Научная статья на тему 'Особенности стилей семейного воспитания детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста'

Особенности стилей семейного воспитания детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
26
Поделиться
Ключевые слова
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕБЁНОК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева Надежда Вячеславовна

В статье представлен краткий анализ стилей семейного воспитания. Рассматривается влияние стиля семейного воспитания на развитие ребёнка. Даётся характеристика младших школьников с задержкой психического развития психогенного происхождения. Даны рекомендации по работе с родителями, в чьих семьях диагностирован ошибочный стиль воспитания и ребёнок имеет задержку психического развития.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеева Надежда Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности стилей семейного воспитания детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста»

Таким образом, семья должна стать «фактором защиты», ресурсом - имеющим психологическую основу, которая бы позволяла ребенку справляться с трудностями и адекватно смотреть на встречающиеся проблемы и решать их.

Для этого она должна иметь определенный профилактический потенциал, которого можно добиться через правильно организованную систему профилактических мероприятий. Родителям необходимо иметь мотивацию на ведение профилактической работы в семье; понимать цели, задачи и необходимость ведения профилактической работы; наличие систематических знаний о путях и методах профилактики наркомании; умение применять в практике семейного воспитания методы и средства профилактики наркомании. Взрослые члены семьи должны выступать в качестве примера, иметь положительный опыт взаимодействия с другими социальными институтами по профилактической деятельности.

Список литературы

1. Габер И.В. Обзор профилактических воздействий: формула, виды, факторы и содержательные модели // Профилактика зависимостей, 2017. № 3 (11). С. 345347.

2. Готчина Л.В. О наркотизированной семье в России. // Криминология вчера сегодня завтра. - 2011. № 3 (22). С. 51-53.

3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 165 с.

4. Фролова Н.А. Правовая политика Российской Федерации в сфере социальной безопасности (на опыте борьбы с наркотиками: Автореферат диссертации доктора юридических наук. М., 2009. 48 с.

5. Хабибова Н.Е. Институт семьи в системе профилактики наркомании. Вестник экономики, права и социологии, 2012. № 1. Социология. С. 365-367.

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Корнеева Н.В.

Корнеева Надежда Вячеславовна - магистрант, кафедра дошкольной педагогики, прикладной психологии, программа: психологическое консультирование, Гуманитарно-педагогический институт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Самарская обл.

Аннотация: в статье представлен краткий анализ стилей семейного воспитания. Рассматривается влияние стиля семейного воспитания на развитие ребёнка. Даётся характеристика младших школьников с задержкой психического развития психогенного происхождения. Даны рекомендации по работе с родителями, в чьих семьях диагностирован ошибочный стиль воспитания и ребёнок имеет задержку психического развития.

Ключевые слова: стили семейного воспитания, задержка психического развития, ребёнок младшего школьного возраста.

Семейное воспитание занимает важное место в развитии детей. Семья является первичным и важнейшим фактором духовного, интеллектуального и личностного

развития человека. Если сравнивать с другими институтами социализации, то можно отметить, что семейные взаимоотношения имеют свою историю и накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершённых родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой ребенок приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола [1]. Особенно актуален этот вопрос для проблемных семей, в которых имеются дети с задержкой психического развития. Результатом неправильно сложившихся отношений в этих семьях являются «проблемные», «трудные», «непослушные», «забитые» дети.

Александр Леонидович Венгер определяет понятие «стиль воспитания» как стиль взаимоотношений с ребёнком в семье, который характеризуется степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребёнком (эмоционально тёплый или эмоционально холодный), характером руководства поведения ребёнка со стороны взрослых (демократический или авторитарный), количеством запретов (ограничительный или попустительский) [2].

Существует множество классификаций стилей семейного воспитания (Альфреда Адлера, Джеймса Мартина Болдуина, Дианы Баумринд и др.) Рассмотрим наиболее распространённую классификацию, в которой выделяют следующие стили воспитания: авторитарный, демократический и либеральный.

