Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА'

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацаева В.А., Хмара О.А.

Статья посвящена литературе как средству ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правами человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА»

7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОСДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]: Работаем по ФГОС дошкольного образования / Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - М: Просвещение, 2014. - 112 с.

8. Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду [Текст]: Библиотека современного детского сада / Е. В. Фешина - М: Сфера, 2016. - 136 с.

© Макарова В.А., 2022

УДК 37

Мацаева В.А.,

воспитатель

Хмара О.А.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Колобок» с. Засосна» Белгородская область, РФ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

Статья посвящена литературе как средству ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правами человека.

Ключевые слова

Права человека, образование в области прав человека, средства обучения, литература, дети дошкольного возраста.

Одной из самых актуальных задач, которые стоят сегодня перед воспитателями ДОО, является развитие у дошкольников уважения к правам и свободам человека, формирование чувства собственного достоинства.

Эту задачу можно в некоторой мере можно решить, приобщая детей к моральным принципам современного общества, то есть в процессе нравственного воспитания. Именно нравственные качества и духовный мир человека оказывают в ситуации выбора значимое влияние на то, будут ли его действия правомерными или же нет.

Права и свободы - это не только закрепленные в законах государств и в международных соглашениях правовые нормы, за нарушение которых неукоснительно следует определенное наказание. Это главные условия успешного функционирования и развития любого общества, залог справедливости человеческих отношений, составляющие человеческого достоинства.

Воспитывая и развивая у ребенка чувство собственного достоинства, педагоги должны развивать не только нравственные качества, но и представления о правах и свободах человека. А если мы учим уважать других людей, необходимо научить воспринимать людей как равных себе, сформировать опыт такого поведения, которое не ущемляет чужие права, а, наоборот, учитывает общие интересы.

Воспитателям следует заниматься не только нравственным развитием подрастающего поколения,

но и образованием дошкольников в области прав человека. Нужно познакомить детей с правами и свободами, провозглашенными Всемирной декларацией прав человека и с дополнительными правами детей, закреплёнными Конвенцией ООН о правах ребёнка.

Реализация любых педагогических идей и целей образования требует адекватной и современной учебно-материальной и материально-технической базы.

Цель обучения дошкольников правам и свободам - сформировать у них представления об основных правах, свободах и обязанностях человека, а так же навыки и привычки правомерного поведения, адекватного возрастным особенностям (нельзя без разрешения играть не принадлежащей тебе игрушкой, нельзя ломать ветки деревьев и т.д.)

При формировании системы средств обучения дошкольников правам и свободам человека педагогу необходимо заботиться о том, чтобы воспитанники приобрели прочные, осмысленные и систематические знания и умения. Конечно, ребята дошкольного возраста осваивают элементарные правила, которые они сами могут реализовать или почувствовать реализацию этих правил со стороны других людей (право на имя, право на труд). Педагог не должен знакомить подробно детей с соответствующими международными нормами и нормативными актами международного и федерального уровня, но ориентируясь на них, он должен уметь донести, что несоблюдение заключенных в этих документах правил приносит страдания людям и природе.

Е.В. Татаринцева в качестве особенности правого воспитания отмечает движение от абстрактных норм к конкретному: от внешне воспринимаемых процессов в обществе к сути связей, явлений, отношений(5, с.34). Исходя из этого, воспитатель должен следовать от названной им нормы к внутреннему миру детей. И опираясь на уже имеющийся опыт нравственного поведения, находя созвучные образы, эмоции и чувства, помочь анализировать полученную информацию.

Однозначно можно применять материал по ознакомлению с правами, свободами и обязанностями человека в образовательной деятельности и во всех областях программы в самые разные темы.

При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с правами человека наиболее часто используемым средством обучения является художественная и научно-популярная литература, затем следуют иллюстративные материалы, схемы и модели, электронные презентации.

Художественная и научно-популярная литература - важный источник знаний об окружающем мире, средство воспитания чувств, развития мышления, воображения и памяти. Литературное произведение является основой или стимулом для организации познавательных и этических бесед с детьми. Наглядный материал облегчает детям восприятие событий, явлений или норм, которых не было в личным опыте, и которые они не могут непосредственно воспринимать. Зрительный образ способствует усвоению абстрактных понятий (право заниматься искусством и участвовать в творческой жизни, право на чистоту окружающей среды).

Для формирования элементарных знаний о праве у детей среднего и старшего дошкольного возраста целенаправленно можно использовать правовые сказки. Сюжет и сказочные персонажи увлекают детей. Вживаясь в события сказки, дети как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается любознательность и познавательная активность: он стремится вжиться в роль, в ситуацию и повлиять на происходящее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

Правовая сказка - это разновидность повествовательного текста, речевой жанр, который создается воспитателем в соответствии с конкретными задачами, при соблюдении определенных условий.

В настоящее время существует такой вид правовой сказки, как сказка дидактическая - сказка, специально созданная для того, чтобы помочь дошкольникам получить первые знаний в той или иной науке - то есть сказка, помогающая учиться.

Совместная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций с детьми по ознакомлению их с правами человека показали, что педагоги обращаются к народным и литературным

сказкам и сказочным персонажам. Знакомя детей с правом на жизнь, воспитатели используют разнообразные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят». Знакомя с правом на защиту от незаконного перемещении - сказки «Снежная королева», «Гуси-лебеди»; с правом на здравоохранение - сказка «Айболит»; с правом на свободу передвижения - сказку «Лягушка-путешественница»; с правом на неприкосновенность жилища - сказки «Заюшкина избушка», «Три поросенка».

Также для объяснения прав человека можно использовать литературные произведения и других жанров: стихи, рассказы, былины («Посидим в тишине» Е. Благининой, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Филиппок» Л. Толстого и др.).

Существуют специально созданные сказки для ознакомления с правами человека, такие как приключения Маленького Человека из книги «Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых» А. Усачёва; цикл про девочку по имени Светик («Как Светик получила свою фамилию и имя», «Как Светик росла» А. Лопатиной).

Среди функций, которые выполняет детский сад большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных знаний о своих правах, и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам. Список использованной литературы:

1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2015

2. Мутагиров Д.З. Права и свободы человека: теория и практика.М.: Университетская книга; Логос, 2006

3. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методолгия и методика).М.:Высшая школа, 1990

© Мацаева В.А., Хмара О.А., 2022

УДК 372.881.1

Певнева Л.Н.

учитель МБОУ СОШ №2 п.Чернянка, Белгородская область, РФ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕТРАДИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ

К ИУЗЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье описан один из методов технологии интерактивного обучения иностранным языкам в начальной школе. Рассматриваются способ применения данного метода, его положительные и отрицательные стороны, а также мотивационная составляющая данного метода.

Ключевые слова

Технология интерактивного обучения, инерактивные тетради, шаблоны, взаимодействие,

творческое мышление, мотивация.

Pevneva L.N.

teacher of school №2 Chernyanka , Belgorod region ,Russian Federation

INTERACTIVE NOTEBOOKS AS AN EFFECTIVE MEANS OF INCREASING MOTIVATION TO LEARN ENGLISH

Annotation

The article describes one of the methods of interactive foreign language teaching technology in primary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.