Научная статья на тему 'Художественно-языковая компетенция как фактор лингвокреативности и коммуникативной эффективности будущего специалиста'

Художественно-языковая компетенция как фактор лингвокреативности и коммуникативной эффективности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
246
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ / ПРАГМАЭСТЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / КОНЦЕПТОСФЕРА / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / LINGO-ARTISTIC COMPETENCE / LINGUISTIC CREATIVITY / APPLIED ARTISTIC RESOURCES / CONCEPTUAL SPHERE / VOICE INFLUENCE / PERSUASION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козлова Елена Анатольевна

В статье рассматривается вопрос о формировании художественно-языковой компетенции как факторе лингвокультурного развития личности в целом и вербальной креативности в частности. Понятие художественно-языковой компетенции адресата речи предлагается трактовать как лингвокреативную способность индивида использовать эстетический потенциал языка. Прагмаэстетические речевые конструкции, используемые в убеждающей речи, признаются одними из наиболее эффективных при речевом воздействии, так как они обращены к эмоциональному и логическому восприятию одновременно. Автор говорит о необходимости приобретения актуальных навыков, необходимых современному специалисту, -убеждать и быть интересным лингвокреативным собеседником. Особое внимание уделяется анализу лингвокреативных способностей ребенка дошкольного возраста, школьника, студента. Описывается эксперимент проверки степени понимания лингвокреативного текста (отрывка стихотворения из школьной программы) студентами негуманитарного профиля. На основе полученных данных делается вывод о необходимости факультативных лингвокультурологических занятий и других форм эстетически значимой организации внеучебного времени современного студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lingo-artistic competence as a factor of aesthetic growth, linguistic creativity and communicative efficiency of future specialist

The article deals with the forming of lingo-artistic competence as a factor of personal lingo-cultural growth in general and of verbal creativity in special. The author demonstrates the efficiency of using speech in artistic mode by influence on right-brain cognitive mechanisms. The conception of lingo-artistic competence of the addressee of the speech is suggested to be interpreted as lingo-artistic capability to use aesthetic potential of speech. The applied artistic resources of speech reconstruction, used in persuading speech, are used to be one of the most efficient ways of verbal influence, being addressed to emotional and logical appreciation simultaneously. The author says about necessity of acquiring relevant skills, needed for modern specialist in order to persuade and to be attractive, linguistically creative interlocutor. Special attention is paid to analysis of linguistically creative capacities of a preschool child, of a schoolboy and of a student. The experiment is being interpreted, concerning the ability to understand lingo-artistic by the student of non-humanitarian profile (an extract from the poem of school program). According to this the author gives a conclusion about necessity of facultative lingo-cultural lessons as well as other forms of aesthetically important organization of free-time of modern student.

Текст научной работы на тему «Художественно-языковая компетенция как фактор лингвокреативности и коммуникативной эффективности будущего специалиста»

УДК 811.161.1

Е. А. Козлова

Художественно-языковая компетенция как фактор лингвокреативности и коммуникативной эффективности будущего специалиста

В статье рассматривается вопрос о формировании художественно-языковой компетенции как факторе лингвокультурного развития личности в целом и вербальной креативности в частности. Понятие художественно-языковой компетенции адресата речи предлагается трактовать как лингвокреативную способность индивида использовать эстетический потенциал языка. Прагмаэстетические речевые конструкции, используемые в убеждающей речи, признаются одними из наиболее эффективных при речевом воздействии, так как они обращены к эмоциональному и логическому восприятию одновременно. Автор говорит о необходимости приобретения актуальных навыков, необходимых современному специалисту, -убеждать и быть интересным лингвокреативным собеседником. Особое внимание уделяется анализу лин-гвокреативных способностей ребенка дошкольного возраста, школьника, студента. Описывается эксперимент проверки степени понимания лингвокреативного текста (отрывка стихотворения из школьной программы) студентами негуманитарного профиля. На основе полученных данных делается вывод о необходимости факультативных лингвокультурологических занятий и других форм эстетически значимой организации внеучебного времени современного студента.

