Научная статья на тему 'Идеи естественного права как гуманистический ориентир в правовом воспитании детей старшего дошкольного возраста'

Идеи естественного права как гуманистический ориентир в правовом воспитании детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
562
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВА И СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / NATURAL RIGHT / HUMANISTIC EDUCATION / RIGHTS AND FREEDOM OF PERSON / LAW EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Польщикова Людмила Александровна

Рассматривается естественное право как критерий справедливости в этике, законодательстве с античных времен и до современности. Особое внимание уделяется идеям отечественных и зарубежных педагогов в области нравственной, правовой проблематики. Авторское видение данного понятия соотносится с гуманистическими направлениями педагогики, где фундаментальной основой правового воспитания детей являются «свобода», «справедливость», «правда», «равенство», «добро». Предлагается реализация правового воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом гуманистической ориентации на идеи естественного права. Polshchikova Lyudmila Alexandrovna,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF NATURAL RIGHT AS A HUMANISTIC GUIDING LINE IN LAW EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The author examines the natural right as the criterion of justice in ethics and legislation since the antique times and to the present. The special attention is given to ideas of domestic and foreign teachers in the field of a moral and legal problems. Author's vision of the given concept corresponds with humanistic guiding line of pedagogy where a fundamental basis of law education of children is "freedom", "justice", "truth", "equality", "good". The author offers the way for realization of law education of children in the comprehensive high school that takes humanistic guiding line to ideas of the natural right into account.

Текст научной работы на тему «Идеи естественного права как гуманистический ориентир в правовом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

УДК 372.834 ББК 410.052.5

ГСНТИ 14.33.09

Код ВАК 13.00.02

Польщикова Людмила Александровна,

аспирант кафедры естествознания и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; 623462, г. Каменск-Уральский, п. Мартюш, ул. Летняя, д. 21; е-mail: 66_?LA@rambler.ru

ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА КАК ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: естественное право; гуманистическое образование; права и свобода человека; правовое воспитание детей.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается естественное право как критерий справедливости в этике, законодательстве с античных времен и до современности. Особое внимание уделяется идеям отечественных и зарубежных педагогов в области нравственной, правовой проблематики. Авторское видение данного понятия соотносится с гуманистическими направлениями педагогики, где фундаментальной основой правового воспитания детей являются «свобода», «справедливость», «правда», «равенство», «добро». Предлагается реализация правового воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом гуманистической ориентации на идеи естественного права.

Polshchikova Lyudmila Alexandrovna,

Post-graduate Student of Chair of Natural Sciences and Technology of Teaching in Primary School, Ural State Pedagogical University, City of Kamensk-Uralsk.

IDEAS OF NATURAL RIGHT AS A HUMANISTIC GUIDING LINE IN LAW EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

KEY WORDS: natural right; humanistic education; rights and freedom of person; law education of children.

ABSTRACT. The author examines the natural right as the criterion of justice in ethics and legislation since the antique times and to the present. The special attention is given to ideas of domestic and foreign teachers in the field of a moral and legal problems. Author's vision of the given concept corresponds with humanistic guiding line of pedagogy where a fundamental basis of law education of children is "freedom", "justice", "truth", "equality", "good". The author offers the way for realization of law education of children in the comprehensive high school that takes humanistic guiding line to ideas of the natural right into account.

Р

азвитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.

Государственная политика России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (основы государственной политики утверждены 4 мая 2011 г.) направлена на правовое просвещение и правовое информирование граждан.

Мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения являются:

1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а

также развитие ценностно-смысловой сферы личности;

2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечено, что необходимо воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов (3).

В современной России правовые знания нужны любому человеку, потому что без юридически грамотных людей невозможно создать цивилизованное, свободное гражданское общество и строить правовое, демократическое, справедливое государство. Руководством страны выражена твердая политиче-

© Польщикова Л. А., 2013

ская воля относительно преодоления правового нигилизма и повышения правовой культуры населения. Она отражена в целом ряде выступлений Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева на различных форумах, в его постановлениях Федеральному Собранию Российской Федерации, политико-правовых и законодательных актах. Президент России В. В. Путин также неоднократно подчеркивал необходимость моральных ценностей и диктатуры закона как условий существования и развития общества.

В связи с этим актуальны исследования проблемы правового воспитания, обусловленная двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также признанием Россией международных документов о правах.

