преподаваемого предмета) - это процесс поиска как в собственной культурной традиции, так и в традициях других народов того ценного, что актуально для достойной самореализации человека в современном мире, а также модернизация собственной культурной традиции, наполнение её современным содержанием.
В этой связи считаем необходимым привести слова Б.З. Вульфова, который так говорит о толерантности и ее воспитании в современных реалиях: «Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов-учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.» [2]. Однако, очевидно, что учитель сможет воспитать толерантность у своих обучающихся при условии, что сам он будет обладать данным качеством, высокий уровень развития которого лежит в основе формирования лингвокультурной компетентности самого педагога.
Список литературы
1. Болотина Т.В., Мишина И.А. Формирование поликультурных компетенций педагогов средствами межкультурного диалога в поликультурной (многокультурной) образовательной среде [Текст] // Управление образованием: теория и практика, 2014. № 2. С. 108-129.
2. Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. Толерантность - профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования, 2013. № 10-1. С. 33-35. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://www.expeducatюn.ш/ш/artideMew?id=4116/ (дата обращения: 22.11.2018).
3. Шарипова С.Б. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения английскому языку [Текст] // Вопросы науки и образования, 2018. № 3 (15). С. 166-169.
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ Некипелова Л.А.
Некипелова Любовь Александровна - аспирант, кафедра психолого-педагогического образования, Институт педагогики и психологии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Костромской государственный университет г. Кострома
Семья - один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. В ней действует сложная система взаимоотношений, где каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии.
Анализ публикаций, исследований по проблемам профилактики наркозависимого поведения и эффективности действующих программ первичной профилактики в образовательных учреждениях убеждают в том, что результативная профилактическая работа невозможна вне работы с семьей.
Отдельные специалисты рассматривают само возникновение проблемы зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) как следствие определенных нарушений в функционировании семьи (Н.Я. Копыт, С.Б. Белогуров,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Н.Ю. Максимова, С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Н.С. Курек, Н.Н. Иванец, В.Д. Москаленко, С.Б. Вайсов, Е.А. Назаров и другие). В связи с высокой значимостью профилактики в предотвращении формирования наркозависимости (Ю.В. Валентик, Зарецкий, Н.В. Восторкнутов и другие), особую актуальность приобретает изучение взаимоотношений в семьях подростков, находящихся на начальной стадии употребления наркотиков.
Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике наркомании среди подростков, необходимо прежде всего понять, какие особенности семьи повышают риск наркотизации.
Н.Е. Хабибова рассматривает семью - один из решающих факторов профилактики наркотизма, однако в современных условиях, как указывают исследователи, все заметнее становится кризис семьи как на уровне общества, т.е. макроуровне, так и в малой социальной группе - в микросреде [5].
Определяя совокупность факторов, ослабляющих социальную безопасность при распространении наркомании как формы девиантного поведения, Н. Фролова, И.В. Габер относят к ним:
- социальное неблагополучие, низкий уровень качества жизни широких слоев населения;
- детерминанты личностного плана, микросреду, моду, семейную и общественную атмосферу;
- культивирование игрового стиля жизни, насаждение примитивных схем поведения;
- значительное ослабление института семьи, ее потенциала и здоровых семейных традиций и другие;
- спутанная иерархия взаимоотношений, появление коалиций между поколениями, неясные правила семейной жизни, дисбаланс тепла и контроля в стиле семейного воспитания;
- эмоциональная нестабильность, отсутствие постоянства в поведении в семье (нет режима, последовательности слов и действий и др.), непрогнозируемость событий создают условия для возникновения спутанности, неуверенности в себе, в людях. [4; 1].
К микросоциальным факторам была отнесена следующая патология структуры семьи: отсутствие одного из родителей; развод; неправильные методы воспитания (гиперопека, гипоопека), дисгармония семейных отношений, отрицательный пример родителей, употребление наркотических средств в семье [5].
Н.А. Сирота также дает классификацию факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте, приведем ниже те, которые касаются семьи:
- формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;
- избегающий, поверхностный стиль общения в семье;
- формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их и другое [3].
Также Л.В. Готчина в своей работе представляет классификацию семей, представляющие «группы риска» провоцирующие наркозависимость молодёжи:
1) неполная семья (не стимулируется познавательная активность ребёнка, недостаток внимания, однополое воспитание и т.д.);
2) асоциальная семья (социальное наследование и стереотипы в семье);
3) педагогически несостоятельная семья (финансово обеспеченная, характеризуется высокой занятостью родителей и недостаточным контролем за времяпрепровождением детей и расходованием ими финансов) [2].
Таким образом, все выше перечисленные факторы риска наркотизации подрастающего поколения характеризуют состояние дисфункциональных семей (от лат. dis - «нарушение», «расстройство», «утрата чего-либо», и functio -
«деятельность») - это семья, в которой проявляется деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, а также условия, препятствующие личностному росту других. Семья может являться для подростка причиной и источником развития деструктивного формирования собственной личности, что в свою очередь приводит к социальной дезадаптации его и в конечном итоге может спровоцировать аддиктивный путь развития ребенка.
