Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ К МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ К МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / МАТЕМАТИКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова В.А.

В статье рассматривается вопрос развития элементарных математических представлений под средством технического творчества. Техническое творчество является одним из приоритетных направлений современного образования. Техническое творчество стимулирует развитие у детей пространственного мышления. С помощью современного образования можно заинтересовать детей и активизировать развитие инженерных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ К МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

УДК 37

Макарова В.А.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка» Г. Бирюча

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ К МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Аннотация

В статье рассматривается вопрос развития элементарных математических представлений под средством технического творчества. Техническое творчество является одним из приоритетных направлений современного образования. Техническое творчество стимулирует развитие у детей пространственного мышления. С помощью современного образования можно заинтересовать детей и активизировать развитие инженерных способностей.

Ключевые слова:

техническое творчество, математика, познавательная активность, познавательный интерес, элементарные математические представления, дети старшего дошкольного возраста.

Современный мир ставит новые задачи перед дошкольным образованием. Там как нас окружают гаджеты, программы, электронная система - многие профессии отходят на второй план, многие уже заменили роботы. Всё это привело к тому, что всё больше востребованы профессии как программист, инженер, интернет-менеджер, ЗД-дизайнер. По этому, одной из основных задач, является формирование элементарных математических представлений у детей.

Развитие ребенка не обходится без взрослого. Ребенок успешно развивается, если взрослый признаёт в нём развивающую личность, учитывает способности, интересы и индивидуальность каждого. При этом развивается познавательный интерес детей.

Приоритетным направленибм в системе дошкольного образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для воспитания нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, таким образом, основной целью образования является развитие личности и сама личность.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, определяет целевые ориентиры на этапе завершения детьми дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [7].

Всё это ведет к тому, что огромное значение в реализации этих задач имеет активизация познавательного интереса детей к математическим способностям.

На сегодняшний день, исследователи убеждены, что 65% дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых ещё не существуют.

Изучив научно-методическую литературу по данной теме, можно сделать выводы о том, что вопрос использования технического творчества для развития познавательной активности к математике изучен недостаточно.

В первую очередь, для возбуждения познавательной активности к чему либо, педагог должен активизировать любознательность детей.

Гиарделла Дена связывает любознательность с творчеством. Она говорит, что творческий процесс -это среда в которой ребёнок может чувствовать необходимость размышлять и проявлять себя [2;с. 32].

Творческий процесс даёт возможность использовать навыки, умения с помощью любознательности. Поэтому если ребенку давать возможность проявлять мысли на бумаге, фантазировать, самостоятельно лепить, определять образы, он будет постоянно задействовать любознательность, для преодоления всех препятствий [2;33 ].

Одним из инновационных направленностей нашего образования является техническое творчество, способствующее развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Техническое творчество стимулирует развитие у детей пространственного мышления. С помощью современного образования можно заинтересовать детей и активизировать развитие инженерных способностей.

Актуальным источником развития технического творчества является робототехника и лего-конструирование. Это новое инновационное направление - отличная возможность развития любознательности.

Ребенок старшего дошкольного возраста в процессе технического творчества ориентируется на элементарные математические представления, на конструктивные навыки, на знания о явлениях природы. Занимаясь техническим творчеством, воспитанники могут использовать полученные знания во всех образовательных областях техники.

Образовательная робототехника - актуальная педагогическая технология, которая образуется на пересечении разных областей знаний: механики, машиностроения, электроники, программирования, технического проектирования. Использование технического творчества в образовательной деятельности повысило мотивацию ребенка к обучению, что требует знаний во всех областях.

Мы, как педагоги, должны создать должны создать безопасные условия для развития у детей любознательности, при этом можем использовать техническое творчество. При правильно организованном техническом творчестве, педагоги стимулируют у детей развитие познавательных потребностей, любопытства.

Актуальным источником развития технического творчества является робототехника и лего-конструирование. Это новое инновационное направление - отличная возможность развития познавательного интереса к математике.

Образовательная робототехника - актуальная педагогическая технология, которая образуется на пересечении разных областей знаний: механики, машиностроения, электроники, программирования, технического проектирования. Использование технического творчества в образовательной деятельности повысило мотивацию ребенка к обучению,

Ненашев К.С. в своих исследованиях делает вывод, что «использование информационных технологий в непринуждённой игре легко и всесторонне развивает у детей познавательный интерес, креативность и наблюдательность, что помогает выявить и развить задатки одаренности» [3; с. 78-85].

Для формирования элементарных математических представлений под средством технического творчества в нашем детском саду используются различные виды конструкторов: «LEGO», «Полидрон Магнитный», деревянные конструкторы с геометрическими фигурами, «Дары Фребеля». Также для развития математических способностей и логического мышления, мы используем робототехнику «Наустим» и среду «Пиктомир».

