Таким образом, мы пришли к выводу, что существуют различия в уровне эмпатии у студентов-психологов до и после проведения формирующего эксперимента, а именно, уровень эмпатии в экспериментальной группе после проведения повысился.
УДК 159.99
М.Н. Кропачева, Н.И. Годовых, г. Шадринск
Изучение наркозависимости у младших школьников с задержкой
психического развития
В статье раскрываются особенности аддиктивного поведения у младших школьников с задержкой психического развития, представлены основные направления, роль психологических факторов формирования риска развития наркозависимости у детей данной категории
Наркозависимость, аддиктивное поведение, психоактивные вещества, факторы риска
M. N. Kropachevu, N. I. Godovjch, Shadrinsk
The study of drug addiction among younger students with mental retardation
The article describes the features of addictive behavior in primary school children with mental retardation, discusses the main trends of the role of psychological factors in the formation of the risk of addiction in children of this category
Keywords: Addiction, addictive behavior, substance abuse, risk factors.
В настоящее время проблема распространения наркомании и алкоголизма в среде несовершеннолетних приобрела масштабы социального бедствия, угрожающего национальной безопасности страны. За последние годы данная проблема является остроактуальной среди несовершеннолетних, поскольку приобрела новые качественные и количественные характеристики. Одним из наиболее частых проявлений девиантного поведения у детей и подростков является аддиктивное поведение, и, в частности, злоупотребление наркотическими веществами. Многими авторами установлено, что среди основных тенденций, характеризующих наркотическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Впервые знакомство с ПАВ происходит в 11-17 лет, однако, есть случаи приобщения к наркотическим и другими психоактивным веществам детей 8-10 лет.
Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотическим веществам, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивных веществ, и тем меньше эффективность реабилитационных программ.
В настоящее время ведется активная разработка антинаркотических образовательных программ, в том числе нацеленных на работу с младшими школьниками (А.Г. Макеева, 1995; О.Л.Романова, 1998 и др.). Однако, в меньшей мере предусматривается проведение профилактической работы с учащимися специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития (ЗПР), не учитываются их клинико-психологические особенности. [1,2].
В то же время, практически все исследователи феномена ЗПР указывают на высокий риск возникновения у данной категории детей различных нарушений поведения, в том числе наркомании (Г.Е.Сухарева, 1973; М. С. Певзнер, 1973; К.С.Лебединская, М. М. Райская, 1980, 1984; Г.В.Грибанова, 1988, 1990; Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, 1992; и другие). Поэтому научное изучение наркозависимости у младших школьников с задержкой психического развития является весьма актуальным [4,5].
Целью нашего исследования стало изучение индивидуально-психологических факторов риска формирования у младших школьников с ЗПР наркозависимости. Исследование проводилось на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» города Шадринска, Курганской области. В нем приняли участие учащиеся 3 «В» класса КРО VII вида.
1. Проективная методика «Выявление знаний у детей младшего школьного возраста о проблеме употребления психоактивных веществ и отношения к этим проблемам» компьютерная программа «СТАЛКЕР» позволила выявить степень информированности и отношение к ПАВ (психоактивным веществам) учащихся с ЗПР. Более наглядно результаты диагностики представлены в Рис. 1
Рис 1. Распределение испытуемых по степени информированности и отношения к ПАВ, %.
Мы констатировали, что 10% учащихся характеризуется высокой степенью информированности и при этом доминированием позитивного отношения к ПАВ. Так, некоторые дети во время своего ответа попытались оправдать поведение наркоманов плохим отношением в семье, но, в то же время, хорошими взаимоотношениями с друзьями, употребляющими наркотики.
40% учащихся имеют высокую степень информированности, но имеет место преобладание неопределенной позиции к ПАВ. Половина испытуемых характеризуются выраженным отрицательным отношением к ПАВ, и, как и все дети экспериментальной группы, достаточно высокой степенью информированности о ПАВ.
Таким образом, можно констатировать, что учащиеся с ЗПР в целом обладают высокой степенью информированности о ПАВ и отрицательным отношением к наркотическим веществам.
2. Тест «Внутрисемейные отношения» позволил выявить особенности внутрисемейных отношений учащихся с ЗПР. Результаты диагностики приведены в таблице 1.
Таблица 1.
С имптомокомплексы
Благоприятная семейная ситуация Тревожность Конфликтность неполноценная семейная ситуация Враждебная семейная ситуация
50% 40% 10% 0% 0%
Как видно из таблицы 1, половина учащихся т.е. 50% - человек имеют благоприятную семейную ситуацию. Так, на своих рисунках дети демонстрировали сплоченность членов семьи, направленность на общую деятельность, отсутствует тенденция к изолированности и враждебности.
40% детей продемонстрировали тревожные тенденции в семье. Все линии в рисунке были прорисованы довольно грубым, сильным нажимом, так же наблюдается очень частое «стирание» деталей, изоляция отдельных членов семьи, большое пространство между ними, преобладание лишних деталей, много штриховки.
У 10% учащихся в рисунках был изображен отец на весь альбомный лист, либо, держащий в руках кинжал, руки раскинуты в стороны, все линии прорисованы с сильным нажимом. Данный факт позволяет судить о наличии агрессивных, конфликтных тенденциях в семье.
Таким образом, полученные результаты методики позволяют говорить о наличии как благоприятной, так и неблагоприятной семейной ситуации.
3. Опросник «Выявление знаний у детей о наркотических веществах» Е.П.Горяева, Н.В.Стебенева позволил выявить нам степень осведомленности учащихся с ЗПР о ПАВ.
