Научная статья на тему 'Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия'

Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тоджибаева Комила Собит Кизи

Рассмотрены различные научные подходы к проблеме педагогической компетентности, показана актуальность изучения этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ Тоджибаева К.С.

Тоджибаева Комила Собит кизи - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: рассмотрены различные научные подходы к проблеме педагогической компетентности, показана актуальность изучения этого феномена. Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, специальная компетентность, коммуникативная компетентность, индивидуально-личностная компетентность.

Идея компетентностного подхода в педагогике зародилась в начале 80-х годов прошлого века, когда в журнале «Перспективы. Вопросы образования» была опубликована статья В. де Ландшеер «Концепция «минимальной компетентности» [1, с. 27]. Первоначально речь шла не о подходе, а о компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. О.А. Игумнов отмечает, что компетентность в самом широком смысле в то время понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение». По мере освоения понятия происходило расширение его объема и содержания и уже с конца прошлого века стали уже говорить о компетентностном подходе в образовании. А.М. Митяева, рассматривая компетентностный подход в проектировании многоуровневого высшего образования, дает обоснование необходимости перехода отечественной образовательной системы в новое качественное состояние на основе реализации компетентностного подхода как методологического принципа проектирования многоуровневого образования. Д.С. Ермаков определяет компетентностный подход как метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности.

Компетенция же может пониматься как:

- базовая характеристика индивида, глубокая и устойчивая часть личности, по которой можно предсказать поведение человека в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций;

- некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования, которые затем выявляются в деятельности;

- способность установить связь между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения проблемы;

- открытая система процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающая взаимодействующие между собой компоненты, которые активизируются в профессиональной деятельности, категория результата образования;

- идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, в которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены;

- «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним».

Изучению профессиональной компетентности будущих специалистов посвящены исследования Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Ю. В. Варданян, А. А. Воротниковой, Е. В. Григорьевой, Г.С. Смирновой, З. А. Ягудиной, Т. В. Заморской, Н. А. Зиминой и др. А. К. Маркова дает следующее определение профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность — это «индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [2, с. 34].

Она выделяет следующие виды профессиональной компетентности: специальную (собственно профессиональное владение техниками, инструментарием, знаниями на высоком уровне, способность к постоянному профессиональному развитию), социальную (владение умениями и навыками профессионального общения, обмена опытом), личностную (владение способами личностного самовыражения и саморазвития) и инди- видуальную (проявление своей индивидуальности, креативности в ходе профессиональной деятельности, владение способами самореализации, саморегуляции и самоорганизации) [2]. Таким образом, профессиональная компетентность специалистов представляет собой интегральную, динамичную, быстро развивающуюся характеристику субъекта труда, состоящую из специальной, коммуникативной, индивидуально-личностной компетентностей, благодаря которым происходит успешное и эффективное выполнение профессиональной деятельности.

Специальная компетентность представляет собой единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетентность специалиста представляет собой совокупность коммуникативных умений, способностей и качеств, определяющих готовность к профессиональному общении и его эффективность.

Индивидуально-личностная компетентность представляет собой совокупность индивидуально-личностных характеристик, позволяющих ему эффективно реализовать свои потенциальные возможности.

В.Ю. Кричевский [3,c. 27] выделяет 4 вида профессиональной компетентности:

1. Функциональная, характеризуется профессиональными

знаниями и умением их реализовывать.

2. Интеллектуальная, она выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей.

3. Ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией.

4. Социальная - предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.

Г.С. Сухобская определяет компетентность как систему знаний и умений педагога, проявляющуюся при решении возникающих на практике профессионально-педагогических задач; B.C. Безрукова говорит, что это владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения; Э.Ф. Зеер и О.Н. Шахматова рассматривают её как совокупность профессиональных знаний и умений, способы выполнения профессиональной деятельности; В.Г. Афанасьев как совокупность функций, прав и ответственности специалиста. Т.Г. Браже в своих исследованиях подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста включает не только профессиональные (базовые) научные знания, но и ценностные ориентации, мотивы деятельности, понимание себя в мире и мира вокруг, стиль взаимоотношения с людьми, общую культуру, способность к развитию творческого потенциала собственной личности. Почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен определяет компетентность «как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую

узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [4, с. 6].

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

1. Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные-га знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

2. Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

3. Информационная компетентность - объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

4. Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Список литературы

1. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: Вопросы образования, 1988. № 1. С. 27-34.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

3. Кричевский В.Ю. Профессиограмма директора школы // Проблемы повышения квалификации руководителей школ. М., 1987.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Терещенко О.Ю.

Терещенко Оксана Юрьевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 1, ст. Егорлыкская, Ростовская обл.

Аннотация: в статье акцентируется внимание на личностных и профессиональных качествах педагога, которые могут значительно повысить эффективность процесса формирования и развития лингвокультурной компетентности. Ключевые слова: лингвокультурная компетентность, поликультурное образовательное пространство, межкультурный диалог, толерантность.

Устойчивые тенденции к расширению профессиональной деятельности педагога и ее усложнению неизбежно повышают требования к уровню его профессиональной компетентности. При этом для учителя, осуществляющего образовательный процесс в условиях поликультурного пространства, важное значение приобретает лингвокультурная компетентность, обеспечивающая результативность и качество выполнения им основных профессиональных задач.

Процесс формирования лингвокультурной компетентности педагога сложен и многообразен. Начало ему положено ещё в общеобразовательной школе, когда обучающиеся приобщаются к иноязычной культуре в ходе изучения иностранного языка, когда происходит погружение в культурные и исторические традиции разных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.