The article deals with the forming of lingo-artistic competence as a factor of personal lingo-cultural growth in general and of verbal creativity in special. The author demonstrates the efficiency of using speech in artistic mode by influence on right-brain cognitive mechanisms. The conception of lingo-artistic competence of the addressee of the speech is suggested to be interpreted as lingo-artistic capability to use aesthetic potential of speech. The applied artistic resources of speech reconstruction, used in persuading speech, are used to be one of the most efficient ways of verbal influence, being addressed to emotional and logical appreciation simultaneously. The author says about necessity of acquiring relevant skills, needed for modern specialist in order to persuade and to be attractive, linguistically creative interlocutor. Special attention is paid to analysis of linguistically creative capacities of a preschool child, of a schoolboy and of a student. The experiment is being interpreted, concerning the ability to understand lingo-artistic by the student of non-humanitarian profile (an extract from the poem of school program). According to this the author gives a conclusion about necessity of facultative lingo-cultural lessons as well as other forms of aesthetically important organization of free-time of modern student.

Ключевые слова: художественно-языковая компетенция, лингвокреативность, прагмаэстетические средства, концептосфера, речевое воздействие, убеждение.

Keywords: lingo-artistic competence, linguistic creativity, applied artistic resources, conceptual sphere, voice influence, persuasion.

Понятие коммуникативной языковой личности и ее коммуникативной компетенции разрабатывают в когнитивной науке И. А. Стернин, М. Б. Бергельсон, О. А. Безнаева и другие. Со знаниями и умениями, составляющими коммуникативную компетенцию индивида, связываются прагматические механизмы, и в том числе механизм воздействия на адресата (в работе М. Б. Бергельсон). В структуре коммуникативной компетенции этот автор выделяет, во-первых, собственно языковые знания, «в терминах которых происходит коммуникация» [1]. Во-вторых, ее образуют знания о внешнем мире, связанные с принадлежностью индивида к той или иной группе, в том числе профессиональной («групповые, или «культурные», знания). В-третьих, выделяются коммуникативные умения, основанные на знаниях о коммуникативном поведении людей, «владение правилами, регулирующими коммуникацию» [2]. Коммуникативная компетенция включает в себя языковую и предполагает «рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов» [3]. В данной работе речь пойдет о художественно-языковой компетенции, которая является частью языковой компетенции и отвечает за способность человека воспринимать и воспроизводить выразительные языковые средства в любой коммуникации.

В результате психолингвистических исследований было установлено, что человек сначала овладевает правополушарными механизмами постижения мира, в основе которых лежит сходство, смежность предметов и явлений, и лишь потом приобщается к левополушарным [4]. По Т. М. Дридзе, существует сенсорное поле сознания, функция которого состоит в переработке поступающей через органы чувств информации и продуцировании образных представлений на ос-

© Козлова Е. А. , 2015

нове эмоциональных процессов: «Содержание сенсорного поля - чувственные образы и связанные с ним представления» [5]. Исследователи говорят о специальной образной памяти, которая способствует привлечению и усвоению новой информации «на фоне узнавания» - «для того чтобы выделить это новое, нужна память на старое» [6]. При этом происходит своеобразный «перевод на внутреннюю речь», чему помогает «полисемия языка, метафория и языковая общность говорящих, а также, конечно, смысловая уместность применения этих лексических замен в данном виде и отрезке текста» [7]. Эти базовые образы и составляют концептосферу [8], а по Н. И. Жинкину, универсальный предметный код. Эффективность использования языка в художественном модусе означает воздействие на правополушарные механизмы, при этом приводится в движение «целый комплекс ассоциаций, воспоминаний и эмоций, складывающихся в определенную картину, составленную из конкретно-чувственных образов предметов, явлений и свойств действительности...» [9].