В основе демократического стиля воспитания лежит доверие и уважительное отношение к ребёнку. Родители верят в его способности и возможности. Взрослые решают все вопросы совместно с детьми на основе сотрудничества, адекватно оценивают детские успехи и неудачи, оказывают посильную психологическую поддержку. Демократический стиль воспитания создаёт положительные условия для развития личности ребёнка, воспитания чувства собственного достоинства и адекватной самооценки. Благодаря данному стилю налаживаются доверительные отношения в семье.

В авторитарном стиле воспитания осуществляется тактика опеки и диктата. Родители не считаются с мнением ребёнка, устанавливают за его поведением жёсткий контроль. За непослушание могут применяться телесные наказания. При данном стиле воспитания дети растут робкими и неинициативными, что может привести к задержке в развитии.

В основе либерального стиля воспитания лежит формальное выполнение родителями своих обязанностей. Всё сводится к заботе взрослых о том, чтобы дети были сыты и одеты. Родители либо считают воспитание детей ненужным занятием, либо не знают как их воспитывать. Взрослые зачастую больше заняты собой. При либеральном стиле воспитания замедляется психическое развитие ребёнка, процесс социализации нарушается.

Исследования различных авторов свидетельствуют о том, что существенное влияние на развитие ребёнка оказывает установившийся в семье стиль преобладающего негативного воспитательного воздействия. В результате авторитарного и либерального стилей воспитания может возникнуть социально -педагогическая запущенность, которая приведёт к задержке психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип психического развития ребёнка, который характеризуется незрелостью отдельных психических, психомоторных функций или психики в целом, и формируется под влиянием наследственных, социально -средовых и психологических факторов [3].

Константин Михайлович Лебединский в своей классификации выделяет четыре основных варианта задержки психического развития различного происхождения: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический.

Задержка психического развития конституционального происхождения характеризуется неосложнённым психофизическим инфантилизмом. У ребёнка

преобладает игровая мотивация поведения, так как его эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития.

Задержка психического развития соматогенного происхождения вызвана длительной соматической недостаточностью различного генеза (пороками развития соматической сферы, хроническими инфекциями и аллергическими реакциями).

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения характеризуется лёгкой дисфункцией головного мозга - синдромом с пёстрой клинической картиной, который отражает наличие лёгких нарушений развития.

Более подробно остановимся на задержке психического развития психогенного происхождения. Она связана с неблагоприятными условиями воспитания, что препятствует правильному формированию личности ребёнка (неблагополучная или неполная семья, психические травмы). Неблагоприятные средовые условия, которые оказывают травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвигам нервно-психической сферы, нарушению вегетативных функций, а затем к паталогическому развитию личности.

Задержка психического развития психогенного происхождения часто наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости. Она обусловлена гипопротекцией (ребёнок предоставлен самому себе, лишён необходимых внимания и заботы), что свойственно либеральному стилю воспитания, или гиперпротекцией (нездоровая, преувеличенная, чрезмерная забота о ребёнке). Для данной категории детей характерно общее снижение познавательной активности, соматическая ослабленность, повышенная утомляемость и истощаемость, черты эгоцентризма и эгоизма, малая способность к волевому усилию. В семьях, где имеет место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия, у ребёнка наблюдается вариант паталогического развития личности по невротическому типу. Формируется робкая, боязливая, эмоционально незрелая, несамостоятельная, нерешительная личность. Данный тип может наблюдаться в семьях с авторитарным стилем воспитания.

Особые трудности испытывают дети с задержкой психического развития при поступлении в школу, так как у них замедлено формирование познавательных процессов, снижена познавательная активность, затруднены самоконтроль и саморегуляция. Особенности волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формированию учебных навыков и освоению программы в целом. Эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения. Низкая сформированность внутренней позиции школьника выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьной учебной деятельности. Низкая готовность к обучению включает инертность познавательных процессов, несформированность произвольных форм деятельности, психоэмоциональную незрелость. Восприятие младших школьников с задержкой психического развития характеризуется фрагментарностью их знаний об окружающем мире; неполноценностью тонких форм зрительного и слухового восприятия; недостатками пространственного восприятия. Мнемическая деятельность характеризуется повышенной тормозимостью мнемических следов под воздействием помех; уменьшением объёма памяти и скорости запоминания. Мышление детей с задержкой психического развития отличается трудностью применения таких интеллектуальных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция; дети не владеют иерархией понятий; страдает словесно-логическое мышление; наблюдается неспособность к необходимому умственному усилию. У младших школьников с задержкой психического развития слабая способность к звуковому и содержательному анализу речи; неумение выстроить развёрнутую фразу; бедность пассивного и активного словаря; трудности в понимании лексико-грамматических структур; речь носит ситуативный характер. Снижение устойчивости внимания детей имеет разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения

