УДК: 81-119+304.3
Колесникова О.И., Королькова А.С. Лингвокреативные способы убеждения в медиакартине одного дня (на материалах СМИ о здоровом образе жизни)
Вятский государственный университет, Россия, Киров, kolesn2006@yandex.ru
Аннотация. Прагматика массово-информационного дискурса о стиле и образе жизни современного человека предполагает реализацию воздействующей целеустановки не только в стереотипных, но и в лингвокреативных знаках. Исследование медиадискурса и персуазивности как его категории позволяет обнаружить этноспецифичные средства выражения авторской интенции нестандартными знаками языка. Здоровый образ жизни в медиакоммуникации стал одним из ключевых трендов социокультурного развития. Репрезентация ментальных структур данного концепта в «медиакартине одного дня» разнообразна, но немногочисленна в ее лингвокреативной составляющей.
Ключевые слова: убеждение; лингвокреативность; прагматические средства; медиакартина дня; концепт; здоровый образ жизни
Kolesnikova O.I., Korolkova A.S.
Lingvocreative ways to Persuade in a Media picture of one day (on media materials about a healthy lifestyle)
Vyatka State University, Russia, Kirov, kolesn2006@yandex.ru
Abstract. The pragmatics of the mass-information discourse about the style and lifestyle of modern man suggests the realization of an impacting goal-setting not only in stereotyped but also in linguo-creative signs. The study of media discourse and persuasiveness as its category allows us to find ethnically specific means of expressing the author's intent with nonstandard language signs. A healthy lifestyle in media communications has become one of the key trends in socio-cultural development. The representation of the mental structures of this concept in the "media picture of one day" is diverse, but not numerous in its linguistic-creative component.
Keywords: persuasion; lingual creativity; pragmatic means; media picture of the day; concept; healthy lifestyle.
Введение
Приоритетная роль медиатекстов в современной культуре, образовании, саморазвитии личности, их значимость во всех без исключения сферах жизнедеятельности человека общепризнанна.
Эффективность познавательного контента и его влияния на медиапотребителя обеспечивается за счет соответствия транслируемых в нем концептов представлениям читателей о достоверности, которая в первую свою очередь зависит от логических способов репрезентации рационального, точного и объективированного в ясных и понятных адресату средствах языка знания.
В разнообразном медийном пространстве современных текстов о здоровье прагмастилистические качества вербализации концепта «здоровый образ жизни» определяют направления интерпретации смысла сообщения в сознании адресата, выполняя разные задачи, в том числе функцию самоидентификации. «Овнешнение» в вербальном тексте концептуально значимых признаков любого понятия связано с национально-культурным фондом знаний субъектов речи и ее понимания. А.А. Залевская подчеркивает, что «семиозис как нейробиологическая способность человека возможен только на основе взаимодействия тела, мозга и культуры», так как реализуется «под контролем правил, устанавливаемым сообществом» [Залевская 2018, с. 24].
Можно предположить, что специфика концептуализации здорового образа жизни в медиадискурсе заключается прежде всего в ее ценностно-ориентирующей направленности. Являясь одним из «культурно-обусловленных компонентов образов мира» носителя языка [Красных 2016, с. 314], такой образ жизни отражает миропонимание наиболее «прогрессивных» носителей своей культуры. Будучи прагматически нацеленными на личностно и в то же время социально значимый результат (осознание потребности в заботе о долголетии, положительных изменениях в здоровье), репрезентанты данного концепта имеют разнообразный характер по способу вербализации тех или иных когнитивных признаков объекта (как стандартных, стереотипных, так и неординарных).
