кратической и секулярной - позволило интеллигенции и улемам создать мощную политическую силу.
Шиитское духовенство, заручившись поддержкой как базари, так и интеллигенции, сумело возглавить антишахскую оппозицию и в конечном счете сыграло решающую роль в свержении монархии в Иране.
Исламская революция 1979 г. в Иране, в результате которой к власти в стране пришло шиитское духовенство, разрушила линию политических взаимоотношений, сложившихся между улемами, базари и интеллигенцией еще во второй половине XIX в. Произошла переформулировка основного политического курса в соответствии с интересами шиитского духовенства, которое теперь делало все, чтобы подавить оппозицию новую, будь то базари или интеллигенция. И те, и другие теперь продолжали оставаться зависимыми от улемов, но уже в другом качестве - в качестве налогоплательщиков, но и вынужденных сторонников новой политико-религиозной риторики. Изменилась и суть воздействия улемов на народ: вместо возлагавшихся широких функций на представителей шиитского духовенства на местах, подчинявшихся аятолле, которые были обязаны вести пропаганду, новым способом воздействия на умы широких масс становятся средства массовой информации, целиком и полностью подчиненные новой идеологии. Безусловно, эти процессы способствовали постепенному образованию пропасти между религиозными кругами и народом, между властью и подчиненными.
И.Ю. Захаров
2010.03.031. ВИГАНД К. ПРЕВРАЩЕНИЕ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ХИЗБАЛЛАХ» В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ.
WIEGAND К. Reformation of a terrorist group: Hezbollah as a Lebanese political party // Studies in conflict and terrorism. - Philadelphia, 2009. - Vol. 32, N 8. - P. 668-680.
Криста Виганд (Университет Южной Джорджии Стейтсборо, США) отмечает, что со дня своего основания в начале 1980-х годов «Хизбаллах» претерпела многочисленные трансформации: от народного ополчения, террористической группы, организации исламского сопротивления до политической партии. «Хизбаллах» всегда
сосредоточивалась лишь на одной-двух задачах, прекращая какую-то деятельность или уменьшая свою вовлеченность в нее, в зависимости от политической конъюнктуры того времени.
Сегодня «Хизбаллах» прилагает все усилия, чтобы быть активным членом недавно сформированного ливанского правительства. После 18-месячной забастовки в Бейруте и 6-дневного захвата ливанской столицы в мае 2008 г. «Хизбаллах» по результатам переговоров с коалицией 14 марта1 получила право вето в кабинете, что считается правом оппозиционной партии.
Критики «Хизбаллах» указывают на нелегитимный статус ее вооруженного крыла, что было объявлено в резолюции СБ ООН 1559. Несмотря на признание группой стран «Хизбаллах» террористической организацией, она признается легитимной политической партией внутри Ливана, во всем арабском мире и даже в нескольких западных государствах, включая Великобританию и многие другие европейские страны. Террористические организации и политические партии обычно имеют одни и те же цели, но главное их отличие - в стратегии достижения этих целей. Террористические группировки используют насилие для достижения своих желаний, а политические партии достигают своих целей посредством мирных средств.
Возникновение «Хизбаллах» в 1982 г. связано с протестом мусульман-шиитов, воодушевленных исламистскими клерикалами в Ливане и успехом иранской революции 1979 г. В то время эта организация позиционировала себя в качестве вооруженной группировки, активно участвующей в гражданской войне и противодействующей израильской оккупации некоторых ливанских территорий. «Хизбаллах» откололась от другого шиитского движения «Амаль» и слилась с несколькими другими исламскими группами. Лидеры этого движения стремились к сплочению мусульман-шиитов против израильской оккупации.
1 Коалиция 14 марта - ливанская коалиция антисирийских политических партий и независимых кандидатов во главе с членом парламента Саадом Харири (младшим сыном Рафика Харири, бывшего премьер-министра Ливана, погибшего в результате теракта), Самиром Джааджаа (полевым командиром, бывшим лидером христианской организации «Ливанские силы»), Амином Жмайелем (бывшим президентом Ливана) и Валидом Джублатом (лидером Прогрессивно-социалистической партии Ливана).
Иран был прямо вовлечен в деятельность «Хизбаллах» с самого начала ее возникновения и разделял принципы этой организации. Аятолла Хомейни поддержал ливанское сопротивление против Израиля как в военном плане, так и в финансовом. Это создало прочные связи между Ираном и «Хизбаллах».
