сыновья его основателя. Как пишет Игорь Алексеев, саудовский ваххабизм, о котором сейчас столько говорят, будет неотвратимо сдвигаться в более либеральную сторону под влиянием реформ, которые медленно, но неуклонно проводит правящая династия. В этой связи неизбежным кажется обострение конфликта между властями королевства и радикальными салафитами.
«Россия в глобальной политике», М., 2012 г., т. 10, № 4, июль-август, с. 143-153.
М. Саттиев,
востоковед
(Ташкентский государственный институт востоковедения) ПРОБЛЕМЫ КОНФЕССИОНАЛИЗМА В ЛИВАНЕ
Пятнадцатилетняя гражданская война в Ливане окончилась в 1990 г. подписанием Таифского соглашения, которое несколько перераспределило политическую власть среди религиозных общин страны и наметило политические реформы в системе управления государством, что было зафиксировано в Хартии национального примирения Ливана. Было принято решение взять курс на постепенное упразднение конфессионализма в органах власти как основной причины их неэффективного функционирования, а также дестабилизирующего фактора в ливанском обществе. Количество депутатов парламента было увеличены с 99 до 108. Начиная с парламентских выборов 1996 г. количество депутатских мандатов доведено до 128. За христианами и мусульманами было закреплено равное число мест (64) в парламенте. Сохранив традицию, парламент избирает президентом маронита, а своим спикером - шиита.
Суть реформ в области государственного управления заключалась в том, что исполнительная власть передавалась от президента (маронита) правительству. Министерские портфели делились поровну между христианами и мусульманами. Однако прерогативой президента оставалось назначение премьер-министра (суннита) при проведении соответствующих консультаций с Национальной ассамблеей и председателем парламента. По конфессиональному признаку также распределены посты в правительстве, административном аппарате и армии. Важной чертой внутриполитической жизни Ливана еще с 1976 г. было присутствие
133
сирийских войск, оказавших поддержку некоторым мусульманским организациям, прежде всего организации «Хизбулла», а также усиление исламского фактора в политической жизни страны.
«Хизбулла» была основана в 1979 г., что, по мнению многих аналитиков, непосредственно связано с исламской революцией в Иране. Толчок ее развитию дало вторжение Израиля в Ливан в 1982 г. После вывода израильских войск из Ливана в 2000 г. многие считали, что «Хизбулла» должна сложить оружие и передать контроль над своей территорией ливанской армии. Однако Сирия в своих интересах блокировала эти требования. Убийство бывшего премьер-министра и мультимиллионера, много сделавшего для своей страны, Рафика Харири в феврале 2005 г. привело к началу массовых демонстраций против Сирии, в результате чего ей пришлось вывести войска из страны. Однако вопреки надеждам противников Сирии в Ливане «Хизбулла» не только не ослабла, но и оказалась в центре политической жизни Ливана, возглавив антиамериканскую коалицию в противовес антисирийской. Место Сирии, как силы, напрямую контролирующей «Хизбуллу», занял Иран. Накануне войны 2006 г. Ливан очутился в политическом тупике.
Когда началась война, некоторые члены антисирийской коалиции подозревали, что «Хизбулла» сознательно спровоцировала ее, чтобы вызвать в Ливане политический кризис и захватить власть. «Хизбулла», со своей стороны, подозревала в провоцировании войны антисирийскую коалицию, которая добивалась ликвидации «Хизбуллы». Однако когда под удары Израиля стали попадать гражданское население и гражданская инфраструктура, ливанское общественное мнение переложило главную вину на Израиль и США. Ливанское правительство вынуждено было разработать и предложить условия, на которых можно было бы заключить перемирие. По этим предложениям была смоделирована резолюция ООН № 1701, которая еще долго обсуждалась США и другими членами международного сообщества. За это время человеческие и материальные потери удвоились.
Резолюция № 1701 продумана тщательно и ясно. Она призывает к прекращению боевых действий, за которым должно последовать развертывание ливанской армии и сил ООН к югу от р. Литани. Резолюция также призывает Ливан разоружить все негосударственные вооруженные группы. Ливанская армия и силы ООН развернулись на юге страны, а «Хизбулла» согласилась соблюдать резолюцию. Многие ливанцы подозревают, что амери-
134
канцы сознательно затянули принятие резолюции, чтобы дать Израилю шанс «выйти сухим из воды». Во всяком случае, ответ на вопрос «кто победил?» по-разному интерпретировался политиками.
Лидер «Хизбуллы» шейх Насралла поспешил объявить победителем «Хизбулла», так как, в отличие от всех предыдущих арабо-израильских войн, эта не принесла победы Израилю. Телевизионные каналы арабских стран показали явно деморализованных израильских солдат, возвращающихся домой. Но надо помнить о том, что Ливан (особенно южные районы, населенные шиитами) понес огромный урон: 1200 гражданских лиц погибло, 4 тыс. ранено, почти 1 млн. стали беженцами. Экономические потери оценивают в 7 млрд. долл., что составляет 30% ливанского ВВП. «Хизбулла» также понесла тактический и политический урон: передала контроль над Югом ливанской армии и ООН и согласилась передать им контроль над границей с Сирией. Группировка потеряла от 300 до 600 боевиков. Кроме того, был дезавуирован миф о том, что именно «Хизбулла» сдерживает Израиль.
