узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [4, с. 6].
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
1. Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные-га знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
2. Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
3. Информационная компетентность - объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
4. Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Список литературы
1. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: Вопросы образования, 1988. № 1. С. 27-34.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
3. Кричевский В.Ю. Профессиограмма директора школы // Проблемы повышения квалификации руководителей школ. М., 1987.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Терещенко О.Ю.
Терещенко Оксана Юрьевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 1, ст. Егорлыкская, Ростовская обл.
Аннотация: в статье акцентируется внимание на личностных и профессиональных качествах педагога, которые могут значительно повысить эффективность процесса формирования и развития лингвокультурной компетентности. Ключевые слова: лингвокультурная компетентность, поликультурное образовательное пространство, межкультурный диалог, толерантность.
Устойчивые тенденции к расширению профессиональной деятельности педагога и ее усложнению неизбежно повышают требования к уровню его профессиональной компетентности. При этом для учителя, осуществляющего образовательный процесс в условиях поликультурного пространства, важное значение приобретает лингвокультурная компетентность, обеспечивающая результативность и качество выполнения им основных профессиональных задач.
Процесс формирования лингвокультурной компетентности педагога сложен и многообразен. Начало ему положено ещё в общеобразовательной школе, когда обучающиеся приобщаются к иноязычной культуре в ходе изучения иностранного языка, когда происходит погружение в культурные и исторические традиции разных
народов во время чтения образцов классической литературы, когда ученики вникают в суть общественно-политических процессов, произошедших в процессе становления общества и государства, при изучении истории и обществознания. Далее будущий педагог получает профессиональное образование в среднем и высшем учебном заведении, где формирование лингвокультурной компетентности в зависимости от выбранного им профиля протекает уже более осознанно и целенаправленно. После получения диплома процесс обучения педагога прекращаться не должен: послевузовское образование является не менее (а иногда даже более) важным в плане становления учителя, формирования его самосознания, развития мотивации к осуществлению эффективной образовательной деятельности. Система непрерывного образования обладает множеством инструментов, умелое использование которых способно помочь педагогу в совершенствовании своего профессионализма. Но несомненно одно: на какой бы образовательной ступени ни находился в данный момент учитель, успешность его обучения во многом определяется его личностными качествами.
Если за основу принимать понимание лингвокультурной компетентности как такого качества личности, которое базируется на знаниях педагога в области лингвокультуры и обеспечивает учителю не только успешную организацию межкультурного, межличностного и межъязыкового взаимодействия, но и непосредственное участие в нем, то появляется возможность определить те личностные качества, на которых базируется процесс формирования и развития лингвокультурной компетентности педагогических кадров.
Также необходимо учитывать особенности межкультурного диалога для более полного представления о тех качествах, свойствах личности, которые помогут обеспечить его успешность. Вслед за Т.В.Болотиной и И.А.Мишиной, под межкультурным диалогом мы понимаем «особую форму общения, когда два участника акта общения принадлежат разным культурам. Соответственно это касается в основном трёх проблем: воспитания, языка, невербальных процессов взаимодействия» [1].
Личностные качества педагога, на наш взгляд, неотделимы от профессиональных. Среди них необходимо выделить научную увлеченность, любовь к своей профессиональной деятельности, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, ораторское искусство и др.
Учитывая указанные выше особенности лингвокультурной компетентности, ее также можно определять как межкультурную (особенно в свете ведения межкультурного диалога). В этой связи нашей точке зрения созвучно мнение С.Б. Шариповой, которая подчеркивает, что формирование данного вида компетентности предполагает овладение «следующими умениями: видеть в представителе другой культуры не только то, что нас отличает, но и то, что объединяет; менять оценки в результате постижения другой культуры; отказываться от стереотипов; использовать знания о чужой культуре для более глубокого познания своей» [3].
Однако, названные выше качества обязательной основой имеют целостность личности самого учителя, осознание им важности формирования и дальнейшего развития лингвокультурной компетентности, понимания особенностей функционирования поликультурного образовательного пространства. На наш взгляд, важнейшим качеством учителя XXI века является толерантность. Устойчивое осознание того, что уважение культурного многообразия России и мира в целом является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни современного общества, повышает мотивацию к обладанию лингвокультурной компетентностью, развитой на высоком уровне. Такой педагог не только сам осознает уникальность носителей различных моделей поведения, но и прививает это чувство свои обучающимся. Процесс обучения у такого учителя (вне зависимости от
преподаваемого предмета) - это процесс поиска как в собственной культурной традиции, так и в традициях других народов того ценного, что актуально для достойной самореализации человека в современном мире, а также модернизация собственной культурной традиции, наполнение её современным содержанием.
В этой связи считаем необходимым привести слова Б.З. Вульфова, который так говорит о толерантности и ее воспитании в современных реалиях: «Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов-учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.» [2]. Однако, очевидно, что учитель сможет воспитать толерантность у своих обучающихся при условии, что сам он будет обладать данным качеством, высокий уровень развития которого лежит в основе формирования лингвокультурной компетентности самого педагога.
Список литературы
1. Болотина Т.В., Мишина И.А. Формирование поликультурных компетенций педагогов средствами межкультурного диалога в поликультурной (многокультурной) образовательной среде [Текст] // Управление образованием: теория и практика, 2014. № 2. С. 108-129.
2. Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. Толерантность - профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования, 2013. № 10-1. С. 33-35. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://www.expeducatюn.ш/ш/artideMew?id=4116/ (дата обращения: 22.11.2018).
3. Шарипова С.Б. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения английскому языку [Текст] // Вопросы науки и образования, 2018. № 3 (15). С. 166-169.
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ Некипелова Л.А.
Некипелова Любовь Александровна - аспирант, кафедра психолого-педагогического образования, Институт педагогики и психологии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Костромской государственный университет г. Кострома
Семья - один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. В ней действует сложная система взаимоотношений, где каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии.
Анализ публикаций, исследований по проблемам профилактики наркозависимого поведения и эффективности действующих программ первичной профилактики в образовательных учреждениях убеждают в том, что результативная профилактическая работа невозможна вне работы с семьей.
Отдельные специалисты рассматривают само возникновение проблемы зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) как следствие определенных нарушений в функционировании семьи (Н.Я. Копыт, С.Б. Белогуров,