задания и последующее его снижение; сосредоточение после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы. У детей данной группы наблюдается низкая познавательная активность, отсутствие интереса к учёбе, безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Так же у детей с задержкой психического развития отмечается дефицитарность произвольной регуляции поведения. У них заниженный уровень притязаний. У младших школьников данной группы преобладают игровые мотивы над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущей деятельности к учебной. Незрелость личных компонентов учебной деятельности. В целом младшие школьники с задержкой психического развития характеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению.

В связи с этим, для коррекции стиля воспитания, педагогам и психологам необходимо разъяснять родителям особенности развития их детей, а затем учить эффективному взаимодействию с ними.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работу с родителями, в чьих семьях диагностирован ошибочный стиль воспитания, и ребёнок имеет задержку психического развития, необходимо начинать с индивидуального консультирования. На этом этапе надо сообщать родителям о логике развития их ребёнка, и о тех возможных прогнозах, которые последуют в ситуации скоординированного и не скоординированного воздействия. Можно использовать такие формы работы как беседы и мини-лекции. Результатом работы на данном этапе будет определение родителями своей позиции, которая направлена на обеспечение эмоционально-положительного и эффективного взаимодействия с их ребёнком.

Следующий этап направлен на обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми через проектирование и моделирование реальных ситуаций общения. Можно применять как индивидуальные, так и групповые формы работы. На этом этапе стоит использовать следующие приёмы:

1. Репетиция поведения. Проигрывается какая-либо ситуация из повседневной жизни. Психолог или педагог исполняют роль непослушного, упрямого ребёнка. Родители первоначально реагируют так, как всегда, а затем вместе с психологом отрабатывают эффективные способы. Приобретённые навыки родители смогут использовать в реальных ситуациях на практике.

2. Моделирование. Психолог представляет ролевые модели поведения родителям, побуждает их подражать этим моделям. Далее психолог моделирует поведение, усиливая, а затем ослабляя его конкретные моменты. Родитель сначала должен довести свою реакцию до утрированных форм, а потом довести её до минимума. Это даст возможность родителям координировать свои реакции в обстановке обычной жизни.

Третий этап работы с родителями включает методы саморегуляции их состояний. От того насколько родители способны контролировать свои собственные реакции, зависит эффективность их взаимодействия с ребёнком. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы. На данном этапе можно применять следующие приёмы:

1. Использование позитивных образов. Данный приём предполагает представление родителями какой-либо приятной ситуации - реальной или предполагаемой, связанной с настоящим, прошлым и будущем, в которую включены родитель и ребёнок.

2. Временная проекция. Родителям мысленно предлагается вернуться к тем событиям детства, в которых они испытывали такое же эмоциональное состояние, что и их ребёнок.

3. Использование образов, предохраняющих от возможных негативных реакций. Данная техника помогает готовить родителей к ситуациям, в которых у них могут возникнуть негативные отрицательные реакции. Психолог побуждает родителей

представить как они будут справляться с этими реакциями, то есть научиться управлять своими реакциями в реальных ситуациях.

4. Техники снятия мышечного и эмоционального напряжения. Психолог обучает родителей приёмам снятия мышечного и эмоционального напряжения с помощью релаксации и саморелаксации.