«Окончательный ответ на вопрос, усилилась или ослабла "Хизбулла", будет зависеть от дальнейшего развития событий в Ливане и регионе. Если резолюция № 1701 будет соблюдаться и ливанское правительство будет серьезно выполнять взятые обязательства относительно безопасности, влияние "Хизбуллы" ослабнет, а Ливанское государство окрепнет. Резолюция ООН дает возможности ливанскому правительству привести экономическое состояние страны к довоенному уровню и укрепить свою государственность. Способность правительства реализовать намеченные планы будет зависеть от конкретных шагов по упрочению национальной безопасности, экономическому возрождению и политическому развитию».
Однако резолюция ООН не обеспечила механизма разоружения «Хизбуллы», что является ключевой внутренней проблемой Ливана. Здесь предложен ряд решений - от прямого разоружения до включения отрядов «Хизбуллы» в структуру национальной обороны в виде лиги гражданской обороны или Национальной гвардии. Многое, правда, зависит от позиции ее главного спонсора -Ирана. В экономической сфере ливанское правительство должно быстро заняться восстановлением хозяйства, возобновить притягательность страны для туристов и инвесторов, а также справиться с долговыми обязательствами. В политической сфере правительству следует не ограничиваться заботой о сохранении власти, а доказать свою способность к политическим реформам. Это означает
135
более полное осуществление Таифского соглашения, активизацию борьбы с коррупцией и улучшение гражданской и военной службы.
П. Салем, директор Ближневосточного центра Карнеги (Бейрут), отмечает, что «все ключевые игроки стоят перед важным выбором. "Хизбулла" должна решить, действительно ли она хочет интегрироваться в ливанское государство. Поддерживающая ее шиитская община должна сделать выбор между двумя взаимоисключающими целями: либо единый и независимый Ливан, либо "создание двух государств"». Государство должно помочь шиитам выбрать первое, создав двухпалатное Законодательное собрание, в нижней палате которого не было бы конфессиональных квот. Подобное решение должно быть выгодно шиитской общине, так как может позволить шиитам получить больше мест в нижней палате. Когда сирийские войска присутствовали в Ливане, шиитские правительства обладали значительной властью. Уход сирийцев обеспокоил шиитов. Однако, по мнению аналитиков, зависимость шиитов от внешних союзников (Сирии и Ирана) уменьшится, если им удастся укрепить свои позиции в правительстве.
Не последнюю роль играет и желание международного сообщества достичь мира в Ливане. Оно должно твердо соблюдать резолюцию № 1701 и выполнить свое обещание выделить 2 млрд. долл. на восстановление ливанского хозяйства. Реформы в сфере государственного управления (переход от Национальной палаты к Национальной ассамблее, пересмотр доли конфессий в парламенте) не обеспечили коренных социально-политических сдвигов. К сожалению, ливанский опыт становления и развития независимого конфессионального государственного устройства показывает, что здесь не удалось предвидеть нынешнюю ситуацию и оценить проблемы, угрожающие безопасности страны. Анализ происходящих событий в Ливане демонстрирует: активизацию политической и военной составляющих конфессий в ливанском обществе («Хизбулла», «Амаль»); влияние жесткой политической борьбы на основы фанатичных убеждений (сепаратизм христиан на востоке Ливана и мусульман на западе в 80-е годы XX в.), а также на развитие национальной демократии; усиление межконфессиональной нетерпимости (покушение на жизнь государственных и общественных руководителей Рафика Харири, Висама Аида и др.); усиление дифференциации между социальными группами при резком увеличении внешних долгов государства (40 млрд. долл. США); обесценивание чувства толерантности в обществе.
136
Таким образом, ситуация в Ливане все еще остается хрупкой, сложной. Очевидно, что такое положение будет сохраняться и в будущем. В то же время растет необходимость чувства ответственности перед завтрашним днем. Государственное переустройство страны должно решить стратегические проблемы достижения стабильного развития по пути прогресса. Принятая по инициативе США и Франции резолюция в СБ ООН № 1559 требовала вывода всех иностранных войск (прежде всего Сирии) из Ливана, разоружения нерегулярных военных формирований и осуждала иностранное вмешательство в выборы президента Ливана. В результате ливанская оппозиция добилась вывода из страны сирийских войск, но это не дало ожидаемых результатов. Присутствие таких организаций, как «Хизбулла», показывает, что Сирия по-прежнему играет значительную роль в принятии Бейрутом важных политических решений.
Сегодня, когда в самой Сирии обострилась ситуация и в Ливан перебрались сотни беженцев, среди населения усилилось чувство страха перед непредвиденным ходом развития событий. Эти новые обстоятельства, несомненно, затрудняют процесс восстановления государственности Ливана, его экономики, вносят разлад в межконфессиональные отношения. Очевидно, что только в условиях сохранения на Ближнем Востоке стабильной безопасности и геополитического равновесия Ливан сможет стать для мирового сообщества достойным партнером.
«Страны Востока: Социально-политические, социально-экономические, этноконфессиональные и социокультурные проблемы в контексте глобализации»,
М., 2012 г., с. 263-266.
Л. Пахомова,
политолог
ИСЛАМСКИЕ БАНКИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Формирующийся исламский сектор в индонезийской и малазийской экономике состоит из нескольких сегментов: банковское дело (banking shariah); страхование банковских депозитов (takaful shariah); выпуск облигаций (obligasi shariah - sukuk; reksa dana shariah), производство халяльных продуктов.
137