Научная статья на тему 'Философия естественного права в гуманистической педагогике'

Философия естественного права в гуманистической педагогике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1705
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВА И СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА / NATURAL LAW / HUMANISTIC EDUCATION / RIGHTS AND FREEDOM OF A PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Польщикова Людмила Александровна

В статье рассматривается естественное право как критерий справедливости в этике, политике, законодательстве с античных времен до современности. Особое внимание уделяется идеям отечественных и зарубежных педагогов в области нравственной, правовой проблематики. Авторское видение данного понятия соотносится с гуманистическими направлениями педагогики, где фундаментальной основой правового воспитания детей являются «свобода», «справедливость», «правда», «равенство», «добро».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF THE NATURAL LAW IN HUMANISTIC PEDAGOGICS

In this article the natural law as a criterion of justice in ethics, politics, legislation since antique times up to the present is considered. The special attention is paid to the ideas of domestic and foreign teachers in the field of moral, legal problematics. The author's view of the given concept correlates with humanistic directions of pedagogics where «freedom», «justice», «truth», «equality», «good» are a fundamental basis of legal education of children.

Текст научной работы на тему «Философия естественного права в гуманистической педагогике»

ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Естественное право, гуманистическое образование, права и свобода человека.

Актуальность познания сущности права обусловлена тем, что в условиях социально-экономических преобразований всех сфер общественной жизни в современной отечественной системе образования и воспитания происходит смена культуры общественных отношений, базирующихся на приоритете коллективных прав, на культуру, основанную на признании личных (гражданских) прав и свобод. Право объективировалось в сознании людей как особая психическая сила, управляющая деятельностью людей наряду с нравственностью, стремлением к добру, красоте и т. п. Необходимость в точной и определенной формулировке юридических норм создала особую отрасль знания, посвященную изучению права. Эта отрасль включает две области: изучение права положительного, существующего в действительности в отдельных государствах, и изучение права в его принципах и идеальном понимании, или, как говорят обыкновенно, права естественного.

Вопрос о естественном праве есть центральный, жизненный вопрос в гуманистической педагогике. Именно гуманистическая педагогика выдвигает на первое место признание человека как высшей общечеловеческой ценности, уважение к его личности, его достоинству, защиту его прав на свободу и развитие, утверждение демократических принципов в его воспитании и образовании. Все эти положения представлены в основных концепциях естественного права: проблема сочетания свободы человека и естественного порядка его существования в природе и социуме, взаимодействия норм морали и юридического закона в регуляции правомерного поведения личности и т. п.

В философской литературе сложилась неоднозначная трактовка понятия естественного права. Вместе с тем не подвергается сомнению, что отличает его: а именно неотчуждаемость естественного права от человека. Естественное право существует само по себе, при этом оно вытекает из особенностей человека как социально-биологического существа. Соответственно, естественное право явилось основной базой прав человека, закрепленных в современных международных актах: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и др.

Необходимо определить понятие «естественное право». На основе анализа философской и юридической литературы естественное право можно определить как неотъемлемое право человека, совокупность принципов, нравственных норм, человеческих ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым, различных для каждой эпохи. Более того, понятие «естественное право» принадлежит к числу самых древних категорий философии, определялось еще античными философами как: критерий для критики существующих порядков и установлений, существующих в природе и заложенных в самой сущности человека (Платон); неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя (Аристотель), совокупность вечных норм правды (Демокрит); критерий справедливости в этике, политике, законодательстве, где справедливость является договором, согласно которому люди не должны «вредить друг другу и терпеть вреда» (М. Цицерон).

Таким образом, многозначность понятий естественного права и неустойчивость терминологии привели к тому, что в разные эпохи этому понятию придавался различный смысл. Среди наиболее распространенных терминов бытовали такие выражения, как «право природы», «закон природы», «естественный закон» и др. Также затруднена типология естественного права, так как способы его толкования меняются в зависимости от того, что считается естественным и что правым.

Понятие естественного права наибольшее распространение получило в эпоху Нового времени (XVII в.), благодаря трудам Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, хотя по частным вопросам их взгляды нередко значительно расходились.