Однако не совсем ясно, в какой степени столь конкретная и прагматически четко ориентированная предметная область в ее лингвистическом представлении может быть отмечена чертами персуазивности, приобретая яркие, выделенные в дискурсе черты. Неизбежен вопрос: используются ли в медиадискурсе речевоздействующие средства, призванные, в частности, повысить уровень доверия адресата к информации? Если да, то важно определить, как и в любом дискурсе, креативный потенциал вербализаторов концепта «здоровый образ жизни». Одним из способов получения данных является портретирование дискурса в рамках конкретного временного среза, например, при появлении новых сообщений в СМИ о путях к здоровому образу жизни. Полученная «медиакартина одного
дня», а точнее, выявленные в ней знаки лингвокультуры, позволит определить этнокультурные характеристики репрезентантов концепта. Таким образом, цель статьи - охарактеризовать вербальные средства, создающие «медиакартину одного дня» в российском массово-информационном дискурсе о здоровом образе жизни.
Для достижения поставленной цели был проведен дискурс-анализ материала оперативных информационных медиасообщений в электронных медиа в рамках одного дня (25 апреля 2018 года).
Здоровый образ жизни как этнолингвокультурный концепт Динамические когнитивные признаки концепта с точки зрения их модификации в постсоветском пространстве были рассмотрены в работе [Петкау 2015]. Ее автор определяет, что «здоровый образ жизни» включается в структуру более широкого понятия «здоровье», с которым находится в отношениях каузации. Сущностным признаком рассматриваемого компонента национальной концептосферы выступает «поведенческая деятельность человека по отношению к своему здоровью» [Петкау 2015, с. 6]. Вербализацию различных аспектов такой деятельности в рамках этнолингвокультурного исследования можно рассматривать как средство идентификации и узнавания обозначаемых предметов или явлений, связанных с ней.
Выявленные в процессе дискурс-анализа 99-ти новостных агрегаторов и сайтов СМИ факты подвергались когнитивному анализу для определения ведущих концептуально-семантических признаков исследуемого феномена. Опираясь на когнитивную основу, можно говорить о следующих понятийных составляющих концепта «здоровый образ жизни» (последовательность определяется по частотности в текстах СМИ в указанную выше дату):
• «ЗОЖ как социальное явление» с признаками «пропаганда здорового образа жизни, способы его осуществления, общегосударственная программа, социальное благополучие, социальная значимость здоровья» (47,3% всех фактов), например: Среди ключевых направлений в этой работе (в молодежной политике области - авт.) были названы - популяризация семейных ценностей, спорта и здорового образа жизни, патриотическое воспитание подрастающего поколения (РИА Новости).
• Улучшение физического состояния организма с признаками «занятия физической культурой, правильное чередование умственных и физических нагрузок»; «конкретные ежедневные действия: рациональное сбалансированное питание, чередование труда и активного отдыха, соблюдение правил личной гигиены, организация полноценного сна, закаливание, соблюдение режима дня»; «отказ от вредных привычек» (35,9%), например: Главное - грамотно
подходить к вопросу питания и тогда Вы убедитесь, что можно худеть комфортно, употребляя вкусную еду (Obozrevatel.ua).
• Нравственно-ценностные ориентиры человека как основа ЗОЖ с признаками «индивидуальная ответственность человека за состояние здоровья», «саморазвитие», «ЗОЖ как культурная ценность личности» (11,3%), например: говорить о вредных привычках и здоровом образе жизни никогда не рано. Такие занятия - ещё один важный и результативный вклад в то, чтобы сформировать у ребёнка ценность здорового образа жизни, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих» (Анапа Инфо).
• Меры по сохранению здоровья с признаками «активность», «сохранение здоровья», «охрана здоровья», «рачительное использование резервов здоровья» (5,5 %), например: Возникновение опасного заболевания можно предотвратить профилактической работой и здоровым образом жизни (Рязанские ведомости).
Таким образом, являясь этнокультурным феноменом коллективного сознания, исследуемый концепт репрезентируется, в основном, на уровне понятийно-логического осмысления, а его прагматическая реализация (убеждение) базируется на пропаганде идей (в том числе идеи о здоровой нации) и информировании общественности о заботе государства о гражданах и конкретных мерах по осуществлению социальной программы.
