Научная статья на тему 'Лингвокультурная компетентность учителя-словесника в условиях реализации ФГОС'

Лингвокультурная компетентность учителя-словесника в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИНГВОКУЛЬТУРА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Оксана Юрьевна

В статье рассматриваются особенности лингвокультурной компетентности учителя-словесника в условиях реализации ФГОС, акцентируется внимание на понятиях «лингвокультура» и «лингвокультурология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурная компетентность учителя-словесника в условиях реализации ФГОС»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Терещенко О.Ю.

Терещенко Оксана Юрьевна - заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 1, ст. Егорлыкская, Ростовская обл.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности лингвокультурной компетентности учителя-словесника в условиях реализации ФГОС, акцентируется внимание на понятиях «лингвокультура» и «лингвокультурология». Ключевые слова: лингвокультурная компетентность, лингвокультура, лингвокультурология.

В современных общественно-политических и социокультурных условиях происходит комплексное переосмысление культурно-ценностных ориентиров в образовании, следовательно, возрастают требования к профессиональной подготовке учителя. Кроме того, расширение границ во всех сферах жизнедеятельности человека XXI века обусловило наличие такой особенности образовательной среды, как поликультурность. В связи с этим становится востребованным педагог с развитой профессиональной компетентностью, позволяющей ему не просто осваивать новое содержание и технологии обучения, но и быть способным к построению личностно-развивающего и культуросообразного взаимодействия с учениками разных национальностей, представителями иных культур и традиций, а также адаптировать изучаемый материал к этнокультурным особенностям обучающихся. Таким образом, можно полагать, что в настоящее время возрастает роль сформированной на высоком уровне лингвокультурной компетентности учителя-словесника.

За основу в данной статье нами будет взята трактовка термина «лингвокультурная компетентность» А.А. Подгорбунских. По мнению исследователя, лингвокультурная компетентность - «интегративное качество личности, включающее знания и умения, связанные с отбором, усвоением, переработкой, трансформацией и использованием в практической деятельности информации о лингвокультуре, опыт межкультурной коммуникации и личностные качества, необходимые для ее успешного осуществления в условиях иной лингвокультуры» [1].

Нужно отметить, что в современной психо лого-педагогической литературе достаточно часто встречается термин «лингвокультура», но в большинстве изученных источников отсутствует его определение, несмотря на то, что данное слово включено либо в название работы, либо в список ключевых слов. Вслед за М.А. Федоровым мы считаем, что «пренебрежение дефиницией ключевого понятия может объясняться кажущейся самоочевидностью его внутренней формы: лингво + культура, вероятно, понимается, как «культура, получившая выражение в языке». В свою очередь, понятия «культура» и «язык» в силу своей многоаспектности имеют целую плеяду дефиниций, что не может не создать проблему осмысления феномена лингвокультуры» [2]. К содержанию лингвокультуры исследователь относит значимые единицы языка, рассматриваемые в аспекте функций культуры.

Следует обратиться и к термину «лингвокультурология», который в данный временной период считается сплавом нескольких наук (лингвистики, этнографии, культурологии, философии) и определяется как новое научное направление, имеющее свои конкретные цели, задачи, предмет и объект изучения.

Вместе с тем анализ научных исследований, посвященных компетентностям педагогов (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур и др.), дает возможность утверждать, что понятия «компетентность» и «готовность» не тождественны, но взаимосвязаны. В данных работах компетентность определяется как высокий уровень готовности. Мы разделяем точку зрения А.В.Хуторского, отмечающего различия между данными понятиями: «компетентность — это качество личности, предполагающее владение человеком определенной компетенцией, а компетенция — совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, то есть компонентов содержания образования, необходимых для эффективного осуществления деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов» [3].

Проведенный нами анализ понятий «компетентность» и «лингвокультурология» дает основания полагать, что «лингвоку льтурная компетентность - это такое качество личности педагога, которое основывается, прежде всего, на знаниях, умениях и опыте в определенной предметной области. Также данное качество позволяет учителю вести успешную педагогическую деятельность, умело используя знания о лингвокультуре» [4].