Так, Гроций Гуго де Грот, голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государства и естественного права, определил понятие «естественное право» как «правила нравственных поступков, которые являются для индивидов обязательными». По мнению Г. Гроция, необходима обязанность, потому что советы и наставления не имеют обязательной силы, поэтому «заслуживают» названия закона или права. Он учил, что законы естественного права коренятся в самой природе разума, а потому имеют такое же вечное, незыблемое значение, как и сам разум, подчеркивая при этом, что нормы естественного права совершенны независимо от воли. Продолжая античную традицию, Г. Гроций отождествляет понятия права и справедливости: «...право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом» [Гроций, 1994, с. 72-73]. Определяя естественное право, как правило, диктуемое истинным разумом, Г. Гроций определяет его нравственно необходимым.

Наиболее последовательно содержание естественного права отразилось в фило-софско-правовых взглядах Дж. Локка. Его заслугой является концепция неотчуждаемых прав человека. Дж. Локк признает существование естественного, то есть «догосударственного», состояния. В этом состоянии существует равенство индивидов в обладании правом на жизнь, свободу, собственность (триада естественных и неотчуждаемых прав человека, по Локку). Собственность трактовалась как право на свою личность (особенность), на свои деяния, на собственный труд и его результаты. Естественно, правовая проблематика Дж. Локка нашла отражение в его педагогическом труде «Мысли о воспитании». Трактуя естественное право как «состояние свободы человека», он считал, что цель воспитания заключается в формировании делового человека, джентльмена, т. е. добродетельного человека. Для реализации этой цели Локк, наметил содержание реального образования, которое включало в себя изучение естественно-научных дисциплин, а также этики, истории и права [Локк, 1960, с. 114].

Являясь последователем Дж. Локка, Ш. Монтескье, французский философ-энциклопедист, отмечал, что необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Согласно его концепции, «...свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется в государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане» [Монтескье, 1999, с. 151]. Ш. Монтескье считал, что законы воспитания должны соответствовать принципам правления. Он отстаивал мысль о том, что «предметом воспитания в монархиях будет честь, в республиках - добродетель, деспотиях - страх» [Там же, с. 39]. Под добродетелью Ш. Монтескье понимал любовь людей к отечеству и естественным законам.

Воспитание в духе прав, предписываемых правительством, представлял Ж.-Ж. Руссо. В основе его мировоззрения лежат идеи естественного права, есте-

ственного воспитания, из которых постепенно выстраивается теория свободного воспитания, основополагающей идеей которой является принцип свободы ребенка. Он полагал, что воспитание должно быть направлено на формирование любви к отечеству, заявляя, что «у вас будет все, если вы воспитываете граждан; без этого все, начиная с правителей Государства, будут лишь жалкими рабами» [Руссо,

1998, с. 350]. Справедливость, человечность, доброту и милосердие Руссо считал врожденными чертами характера. Основной задачей воспитателей он называл предотвращение возможности в разуме детей дурных примеров, предупреждение капризов, контроль за тем, чтобы ребенок никому не причинял зла.

Немецкий философ И. Кант следовал демократической традиции, заложенной Ж.-Ж. Руссо. В «Метафизике нравов» была предложена своеобразная трактовка естественного права. Человеку изначально свойственно одно-единственное прирожденное право — свобода нравственного выбора. Таким образом, И. Кант естественное право определяет не как свободу в широком понимании, а как свободу нравственного выбора [Кант, 1994].

Г.В.Ф. Гегель продолжал использовать термин «естественное право», однако употреблял его в особом значении — как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми.

Идеей права философ считал всеобщую свободу. Г.В.Ф. Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. «Система права есть царство реализованной свободы», — указывал он. Вместе с тем Г.В.Ф. Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности согласована с необходимостью.

Продолжая естественно-правовые идеи немецких философов, И.Г. Фихте создал демократический вариант идеалистической философии, краеугольным камнем которого является понятие «свобода».