Согласно данным банковских трансферов, Иран с середины 1980-х финансировал «Хизбаллах» в объеме 100 млн. долл. ежегодно (с. 671). Официальные лица «Хизбаллах» и лидеры иранского правительства постоянно проводят совместные встречи для обсуждения взаимных интересов. Иран же использует «Хизбаллах» для усиления своего влияния на Ближнем Востоке.
Взаимодействие же «Хизбаллах» с Сирией не такое тесное, как с Ираном. Политические связи «Хизбаллах» с Сирией появились в конце 1980-х годов, когда ее лидеры увидели, что сирийские вооруженные войска могут соединиться с ливанским движением «Амаль», другой оппозиционной шиитской организацией. «Хиз-баллах» сделала все возможное, чтобы не допустить этого и перетянуть Сирию на свою сторону. С тех пор она является ярым защитником просирийской политики в Ливане и находится в тесной координации с ней.
Основы деятельности «Хизбаллах» зиждутся на трех принципах, оглашенных при возникновении организации: ислам, шариат и джихад. Для последователей «Хизбаллах» ислам не просто религия, но и сборник законов, и образ жизни. Главными целями «Хизбаллах» были исправить политическое и экономическое ущемление общины шиитов в Ливане, внедрить исламские принципы в ливанскую политическую систему, а самое главное - создать в Ливане исламское государство, основанное на иранской модели.
Концепция джихада, которая означает борьбу с врагом или с негативными сторонами своей души, была ясно сформулирована в открытом письме 1985 г. В нем говорится о необходимости изгнать иностранные вооруженные силы из Ливана, в частности американцев, французов и израильтян. Сторонники «Хизбаллах» считают, что на агрессию нужно отвечать лишь кровью, а свободу можно вернуть, лишь жертвуя своим сердцем и душой.
Вышеописанная концепция была причиной выбранной тактики «Хизбаллах», которая поставила под прицел американцев и
европейцев в Ливане в 1980-е годы. Кроме многочисленных похищений и заказных убийств американских и европейских журналистов, религиозных лидеров и официальных лиц, «Хизбаллах» совершила беспрецедентные атаки на посольство США в 1983 г. в Бейруте. На ее счету также нападения на американский и французский контингенты многонациональных сил, расположенных в Ливане, а также похищение самолета авиакомпании TWA в июне 1985 г.
Поддержка «Хизбаллах» палестинских террористических групп является главной причиной внесения в «черный список» террористических организаций госдепартаментом США и его союзниками.
После вывода израильских войск из южного Ливана в 2000 г. «Хизбаллах» сосредоточилась в основном на «освобождении» спорных территорий «Шебаа», которые признаются ООН как израильские территории, но объявленными ливанским правительством и «Хизбаллах» ливанской территорией. С лета 2000 г. по 2006 г. «Хизбаллах» неоднократно сталкивалась с израильской армией из-за территорий «Шебаа».
В 2006 г. в войне против Израиля «Хизбаллах» временно изменила свою тактику. Теперь она не нападала на израильских солдат на ливанской территории, а запускала ракеты вглубь Израиля. За это «Хизбаллах» была раскритикована мировым сообществом. Но и израильская армия в ответ также подвергла бомбежке ливанские селения, убив, кроме ста боевиков «Хизбаллах», от 510 до 900 мирных жителей. С августа 2006 г. между «Хизбаллах» и израильской армией не было серьезных вооруженных столкновений.
«Хизбаллах» была не только террористической группой, но и политическим движением. Политическая роль «Хизбаллах» имела социальную направленность, обличенную в форму «да'ва»1 - миссия по распространению влияния шиитов в Ливане. Уже в 1983 г. «Хизбаллах» создала сеть социальных услуг, которые ни официальное правительство, ни другие организации создать не смогли. Это здравоохранение, образование, культура; «Хизбаллах» также организовала поставки питьевой воды, снабжение электроэнергией и утилизацию мусора.
1 «Да'ва» в переводе с арабского означает «призыв».
