№ 6 - 2013 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 37.01:800-053.2
ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Р. П. Абдина
ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (г. Абакан,
Республика Хакасия)
В статье рассмотрено одно из основных профессиональных качеств современного педагога — лингвокультурная компетентность. Лингвокультурная подготовка учителя особенно необходима для преподавания дисциплин искусствоведческих циклов независимо от формы обучения и категории учащихся. Для педагога дистанционного обучения изобразительному искусству детей с ограниченными возможностями здоровья данная компетентность является необходимым качеством для успешной коммуникации в поликультурной среде.
Ключевые слова: лингвокультурная компетентность, изобразительное искусство, дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями, языковая среда, культура, язык.
Абдина Раиса Петровна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник НОЦ «Проблемы эффективной коммуникации» ХГУ им. Н.Ф. Катанова; учитель Центра дистанционного образования ГБС(К)ОУ Республики Хакасия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Ш-ГУ видов», рабочий телефон: (83902) 22-34-82, е-таШ [email protected]
В настоящее время в условиях глобализации и социокультурных преобразований наиболее актуальной становится проблема подготовки профессиональных кадров для работы в полиэтническом, поликультурном обществе. Как отмечает С. Г. Тер-Минасова: «Когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха, как никогда остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур» [5]. Поэтому
профессиональное образование учителей на сегодняшний день предполагает не только общую теоретическую и методическую, но и специальную регионоведческую, этнокультурную подготовку. Только сочетание профессионального и общекультурного образования может быть важным гарантом подготовки компетентного специалиста, способного осуществлять обучение подрастающего поколения, в процессе которого ребенок приобщается к культуре своего народа и с уважением может ценить культурные ценности других этносов [4]. В связи с этим для педагога, реализующего образовательный процесс в поликультурном регионе, большое значение приобретает особый вид его профессиональной компетентности — лингвокультурная компетентность.
На сегодняшний день существует несколько определений понятия «лингвокультурная компетентность», но все они имеют общий стержень: это качество личности, способной понимать культуру другого народа с целью эффективной коммуникации с использованием языка этого народа в частичном или полном объёме [6]. На сегодняшний день лингвокультурная компетентность является необходимым качеством профессиональной деятельности современного педагога независимо от формы обучения. В последнее время наряду с традиционными формами обучения активно внедряются дистанционные, которые играют большую роль в модернизации образования и отвечают требованиям современной жизни. Использование современных информационных технологий в обучении способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, так как в процессе обучения активизируется работа одновременно обоих полушарий: левое полушарие привычно работает при традиционной форме обучения, а правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, активизируется при визуализации [2]. Если в недалеком прошлом дистанционные образовательные технологии применялись только для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей и для получения высшего образования, то сейчас они применяются и в рамках начального, и основного общего образования. Образовательную деятельность в рамках общего образования с использованием технологий дистанционного обучения на сегодняшний день осуществляют Некоммерческое партнёрство «Телешкола» и Центр образования «Технологии обучения». Проект дистанционного обучения «Телешкола» реализуется практически во всех городах и районных центрах Хакасии; по программам Центра образования «Технологии обучения» занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на домашнем обучении [3].
Как и любой учебный процесс, дистанционное обучение включает в себя все дидактические категории (цели, содержание, методы, организационные формы, средства, закономерности и принципы обучения), многие из которых такие же, как и при очном обучении. Подготовка педагога к занятиям в дистанционной форме зависит от специфики предметной области, которая диктует свои направления при его разработке. Дисциплина «Изобразительное искусство», связанная с постижением детьми основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства народов России, позволяет познакомить детей с культурным разнообразием страны, воспитать толерантное отношение к населяющим ее народам, поэтому необходимость лингвокультурной подготовки учителя здесь не вызывает сомнений. Дистанционное обучение изобразительному искусству имеет свою специфику, обусловленную тем, что основой обучения является практическая художественная деятельность учащихся, руководить которой педагог имеет возможность только словесно. Если при традиционном обучении учитель, помимо показа и объяснения, может принять непосредственное участие в художественной деятельности ученика (поправить рисунок, помочь вырезать,
приклеить и т. д.), то при обучении на расстоянии такой возможности нет. Поэтому, в процессе обучения детей, прежде всего, необходимы их сформированные пространственные представления, под которыми мы здесь понимаем знание пространственных характеристик объекта: форма, величина, взаимоположение составляющих его частей, расположение его на плоскости или в пространстве, а также понимание и использование соответствующей терминологии: одинаковые, различные, больший, меньший, горизонтально, вертикально, параллельно, справа, слева, между, над, под и т. д. [1].
На сегодняшний день по проекту дистанционного обучения детей-инвалидов в Хакасии занимаются 135 учеников из разных уголков республики, причем некоторые из них не владеют свободно русским языком. Поэтому у педагога, работающего с этими детьми и некомпетентного в области лингвокультурологии, могут возникнуть проблемы межкультурного и межъязыкового общения. Так, например, при руководстве практической деятельностью ребенка учитель использует следующую терминологию: расположи лист горизонтально, изобрази в центре листа, в левом нижнем углу добавь, две трети верхней части объекта закрась и т. д. Конечно же, у ребенка, плохо владеющего русским языком, при выполнении таких заданий могут возникнуть трудности, а учитель, в свою очередь, сделает ошибочные выводы о том, что у ребенка не сформированы пространственные представления. В связи с этим учителю необходимо тщательно готовиться к таким урокам, предварительно познакомившись с пространственной терминологией родного языка ребенка посредством словаря или при помощи родителей ребенка.