Работая на протяжении трех лет над этой темой, мы пришли к выводу, что используя техническое творчество для развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы имеем 82% детей с высоким уровнем развития в данном направлении. Что можем отследить на диаграмме. Можно также проследить то, что в 2019 году в начале года такой же процент детей был с

низким уровнем развития, что показывает высокую результативность.

Таблица 1

Диагностика

¡ысокифреднийнизкий начало учебного года ¡ысокифреднийнизкий конец учебного года

■ 2019-2020 3 7 12 12 8 2

■ 2020-2021 6 8 8 14 6 2

■ 2021-2022 6 5 10 18 А 0

Также, условием успешности было использование технического творчества при организации любого вида деятельности (на занятии, в игре, на улице), при этом не забывая о математической направленности.

Очень важно, в легкой игровой форме, подвести детей к математическим терминам, названиям. Дети сравнивают площади предметов, с помощью наложения, также визуально, путем сопоставления. Конструируют объемные геометрические фигуры, называя их. Считают количество использованных деталей.

При выполнении таких заданий дети в непрямой форме знакомятся с некоторыми свойствами площади: площадь фигуры не изменяется при изменении ее положения на плоскости; часть предмета всегда меньше целого; площадь целого равна сумме площадей составляющих его частей. Именно с помощью этих заданий, мы смогли сформировать у детей понятия о числе мер, содержащихся в геометрической фигуре.

Также, используя магнитный конструктор «Полидрон», мы смогли познакомить детей с магнитным полем. Этот конструктор обладает свойством магнитных деталей самостоятельно собираться, образуя из плоской развертки фигуры ее объемную форму.

В процессе развития понятия о магнитном поле у детей, мы смогли познакомить их, на практике, с понятием «полярность». Что для соблюдения полярности магнитов одна сторона блоков конструктора цветная, другая черная.

Список использованной литературы:

1. Выступление Владимира Путина на форуме "Рабочая молодежь" https://www.nakanune.ru/news/2018/ 03/06/22500255/ (дата обращения: 10.03.2018)

2. Гиарделла, Д., Росс, Р. Изменяйте узор. Вплетайте творчество в полотно своей жизни. - СПб.: ИГ «Весь» 2010. - 320с. - (Помоги себе сам).

3. Новосёлова, С.А. Развивающая предментно-пространственная среда. Мир «Квадро»//Дошкольное воспитание.- 1998. - №4 с.78-85.

4. Капица, М.А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках пеализации парциальной образовательной программы дошкольного образования « От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М.А. Капица. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. №1 (28). - с. 10-13.

5. Малыхина, Л.Б. Развитие научно-технического творчества в системе дополнительно образования детей: учебно-методическое пособие / Л.Б. Малыхина. - СПб.: ЛОИРО, 2019. - 265 с.

6. ФГОС дошкольного образования. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОСДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]: Работаем по ФГОС дошкольного образования / ФГОС дошкольного образования - М: Просвещение, 2014. - 112 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОСДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]: Работаем по ФГОС дошкольного образования / Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - М: Просвещение, 2014. - 112 с.

8. Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду [Текст]: Библиотека современного детского сада / Е. В. Фешина - М: Сфера, 2016. - 136 с.

© Макарова В.А., 2022

УДК 37

Мацаева В.А.,

воспитатель

Хмара О.А.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Колобок» с. Засосна» Белгородская область, РФ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

Статья посвящена литературе как средству ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правами человека.

Ключевые слова

Права человека, образование в области прав человека, средства обучения, литература, дети дошкольного возраста.

Одной из самых актуальных задач, которые стоят сегодня перед воспитателями ДОО, является развитие у дошкольников уважения к правам и свободам человека, формирование чувства собственного достоинства.

Эту задачу можно в некоторой мере можно решить, приобщая детей к моральным принципам современного общества, то есть в процессе нравственного воспитания. Именно нравственные качества и духовный мир человека оказывают в ситуации выбора значимое влияние на то, будут ли его действия правомерными или же нет.

Права и свободы - это не только закрепленные в законах государств и в международных соглашениях правовые нормы, за нарушение которых неукоснительно следует определенное наказание. Это главные условия успешного функционирования и развития любого общества, залог справедливости человеческих отношений, составляющие человеческого достоинства.

Воспитывая и развивая у ребенка чувство собственного достоинства, педагоги должны развивать не только нравственные качества, но и представления о правах и свободах человека. А если мы учим уважать других людей, необходимо научить воспринимать людей как равных себе, сформировать опыт такого поведения, которое не ущемляет чужие права, а, наоборот, учитывает общие интересы.

Воспитателям следует заниматься не только нравственным развитием подрастающего поколения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.