Таким образом, со способностью субъекта переходить на эстетический словесный код связана лингвокреативность субъекта любого дискурса. Продуцирование же лингвокреативных знаков зависит от художественно-языковой компетенции носителя языка, которая «обусловливается его индивидуальными способностями, приобретается в деятельности и предопределяется творческими потенциями индивида» [10]. Понятие художественно-языковой компетенции введено в научный оборот О. И. Колесниковой, исследовавшей становление языковой способности на уровне понимания речи [11]. Мы рассматриваем художественно-языковую компетенцию, во-первых, как дискурсивную способность языковой личности творить и воспринимать оригинальные языковые конструкции и, во-вторых, как дискурсивный фактор убеждения. Сущностью лингвокреативной деятельности носителя художественно-языковой компетенции является, таким образом, переход от обыденных («рутинных», по В. З. Демьянкову) способов выражения мысли к креативным, нестандартным для той или иной сферы средствам. К последним можно отнести и эстетически значимые - своеобразные «сигналы эстетической информации», способные вызвать определенный перлокутивный эффект [12].

В каждый период развития языка существует своя парадигма, вырабатывающая собственные доминантные признаки художественности. Если в прошлые века доминировали признаки изысканности эстетической формы, декоративности (украшения), то для современной парадигмы характерны такие признаки, как парадоксальность, провокативность, процессуальность [13]. Нашему подходу ближе позиция Н. Б. Мечковской: под эстетическим в языке подразумевается такая творческая организация текста, которая обновляется, преобразуется с помощью художественного использования языковых ресурсов, например лексической и грамматической семантики, синтаксической структуры, звуковой организации речи, точного выбора старинных, диалектных или просторечных слов [14]. Понятие художественно-языковой компетенции адресата речи предлагаем трактовать как лингвокреативную способность индивида использовать эстетический потенциал языка.

В работе [15] нами уже исследовались лингвокреативные средства, являющиеся средствами убеждения в рамках прагмаэстетической стратегии публичного делового дискурса. Множественные примеры (нами было собрано 3000 фрагментов) показали, что субъекты делового дискурса, а именно представители деловой элиты, активно используют выразительные средства языка при актуализации точек зрения. В результате такой репрезентации речевые конструкции можно назвать убеждающими, так как, по мнению ученых, именно убеждение обращено и к эмоциональному, и к логическому восприятию и признаётся наилучшим способом речевого воздействия [16]. Таким образом, можно сделать предположение, что эффективное общение, эффективное выступление, творческие способности человека в целом обусловлены во многом именно художественно-языковой компетенцией. Способность убеждать и быть интересным, лингвокреа-тивным собеседником - это крайне актуальные навыки, необходимые современному специалисту практически в любой сфере деятельности. Именно поэтому необходимо обращать внимание на лингвоэстетическое развитие ребенка дошкольного возраста, школьника, студента.

В работах о развитии эстетического начала / художественно-языковой компетенции / уровне лингвокреативности дошкольников и школьников отмечается высокая степень развития лингвокреативности в детском возрасте и снижение ее у школьников в связи с повышением количества логических операций, увеличением «груза правил и стереотипов» [17]. При этом Т. А. Гридина отмечает, что наращивание языковых знаний и расширяющаяся речевая практика, несомненно, способствуют развитию ассоциативной связей и операциональных навыков, которые могут стимулировать проявление лингвокреативных способностей детей школьного возраста, поэтому и предлагает вводить факультативы по развитию вербальной креативности. По нашему мнению, «левополушарные перекосы» (перегруженность работы левого полушария) осо-148

бенно касаются современного студента, которому необходимо запоминать большие объемы информации и обращаться к научной литературе. Каким же образом получивший высшее образование специалист будет порождать креативные идеи и участвовать в убеждающей коммуникации? Насколько он к этому готов?

Такие предположения послужили основанием для проведения нами эксперимента, в ходе которого студентам экономического, инженерного, агрономического факультетов Вятской ГСХА (всего было опрошено 504 человека) предлагалась анкета с разными вопросами: простыми (возраст, место жительства и др.) и более сложными (какие, по-вашему, качества характера наиболее важны для человека) - всего 22 вопроса. Под номером 21 следовало задание - объясните, как вы понимаете эти строки:

На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость, Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить.