После окончания ливанской гражданской войны в 1990 г. лидерам «Хизбаллах» пришлось выбрать свой путь из двух возможных. Первый путь был прекратить свое существование или же трансформироваться в политическую партию, входящую в новое правительство. «Хизбаллах» пришлось выбрать ненасильственный путь взаимодействия с правительством и принять существующие правительственные институты. Она также смирилась с мультикон-фессиональным характером Ливанского государства, смягчив свою жесткую риторику в этом отношении.
Чтобы стать полноценной и признаваемой политической партией, «Хизбаллах» пришлось договариваться с просирийско настроенным правительством. Правительство обычно использует свое положение при переговорах с террористическими группами и требует у них полного разоружения. Но с «Хизбаллах» получилось не так. Она не приняла условие о разоружении в обмен на вхождение на политическую арену.
Несмотря на это, правительству пришлось принять «Хизбал-лах» в качестве политической партии. Лидеры «Хизбаллах» понимали, что в сложившейся ситуации лучше всего использовать ненасильственные методы для достижения своих целей. Они решили не использовать свое отлично подготовленное боевое крыло на внутриполитической арене.
Сирийское влияние на ливанскую послевоенную политическую систему означало для «Хизбаллах», при условии ее включения в правительство, тесное взаимодействие с Дамаском. Именно от него зависело решение ливанского правительства признавать «Хизбаллах» или нет. Дамаск стал инициатором переговоров межу ливанским правительством и «Хизбаллах», на которых ей пришлось отказаться от нескольких своих идей. Во-первых, от своего желания превратить Ливан в исламскую республику наподобие Ирана, а также превратиться в лояльную оппозиционную партию.
Первый опыт в качестве политической партии «Хизбаллах» получила на парламентских выборах 1992 г. Внутри самого движения участие в этих парламентских выборах вызвало немало дискуссий. Были обсуждены все за и против участия на выборах. Выбор был сделан в пользу участия, так как оно означало достижение необходимых реформ в Ливане. Однако «Хизбаллах» не отказалась от продолжения вооруженного сопротивления на юге Ливана против
Израиля, что соответствовало приоритетному направлению - джихаду. Участвуя в выборах, лидеры движения надеялись также получить большую поддержку населения.
Скептики опасались, что желание «Хизбаллах» создать исламское государство в Ливане является одной из главных задач движения. Несмотря на введение принципов шариата в некоторых муниципалитетах, попыток создать исламское государство в Ливане не наблюдалось. Многие аналитики сошлись во мнении, что участие «Хизбаллах» в существующих политических институтах означает отсутствие плана по созданию исламского государства. Наоборот, по мнению лидеров движения, вхождение в существующую политическую систему позволит им представить исламскую точку зрения и привнести некоторые аспекты ислама в законодательство.
На выборах в 1992 г. «Хизбаллах» получила 8 из 128 мест в парламенте. После этого «Хизбаллах» участвовала в выборах 1996, 2000, 2005 и 2009 гг. С каждыми выборами «доля» «Хизбаллах» в парламенте увеличивалась. В 1996 г. партия получила 9 мест, в 2000 г. - 12, в 2005 г. ей досталось уже 35 мест, а в 2009 г. -57 мест в парламенте Ливана (с. 676).
В 2000 г. Ливанское правительство одобрило движение сопротивления «Хизбаллах» против израильской оккупации Шеба'а, потому что военное крыло «Хизбаллах» было лучше вооружено и подготовлено. Глава «Хизбаллах» в своем интервью в 2003 г. указал, что именно ливанское правительство потребовало у Израиля освободить фермы Шеба'а. С 2000 по 2005 г. статус движения стал более законным, несмотря на обладание военизированным крылом.
Правительственная поддержка «Хизбаллах» закончилась в феврале 2005 г. после убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. «Хизбаллах» и ее союзники в лице партий «Амаль» и «Христианско-патриотический союз» столкнулись с антисирийской Коалицией 14 марта, состоящей из суннитов, друзов и христиан. «Хизбаллах» и просирийские партии провели демонстрацию в поддержку Сирии 8 марта 2005 г., в ответ антисирийские партии провели свою демонстрацию 14 марта, требуя вывода сирийских войск с ливанской территории и невмешательства во внутренние дела Ливана. К апрелю Сирии пришлось вывести свои войска, однако ее влияние в Ливане не уменьшилось.
