ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Пулатов Ж.А.
**
Пулатов Жавдат Абдужаббарович - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье на основе изучения научно-педагогической литературы раскрываются содержание и структура понятия профессиональной компетентности специалистов. На базе теоретического материала излагается методика подготовки будущих специалистов, ключевые моменты в формировании профессиональной компетентности при подготовке специалистов в вузах. Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция, специальная компетентность, коммуникативная компетентность, индивидуально-личностная компетентность.
Идея компетентностного подхода в педагогике зародилась в начале 80 -х годов прошлого века, когда в журнале «Перспективы. Вопросы образования» была опубликована статья В. де Ландшеер «Концепция «минимальной компетентности» [1, с. 27]. Первоначально речь шла не о подходе, а о компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. О.А. Игумнов отмечает, что компетентность в самом широком смысле в то время понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение». По мере освоения понятия происходило расширение его объема и содержания и уже с конца прошлого века стали уже говорить о компетентностном подходе в образовании. А.М. Митяева, рассматривая компетентностный подход в проектировании многоуровневого высшего образования, дает обоснование необходимости перехода отечественной образовательной системы в новое качественное состояние на основе реализации компетентностного подхода как методологического принципа проектирования многоуровневого образования. Д.С. Ермаков определяет компетентностный подход как метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности.
Изучению профессиональной компетентности будущих специалистов посвящены исследования Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Ю.В.
Варданян, А. А. Воротниковой, Е. В. Григорьевой, Г.С. Смирновой, З. А. Ягудиной, Т. В. Заморской, Н. А. Зиминой и др. А. К. Маркова дает следующее определение профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность — это «индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [2, с. 3 4].
Она выделяет следующие виды профессиональной компетентности: специальную (собственно профессиональное владение техниками, инструментарием, знаниями на высоком уровне, способность к постоянному профессиональному развитию), социальную (владение умениями и навыками профессионального общения, обмена опытом), личностную (владение способами личностного самовыражения и саморазвития) и индивидуальную (проявление своей индивидуальности, креативности в ходе профессиональной деятельности, владение способами самореализации, саморегуляции и самоорганизации) [2]. Таким образом, профессиональная компетентность специалистов представляет собой интегральную, динамичную, быстро развивающуюся характеристику субъекта труда, состоящую из специальной, коммуникативной, индивидуально-личностной компетентностей, благодаря которым происходит успешное и эффективное выполнение профессиональной деятельности.
Специальная компетентность представляет собой единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Коммуникативная компетентность специалиста представляет собой совокупность коммуникативных умений, способностей и качеств, определяющих готовность к профессиональному общении и его эффективность.
Индивидуально-личностная компетентность представляет собой совокупность индивидуально-личностных характеристик, позволяющих ему эффективно реализовать свои потенциальные возможности.
В.Ю. Кричевский [3, с. 27] выделяет 4 вида профессиональной компетентности:
1. Функциональная - характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать.
2. Интеллектуальная - выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей.
3. Ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией.
4. Социальная - предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.
Необходимо отметить, что формирование и развитие профессиональной компетентности специалиста происходит в течение всей его профессиональной жизни. В рамках настоящей работы формирование профессиональной компетентности рассматривается как ее становление на этапе овладения специальностью. Для решения данной проблемы необходима стратегия, которая предполагает: целостность, непрерывность и преемственную взаимосвязь всех дисциплин подготовки специалистов; □направленность содержания учебного материала, форм, методов и средств обучения каждой из дисциплин подготовки на становление и развитие профессиональной компетентности; □отражение в каждой из дисциплин подготовки специалистов компонентов их профессиональной деятельности путем решения задач, моделирующих, имитирующих или отражающих профессиональную деятельность;
Ключевыми моментами в формировании профессиональной компетентности при подготовке специалистов в вузе являются:
• получение и усвоение теоретических и практических знаний в процессе обучения в вузе;
• использование в вузе инновационных (интерактивных) методов обучения (круглый стол, пресс-конференции, дискуссии, деловые игры, проблемные
37
лекции, коллективно-групповая работа, метод контрольных вопросов, эвристические беседы и т.д.);
• участие в конференциях, олимпиадах;
• прослушивание лекций и посещение консультаций опытных специалистов;
• различные обучающие курсы, курсы по выбору;
• метод портфолио (фиксирование и оценка накопленных студентом знаний, умений, опыта, достижений в разнообразных видах деятельности, оценка профессионального уровня и определение направления дальнейшего профессионального развития);
• формирование умений студентов по поэтапному отслеживанию уровня знаний учащихся в общеобразовательной школе посредством мониторинга [4].
Список литературы
1. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: Вопросы образования, 1988. № 1. С. 27-34.
2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
3. Кричевский В.Ю. Профессиограмма директора школы // Проблемы повышения квалификации руководителей школ. М., 1987.
4. Нугусова А.Н. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2011. Т. 16. № 2. С. 148-151.
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ АРГУМЕНТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ
ФИЗИКИ Махмедханова Г.М.
Махмедханова Гульзат Махмедхановна - магистр физики, Восточно-Казахстанский университет им. Сарсена Аманжолова, учитель физики,
Назарбаев интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Алматы, Республика Казахстан
Модель аргументирования способствуют развитию навыков критического мышления учащихся, умению решать проблемные ситуации, основанные на реальных событиях [1, с. 139]. Элементы аргументирования представлены на рисунке 1, разработаны университетом Джона Хопкинса для развития одаренности детей. В центре элемента идет постановка проблемы или проблемной ситуации, которая решается с помощью 7 составляющих: цель, точка зрения, предположение, понятия/идея, последствия, выводы и данные. На рисунке 1 не указано стрелками, в какой последовательности выполнять аргументирование. Это значит, что их можно использовать в любой последовательности и применить 3-5 элементов для изучения проблемы в форме дискуссии.