Отметим, что анкетирование проводилось с помощью компьютеров, чтобы исключить такой негативный фактор, как неразборчивость почерка. В результате опроса 243 респондента не ответили совсем; 148 - не поняли, о чем говорится в тексте (точнее, поняли по-своему); 56 человек показали частичное понимание. Только 57 студентов (11% из всех опрошенных) дали относительно правильные ответы, причем правильными мы считали даже такие как: «речь идет о механизации сельского хозяйства». Напомним, что вышеприведённые строки взяты из стихотворения школьной программы (С. Есенин «Я последний поэт деревни»).

Итак, можно сделать вывод о крайне низком уровне художественно-языковой компетенции современного студента негуманитарного профиля, что говорит о его неспособности воспринимать лингвоэстетические фрагменты и возможной неспособности самостоятельно их продуцировать. Учеными называются причины возникновения креативности в разных сферах речевой коммуникации. В поэтической - это потребность выразить внутренний мир, в научной - потребность найти новые пути исследования проблем, в разговорной - потребность в игре [18]. Причина возникновения креативности в деловом дискурсе - потребность убедить и произвести впечатление, «зацепить» [19]. Однако при отсутствии художественно-языковой компетенции само возникновение потребности не способно запустить когнитивные процессы и изобрести необходимую речевую конструкцию, так как нет самого когнитивного материала, нет необходимых ассоциативных связей и способности эти связи создавать и поддерживать.

В работе [20] представлен анализ исследования лингвокреативности детей из семей с разным социокультурным уровнем. Выяснилось, что дети из семей с высоким социокультурным статусом гораздо более склонны к креативности, «различаются как по степени склонности к инновациям, так и по "активному" отношению к языку». По мнению автора, такое явление объясняется тем, что в семьях с низким социокультурным статусом сами взрослые не используют нестандартных языковых выражений и не поощряют в этом детей, которые, в конце концов, «начинают воспринимать словообразовательные инновации как однозначно ошибочные языковые знаки, боятся их создавать и предпочитают промолчать, если есть опасения, что произнесенный языковой знак окажется не соответствующим узуальному» [21].

В свою очередь, нам хотелось бы указать еще на тот фактор, что в семьях с более высоким социокультурным уровнем детей стараются приобщать к чтению (чтение вслух), посещению филармонии, театра, совмещают языковое развитие с музыкальным (пение, актерское мастерство), записывают в различные развивающие студии, что не может, в конечном итоге, не отразиться на их общем и лингвокультурном развитии. Следует отметить, что в школах в связи с сильной загруженностью детей в рамках школьной программы и постоянной социальной и возрастной их адаптацией мероприятия, способные повысить уровень вербальной креативности и в целом улучшить культурное развитие, часто бывают неэффективными. Зачастую детям в театре гораздо интереснее просто общаться друг с другом, чем внимательно следить, например, за сюжетом театрального действия, оценивать оригинальные языковые комбинации воспринимаемого текста. Классическая музыка, особенно оперная, классические литературные произведения им пока еще «не по размеру»: слишком мал жизненный опыт. По нашему мнению, самое оптимальное

149

время для этого - время учёбы в вузе, когда индивид уже осознал себя как личность, но еще не имеет твердой духовно-нравственной опоры, склонен искать новые ощущения - прежде всего те, которые способны приносить удовольствие. Крайне важно в этот период помочь студенту осознать себя еще и языковой личностью (термин Караулова), научить использовать язык как средство когнитивного и коммуникативного творчества, средство самовыражения, средство получения эстетического наслаждения.

Примечания

1. Бергельсон М. Б. Прагматическая и социокультурная мотивированность языковой формы, дис. ... д-ра филол. наук. M., 2005.

2. Там же.

3. Клюев Е. В. Речевая коммуникация, Коммуникативные стратегии. Коммуникативные тактики. Успешность речевого взаимодействия. M., ПРИОР, 1998.

4. См., Дридзе Т. М. Сознание и текст II Психология и психоанализ рекламы I сост. Д. Я. Райгород-ский. Самара, Байрах-M, 2007. С. 193-203; Седов К. Ф. Нейропсихолингвистика. M., Лабиринт, 2007.

5. Дридзе Т. М. Указ. соч. С. 194.

6. Жинкин Н. И. Язык - речь - творчество. M., Лабиринт, 1998. С. 31б.