Несмотря на временный союз всех партий во время израильского вторжения в Ливан в 2006 г., после окончания этой операции правительство продолжало трещать по швам. Коалиция 14 марта, поддерживаемая Соединенными Штатами, предъявила требование «Хизбаллах» о разоружении своего боевого крыла. Лидер партии «Хизбаллах» Хассан Насралла назвал эти требования «аморальными, некорректными и неуместными».
Бойкотировав решение правительства о расследовании участия Сирии в убийстве Рафика Харири, пять шиитов-членов кабинета, включая представителя «Хизбаллах», вышли из состава правительства. «Хизбаллах» организовала в декабре 2006 г. мирную демонстрацию, собрав 800 тыс. человек. Партия требовала отставки антисирийского и прозападного премьер-министра Фуада Синьоры.
С мая 2008 г. «Хизбаллах» изменила свою стратегию и начала использовать насилие для достижения политических целей, хотя и на минимальном уровне. Политический кризис между про- и антисирийскими партиями, был решен при посредничестве Катара. Оппозиционные партии получили право вето, что для «Хизбаллах» означало возможность заблокировать решение правительства о разоружении «Хизбаллах». В обмен она соглашалась не использовать военную силу и насилие для достижения внутриполитических целей. Возможно, это был всего лишь блеф, но вновь «Хизбаллах» продемонстрировала свое влияние на политическую ситуацию.
Правительство сильно желает разоружить «Хизбаллах», однако оно понимает, что ливанская армия намного слабее, и не может противостоять солдатам «Хизбаллах», которые более эффективны и заметно сильнее.
Несмотря на многочисленные преграды, лидеры «Хизбаллах» преуспели, и движение стало легитимной политической партией в Ливане. Хотя «Хизбаллах» остается военизированной организацией, ее политическое влияние становится более сильным. Ее внутренняя организация стала более сложной. По словам наблюдателя, «эта партия комфортно лавирует между военным и политическим аппаратом, в зависимости от обстоятельств» (с. 678).
Через день после избрания нового президента Ливана Майкла Сулеймана 25 мая 2008 г. лидер «Хизбаллах» Хассан Насралла выступил со следующим обещанием: «Мы не хотим контролировать Ливан, мы не хотим властвовать над ним или же навязывать
свои идеи жителям Ливана. Мы убеждены, что Ливан - это особая страна, где все имеют право на коллаборационизм» (с. 678). Будет ли «Хизбаллах» верна своим обещаниям - покажет время.
Р.А. Нагимзянов
2010.03.032. МИДЕПАНИ Л.М. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ОЛИГАРХИИ В ГАБОНЕ. MIDEPANI L.M. Pratique électorales et réproduction oligarchique au Gabon: analyses à partir des élections législatives de 2006 // Politique afr. - P., 2009. - N 115. - P. 47-65.
Автор (Университет Либревиля, Габон) рассматривает выборы 2006 г. и их результаты как «воспроизводство олигархических групп» (с. 65). С 1990 г. в стране были проведены более 10 выборов: президентских, в общегосударственные и местные законодательные органы, а также референдумов. Габонская демократическая партия (ГДП) - единственная партия, существовавшая до введения многопартийной системы. Выборы 2006 г. стали четвертыми выборами в законодательные органы с 1990 г. Несмотря на 17 лет формального существования многопартийной системы, политическая жизнь страны продолжает характеризоваться клиентализ-мом, коррупцией, непотизмом, нарушениями условий проведения выборов. При проведении избирательной кампании 2006 г. СМИ ежедневно сообщали о новых достижениях ГДП, иностранные наблюдатели отмечали, что «раздача ГДП мешков риса, бутылей растительного масла, радиоприемников, батареек, посуды и обуви продолжается почти до самых выборов» (с. 61). Выборы рассматриваются исключительно как возможность перераспределения власти между различными элитарными группами, большинство из которых являются сторонниками или родственниками президента Бонго.
По мнению автора, растущее число кандидатов в депутаты, в том числе и независимых, определяется опережающим ростом их доходов. В 90-х годах зарплата депутата определялась в 500 тыс. франков КФА (около 760 евро), сейчас она приблизилась к 1 млн. франков КФА (около 1,5 тыс. евро) (с. 52). В 2001 г. на места депутатов претендовали 810 человек, в 2006 г. - 902 человека. В провинции Эстуаре на 18 депутатских мест претендовал 171 кандидат, в провинции Волё-Нтем 129 кандидатов на 17 мест, в Нгуние 110 кан-