На 1-й вопрос: «Знаете ли вы, что такое «наркотики»? 50% детей отвечают, что знают, следовательно, дети достаточно осведомлены. Так, некоторые дети отвечали: «наркотики» - это вещества, которые плохо влияют на организм». 20% учащихся имеют средний уровень осведомленности, Так, дети называли конкретные вещества, но затруднялись дать определение «наркотика», а называли лишь его название когда-либо услышанное ранее. (Пример: «наркотики» - это «героин», «насвай»). Остальные дети - 30% не знают, что такое «наркотики», но данное слово есть в пассивном словаре испытуемых. На 2-й вопрос: «Есть ли среди ваших знакомых люди, употребляющие наркотики?» - 90%
учащихся ответили «нет» и только 10% ответили «да». Так, некоторые дети утверждают, что его соседи или знакомые употребляет наркотики. На 3-й вопрос: «Как вы относитесь к наркотикам?» дети единогласно выразили негативное отношение к ПАВ. И только на вопросы «Как вы думаете, для чего люди употребляют наркотики?» и «Как вы отнесетесь к тому, что один из ваших друзей употребляет наркотики (если узнаете)?», все дети ответили «затрудняюсь ответить». Мы полагаем, это связано с их специфическими особенностями, а именно, нарушением основных мыслительных операций анализа и синтеза, свойственных детям с ЗПР.
4. Анкета для родителей «Употребляет ли ваш ребенок наркотики?» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) направлена на выявление у учащихся ЗПР «группы риска» по употреблению ПАВ.
Родителям предлагается ответить на 20 вопросов («да» или «нет»), касающихся жизни и поведения ребенка. При ответе на предлагаемые вопросы все родители продемонстрировали отрицательный ответ. Следовательно, по мнению родителей, в поведении учащихся отсутствуют признаки употребления ПАВ.
Полученные нами в ходе экспериментальной работы результаты позволили сделать следующие выводы:
- для младших школьников с ЗПР характерна высокая степень информированности о ПАВ и отрицательное отношение к наркотическим веществам. Однако эксперимент показал, что некоторые дети не знают, что такое наркотики. Следовательно, необходима работа, направленная на усиление информированности о ПАВ:
- у половины учащихся с ЗПР преобладает благоприятная семейная ситуация, однако, имеют место тревожные и конфликтные тенденции в семье, а также направленность на агрессию. Следовательно, неблагоприятный стиль воспитания в семье, на наш взгляд, является фактором, отягчающим развитие личности ребенка с ЗПР, и благоприятным для формирования наркозависимости.
- в целом младшие школьники с ЗПР имеют достаточно высокий уровень осведомленности о ПАВ. Однако, некоторые вопросы вызывали у учащихся затруднения, поскольку направлены на способность мыслить, анализировать, что является проблематичным у детей данной категории в силу их специфических особенностей.
- данные нашего исследования показали, что складывается особая ситуация семейного воспитания, где зачастую дети воспитываются в конфликтных, малообеспеченных семьях с низким уровнем образования.
Полученные результаты, на наш взгляд, позволяют говорить о необходимости проведения работы, направленной, во-первых, на профилактику распространения наркомании среди младших школьников с ЗПР; во-вторых на коррекцию эмоционального состояния учащихся (снятие напряжения, тревожности); в-третьих на оптимизацию внутрисемейных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверина, Е.А. Антинаркотическое воспитание в школе / Е.А. Аверина // Педагогика. - 2002. - №1. -С. 56-60.
2. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / Л.Н Анисимов. - М. : Просвещение, 2006. - 45 с.
3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М. : Социальное здоровье России, 1994.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе : учеб. пособие / М.Р. Битянова. - М. : Генезис, 2000.
5. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков : учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Д.Д. Еникеева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2006. - 144 с.
6. Захаров, Ю.А. Подростки «группы риска» / Ю.А. Захаров // Воспитание школьников. - 2000. - № 4. - С. 34-35.
УДК 159.99
Н. С. Подорванова, г. Шадринск
Психологические требования к личности педагога
Проблема психологической подготовки педагога является актуальной, поскольку молодой учитель часто сталкивается с такими проблемами, как неуверенность в себе, и неуверенность в том, что он справиться со своими должностными обязанностями. Конечно, во время обучения студенты изучают возрастную психологию, проходят учебную практику, в оздоровительных лагерях, школах, но это не всегда готовит к тому, что учитель придет в школу, и не встретиться с такими проблемами, как неуважение, недопонимание, и после этого возможно исчезнет все желание обучать.
Психологические требования, личность, педагог.
N. S. Podorvanova, Shadrinsk
Psychological requirements to the personality of the teacher
The problem of psychological training of a teacher is important because teachers are often faced with issues such as self-doubt, and uncertainty that it to cope with their job responsibilities. Of course, during the training, students study psychology, practical training, camps, schools, but it's not always planned that the teacher would come to school, and not meet with such problems as a lack of respect, misunderstanding, and after that possibly disappear all desire to train.
Keywords: Psychological requirements, personality, and teacher.
Часто приходится слышать о том, что для современной действительности характерен кризис образования. Молодые специалисты если и имеют желание работать в образовательной сфере, то сталкиваются с тем, что, либо недостаточная заработная плата, либо нет возможности развиваться, так как школы находятся в состоянии, отставшем от современного времени.
Вместе с тем, необходимо отметить, что к личности будущего педагога предъявляется достаточно серьезный ряд требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем, и дополнительные, соответствие которым не обязательно для преподавателя, но делает его личностью, способной наилучшим образом воспитать и обучить другую личность, а