7. Там же. С. 323.

B. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2007.

9. Савранский И. Л. Функциональная роль ассоциативности II Психология и психоанализ рекламы I сост. Д. Я. Райгородский. Самара, Байрах-M, 2007. С. 204.

10. Колесникова О. И. Художественный модус языка и языковая компетенция ребенка, дис. ... д-ра филол. наук. Киров, 2006. С. 46-47.

11. Там же.

12. Колесникова О. И. Сигналы эстетической информации как факторы персуазивности в книжной рекламе II Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, науч. журн. 2014. № 4. С. 100-10B.

13. Рубцова Е. В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности, ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004.

14. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. M., Аспект-Пресс, 2000.

15. Козлова Е. А. Прагмаэстетические средства убеждающей речи в публичном деловом дискурсе, дис. ... канд. филол. наук. Киров, 2011.

16. Анисимова Т. В. Аргументация II Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика. M., Изд-во MTC^ 2004; Де Джордж Ричард Деловая Этика. M., Прогресс, РИПОЛ КЛАССИК, 2003; Сидоров Е. В. Онтология дискурса. M., Либроком, 2009; Хазагеров Г. Г. Партия, власть и риторика. M., Европа, 2006; Шелестюк Е. В. Речевое воздействие, онтология и методология исследования, автореф. дис.. д-ра филол. наук. Челябинск, 2009.

17. Гридина Т. А. Педагогическое образование в России. Лингвистика креатива - 2, коллективная моногр. I под общ. ред. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург, 2012.

1B. Карасик В. И. Рутинное и креативное общение, функции, типы, способы II Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2008. № 3. С. 112-11B.

19. Козлова Е. А. Лингвокреативность управленца. Киров, ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2014.

20. Доброва Г. Р. Креативность языковой личности в аспекте вариативного речевого онтогенеза. Лингвистика креатива - 2, коллективная моногр. I под общей ред. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург, 2012.

21. Там же. С. 44.

Notes

1. Bergelson M. B. Pragmaticheskaya i sociokul'turnaya motivirovannost' yazykovoj formy: dis. ... d-ra filol. nauk [Pragmatic and socio-cultural motivation of linguistic form: dis. ... Dr Philology]. M. 2005.

2. Ibid.

3. Klyuev E. V. Rechevaya kommunikaciya: Kommunikativnye strategii. Kommunikativnye taktiki. Uspeshnost' rechevogo vzaimodejstviya [Speech communication: Communicative strategies. Communication tactics. The success of the linguistic interaction]. M. PRIOR.199B.

4. See: Dridze T. M. Soznanie i tekst [Text and Consciousness] // Psihologiya i psihoanaliz reklamy -Psychology and psychoanalysis of advertising / comp. A. Ya. Raigorodsky. Samara. Bairah-M. 2007. Pp. 193-203; Sedov K. F. [Neuropsycholinguistics]. M. Labirint. 2007.

5. Dridze T. M. Op. cit. P.194.

6. Ginkin N. I. YAzyk - rech'- tvorchestvo [Language - speech - creativity]. M. Labirint. 199B. P. 31б.

7. Ibid. P. 323.

B. Popova Z. D., Sternin I. A. Semantiko-kognitivnyj analizyazyka [Semantic-cognitive analysis of language]. Voronezh. 2007.

9. Savransky L. I. Funkcional'naya rol' associativnosti [Functional role of associativity] // Psihologiya i psihoanaliz reklamy - Psychology and psychoanalysis of advertising / comp. A. Ya. Raigorodsky. Samara Bairah-M. 2007. P. 204.

10. Kolesnikova O. I. Hudozhestvennyj modusyazyka iyazykovaya kompetenciya rebenka: dis.... d-ra filol. nauk [Artistic mode of language and linguistic competence of the child: dis. ... Dr Philology]. Kirov. 2006. Pp. 46-47.

11. Ibid.

12. Kolesnikova O. I. Signaly ehsteticheskoj informacii kak faktory persuazivnosti v knizhnoj reklame [The signals of aesthetic information as factors of persuasively in book advertising] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta: nauch. zhurn. - Herald of Vyatka State University of Humanities: scient. magazine. 2014, No. 4, pp. 100-108.