Высшая цель воспитания и высшее прозрение философии сходятся, в его глазах, в одной и той же точке: в свободе и самостоятельности человека как органа нравственного порядка мира. Поэтому пути философии и воспитания у Фихте соединяются, т. е. его правовая философия носит педагогический характер.

В труде «Основы естественного права на принципах наукоучения» философ и педагог И.Г. Фихте делает важный вывод о невозможности существования отдельного человека как свободного существа вне общества. Свобода — понятие взаимное. Она появляется лишь там, где индивид начинает ограничивать свою свободу понятием свободы другого. Однако мы не находим ответа на вопрос: где найти границы и цели самой свободы? Это оставалось недостаточно определенным, открытым вопросом в теории естественного права И.Г. Фихте.

Фундаментальные проблемы определения правильного употребления свободы вновь потребовали того, чтобы была найдена духовно-философская основа для решения вопросов, связанных с естественно-правовой теорией. Благодаря своей гибкости, глубине и ярко выраженной гуманистической направленности классическая естественно-правовая теория (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и др.)

стала своего рода мировоззрением, в рамках которого вырабатывались новые по-литико-правовые идеи:

— существуют объективно заданные моральные нормы и принципы, лежащие в основе миропорядка и познаваемые человеческим разумом;

— естественное право - юридическая форма определенных моральных стандартов и нормативный миропорядок;

— индивид обладает совокупностью естественных и неотчуждаемых прав, существование которых предшествует воздействию норм позитивного права;

— позитивное право должно соответствовать идеальным принципам естественного права.

Для большинства русских философов, юристов и педагогов (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, К.Н. Вентцель и др.) теоретической базой стала классическая теория естественного права. Основная проблема «возрожденного» естественного права как научной доктрины сводилась к соотношению права и нравственности. В том и состоит ценность теории, что она опирается на категории свободы и прав человека, нравственные принципы и справедливость.

Русский философ Е.Н. Трубецкой сравнивает отношения права и нравственности с двумя пересекающимися окружностями и добавляет, что «предписания естественного права по содержанию своему суть вместе с тем и предписания нравственные, т. е. ... естественное право есть синоним нравственного должного в праве». В своих трудах он делает акцент на том, что естественное право предписывает, чтобы каждый человек пользовался внешней свободой только в тех пределах, в каких это требуется добром, а добро не требует одинаковых пределов внешней свободы. Так, Е.Н. Трубецкой определял естественное право как «совокупность вечных норм правды» [Трубецкой, 1995, с. 174].

Похожей была трактовка естественного права и у философа П.И. Новгородцева. В своих трудах он назвал естественное право «представлением общечеловеческой справедливости, осуществляемой в положительном праве».

В «Детском мире» великий русский педагог К.Д. Ушинский объясняет сущность законов естественных, которые, по мнению ученого, могут не исполняться [Ушинский, 1948]. Мерилом нравственности в данном высказывании выступает совесть. Мыслитель показывает отличие закона естественного от закона нравственного на примере выполнения сыновьями поручения отца. Высокой оценки и признания заслужил тот сын, который выполнил порученное ему дело не под принуждением, а по собственной воле.

Особый интерес для нас представляют рассуждения К.Д. Ушинского на тему свободы и несвободы, воли и неволи, свободной воли, души, что, на наш взгляд, имеет непосредственное отношение к правовому воспитанию, хотя сам он об этом прямо не пишет. К.Д. Ушинский признает стремление к свободе врожденным качеством человека, которое обнаруживается еще в младенчестве, однако это стремление формируется и развивается только в самостоятельной деятельности человека. Педагог подчеркивает, что свобода необходима для нравственной жизни человека [Ушинский, 1990].

П.Ф. Каптерев осознал, как важна проблема понимания права уже в детском возрасте и насколько необходимо взрослым считаться с этим и предоставлять возможность детям действовать по личному чувству справедливости. Он подчеркивал, что у детей иные представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, чем у людей зрелого возраста. Поэтому особое внимание необходимо уделять взаимоотношениям между детьми, а именно: учить ребенка самоуважению,

умению защищать свои права и признавать права товарищей, никому не позволять унижать себя, ограничивать свои права [Каптерев, 1992, с. 87].

