особенно часто используемые в медиадискурсе для экспрессивной характеристики субъектов.
Список литературы
Воркачев С.Г. Семиотика лингвокультурного концепта и терминосистема лингвокультурной концептологии // Язык, коммуникация и социальная среда. 2014. № 12. C. 50-69.
Залевская А.А. Вопросы естественного семиозиса: монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018.160 с.
Карасик В.И. Коммуникативная тональность: типы и способы выражения // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2017. № 2 (18). С. 75-89.
Колесникова О.И., Козлова Е.А. Прагмаэстетическая стратегия убеждения в деловой прессе. Саарбрююккен, 2013. 227 с.
Красных В.В. Проблемы изучения и описания русского языка с точки зрения психолингвокультурологии // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 310315.
Петкау А.Ю. Концепт здоровье: модификация когнитивных признаков: по
данным газетных и рекламных текстов советского и постсоветского периодов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2015. 27 с.
Шаховский В.И. Креатемы в модели языкового сознания русских // Вопросы психолингвистики. 2016. № 2(28). С. 324-334.
УДК: 81 '33
Комалова Л.Р.
Когнитивный образ предконфликтной ситуации в организационных условиях
Институт научной информации по общественным наукам РАН, Россия, Москва, genuinepr@yandex.ru
Аннотация. Целью представленного исследования является формирование модели коммуникативного взаимодействия в конфликтной ситуации, которая разварчивается в организационной среде. В ходе лингвистического анализа речи коммуникантов определяются содержательные и интенциональные составляющие конфликта.
Ключевые слова: лингвистические корреляты конфликта; конфликтная ситуация; межличностная коммуникация; речь.
Komalova L.R.
Cognitive image of pre-conflict situation in professional communication
Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences,
Russia, Moscow, genuinepr@yandex.ru
Abstract. The aim of the paper is to determine a model of communicative process within conflict cituation, deploying in the framework of professional environments. Linguistic analysis deduces content-informative and intentional components of the conflict.
Keywords: linguistic correlates of conflict; conflict situation; interpersonal communication; speech.
Межличностная коммуникация является базовым типом коммуникации в системе «человек - человек». На уровне межличностной коммуникации становится возможным проявить и локализовать конфликтный потенциал субъекта с наименьшим ущербом для него самого и для окружающих. Анализ речевой коммуникации на межличностном уровне взаимодействия в организационном контексте позволяет с большей точностью определить предмет конфликта в силу наличия ясных норм взаимодействия.
В докладе представлены результаты экспериментального исследования, направленного на решение следующей задачи: на примере речевого материала и данных опроса проанализировать речевое оформление предконфликтной ситуации (ситуация опоздания - использование провокационных техник).
Материалом для эксперимента послужили наблюдавшиеся в группе (до 20 человек) эпизоды естественного спонтанного (неподготовленного) общения на родном для информантов и для испытуемых (русском) языке, записанные в процессе учебного курса «Организационный конфликтменеджмент».
Методика исследования включала сбор и отбор речевого материала, разработку опросов, проведение перцептивно-слухового анализа отобранного речевого материала с привлечением группы испытуемых (аудиторов), экспертный анализ и сопоставление полученных данных.
Основанием для отбора звучащего материала (11 образцов речевой продукции информантов) послужила неоднократно повторяющаяся типичная коммуникативная ситуация, которая частотна как в организационном контексте, так и в повседневной коммуникации, - ситуация опоздания, в которой конфликтогенным
фактором является нарушение принятой в рамках учебного курса нормы «приходить на занятия вовремя».
В результате экспертного анализа экспериментального материала было выявлено, что информанты-студенты реагируют на информацию, эксплицированную в вопросах информанта-преподавателя, т.е. ориентируются на содержательный уровень сообщения адресанта.
Ведущей интенцией инициатора коммуникативного взаимодействия (информанта-преподавателя) является создание условий для проявления реакций отвечающих (информантов-студентов), второстепенной интенцией - получение речевого материала, вербальных реакций отвечающих. Отвечающие «откликаются» на второстепенную интенцию, предоставляют запрашиваемую информацию, разъясняют, дополняют ее, т.е. реагируют локально, не учитывая контекст, ситуацию в целом. Ведущая интенция спрашивающего не реализуется, основная содержательная линия ведущего не развивается, что может послужить точкой потенциальной конфликтности.
В качестве провокационного элемента информант-преподаватель использует прямую номинальную адресацию (обращение к незнакомому индивиду на «ты» / по имени и на «ты»). Однако информантами-студентами этот ход не воспринимается как провокационный.
Количественные данные свидетельствуют о том, что испытуемые при восприятии звучащей речи информантов (преподавателя и студентов) в основном обращают внимание на форму сообщения, т.е. на то, как говорится (53,83% ответов испытуемых). На втором месте показатели того, что внимание испытуемых останавливается на содержании сообщения вне его интерпретации, т.е. на том, что говорится (30,8%). В некоторых случаях фоновые элементы (4,8%) и использование местоимений «ты / вы» при обращении (4,8%) также привлекают внимание реципиентов. Меньше всего испытуемые концентрируют свое внимание на элементах, указывающих на прагматическую (ради чего говорится) составляющую вопроса или ответа (3,36%).
Большинство испытуемых (77,27% ответов) в качестве соответствующего ситуации ответа на вопрос: «Почему ты / Вы / вы опоздал(а)/и?» - отметили ответы информантов-студентов, содержащие указание причины опоздания. Испытуемые дали равное количество ответов (по 9,09%), в которых указывается причина опоздания, отмечаются определенные личные качества отвечающего, указание на причину опоздания предваряется этикетной формулой.
Количество ответов испытуемых, выбравших этикетную формулу в качестве соответствующего ситуации ответа на заданный вопрос, составило 4,54%.
Анализ ответов испытуемых в отношении их личного речевого опыта в подобных коммуникативных ситуациях соотносится с их представлениями о приемлемом речевом поведении в предконфликтной ситуации по поводу нарушения нормы «приходить на учебное занятие вовремя».
УДК 93/99:281.9:37.01
Костенко М.А.1), Староселец О.А.2), Шалабод М.Л.3) Духовно-нравственное воспитание в региональной системе образования как фактор формирования гуманитарной картины
мира обучающегося
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования,
Россия, Барнаул, 1 kma-75@mail.ru, 2 ostaroselec@yandex.ru, 3 altay@mail.ru
Аннотация. В статье характеризуются основные направления региональной системы духовно-нравственного воспитания школьников, выделены основные факторы формирования гуманитарной картины мира обучающегося, предложена модель гуманитарной картины мира
Ключевые слова: гуманитарная картина мира; региональная система образования; региональная инновационная площадка; основы религиозных культур и светской этики
Kostenko M. A.1), Staroselets O.A.2), Salabod M.L.3) Spiritual and moral education in the regional education system as a factor in the formation of the humanitarian picture
of the student's world
Altai regional Institute of advanced training of educators, Russia, Barnaul, 1 kma-75@mail.ru, 2 ostaroselec@yandex.ru, 3 altay@mail.ru
Abstract. The article characterizes the main directions of the regional system of spiritual and moral education of schoolchildren, highlights the main factors of the formation of the humanitarian picture of the student's world, and proposes a model of the humanitarian picture of the world
Keywords: humanitarian picture of the world; regional education system; regional innovation platform; fundamentals of religious cultures and secular ethics.