Порой бывает недостаточно знать перевод ключевых, часто используемых в работе слов, необходимо узнать и культуру, стоящую за этим словом. Например, работая с цветом, учитель предлагает ребенку-хакасу зеленым цветом закрасить нижнюю часть листа, ребенок, держа кисточку у палитры, затрудняется с выбором цвета. Учитель знает, что 'зеленый' переводится на хакасский язык как 'к]к', и говорит об этом ученику, тот берет синюю краску и закрашивает лист. У учителя могут возникнуть подозрения на дальтонизм у ребенка, хотя на самом деле и зеленый, и синий цвета переводятся на хакасский язык как 'к]к', а для их различия в хакасском языке используют дополнительные слова: для синего 'типр' — небо, для зеленого 'от' — трава.
Таким образом, лингвокультурная компетентность является профессиональным качеством современного педагога, необходимым для успешной коммуникации. Некомпетентность в этой области может нанести психологическую травму ребенку, и без того ограниченному в здоровье, и лишить его желания заниматься одним из доступных, любимых и увлекательных видов учебно-творческой деятельности.
Список литературы
1. Абдина Р. П. Особенности дистанционного обучения изобразительному искусству детей с ограниченными возможностями / Р. П. Абдина // Начальная школа плюс до и после. — 2013. — № 05. — С. 55-58.
2. Куприянова И. Н. Дистанционное обучение как средство развития высшего последипломного медицинского образования [Электронный ресурс] / И. Н. Куприянова, С. А. Чемезов // Медицина и образование в Сибири : сетевое научное издание. — 2010. — № 2. — Режим доступа : http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_fulLphp?id=416
3. Новому поколению — новое образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.internet-school.ru/teleschool/publications/843/ (дата обращения : 25.11.2012).
4. Подгорбунских А. А. Формирование лингвокультурной компетентности студентов
педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Подгорбунских. — Челябинск : ЧГПУ, 2012. — 26 с.
5. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : учебник для вузов / С. Г. Тер-Минасова. — М. : Слово, 2000. — 302 с.
6. Чернов Л. И. Лингвосоциокультурная компетентность и её формирование средствами усиления визуального компонента содержания занятий в ходе обучения иностранным языкам в ЛЦ «Глосса» [Электронный ресурс] / Л. И. Чернов. — Режим доступа : http://glossa-rzn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=35:kompetentnost&c atid=30&Гtemid=83 (дата обращения :13.01.2013).
LINGVOCULTURAL COMPETENCE OF FINE ART TEACHER OF DISTANCE EDUCATION AT CHILDREN WITH
DISABILITIES
R. P. Abdina
FSBEIHPE «Khakass state university n. a. N. F. Katanov» (Abakan, the Republic of Khakassia)
One of the main professional qualities of the modern teacher — lingvocultural competence is surveyed in the article. Lingvocultural training of the teacher is especially necessary for teaching the cycles of art disciplines regardless the form of education and category of pupils. This competence is necessary quality for successful communication in polycultural sphere for the fine arts teacher of distance education at children with health disabilities.
Keywords: lingvocultural competence, fine arts, distance education, children with disabilities, language sphere, culture, tongue.
About authors:
Abdina Raisa Petrovna — candidate of philological sciences, senior research associate
of SEC «Problems of Effective Communication» at FSBEI HPE «Khakass state university n. a.
N. F. Katanov»; teacher of the Center of distance education of SBS©EI of the Republic
of Khakassia «Special (correctional) general education boarding school of the III-IV types»,
office phone: (83902) 22-34-82,e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Abdina R. P. Features of fine arts distance education of children with disabilities / R. P. Abdina // Elementary school plus before and after. — 2013. — № 05. — P. 55-58.
2. Kupriyanova I. N. Distance education as development tool of the higher postdegree medical education [electron resource] / I. N. Kupriyanova, S. A. Chemezov // Medicine and education in Siberia: network scientific edition. — 2010. — № 2. — Access mode: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php? id=416
3. New generation — new education [electron resource]. — Access mode: http://www.internet-school.ru/teleschool/publications/843/ (address date: 25.11.2012).
4. Podgorbunskikh A. A. Formation of lingvocultural competence of students of pedagogical higher education institution: autoref. dis. ... cand. of ped. sciences / A. A. Podgorbunskikh. — Chelyabinsk: ChSPU, 2012. — 26 P.
5. Ter-Minasova S. G. Tongue and cross-cultural communication: textbook for higher education institutions / S. G. Ter-Minasova. — M.: Word, 2000. — 302 P.
6. Chernov L. I. Lingvosociocultural competence and its formation by intensifying the visual component of the occupational content during foreign languages training in LC «Gloss» [electron resource] / L. I. Chernov. — Access mode: http://glossa-rzn.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=35:kompetentnost&catid=30&Itemid=83 (date of the address:13.01.2013).