оппозицию в использовании убийства Харири в предвыборных целях. Сирийский лидер заявил, что он готов оказать максимальное содействие следствию, чтобы узнать, кто стоял за

129

этим преступлением. Сирия также обвинила в убийстве экс-премьера Ливана Израиль, расценивая это как попытку снова привести страну к хаосу и гражданской войне.

По мнению британского политолога, специалиста по сирийско-ливанским отношениям Патрика Сила, причастность Дамаска к ликвидации Харири маловероятна, так как это выглядело бы как «самоубийственный акт» сирийского режима. Он считает, что убийство Харири - дело рук одного из многочисленных врагов сирийского режима, главными среди которых являются Израиль, правохристианские и ультраисламистские политические группировки в Ливане.

В феврале 2005 г. представители ливанской оппозиции, неформальным лидером которой стал В. Джумблат, заявили о начале мирной интифады за независимость. Оппозиционеры потребовали сформировать переходное правительство для обеспечения немедленной эвакуации сирийских войск из Ливана и создания необходимых условий для проведения честных и свободных парламентских выборов. Они обратились к международному сообществу и ливанской диаспоре за рубежом оказать содействие в их борьбе. В стране начались массовые антисирийские демонстрации, объединившие представителей разных общин страны; численность протестовавших составляла, по разным оценкам, от 25 до 50 тыс. человек. Демонстрации в поддержку оппозиции были проведены ливанскими эмигрантами в ряде городов мира: Сиднее, где собралось до 10 тыс. человек, Сан-Франциско, Дюссельдорфе, Монреале, Лондоне. Многочисленные акции протеста оппозиционеров были поддержаны международным сообществом, что в итоге привело к выводу сирийских войск из Ливана в апреле 2005 г.

Сирийское военное присутствие и политическое влияние в Ливане способствовали завершению боевых действий, разоружению негосударственных воинских формирований и в конечном итоге - стабилизации ситуации. Вместе с тем в стране изменился религиозный и политический ландшафт: укрепились мусульманские, главным образом шиитские, партии и организации, и были значительно ослаблены правохристианские силы.

Новый политический водораздел в ливанском обществе прошел по линии «за» или «против» Сирии и рассек религиозные общины, создав блоки, в которые вошли представители различных конфессий. Так, антисирийский блок «14 марта» представляют: суннитское движение «Аль-Мустакбаль», возглавляемое Саадом Харири (сыном убитого Рафика Харири), христианские «Ливан-

130

ские силы» друзов под предводительством В. Джумблата. Ему противостоит блок «8 марта», в который входят шиитские партии «Хизбалла» и «Амаль», «Свободное патриотическое движение» М. Ауна и христианская организация «Марада» С. Франжье. Состоявшиеся в марте 2009 г. парламентские выборы не сняли напряженность, а лишь усилили разногласия среди ливанцев. Так, победивший блок «14 марта» завоевал 71 место из 128 в парламенте, в то время как блок «8 марта» - 57 мест. Точно такой же расклад сил был в парламенте прежнего состава. Таким образом, политическая карта осталась без изменений. В этой связи ливанская пресса и многие политологи высказывали опасения, что страна находится на грани нового кризиса.

Происходящие события в Сирии усиливают раскол в ливанском обществе. Лидеры блока «14 марта» В. Джумблат и С. Харири, критикуя нынешний сирийский режим, поддерживают требования сирийской оппозиции об уходе Б. Асада с поста президента. Просирийские партии, входящие в блок «8 марта», выражают свою поддержку Б. Асаду. Об этом неоднократно заявлял лидер «Свободного патриотического движения» М. Аун, такую же позицию занимают шиитские партии «Хизбалла» и «Амаль». О непримиримости противоборствующих сторон свидетельствует тот факт, что на состоявшейся в начале 2012 г. встрече лидеров политических фракций ливанского парламента, несмотря на все усилия его председателя Н. Берри, так и не удалось достигнуть компромисса.

«Ближний Восток и современность», М., 2012 г., вып. 46, с. 250-263.

Хайфа Трабелси,

аспирантка Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (Тунис)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МУСУЛЬМАНСКИЙ ЭТИКЕТ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Профессиональный дипломат во время официального общения старается избегать проявления личных черт своего характера и культурной принадлежности. Однако, готовясь к переговорам или трапезе по определенному случаю, он не может не учитывать культурные особенности другой страны. В данной статье автор попытается раскрыть ряд вопросов, связанных с особенностями

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.