Лингвокреативная интерпретация концепта «здоровый образ
жизни» в медиадискурсе Статистический анализ полученных фактов свидетельствует о том, что идентификация значений компонентов ментального образования «здоровый образ жизни», в основном, не предполагает широкомасштабной лингвокреативной интерпретации. Тем не менее в рамках каждого из названных признаков обнаружен целый ряд случаев реализации в медиадискурсе прагматической задачи убеждения адресата в креативном ключе. К ним относятся прежде всего имена собственные - экспрессивные номинации мероприятий (акций, конкурсов, семинаров), выступающие как прагматонимы, то есть заголовочные наименования, привлекающие внимание адресата и стимулирующие желание присоединиться к активной деятельности. В медиакартине дня представлены:
- императивы: «Начни с себя» (фестиваль здорового образа жизни и саморазвития), «Выбери жизнь» (бесплатная горячая линия по лечению зависимостей);
- метафоры: «Тюменская область - территория здорового образа жизни!» (марафон), «Антитабачный патруль» (студенческое движение); «Марафон здоровья» (тема школьного урока);
- метонимические знаки: «зеленый» спортивный зал, «Праздник Клубники» (фестиваль «семейного досуга, здорового образа жизни, здоровой еды, появления первых ягод и фруктов»), возродить «рыбные четверги»;
- стихотворные фразы: «Папа, мама, я - спортивная семья» (городской конкурс), «ЗОЖ, привет! Вредным привычкам - нет!» (флешмоб);
- эмотивы: «Здоровым жить здорово» (городской конкурс театрализованных миниатюр);
- компрессивы: акции «На работу на велосипеде», «Сигарету на конфеты»;
- варваризмы, свидетельствующие о «приеме» инокультурных идей: площадки street-workout.
Если сравнить данные факты со стереотипными наименованиями (например: Такие меры предусмотрены приоритетным проектом «Формирование у россиян здорового образа жизни», всероссийский полумарафон «Забег», антинаркотический месячник «Здоровый образ жизни»), то очевидны следующие их качества, свидетельствующие о персуазивности репрезентантов концепта. Это прагматическая нацеленность на эффективность способов концептуализации феномена, диалогичность, субъективация, переход знака из номинативной сферы в речевоздействующую.
Медиакартину дня дополняет 1) такой характерный факт лингвокреативного осмысления, как оценочные номинации (бум фитнеса и здорового образа жизни), вошедший в моду в 1980-е годы «в качестве ответа на безудержное веселье 60-70-х с их обильным потреблением алкоголя и наркотиков»; 2) стереотипные эмотивы (В выходные дни на лыжной базе «Динамо» до самого вечера - полный аншлаг. / Неизвестно, какой эффект в таком состоянии дали бы воспоминания об алкогольном угаре); 3) алогичные смещения «70-е годы - это очень пьющее время. Сейчас молодежь занимается йогой и ведет здоровый образ жизни, а нам не повезло с нашими мужчинами).
Кроме того, на страницах блогов (например, Hvejournal, Аристократка, Fashion&Life и других) были собраны креатемы, в которых фиксируется субъективно-оценочное восприятие того или иного факта, связанного преимущественно со вторым по частотности признаком - «Улучшение физического состояния организма». В основном, это репрезентанты негативно-оценочного отношения, выходящие за границы стереотипного, по данным новостного контента, одобрения. Чересчур озабоченные физическими упражнениями
субъекты часто получают неодобрительную оценку в шутливой тональности: фитоняшки (©Фитоняшка - это девушка, следящая за своей фигурой и активно занимающаяся фитнесом, Афиша Саратов). Им противопоставляются бодипозитивные люди, бодипозитивщицы, то есть женщины, разделяющие идеи этого «бодипозитива». Таким образом, люди, увеличивающие свой вес и наращивающие массу тела, получают прямо противоположную стереотипной оценку. Отношение к вегетарианству репрезентируется усеченными номинациями веганы, веганство, вегонеудачники, люди с веганским телом, а также бананосипедист. Окказиональный глагол йогирует также показывает слегка насмешливое отношение к стремящимся к вечной молодости и здоровью субъектам.