В ходе анализа различных точек зрения на определение понятия «правовое воспитание» (А. Бойко, Н. Ю. Ган, Г. П. Давыдов, Т. Доронова, Н. В. Зеленова, Н. И. Козюбра, А. А. Кваша, К. В. Науменкова, Е. В. Певцова, Е. А. Рассолова, В. М. Сапогов, И. Ф. Рябко, Е. В. Татаринцева, Н. И. Элиасберг и др.) было установлено, что единого понимания термина «правовое воспитание» в настоящее время нет. Одни исследователи под правовым воспитанием понимают обучение правовым знаниям и формирование понимания необходимости этого знания. Другие (Н. И. Элиасберг) считают, что правовое воспитание - это формирование уважения к праву, закону, а также навыков исполнения правовых норм. Третьи (Н. Ю. Ган, В. М. Са-погов, Е. А. Рассолова и др.) видят в правовом воспитании целенаправленную деятельность воспитателя правового обучения формированию у подрастающего поколения определенных убеждений, потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок поведения. Диалектический подход к правовому воспитанию применяет Е. В. Татаринцева. Данный подход позволяет рассмотреть правовое воспитание как всеобъемлющий общественный процесс. Стержнем правового воспитания является чувство справедливости, развиваемое с детства и «понимаемое как следование правилу» (4).

Между тем правовое воспитание следует рассматривать как сложно структурированное понятие. По нашему мнению, важной составной частью правового воспитания является формирование уважительного отношения личности к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы. Эта сторона правового воспитания важна тем, что задача построения правового государства требует, чтобы уважительное отно-

шение к праву стало личной ценностной установкой человека.

В нашем понимании правовое воспитание - это важная составная часть целостного воспитательного процесса, содержанием которого является целенаправленное и систематическое влияние на правовое сознание ребенка, его отношений к ценностям свободы, справедливости, равенства, гуманизма, а также готовности к освоению и принятию правовых норм с целью формирования правовой воспитанности.

Правовое воспитание проходит прежде всего на основе постижения элементарных понятий о добре, зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, о допустимых и недопустимых действиях. Любое поведение человека, в том числе правомерное или неправомерное, оценивается прежде всего с моральных позиций. Поэтому правовому воспитанию всегда должно предшествовать нравственное воспитание. Оно является основой правового воспитания, а правовое воспитание усиливает действенность нравственных норм.

В рамках правового воспитания важно формировать и закреплять убеждения, установки, мотивы правомерного и инициативного правового поведения. Эти качества личности взаимосвязаны с сознанием и выработкой устойчивого нравственного отношения людей к правовым нормам и их применению в обществе.

Таким образом, в процессе правового воспитания нравственные ценности получают «правовое звучание», истолкование в контексте правовой системы общества, они конкретизируются применительно к правовым ситуациям, приобретают общезначимый характер.

Правовое воспитание должно способствовать становлению гуманистически ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства, осознающей высокую ценность свободы, граждански активной и законопослушной, уважающей права и свободы человека и умеющей защищать эти права.

Гуманистическая педагогика выдвигает на первое место признание человека как высшей общечеловеческой ценности, уважение к его личности, его достоинству, защиты его прав на свободу и развитие, утверждение демократических принципов в его воспитании и образовании. Все эти положения отражены в базисных проблемах основных концепций естественного права. А именно -проблема сочетания свободы человека и естественного порядка, его существования в природе и социуме, взаимодействия норм морали и юридического закона в регуляции правомерного поведения личности и т. п.

В философской литературе сложилась неоднозначная трактовка понятия естественного права. Вместе с тем не подвергается сомнению, что отличает его, а именно - неотчуждаемость естественного права от человека. Естественное право существует само по себе, при этом оно вытекает из особенностей человека как социально-биологического существа. Соответственно, естественное право явилось основной базой прав человека, закрепленных в современных международных актах: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и т. д.

Педагогическое исследование правовой проблематики приводить к необходимости определения понятия «естественное право», его основных идей. На основе анализа философской и юридической литературы естественное право можно определить как неотъемлемое право человека, совокупность принципов, нравственных норм, человеческих ценностей, продиктованных естественной природой человека и поэтому различных для каждой эпохи.

Исторический анализ показал, что идеи естественного права основывается на трех началах: справедливости, равенстве и свободе, которые в совокупности образуют ценности, присущие человеческой природе.

Естественное право - настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени существования общества научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть естественное право. В настоящее время понятие «естественное право» в юриспруденции, философии права и педагогике означает неотчуждаемое право человека, признание его прав и свобод.

В современных условиях источником естественного права считают не природу человека, а социальные условия жизни людей, преобладающие ценности и моральные оценки. Отмечается, что современные естественно-правовые воззрения опираются на правовые идеалы, прежде всего - нравственные.