Несомненный интерес в аспекте исследования естественного права представляет работа К.Н. Вентцеля «Декларации прав ребенка», где автор ратует на предоставление равных прав детям и взрослым в индивидуальном развитии [Вентцель,

1999, с. 70]. Утверждает право детей иметь собственную позицию, создание детских организаций и т. д. Поэтому основой воспитательного процесса становится создание условий для естественного развития природных сил и дарований ребенка, признания факта, что в условиях отсутствия ограничения наиболее полно раскрывается и проявляется индивидуальность.

Основные ценности: свобода, справедливость и равенство, признаются ценностями естественного права. Любовь к справедливости, развитию которой способствует осознание прав человека, и стремление к ней отмечены в педагогическом труде А.Ф. Никитина «Педагогика прав человека». Для утверждения таких ценностей, как честность, совесть, человеческое достоинство и свобода выбора, необходимы нравственные и правовые гарантии. Поэтому надо глубоко осознать, что в условиях формирующегося правового государства процесс нравственного совершенствования общества и каждого человека неотделим от воспитания прав человека, свободы и справедливости.

Подводя итог, можно определить понятие «естественное право» в педагогике как моральную и ценностную основу жизнедеятельности человека, опирающающуюся на принципы свободы, справедливости и равенства. Поэтому современные теории естественного права разделяют представления о том, что право и мораль неразрывно связаны. Логические и концептуальные связи между правом и моралью помогают определить, что такое право и нравственность.

Основные ценности: свобода, справедливость и равенство признаются ценностями права. В соответствии с новой теорией только право, получившее официальное признание, является реальным правом, которое получает государственно-властное признание и защиту, приобретает законную силу. Будучи формой выражения объективно обусловленных свойств права, закон становится правовым законом. Данная концепция и ложится в основу современного естественного права. Исходя из этого, можно определить понятие современного естественного как исторически обусловленную меру свободы равных субъектов, основанную на принципе справедливости, содержанием которой являются их права и обязанности, обладающую властным характером и получающую закрепление в специальных юридических формах.

Необходимо подчеркнуть, что естественное право и есть свобода совести, терпимость, практически и теоретически обосновываемая гуманизмом, который, в свою очередь, является осознанием права безусловного и элементарного — естественного права. Гуманистические направления педагогики связаны с идеями естественного права, в центре которых - человек, признание его прав и свобод, а также правомерное поведение в обществе. Поэтому основные категории естественно-правовой теории: «свобода», «справедливость», «правда», «равенство», «добро» — объективируются в сознании людей как особая психическая сила, управляющая деятельностью людей наряду с нравственностью, стремлением к добру, красоте, становятся фундаментальной основой правового воспитания.

Можно сделать вывод, что естественное право — настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени существования общества научный интерес к нему не только исчезает, но и возраста-

ет. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть естественное право. В настоящее время понятие «естественное право» в философии, юриспруденции права и педагогике означает неотчуждаемое право человека, признание его прав и свобод.

Библиографический список

1. Вентцель К.Н. Декларация прав ребенка. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. 216 с.

2. Гроций Г.Г. О праве войны и мира. Репринт, с изд. 1956 г. М.: Ладомир, 1994. 868 с.

3. Каптерев Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1992. 704 с.

4. Кант И. Метафизика нравов: в 2 ч. // Кант И. Сочинения: в 8 т. М., 1994. Т. 6. 461 с.

5. Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2 т. М.: Изд-во соц.-экон. лит., 1960. Т. 2: Опыт о человеческом разуме. 532 с.

6. Монтескье Ш. О духе законов / пер. с фр. К.М. Исаева; под ред. И.С. Краева. М.: Мысль, 1999. 672 с.

7. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: трактаты: пер. с фр. М.: Канон-Пресс; Куликово поле, 1998. 416 с.

8. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб.: Лань, 1995.

9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 11 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 8: Человек как предмет воспитания. 528 с.

10. Ушинский К.Д. Детский мир: собр. соч. М., 1948. Т. 4. 578 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.