Дискуссия
Как заметил А.В. Олянич, сопоставляя интерес к текстам в доинформационную и современную эпоху, если раньше текст «по большей части был ценен своей эстетической составляющей, то в наши дни вектор отношения к информации меняется в прагматическую и этическую сторону [Олянич 2014, с. 44]. Можно согласиться с исследователем, что сейчас, и особенно в когнитивной плоскости предмета данной статьи, текст важен как источник информации, «релевантной для получения выгоды и обеспечения выживания» [там же]: приведенное суждение, спроецированное в рамки нашего исследовательского материала, в конечном счете имеет буквальный смысл, проясняя прагматическую цель восприятия адресатом смысла текстов о здоровом образе жизни. Получение выгоды (здесь - знаний о способах обретения долгой и разумной жизни, как и знаний о способах выживания) превращается в самоцель читателя медиа. Важно отметить, что субъект, обращающийся к информации подобного рода, либо испытывает потребность в улучшении состояния тела, души и в целом -здоровья, либо, поддавшись моде, стремится не отстать от современных течений и остаться в «мэйнстриме». На уровне адресанта осознание данных прагматических мотивов адресата не могут не «задавать» лингвистические параметры текстов, сообщающих субъекту восприятия, как именно можно достичь желаемого результата. Информация должна быть подана точно, логично, доступно («доходчиво»). И действительно, в целом установленный факт преобладания рациональных способов передачи полезных, практически действенных знаний о путях самосовершенствования, приобретения соответствующего опыта адекватен изложенным задачам адресанта. Об этом свидетельствуют статистические данные лингвокогнитивного анализа текстов о здоровом образе (стиле) жизни и концептуально -семантический анализ их единиц. Однако другие наши исследования,
проведенные несколько лет назад на материале публичного делового (экономического) дискурса (см., например: [Колесникова, Козлова 2013], позволяют считать, что ключевые фрагменты «финансово-экономической картины мира», и особенно в кризисный период, в массовой коммуникации репрезентируются лингвокреативными средствами. Это подтверждает собранная нами методом сплошной выборки база языковых фактов из серьезных деловых журналов («РЦБ», «Финанс», «Бизнес-журнал» и т.д.) за 2008-2009 гг.
По наблюдениям исследователей, в процессе эволюции лингвокультурного концепта его семантическая структура усложняется: к понятийному содержанию концепта добавляются языковая и образная составляющая, «включающая культурно значимые символические и ценностные смыслы» [Воркачев 2014, с. 65]. Стратегия убеждения, в русле которой вербализуется «культурно отмеченный» смысл и реализуется персуазивность, ранее была названа нами прагмаэстетической стратегией. Было установлено, что для «усиления» своей позиции субъект выбирает средства, представляющиеся ему оптимальными. Такие средства являются продуктами языково-творческого реконструирования реальности и имеют черты вторичного семиозиса.
Осложненность способа выражения смысла, степень «завуалированности» подразумеваемого объекта и репрезентируемых в речевом сообщении когнитивных признаках концепта невысока. Известно, что чем выше этот коэффициент, тем сложнее операция по нахождению эквивалентной смысловой замены языковому знаку в сознании адресата медиадискурса. При пропаганде здорового образа жизни данный признак не релевантен. Однако установлено наличие эффективных речевых сигналов, активизирующих эмоциональный отклик у реципиента и апеллирующих к эстетико-речевой сфере рецептивного сознания, хотя еще один параметр - степень «насыщенности» текста эстетическими сигналами-креатемами - в новостном дискурсе также не отличается высоким показателем.
Итак, к информативной коммуникативной тональности (по типологии В.И. Карасика) даже в массово-информационном дискурсе о здоровом образе жизни сегодня «подстраивается» фасцинативная, свойственная речевому поведению, целью которого является получение удовольствия. Следующая характеристика этого вида отсылает скорее к художественному дискурсу: «фасцинативное восприятие сообщения представляет собой эстетическое переживание содержания и формы текста либо способа его презентации» [Карасик 2017, с. 78]. К примеру, фраза заголовка публикации Что такое вегетарианство и «с чем его едят»? (Young space) вызывает улыбку и «обещает» легкое и приятное
знакомство с новой и полезной информацией. Наложение смысловых векторов во фразеологизме обеспечивает коммуникативный успех (привлекает внимание, помогает осознать потребность в получении информации этого рода и влияет на решение эту информацию прибрести).