Несомненный интерес в аспекте проблемы правового воспитания детей с учетом идей естественного права, представляет работа К. Н. Вентцеля «Декларации прав ребенка», где автор ратует на предоставление равных прав детям и взрослым в индивидуальном развитии (1, с. 70). Педагог утверждает право детей иметь собственную позицию, создавать детские организации и т. д. Поэтому основой воспитательного процесса становится создание условий для естественного развития природных сил и дарований ребенка, признания того, что в условиях от-

сутствия ограничения наиболее полно раскрывается и проявляется индивидуальность.

Любовь к справедливости, развитию которой способствует осознание прав человека, отмечена в педагогическом труде А. Ф. Никитина «Педагогика прав человека». Для утверждения таких ценностей, как честность, совесть, человеческое достоинство и свобода выбора, необходимы нравственные и правовые гарантии. Неоспорима осознанность, что в условиях формирующегося правового государства процесс нравственного совершенствования общества и каждого человека неотделим от воспитания прав человека, свободы и справедливости.

Современные гуманистические позиции педагогов направлены на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви.

Гуманизм, выражаемый в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество, прежде всего через нравственность, мораль и право. Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческое содержание морали. Воплощаясь в нравственном сознании и получая положительную нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей.

Гуманистическим ориентиром воспитательных отношений становится уважение к личности ребенка, признание самоценности детства, опора на общечеловеческие ценности и национальные традиции, создание индивидуальных систем воспитания для каждого конкретного ребенка и т. д.

Гуманистический ориентир на практике выражается в том, что процесс организовывается не как целенаправленное обучение, а как совместное исследование. Воспитатель, с одной стороны, не делает то, чего хочет ребенок, а с другой - не навязывает ему собственное видение. Они вместе формулируют цели и строят процесс правового воспитания.

Необходимо обозначить, что гуманистические направления педагогики связаны с идеями естественного права, в центре которых человек, признание его прав и свобод, а также правомерное поведение в обществе. Основные ценности - свобода, справедливость и равенство - признаются ценностями естественного права. Поэтому основные категории естественного права - «свобода», «справедливость», «правда», «равенство», «добро» - становятся фундаментальной основой правового воспитания детей.

Подводя итог изложенному выше, можно определить понятие «естественное право» в педагогике как моральную и ценностную основу жизнедеятельности челове-

ка, которая опирается на принципы свободы, справедливости и равенства.

Значение идей естественного права для воспитания правовой личности велико, так как естественное право содержит универсальные нормы и принципы, необходимые для ее формирования и развития в современном обществе. Более того, основные идеи, вложенные учеными в понятие «естественное право» («справедливость», «свобода», «равенство», «правда», «собственность») приемлемы для восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический смысл правового воспитания детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и умеющей с уважением относиться к другим людям. Кроме того, раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка -формированию сознания, познавательных интересов, обобщений и способности к самостоятельным умозаключениям.

В период старшего дошкольного возраста, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. В этот период у ребенка формируется ответственность за собственное поведение, чувство товарищества, доброжелательность, т. е. качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Особое внимание уделяется развитию навыков общественного поведения, умению считаться с мнением окружающих, при необходимости отстаивать свои взгляды без ссор и капризов.

Дети старшего дошкольного возраста вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, можно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.

Все сказанное выше свидетельствует о возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Процесс правового воспитания состоит в формировании трех компонентов. Когнитивный компонент правового воспитания создает основу для подготовки детей к участию в правовых общественных отношениях и включает в себя представление о правах и обязанностях детей. Целью данного компонента является система усвоенных детьми на уровне представлений, убеждений, понятий, правил, норм, оценок, ценностей.

Эмоционально-ценностный компонент правового воспитания дошкольников раскрывается в стремлении ребенка участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, принятии или непринятии общей цели, эмоциональной оценке результата взаимодействия, эмоционального отношения к собственному правовому поведению, сформированности и проявлении нравственно-правовых качеств и т. п.

Поведенческо-деятельностный компонент подразумевает владение навыками по реализации правового поведения. Целью данного компонента является развитие самостоятельности дошкольников в реализации своих прав, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения.

С учетом сказанного выше появляется необходимость внедрения содержания правового воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательную область «Социализация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание образовательной области «Социализация» с учетом идей естественного права «Я - ребенок. Я имею права и обязанности» направлено на достижение цели по правовому воспитанию дошкольников с учетом идей естественного права через решение следующих задач: формирование представлений о понятии «естественное право» («справедливость», «свобода», «равенство», «правда», «собственность»); знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка, объяснение важности этого документа, который защищает права и свободы каждого ребенка, формирование осознания наличия собственных прав и прав других детей; обучение ребенка защите своих прав или поиску помощи при невозможности самозащиты; воспитание уважения и терпимости к культурам других национальностей; формирование у детей представлений о собственности на личные вещи, правилах пользования и распоряжения имуществом; развитие способности анализировать свои поступки и поступки окружающих, сравнивать их с общепринятыми нормами; формирование личной ответственности за совершенные нарушения общепринятых правил.