Заключительный этап предполагает отработку приёмов эффективного взаимодействия родителей и детей в моделируемых ситуациях с участием психолога. Работа на этом этапе проводится в игровой форме. Можно применять следующие техники:

1. «Смена ролей». Родителям и ребёнку предлагается поменяться местами. Родители занимают позицию ребёнка, а ребёнок позицию родителя, и показывают те реакции, которые хотели бы увидеть друг у друга в различных ситуациях.

2. «Строительство». Родители вместе с детьми «строят здание» хороших отношений, кирпичиками которого являются те отношения, которые принимают одновременно и дети и родители.

3. «Позитивные отношения». Родителям и детям предлагается найти друг в друге те достоинства и положительные качества, которые до данного момента они принимали как само собой разумеющееся.

Следует отметить, что в данной работе могут принимать участие, как матери, так и отцы. Наилучшего результата можно будет добиться при участии обоих родителей одновременно. Так же после каждого этапа работы с родителями необходимо проводить рефлексию. Им следует анализировать и фиксировать изменения своих убеждений по поводу воспитания детей и отслеживать, как меняются их отношения с ребёнком в повседневной жизни.

В результате проделанной работы, родители должны пересмотреть своё поведение по отношению к ребёнку и гармонизировать внутрисемейные отношения.

Таким образом, семейное воспитание играет большую роль в становлении личности ребёнка. Существует много классификаций стилей семейного воспитания, но традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили. Последние два могут привести к задержке развития ребёнка. Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у младших школьников, имеющих задержку психического развития, отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, трудности с восприятием, замедленный процесс переработки информации, что выражается недостаточным, ограниченным и фрагментарным знанием ребёнка об окружающем мире. В связи с этим, для коррекции стиля семейного воспитания необходимо проводить работу с родителями, которая состоит из четырёх этапов. На первом этапе проводится индивидуальное консультирование; на втором - обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми на основе проектирования и моделирования реальных жизненных ситуаций; третий этап включает в себя применение методов саморегуляции родительских состояний; на пятом этапе происходит отработка приёмов эффективного взаимодействия родителей и детей в моделируемых ситуациях. В процессе всей работы и по её завершению проводится рефлексия, которая будет способствовать пересмотру родителями своего стиля воспитания.

Список литературы

1. Молодцова Т.Г., Кучерявенко И.А. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников // Научно-методический журнал «Молодой ученый», 2018. № 5 (май). С. 154-157. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/191/48150/ (дата обращения: 26.11.2018).

2. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Научно-методический журнал «Современная зарубежная психология», 2014. № 1 (январь). С. 16-22.

3. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2013. 80 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО Сазонова А.О.

Сазонова Алина Олеговна - магистрант, направление: управление в системе дошкольного образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г.

Красноярск

Аннотация: в статье анализируются методики по изучению особенностей конфликтов, проведено исследование и сделан качественный и количественный анализ данных.

Ключевые слова: анкета «Что ты знаешь о конфликте?», опросник К. Томаса «Что ты знаешь о конфликте?», тест Ряховского «Оценка уровня конфликтности личности».

С целью выявления особенностей педагогических конфликтов нами было проведено эмпирическое исследование. Для этого были подобраны следующие методики:

1. Анкета «Что ты знаешь о конфликте» позволяет выявить уровень теоретических знаний о конфликтах и пути выхода из них.

2. Методика К. Томаса. Опросник «Стиль поведения в конфликте» позволяет оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности [1].

3. Тест Ряховского «Оценка уровня конфликтности личности» позволяет выявить уровень развития конфликтности личности [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исследовании приняли участие сотрудники детских садов г. Дивногорска в количестве 20 человек по 10 человек сотрудников каждого учреждения, разделённых на первую и вторую группу.

Исследование началось с предложения ответить на анкету по определению уровня теоретических знаний о конфликтах.

Критерии оценивания:

15-18 вопросов - высокий уровень.

10-14 вопросов - средний уровень.

Менее 10 вопросов - низкий уровень.

Сводные итоги анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1.Определение уровня теоретических знаний о конфликтах.Констатирующий этап

(%)

Высокий Средний Низкий

Экспериментальная группа (ЭГ) 10 90

Контрольная группа (КГ) 10 90