Если рассматривать креативный знак как рефлексив на какое-либо событие и, вслед за В.И. Шаховским, считать его «общественным комментатором и фиксатором» этого события [Шаховский 2016, с. 328], то следует признать, что применительно к медиадискурсу о здоровом образе жизни в официальных СМИ креатемы создают - на фоне нейтрального -положительно маркированное поле, оставляя носителя лингвокультуры в поле лингвкоэкологичности и убежденности в том, что образ жизни должен быть (не здоровым, а) счастливым. А счастье, как подчеркнул президент (по данным одного из медиатекстов), кроется в здоровье.
Заключение
Исследование показало, что лингвокреативные средства репрезентации концепта «здоровый образ жизни» в официальном массово-информационном дискурсе не отличаются частотностью. В силу их обращенности к этнокультурной памяти, фоновым знаниям и стереотипам, такие средства не создают ощущения регламентированности, принуждения, обязательности или императивности. Основываясь на доверии адресата к медиаисточникам, они ориентированы на адресата, его социокультурные потребности и активно привлекают к взаимодействию всех заинтересованных субъектов. Создание эмоциональной тональности дискурса нацелено на формирование положительного отношения адресата к конкретным действиям по оздоровлению социума.
Креатемы могут способствовать более эффективному восприятию информации о здоровом образе жизни благодаря формированию ментального стереотипа нестереотипными средствами языка. Влияя на интеллектуально-эмоциональную сферу личности адресата, лингвокреативные факты медиадискурса мотивируют его к здоровому образу жизни или предлагают адекватные оценки своего поведения. Креативный потенциал вербализаторов концепта «здоровый образ жизни» в массово-информационном дискурсе, по данным медиакартины одного дня, служит задаче единения усилий членов социума по преобразованию отношения каждого к своей жизни как к непреходящей индивидуальной ценности, которую можно сохранить общими усилиями.
Напротив, в блогосфере стереотипы имеют тенденцию к разрушению. Об этом свидетельствуют оценочные неологизмы,
особенно часто используемые в медиадискурсе для экспрессивной характеристики субъектов.
Список литературы
Воркачев С.Г. Семиотика лингвокультурного концепта и терминосистема лингвокультурной концептологии // Язык, коммуникация и социальная среда. 2014. № 12. C. 50-69.
Залевская А.А. Вопросы естественного семиозиса: монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018.160 с.
Карасик В.И. Коммуникативная тональность: типы и способы выражения // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2017. № 2 (18). С. 75-89.
Колесникова О.И., Козлова Е.А. Прагмаэстетическая стратегия убеждения в деловой прессе. Саарбрююккен, 2013. 227 с.
Красных В.В. Проблемы изучения и описания русского языка с точки зрения психолингвокультурологии // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 310315.
Петкау А.Ю. Концепт здоровье: модификация когнитивных признаков: по
данным газетных и рекламных текстов советского и постсоветского периодов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015. 27 с.
Шаховский В.И. Креатемы в модели языкового сознания русских // Вопросы психолингвистики. 2016. № 2(28). С. 324-334.
УДК: 81 '33
Комалова Л.Р.
Когнитивный образ предконфликтной ситуации в организационных условиях
Институт научной информации по общественным наукам РАН, Россия, Москва, genuinepr@yandex.ru
Аннотация. Целью представленного исследования является формирование модели коммуникативного взаимодействия в конфликтной ситуации, которая разварчивается в организационной среде. В ходе лингвистического анализа речи коммуникантов определяются содержательные и интенциональные составляющие конфликта.
Ключевые слова: лингвистические корреляты конфликта; конфликтная ситуация; межличностная коммуникация; речь.