В структуру образовательной области «Социализация» включены основные содержательные понятия естественного права: собственность, справедливость, свобода, равенство, добро.

Содержание понятия «свобода» предполагает сообщение детям о том, что каждый человек обладает свободой, личным достоин-

ством. Происходит формирование у дошкольников представлений о личных правах человека: право на равенство, свободу, достоинство, защиту от физического и психического насилия, грубого обращения и т. д.

Содержание понятия «собственность» предполагает, что каждый человек имеет право на свою личность, на собственный труд и его результаты. Эта линия образовательной области направлена на формирование у дошкольников представлений о праве человека на труд, жилище и т. д., воспитание у детей бережного отношения к своему дому, личным вещам. Необходимо объяснить правила пользования и распоряжения имуществом (личными вещами) и т. д.

Содержание понятия «справедли-

вость» предполагает, что каждый человек должен осознать свои права и обязанности, признавать за другими такие же права и обязанности.

Содержание понятия «равенство»

предполагает формирование у дошкольников представлений о личных правах человека: право на равенство, достоинство, защиту от физического и психического насилия, грубого обращения. Дать четкое понятие о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей.

Содержание понятия «добро» предполагает, что каждый человек имеет право на жизнь, никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека. Необходимо формировать представления детей о праве человека на тайну личной жизни. Воспитывать уважение к правам других людей и способность замечать нарушение их прав.

Повышение уровня правовой воспитанности происходит за счет организации самостоятельной совместной деятельности воспитателя и воспитанников, родителей и их детей, проведения игровых проектов с использованием информационно-коммуникативных технологий. Это свидетельствует о готовности большинства воспитанников к правомерному действию в условиях многонационального социума.

Выше изложенное позволяет заключить, что одной из актуальных задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также развития ценностно-смысловой сферы личности является ориентирование их на правомерную деятельность и отношение к правовой культуре, что создает предпосылки для дополнения образовательной области «Социализация» идеями «естественного права».

Игровые проекты помогут детям актуализировать свои знания о моральных и правовых нормах, научиться отличать хо-

рошее от плохого, правовой поступок от бесправия.

Детям предлагается подготовить совместно с родителями презентации на темы: «Что было бы, если бы люди перестали соблюдать права и обязанности»; выстроить цепочки слов («Свобода - это...», «Справедливость - это...», «Собственность - это...», «Добро - это...», «Правда - это...) и т. д.

В результате дети знакомятся с чертами характера, с нормами морали и права, проигрывают и анализируют поведение героев сказок и литературных персонажей и свое собственное поведение.

Необходимым средством является использование художественных произведений, которые активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее эти переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественную литературу мы предлагаем использовать как средство развития нравственно-правовых качеств ребенка, чтобы перенести его чувства в жизнь, в деятельность. Для развития способности к самоорганизации и умения отстаивать свои права можно использовать драматизацию сказок. При этом происходит сближение с персонажем; ролевое изображение помогает ребенку глубже понять тот или иной образ. В сюжетно-творческих играх ребенок учится выстраивать свое ролевое (правомерное) поведение в соответствии с характером игровой ситуации. Особую функцию в работе с детьми выполняют тематические праздники, направленные на развитие навыков восприятия и понимания других через собственные переживания и чувства. Главное здесь - не анализ своих переживаний и не усиление своей самооценки, а снятие фиксации с собственного «Я» за счет развития внимания к другому человеку, развитие чувства общности.

Таким образом, представляется, что гуманистические направления педагогики связаны с идеями естественного права, в центре которых человек, признание его прав и свобод, а также правомерное поведение в обществе. Поэтому основные категории естественно-правовой теории - «свобода», «справедливость», «правда», «равенство», «добро» - объективируется в сознании людей как особая психическая сила, управляющая деятельностью людей рядом с нравственностью, стремлением к добру, красоте, становятся фундаментальной основой правового воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вентцель К. Н. Декларация прав ребенка. М. : Изд. дом Ш. Амонашвили, 1999.

2. Ган Н. Ю. Педагогический мониторинг воспитания начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста : метод. рекомендации для работников дошкольных учреждений и студ. пед. вузов. Курган, 2001.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации : утв. Постановлением правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.

4. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание (методология и методики). М. : Высшая школа, 1990.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. В. Моисеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.