В настоящее время сложно представить успешного учителя-словесника без развитой лингвокультурной компетентности. Это связано с тем, что «в развитии современной отечественной школы наблюдается смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию; последний выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовать работу, в том числе и поисковую, исследовательскую, применить знания и умения во внеучебной практической ситуации» [5]. Несомненно, в первую очередь, речь идет о системе языковых знаний, без которых описанная выше компетентность невозможна. В современных условиях развития образования, в условиях реализации ФГОС наблюдается активное развитие билингвизма в рамках межкультурной коммуникации, следовательно, формирование лингвокультурной компетенции на уроках русского языка является одной из главных задач.

Во время знакомства с литературными произведениями ученику необходимо пояснять значение многих не знакомых ему понятий (иноязычных, устаревших). При этом возникает необходимость правильного понимания смысловой задумки автора классического литературного произведения. Зачастую это становится возможным при адаптации ее к реалиям сегодняшнего дня и к жизненному опыту самого ученика. В данном случае предполагается обращение к устаревшей лексике, архаизмам и иным языковым единицам, свойственным реалиям, описываемым в том или ином произведении. Учителю-словеснику нужно обязательно учитывать, что язык - «живая система» со своими особенностями и постоянно происходящими переменами, отражающими изменения в социуме. Лексическая работа - необходимый этап любого урока литературы, а устаревшие слова и архаизмы - важное звено в лексическом составе любого языка. Ключевую роль они играют тогда, когда возникает необходимость воссоздать особенности той или иной эпохи, подчеркнуть ее колорит. Ни одно классическое художественное произведение (особенно на историческую тематику) не обходится без архаизмов. В силу данных причин филологу не обойтись без сформированной на должном уровне лингвокультурной компетентности.

Список литературы

1. Подгорбунских А.А. Феномен лингвокультурной компетентности в парадигме современного профессионального образования [Текст] // Вестник Омского университета, 2012. № 2. С. 436-441.

2. Федоров М.А. Термин «лингвокультура» в аспекте теории культуры [Текст] // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2014. № 6 (2). С. 83-86.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». www/eidos.ru/news/compat/htm/ (дата обращения: 21.11.2018).

4. Тринитатская О.Г., Терещенко О.Ю. Лингвокультурная компетентность учителя в условиях развития современной системы образования [Текст] // Вестник Пятигорского государственного университета, 2018. № 3.

5. Свиридова А.В. К проблеме формирования лингвокультурной компетенции учащихся начальных классов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2011. № 4. С. 133-142.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДОВЕРИЕ»

Моисеева Т.А.

Моисеева Татьяна Александровна - магистрант, направление подготовки - педагогическое образование, профиль - менеджмент в образовании, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается концепция развития детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в условиях Центра содействия семейному воспитанию «Доверие». Одним из немаловажных факторов успешной социализации обучающихся с ОВЗ является подготовка к самостоятельной жизни, поддержка и оказание помощи на этапе вступления во «взрослую жизнь». В концепции описываются: проблема, цели направления деятельности, основные задачи, принципы реализации основных задач, интегрированная программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость), а также даны нормативно-правовые документы.

Ключевые слова: концепция, дети с ОВЗ, нормативно-правовые документы.

УДК 1174.37

Основываясь на личном опыте, в результате разрешения определенных задач, каждый ребенок, и особенно ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вырабатывает навык адекватного восприятия жизни. Средствами социальной адаптации в учебной деятельности могут стать дидактические игры, решения различных проблемных ситуаций (кейсы), специально организованное общение, игровые ситуации и др. Задания практической направленности (в посильном объеме) позволят значительно повысить успешность обучения детей, будут способствовать повышению активности воспитанника, поиску необходимой информации, созданию определённого конечного продукта при систематическом использовании. Ребёнок совместно с педагогом постепенно научится формулировать проблему, задавать правильные вопросы, предполагать дальнейший ход событий, делать выводы и исправлять допущенные ошибки.

Свидетельством успешной социализации будут качества, которые развиваются в правильно организованной исследовательской деятельности, которая соответствует актуальным возможностям и особенностям ребенка ограниченными возможностями здоровья. Эти качества будут способствовать развитию коммуникативных навыков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.