13. Rubtsova E. V. Istorichnost' paradigm iskusstva i problema sovremennoj hudozhestvennosti: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Historical paradigms of art and the problem of modern artistry: abstract dis. ... Cand. of Philology]. Ekaterinburg. 2004.

14. Mechkovskaya N. B. Social'naya lingvistika [Social linguistics]. M. Aspect-Press. 2000.

15. Kozlova E. A. Pragmaehsteticheskie sredstva ubezhdayushchej rechi v publichnom delovom diskurse: dis. ... kand. filol. nauk [Pragmatic means of persuasive speech in public business discourse: dis. ... Cand. of Philology]. Kirov. 2011.

16. Anisimova T. V. Argumentaciya [The Argument] // Anisimova T. V., Gimpelson E. G. Sovremennaya delovaya ritorika - Modern business rhetoric. M. Publishing house MPSI. 2004; De George, Richard Delovaya Ehtika [Business Ethics]. M. Progress: Ripol KLASSIK. 2003; Sidorov E. V. Ontologiya diskursa [Ontology of discourse]. M. Librokom. 2009; Khazagerov G. G. Partiya, vlast' i ritorika [Party, power, and rhetoric]. M. Evropa. 2006; Shelestyuk E. V. Rechevoe vozdejstvie: ontologiya i metodologiya issledovaniya: avtoref. dis.... d-ra filol. nauk [Influence of speech: ontology and methodology of research: abstract dis.... Dr Philology]. Chelyabinsk. 2009.

17. Gridina T. A. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. Lingvistika kreativa - 2: kollektivnaya monogr. [Pedagogical education in Russia. Linguistics creativity - 2: collective monograph] under the general editorship of T. A. Gridina. 2nd issue. Ekaterinburg. 2012.

18. Karasik V. I. Rutinnoe i kreativnoe obshchenie: funkcii, tipy, sposoby [Routine and creative communication: functions, types, methods] // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta - Herald of the Irkutsk State linguistic University. 2008, No. 3, pp. 112-118.

19. Kozlova E. A. Lingvokreativnost' upravlenca [Psychological Manager]. Kirov. FGBOU VPO Vyatka State Agricultural Academy. 2014.

20. Dobrova G. R. Kreativnost'yazykovoj lichnosti v aspekte variativnogo rechevogo ontogeneza. Lingvistika kreativa - 2: kollektivnaya monogr. [Creativity of linguistic identity in the variable aspect of language acquisition. Linguistics creativity - 2: collective monograph] / under the general editorship of T. A. Gridina. 2nd issue. Ekaterinburg. 2012.

21. Ibid. P. 44

УДК 802.0:378.147

Н. Г. Козлова

Реализация принципов модульно-рейтинговой системы в процессе иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза (на материале НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления»)

В статье рассматриваются принципы модульно-рейтинговой системы, разработанной в НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления». Выделяются четыре группы принципов, классифицированные по следующим аспектам: план содержания модуля, план иноязычной речевой деятельности, план технологии обучения, план контроля. Описываются активные формы и методы обучения иностранному языку в данном учебном заведении. Обрисовывается современная ситуация владения иностранным языком абитуриентов в сравнении с установленными требованиями. Приводятся уровни изучения иностранного языка в академии на основе международных уровней для более эффективного обучения. Представляется подсчёт балла и рейтинга, где учитывается работа обучающегося в течение семестра, его письменные работы и результаты устного и письменного экзамена. Описываются разные формы организации устного экзамена. Даётся система оценивания письменных работ обучающихся.

In the article the principles of module and rating system that was developed in non-stated higher educational establishment "Togliatti academy of Management" are studied. Four groups of principles are distinguished and classified based on the following aspects: the plan of the content of the module, the plan of the foreign language speaking activity, the plan of the teaching technology, the plan of the testing. Active forms and methods of teaching a foreign language used in this university are described. The modern situation in using the foreign language by the uni-

© Козлова Н. Г.. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.