В ходе экспериментального исследования нами было проведено тестирование обучающихся образовательных организаций Красносельского района по теме «Вероятность проявлений асоциального характера в детско-подростковых и молодежных коллективах» в возрастных группах: до 15 лет; 15 лет и старше (охват 580 человек). Цель тестирования - определение проявлений асоциального характера, в том числе предрасположенность к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ и формированию зависимости.
Результаты тестирования предполагают определение «групп риска»: первая «группа риска» - низкая вероятность проявлений асоциального характера (в группу риска не входят);
вторая «группа риска» - средняя вероятность проявлений асоциального характера; третья «группа риска» - высокая вероятность проявлений асоциального характера и предрасположенности к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ, табакокурению, употреблению алкоголя.
Таблица 1.Результаты социально-психологического тестирования обучающихся общеобразовательных организаций Красносельского муниципального района
Кол-во Участников по обработанным анкетам Возрастная группа до 15 лет (кол-во чел) Кол-во участников по обработанным анкетам Возрастная группа старше 15 лет (кол-во чел)
1 группа 2 группа 3 группа 1 группа 2 группа 3 группа
272 216 (79,4%) 52 (19,1%) 4 (1,4%) 308 99 (32,1%) 110 (35,7%) 99 (32,1%)
Среднеобластной показатель по 3-ей группе риска в 2017 - 2018 учебном году составил в возрастной группе до 15 лет - 1,1%, в возрастной группе 15 лет и старше -29,4%. Результаты данного тестирования обучающихся общеобразовательных организаций района по «третьей группе» значительно превышают среднеобластной показатель во всех возрастных группах.
Также был проведен анализ социального состояния семьи и ближайшего окружения учащихся, выявленных в ходе тестирования второй и третьей «групп риска». Только 30% обследованных респондентов проживают в семьях без риска социальных заболеваний. В остальных 70% семей отмечено курение родителей, злоупотребление алкоголем, повышенная агрессия и конфликтность, неблагоприятные условия жизни и недостаточные гигиенические условия повседневного проживания, плохие условия для учебной деятельности школьников и учащихся (обследование семей по месту проживания). Часть из них (6% от общего количества семей) состоят на учете в социальных службах, комиссии по делам несовершеннолетних и ПДН, как социально-неблагополучные семьи, с которыми проводится работа, направленная на реабилитацию или профилактику нарушения семейного функционирования.
Более 45 % обследованных учащихся проживают в малообеспеченных семьях, 35% респондентов воспитываются в неполной (матери-одиночки) или многодетных семьях, в семьях безработных, в семьях с членом-инвалидом и т.д. В благополучных и материально обеспеченных семьях проживают лишь 20% из числа опрошенных.
Таким образом, семья должна стать «фактором защиты», ресурсом - имеющим психологическую основу, которая бы позволяла ребенку справляться с трудностями и адекватно смотреть на встречающиеся проблемы и решать их.
Для этого она должна иметь определенный профилактический потенциал, которого можно добиться через правильно организованную систему профилактических мероприятий. Родителям необходимо иметь мотивацию на ведение профилактической работы в семье; понимать цели, задачи и необходимость ведения профилактической работы; наличие систематических знаний о путях и методах профилактики наркомании; умение применять в практике семейного воспитания методы и средства профилактики наркомании. Взрослые члены семьи должны выступать в качестве примера, иметь положительный опыт взаимодействия с другими социальными институтами по профилактической деятельности.
Список литературы
1. Габер И.В. Обзор профилактических воздействий: формула, виды, факторы и содержательные модели // Профилактика зависимостей, 2017. № 3 (11). С. 345347.
2. Готчина Л.В. О наркотизированной семье в России. // Криминология вчера сегодня завтра. - 2011. № 3 (22). С. 51-53.
3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 165 с.
4. Фролова Н.А. Правовая политика Российской Федерации в сфере социальной безопасности (на опыте борьбы с наркотиками: Автореферат диссертации доктора юридических наук. М., 2009. 48 с.
5. Хабибова Н.Е. Институт семьи в системе профилактики наркомании. Вестник экономики, права и социологии, 2012. № 1. Социология. С. 365-367.
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Корнеева Н.В.
Корнеева Надежда Вячеславовна - магистрант, кафедра дошкольной педагогики, прикладной психологии, программа: психологическое консультирование, Гуманитарно-педагогический институт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Самарская обл.
Аннотация: в статье представлен краткий анализ стилей семейного воспитания. Рассматривается влияние стиля семейного воспитания на развитие ребёнка. Даётся характеристика младших школьников с задержкой психического развития психогенного происхождения. Даны рекомендации по работе с родителями, в чьих семьях диагностирован ошибочный стиль воспитания и ребёнок имеет задержку психического развития.
Ключевые слова: стили семейного воспитания, задержка психического развития, ребёнок младшего школьного возраста.
Семейное воспитание занимает важное место в развитии детей. Семья является первичным и важнейшим фактором духовного, интеллектуального и личностного